Уроки и праздники жизни. Ненаучные мемуары

Светлана Сальцева

Так приятно заглянуть поглубже в себя, в истоки свои. Описать не строго научно, а с веселинкой, без хронологии. Ничего не придумывала, так и помню: с картинками-образами, фразами-афоризмами. Всех в судьбе считаю щедрыми учителями, с жизненными уроками мне. А праздники сама себе творила… Неунывающая уральская девчонка, выпускница лучших сельских школ, российских университетов, столичных академий. Рада искренне, что многое верно выбрала, своим сделала. И низкий поклон добрым людям…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки и праздники жизни. Ненаучные мемуары предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Уроки детства

1. Детство мое, постой. Погоди, не спеши!

Я всегда себя считала счастливой женщиной по жизни.

В детстве у меня была замечательная — полная детей (брат и двойняшки — сестры), — семья Мудрая, не по образованию, а от жизни, добрейшая интеллигентная мама, серьезный, заботливый, трудолюбивый, общественный лидер — руководитель серьезных общественных и государственных организаций и учреждений отец.

Еще была не просто разумная, но знающая церковнославянскую грамоту, читающая древние книги — молитвенники, и наизусть рассказывающая нам внукам всю Библию — бабушка… Ее заповеди были особенно весомы для всех. Мне кажется мой гуманный, семейный подход в любом деле проявляется именно от этого — от осознания принадлежности к такой мощной родове, клану родственников.

Этот образец дружных радостных людей в одной семье, которую невозможно ничем разрушить, всегда передо мной. Особый пример, образец женственности и силы духа — мама.

Мама сумела пронести через всю свою судьбу и нам, девчонкам заложить эту идиллию женского счастья только в семье, и заказала никогда не нарушать ступеней: невеста-жена-хозяйка дома. В жизни верность этих ценностей-законов я проверяю уже 40 лет, и никогда не было желания их нарушить!

Мама успела закончить в лихое военное время только курсы бухгалтеров, которые открыли тогда в колледже для девчонок—подростков. Детство и студенчество их окончилось очень быстро. Но она очень хотела стать учительницей, и детьми своими в семье применила весь свой талант и мечту на их воспитание. Все, что могла, делала для того, чтоб не ощущали мы, что оторваны от жизни городской, культурной.

В памяти сохранились традиции нашей семьи.

Каждое лето, например, мама планировала выезд на родину. Брала с собой двух деток — старших или младших, оставляла «на хозяйстве» соседскую бабульку и уезжала. Это выезды мы любили очень. Составляли заранее увлекательные программы посещения всех обязательных мест в любимой нашей Магнитке: музеев, гортеатра и кинотеатров, парков на левом и на правом берегу, стадиона. еще обязательно подходили к роддому, в котором я родилась. Стояли с мамочкой, рассматривали красивое здание лимонно-розового цвета, и душевно благодарили это место за участие в нашей судьбе.

И шопинг был, конечно, а как же без обнов. И купание на пляже и в баньках. И обязательные посещения всей маминой родни, с застольем, с воспоминаниями. Они ее очень любили, свою замечательную сестричку Настеньку, и три ее брата, и много двоюродных сестер и братьев. И сейчас мы тоже очень дружим всей нашей большой родной семейкой — мама заложила в нас этот общий дух взаимопомощи и дружбы.

Помнятся еще обязательные празднования дней рождения — и детей и взрослых. Со сценариями, предварительной подготовкой не только еды, но развлечений, игр, поздравлений — справлялись без аниматоров. И это было так прекрасно естественно! Все превращались в артистов — и дети, и взрослые. Папа составлял на ходу частушки на каждого присутствующего, мама умела быстро придумать любые интересные, веселые костюмчики для нашей роли в басне, песенке, сказке. Инсценировки, песни, акробатические этюды — чего только не было. Всегда было много гостей, их тоже из зрителей превращали в артистов, к их же неописуемой радости!

Пение наше мама нам, дочкам, никогда не запрещала, а только поддерживала — «Пойте, девочки, пойте, это ж не матершинные слова говорить». И дома, и в гостях, и в автобусах, и в машинах, и в поездах — ехали и пели! Столько текстов знали наизусть, — по темам: о природе, о родине, о березках, к каждому празднику — свои, военные, старинные, бабушкины, или про школу, про любовь, для папы, о маме, о сестренках. Братик запевал про маму: «К нежной, ласковой самой письмецо свое шлю…». Уже и мамы нет, и братика, а вспоминая их даты, продолжаем петь эти песни, ни слова не забылось.

