Тунн-Гусс

Светлана Савиных

Повесть «Тунн-Гусс» из той же вселенной, что трилогия «Макросы» и повесть «Дрим-аут». Она о сотрудниках некой конторы, занимающейся изучением странных явлений, которые могут иметь как земное, так и внеземное происхождение. Герои находят в глухой тайге старинный артефакт, который связал прошлое, настоящее и будущее их судеб.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тунн-Гусс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Когда подъехали к хребту, уже спускались сумерки, такие сиренево-розовые, тихие, с легким эхом гукающей совы и падением шапок снега со склонившихся под их тяжестью елей.

Никого кругом не было видно, но я прихватил с собой спутниковый навигатор и вывел на него программу, которая обслуживает монитор, установленный на чердаке приюта «Лось». Это не я такой умный, а Игорь. Он мне всё показал и научил — вдруг пригодиться. Ну вот и пригодилось. Смотрю на экран и вижу, как начали, на том месте, где мы стоим, появляться фиолетовые точки, делясь и множась.

Услышал шум приближающихся снегоходов. Подъехали Тугай, Игорь и молодой парень на лыжах. Он поздоровался и представился Ильей. Понял, что это сменщик Павла. В свою очередь Павел то же поздоровался и представился ребятам.

Я посмотрел на экран и увидел вторую волну множащихся фиолетовых точек. Теперь она шла похоже от ребят. Игорь тоже внимательно смотрел на экран своего навигатора и что-то там делал с изображением. Тугай подошёл ко мне.

— Мы только выехали с приюта, заприметили волну фиолетовых точек из этого места. Правда не знали, что она от вас. Когда уже подъезжали, увидели, что и от нас такая же волна точек пошла. Ждали, что увидим здесь много народа, как обещал Илья, а тут только вы.

— Я тоже ждал, что когда точки появятся — то увидим людей. Мне так Павел обещал. Ничего.

— Павел, почему здесь больше никого нет?

— Рано ещё, общая зеленая волна не пришла.

Тугай заметил маленькую чёрную фигуру высоко на склоне хребта. Показал мне рукой. Схватился за сердце.

— Ой.

— Что случилось?

— Не знаю, что-то сердце защемило. Такое чувство, что словно в детство провалился и вижу отца, возвращающегося с охоты.

Фигурка человека довольно быстро приближалась, опытно лавируя на лыжах по склону хребта.

Тугай бросился навстречу этой фигуре, увязая в снегу, задевая деревья, откуда на него шапками валился снег. Две заснеженные фигуры остановились. Между ними было не больше десяти метров, но похоже они вдруг испугались их преодолеть: так трудно поверить, что можно через столько лет встретить того, кто казалось был потерян навсегда.

Наконец они двигались навстречу друг другу, а я заметил, что с небом происходит что-то странное. До этого момента была низкая облачность и шёл небольшой снег, а сейчас словно кто-то начал скручивать облака в рулон, как ковер, от хребта в нашу сторону. Небо очень быстро стало чистым и прозрачным, усыпанное далёкими звездами. Заполыхало, словно стяги, северное сияние. Послышался протяжный звук, словно ударили в огромный шаманский бубен: Тун-н-н-н.

Затем, словно зазвенели металлические пластины по краям бубна: Гус-с-с. И зеленая волна хлынула, словно цунами с хребта, навстречу нам. Меня охватило какое-то радостное чувство, будто на меня обрушился ветер, с океанского простора, и я как парусник летел ему навстречу, раздув паруса, пренебрегая той опасностью, которую он может таить.

Зелёная волна мчалась по склону с бешенной скоростью, словно снимая невидимую завесу, открывая для глаз фигурки людей. Их было много: кто ехал на лыжах, кто на собачьей или оленьей упряжке, лишь некоторые спускались пешком, увязая в снегу.

Тугай подвёл к нам отца и представил. Отметил, что они очень похожи, да и примерно одного возраста. Впервые видел Тугая таким открытым и с улыбкой на лице, словно это был не взрослый мужик, а ребенок. Да и у его отца слезы стояли в глазах, не смотря на их достаточно суровое выражение. Он сказал, что нет времени — надо скорее дойти до провала.

Игорь запустил, предусмотрительно взятые с собой, беспилотники. Они быстро обнаружили провал и мы, вскочив на снегоходы, последовали туда. Пока ехали, Игорь умудрился запустить их в туннель и дать им автономное задание на обследование и сканирование его ближайших километров. Мы пока не представляли его размеры, поэтому Игорь и проявил такую осторожность, отправляя аппараты в разведку.

