Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы

Светлана Сергеевна Шумал, 2009

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы менеджмента». В книге раскрыты теоретические основы менеджмента, его школы, функции, цели, принципы, а также методология формирования всей системы управления. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей

Оглавление

5. Технологические функции менеджмента

Эффективность работы предприятия зависит от слаженности технологических процессов организации. Степень слаженности и качества данных процессов в свою очередь зависит от работы аппарата управления, результатом которой являются управленческие решения.

Управленческое решение — это продуманное действие, следствием которого является осуществление какого-либо действия для достижения цели организации или воздержание от него.

Процесс принятия решений является достаточно трудоемким, т. к. он является одновременно наукой и искусством, требующим учета объективных факторов и чутья руководителя.

Управленческое решение должно удовлетворять следующим требованиям:

1) всесторонней обоснованности;

2) правомерности;

3) непротиворечивости;

4) своевременности;

5) обеспеченности ресурсами;

6) ясности и лаконичности.

От того, насколько грамотные решения принимаются руководителем, зависит успех организации. Но, т. к. данный процесс не лишен субъективизма, успех его принятия и реализации во многом зависит от сложившейся ситуации, под воздействием которой менеджером могут быть допущены ошибки или неизбежные потери.

Качество управленческого решения определяется на основе сравнения потерь и выгод, получаемых предприятием, а также дальнейшими возможностями его развития.

Значительное влияние на реализацию технологических функций менеджмента имеет также система коммуникаций.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени.

Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения аппарата управления и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависит оперативность и точность выполняемых заданий, а также разработка управленческих решений.

Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий ему быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии).

Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные — между сотрудниками одного уровня.

Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве.

Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение — как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики. Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, т. к. зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы.

Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления.

В настоящее время в России и во всем мире уделяется огромное внимание коммуникационным технологиям, т. к. их развитие происходит с огромной скоростью. Это связано еще и с тем, что ничто так не ценится в современных условиях, как оперативная и точная информация, которая определяет успех фирмы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я