Еще в семье приучали к трудолюбию, чистоте, аккуратности. Я была любитель носить воду из колодца. На коромыслах. Это уже в старших классах. Всегда мальчишки крутились, помочь хотели. Иногда отдавала ведра, но к дому подходила, — уже с коромыслом на плечах, чтоб мама не поругала, что лентяйка. Сестренки отвечали за посуду — любили ее мыть. А я не очень. Лучше пол махну, — чтоб быстро и много сразу успеть сделать. И результат налицо, а не по мелочи. Интересно! И сейчас любитель больших проектов. Грант — так на миллион. Учеба, так в столице. Звание, так профессор. Воо-он откуда корни — то растут!

А вот мамина любовь к бухгалтерии, цифиркам, отчетам и подсчетам доходов-расходов в семье во мне не очень-то проросла. Только через полвека своей жизни ощутила, что финансовой грамотности маловато, догоняю-изучаю в онлайн курсах! Зато бухгалтерами стали младшая сестреночка, и ее доченька, любимая моя крестница.

Да! А в проведении исследований да экспериментов в диссертациях — то я все равно включаю свою школьную любовь отличницы к математике и, наверное, дочки финансового работника. Так что гены — вещь упрямая.

Господи, как интересно, оказывается, вспоминать детство! И так много с высоты этих лет выглядит! И по-другому понимаются ценнейшая роль и значение для нас наших замечательных родителей и родичей-предков.

2. Как я тонула и всплыла

ОТТОЛКНИСЬ ОТ ДНА! ВЫНЫРНИ!

В детстве я тонула. По-настоящему. Не просто хлебнула воды, и задохнулась, а камнем пошла на дно.

Ужас был невероятный. Как сейчас вижу яркое летнее солнышко над головой, слышу гвалт ребятни по разным берегам небольшой, но глубокой речки. И себя вижу — как бы сверху, с облачка.

Я почти уже доплыла до противоположного берега. И вдруг устала. Не могу двигаться, плыть, стою на месте и чувствую, что меня затягивает вниз, и я опускаюсь в прохладную, а внизу ещё и холодную речную воду. И там очень глубоко и страшно. Для моего роста — метр с кепкой. Вот уже с головой погрузилась, и нечем дышать.

Крикнуть не могу — понимаю, что сразу же захлебнусь! Всё тело сковано, лечу солдатиком в какую-то пучину. Лихорадочно скачут мысли: «Тону! Не выплыву»! И вырастает самый умный вопрос девчонки 8 лет: ЧТО ДЕЛАТЬ»?

И, представляете, в этой детской головенке выстраивается ПЛАН-СТРАТЕГИЯ, что надо бы сделать, чтоб спастись!

Во-первых, вынырнуть, во-вторых, крикнуть, громко, чтоб услышали, в-третьих, постараться рвануться вперёд, потому что тот берег ближе, — осталось чуть-чуть до мелкого местечка.

Но как это сделать? И тут уж совсем чудеса: кажется, я услышала голос с небес: «Достань дно, оттолкнись и вынырни — пулей»! Это уже была ТАКТИКА в продолжение стратегии…

Так и сделала. Полетела, сгруппировавшись всем тельцем, но не вверх к небу, а глубже, — вниз, на самое дно… Стукнулась об него пятками и выскочила над водой. Заорала, что было сил, чтоб поверили — тону! Успела оглянуться и заметить-сфотографировать в сознании, что ко мне побежали — попрыгали старшие мальчишки. И поняв, что спасена, блаженно улыбаясь, поплыла в нужном направлении — к ним навстречу.

Потом все дружно и долго на меня орали, какая я балда, что переплывала речку в одиночку… Пятиклассник пытался оторвать меня от себя, потому что я от страха висела в обнимку у него на шее в одних трусах, а ему было стыдно перед другими мальчишками. Он же не понимал, что он совершил самый настоящий взрослый подвиг — спас жизнь Человека. То есть меня.