Подъехав к провалу, поняли, что даже не представляли величины этого сооружения. В провал, образовавшийся от падения стены тоннеля, можно спокойно было влететь не то что беспилотнику, а и обычному пассажирскому самолету. Кстати стены тоннеля действительно были построены из кирпича, только очень большого: длиной около метра, высотой и шириной около полуметра. Мы спустились вниз по веревочной лестнице, приготовленной отцом Тугая и, в целях безопасности, стали продвигаться вдоль стены.

Я заметил, что через ровные промежутки, примерно десять шагов, из стены торчали металлические крюки. Посвятил фонариком, чтобы его рассмотреть. Крюк был похож на большой загнутый медный гвоздь с примятой шляпкой и торчал из стены примерно на пять сантиметров. Подумал, что к такому крюку могли привязывать животных. Над крюком обнаружил на стене какие — то выдавленные в кирпиче знаки. Они больше походили на буквы и цифры. У каждого следующего крюка знаки были чем-то похожи, а в чем-то отличались. Чувствовалась в этом последовательность. В свет фонарика попала огромная колонна, поддерживающая своды потолка. Я привязался страховочной веревкой к ближайшему крюку: это на крайний случай, если пол провалится, и двинулся в сторону колонны. Все остановились, подсвечивая фонариками мне дорогу.

Подошел к колонне. Размеры её были гигантскими: чтобы её обойти по окружности, мне пришлось сделать одиннадцать шагов. Высоту её мне было бы трудно определить, потому что не хватало света фонаря. Беспилотники обследовали её ещё до нас и поэтому мы знали её точную высоту: пятьдесят четыре метра. Потрогал её поверхность: она была шероховатая, вроде каменного монолита. В свете фонаря попали выдавленные как над крюками знаки. Они шли на одной высоте по всему периметру колонны. Мелькнула догадка. Достал навигатор, вернулся к крюку, к которому был привязан. Сделал снимок выдавленной надписи на стене, вернулся к колонне и обошёл её в поисках чего-то похожего. Нашёл. На колонне были выдавлены похоже точно те же знаки, что и над крюком. Поверхность колонны была покрыта достаточным слоем пыли, чтобы исключить ошибку, решил протереть рукой знаки. Прикоснувшись к знакам, почувствовал, что они теплые и слегка вибрируют.

Вдруг недалеко от провала, в стене, открылась большая дверь, вошёл человек, в руке у него был зажжённый факел, которым он сделал круговые движения в воздухе. Стены тоннеля стали светлеть, словно их включили изнутри. Они стали желтыми, и казались теперь не каменными, а сделанными из матового стекла, или янтаря. Человек шёл в нашу сторону. По мере приближения его к нам, стало понятно, что это шаман: обрядовая одежда, шторка на глазах и огромный бубен с колотушкой, висевшие за спиной. Он никак не отреагировал на наше присутствие. Подойдя к крюку, к которому была привязана моя веревка, привязал к нему конец ремня, который был намотан у него на поясе. Затем он двинулся к колонне. Он подошёл ко мне вплотную и задел те знаки, которые задел я, перед его появлением. Всё это произошло так быстро, что я только при его приближении осознал, что это не живой человек, а лазерная голограмма. Проведя рукой по знакам, он достал из-за спины бубен и ударил колотушкой по нему: Тун-н-н.

Казалось весь тоннель вторил ему, отзываясь эхом в пустоте. Стены погасли, стало опять темно. И в этой темноте возникли множество светящихся квадратов, похожих на окна. Они были яркие, четкие, как огромные мониторы компьютера, зависшие над полом, и в каждом из них что-то происходило: вот стоянка какого-то племени, вот войско кочевников идет походом, вот одинокий охотник в тайге, а тут женщина укачивает меленького ребенка, ну и ещё что-то там… я не успел всё рассмотреть. Шаман шагнул в окно, где была женщина с ребенком и оказался рядом с ней. Коснулся её головы рукой, и она похоже сразу заснула, он взял у неё ребенка и вернулся обратно в тоннель. Прижал ручонки ребенка к колонне, и они красными следами отпечатались на её поверхности. Шагнул обратно в окно и положил ребенка около матери, коснулся её головы рукой и вышел из окна в тоннель. Видно было как женщина проснулась и подобрала ребенка с пола и продолжила его укачивать. А шаман тем временем опять ударил в бубен: Тун-н-н.