Сейчас, рассказывая эту историю моим клиентам, как мудрый и востребованный в сложных кризисных ситуациях семейный консультант, я делаю глубокомысленные выводы.

СРАЗУ 3 МОЩНЫХ, проверенных на собственном опыте, в условиях смертельной опасности, еще в детстве ВЫВОДА:

1. ПЛАН СПАСЕНИЯ всегда есть в твоей собственной голове (или в сердце?). Он — ЕСТЬ. ИЩИ его в себе!

2. ДНО — СПАСИТЕЛЬНО! Оно жёсткое, но устойчивое!! От него можно и нужно оттолкнуться и вынырнуть!

3. ДЕЙСТВУЙ, ДВИГАЙСЯ, ЗОВИ на помощь! Все ОБЯЗАТЕЛЬНО сбегутся, чтобы тебя спасти!

3. Как я училась во многих школах

В детстве я обучалась в самых обыкновенных сельских школах. Так получилось, что мамочка была родом из города Магнитогорска Челябинской области — промышленного центра Урала, славного своими металлургами и сталеварами с известнейшего в стране с 30 года легендарного комбината. А папа родом — из Оренбургской области, центра, в те времена, сельскохозяйственных столпов Урала. Вот в этом семейном гибриде (дружбе-борьбе культур города и деревни) получало становление и развитие мое образование.

Вот где оно закладывается, базисное начало профессуры! Во всяком случае и в те годы, и далее, где бы я не училась, важны были совсем не техническая и методическая оснащенность школ. Слов таких тогда я, ученица, не знала и не понимала. Главное было всегда, что в школе были интереснейшие — умные, грамотные, благожелательные люди, мои учителя. И очень мотивирующая к учению и самообразованию школьная и внешкольная атмосфера.

В первый класс я пошла к Маисе Владимировне — необыкновенной красавице и моднице. Терпеливейшей и влюбленной в своих учеников при ее — то юных годах и отсутствии собственных деток!

Учиться у нее было полной счастье, и я летала до школы и обратно прямо на крылышках и всегда с песенками. Конечно, была полной — «круглой», отличницей А дома, кроме меня, было еще трое детей, братик и двойняшки-сестренки, которых я тут же усадила-зачислила в нашу домашнюю школу, а себя назначила их учительницей и радостно и гордо превращалась в нее из ученицы после своих уроков. учительницу.

А еще именно в первом классе я получила первый педагогический опыт репетиторства. Я обучала ученицу 2 класса писать красивым почерком — по просьбе любимой учительницы. Так она так научилась писать, что различить мои и ее буквы стало невозможно! Как мы с ней радовались общей победе! Это был высший учительский успех!

Так моя жизнь превратилась в бесконечную радостную школу.

Вторая официальная школа в моей жизни называлась малокомплектной, потому что в небольшом селе было мало детей. Там в одном классе сидели на уроках ученики 1 и 3 класса, а во другой комнате дружно сосуществовали — 2 и 4. Так почему-то нас распределили. Один учитель умудрялся вести занятия одновременно для этих разных классов. Мне нравилось! Никакого неудобства я не ощущала. Напротив, было очень интересно заодно тайно выполнить задания 4 класса, потому что за 2 я их щелкала, как орешки. А еще меня часто привлекали помогать в соседний класс — доверяли работу с первоклассиками, пока учительница занималась с третьим классом. В общем, первичная профориентация и проба моих сил проходили «на ура»!

Директором был незабываемый Сергей Ильич. Очень добрый, грамотный и эрудированный. Если он проводил с нами уроки, мы были в восторге. Столько он находил интересных для нас приемчиков влюбить нас в арифметику, природу, литературу, У нас у всех и все при нем получалось только на пять! И он все время нас так хвалил, что все хулиганишки верили в свою гениальность. Здесь я получила уверенность, что именно таким и должен быть стиль общения с учениками — только ласка, доброе слово и улыбка поддерживают желание школьника все главки учебника изучить до корочки. Я очень любила учить все заранее, — до того, как наступал урок. И за месяц прочитывала все учебники, на которые отводился год. Это ж была прогрессивнейшая технология опережающего обучения, как я узнала потом студенткой в педвузе! Я ее сама себе изобрела и применила!

В конце 4 класса мы переехали всей семьей в большое село, и там была уже восьмилетка, школа более высокого уровня и ранга в районной иерархии. И она славилась очень умными учителями и успешными учениками. Особенно по математике. Здесь я решила, что лучше математики нет в жизни ничего. Но и все остальные предметы прекрасно отвечала на отлично.

Открытием дополнения к обучению была моя встреча с миром библиотеки. Книги я читала запоем вопреки запретам мамы, беспокоилась за зрение и даже, наверное, перегруз моих мозгов лишними знаниями. Так и приговаривала: «Да дай ты своим мозгам и глазам отдых»! Тогда я сердилась. А теперь я, представляете!? — то же самое говорю внукам про перегруз компьютерами, а мужу — телевизором!

Ну, а тогда, в детстве, я прочитанные за ночь под одеялом тома книг обсуждала, писала отзывы, оформляла каталоги с прекрасной подругой — Адой Сергеевной — библиотекарем, интеллигентнейшей полиглоткой, хранительницей великих тайн и богатств книжного мира. Сразу уловила она мою тайную трепетную страсть, отводила мне место в своем уютном кабинетике, чтоб никто не отвлекал меня от улетного погружения в новую книгу. Папа однажды воспользовался этой моей дикой любовью. За то. Что мы с братом тайно выстригли мне челку, потому что у всех в классе они были, а я одна осталась старомодная. Он анказал меня страшным образом — запрети ходить вбиблиотеку месяц! Я так рыдала, что он испугался, и снизил срок до 2 недель. Сдался на уговоры ма

В конце восьмого класса папу опять перевели на новую должность в другое село. На мое счастье и радость мамы здесь была десятилетка, чтобы мне не уезжать из дома в интернат. Переживания были в другом — это была весна, конец учебного года в 8 классе, да еще и перед первыми экзаменами. Но я справилась, собралась с силами, и все произошло наилучшим образом, благодаря моим новым замечательным учителям и крепким познаниям от прошлой учебы.

4. Как я страдала — ожидала…

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ — ПРОНИЗЫВАЮЩЕЕ ЧУВСТВО. ИМЯ — ЮРА

Я постоянно учусь. Всегда на отлично выполняю все домашние работы.

Однажды на тренинге я получила новое задание — написать про первую любовь.

И поняла, что помню её все свои 50 с лишним лет.

Удивилась: это ж надо, чувства не исчезают.

И ещё дают урок для будущего.

Его звали Юра, 4 класс.

Любил, скорее, он меня, чем я его. И открыто это показывал.

Дергал за косу, толкал «нечаянно» и срочно убегал.

Главный его подвиг — прочитал мне в уголочке около окна,

Чтоб учителя, и одноклассники не засекли,

Свои стихи: «Светка-Светланка, ты моя, а не чужая, я люблю тебя»…

Я была в шоке, что он как поэт, а я как его невеста.

Сердечко замирало, хотелось продолжить встречи.

Вскоре они уехали всей семьей жить далеко, на Украину.

Его друг накануне вызвал меня на тайное свидание — Юрка хочет проститься.

В час разлуки было не до стихов.

Глаза слезились, молчали, мямлили: всего хорошего.

Он это предвидел заранее.

Заготовил записочку. «Я тебя не забуду».

Сунул ее мне в руку и ушел, чтоб не видела его горя.

Позже было письма два — три.

Ни о чем, без стихов.

Расстояния и годы делают свое дело. И почему помню его имя?

Почему сладко замирает сердце?

А на тренинге так и говорят — вспоминайте первую любовь.

Поймите, что впечатление первой встречи, первого инсайта — на всю жизнь.

Задание тренера я отлично выполнила.

И пришло осознание-урок из прошлого для настоящего:

В онлайн-бизнесе, с клиентом, все точно так же.

Влюбляетесь или вы, или он.

Любовь бывает или взаимная, или ответная, или просто удивляющая,

Когда наблюдаете со стороны.

Всё равно это уже частица вашей жизни.

Зачем-то вас небеса свели в этом месте в этот час.

Так будьте всегда готовы к этой встрече!

И разумом, и сердцем, и ответной реакцией.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки и праздники жизни. Ненаучные мемуары предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я