Окна пропали, но появилась большая голографическая карта звездного неба. Он направил колотушку в одну из точек этой карты. Она детализировалась. И я узнал солнечную систему. Он ещё раз ткнул колотушкой в карту, и увидел Землю. Он некоторое время смотрел на неё, словно что-то разглядывал. Затем потряс бубном: «Гус-с-с» отозвались в пустоте тоннеля металлические тарелочки по краям бубна. Все голограммы пропали. Шаман отвязал от крюка ремень, намотал его обратно на пояс, взял горящий факел, который лежал на полу, и вышел из тоннеля тем же путем, что и пришел, закрыв за собою дверь.

Рванул к Игорю.

— Записал?

— Да. Ещё и сверху беспилотник сделал дубль, чтоб картина была более понятна. Но надо всё обработать.

Тугай с отцом, не говоря ни слова рванули в направлении двери, через которую ушёл шаман.

— Идите сюда. Мы её нашли.

Я скорее отвязал веревку от крюка и побежал к месту, куда ушёл шаман.

Действительно в стене тоннеля была дверь. Она была необычна тем, что была тоже каменная, а может стеклянная. Честно говоря, не берусь утверждать уже ничего о материале, из которого сделаны стены, колонны и дверь в тоннеле, поскольку видел их странную трансформацию.

У двери не было ни замочной скважины, ни ручки, ни дверных петель. Это был утопленный примерно на десять сантиметров в стену монолитный прямоугольник, по периметру которого были такие же знаки, что и над крючками, и на колонне. Отыскал в навигаторе изображение значков, запустивших голограмму, и стал искать такое сочетание по периметру двери. Оно было в правом верхнем углу. Затаив дыхание, провёл рукой по нему. Ничего не произошло. Ещё раз провёл — ничего. Вдруг до меня дошло, что вход и выход должны отличаться последовательностью знаков. Стал искать последовательность знаков наоборот. Это как игра: вход — 1234, выход — 4321. Знаки оказались в нижнем правом углу. Потер их рукой и на всякий случай отступил. Дверь двинулась наружу и отошла в сторону. Выглянул. Обычный зимний пейзаж, который мы оставили за спиной, спускаясь в тоннель. Отец Тугая показал рукой на часы, намекая что время наше заканчивается. Мне показалось, что мы пробыли в тоннеле не больше получаса, а на самом деле почти 24 часа. Когда ребята вышли, закрыл дверь в тоннель. Сделал шаг в сторону, и она пропала из глаз, сделал шаг к ней, и она появилась. Хорошая маскировка. Но теперь мы знаем её координаты и всегда сможем найти.

Вернулись к провалу, где оставили снегоходы. Они были на месте — значит мы никуда не переместились ни во времени, ни в пространстве. Голова шла кругом от увиденного за сегодняшний день. Доехали до места, где встретили волну. Один за другим люди уже начали исчезать — время волны заканчивалось. Ещё минута, и склон хребта стал таким же как раньше: тихим, безлюдным, пустынным.

— До свиданья — это были последние слова отца Тугая перед исчезновением.

— Через неделю увидимся — эхом отозвались Павел и Илья, растворяясь в воздухе.

Игорь посмотрел по сторонам.

— А кто-нибудь заметил ребят из археологической экспедиции. Почему они к нам не присоединились?

— Отец сказал, что они не каждый раз с волной появляются. Может будут со следующей.

Вернулись в приют усталые, голодные. Но вместо того, чтобы готовить ужин, Игорь отправился на чердак обрабатывать отснятые материалы. Тугай пошёл менять аккумуляторы на снегоходах и приводить их в порядок. Поэтому на кухню отправился я. Разогрел банки с тушенкой и гречневой кашей, вскипятил чай и позвал ребят ужинать. Все быстро поели и разбежались по своим делам. Убрал все со стола, разложил большой лист бумаги, положил на него навигатор, вывел заснятые изображения над столом и стал их рассматривать со всех сторон. На лист бумаги стал заносить данные с изображений. В плоскости, на бумаге, всё выглядело немного иначе, чем в пространстве. Было похоже на то, что мы обошли зал по периметру, вокруг столба, а записи на столбе совпадали с записями на стенах. А мне казалось, что в тоннеле мы шли, сворачивая в ответвления от главного зала, а не по кругу. Заснятые на стенах знаки записал на бумаге столбиком, пытаясь уловить что-нибудь знакомое. Удалось определить те, которые были на месте обрушившейся стены. Запустил в навигаторе программу их поиска. Подобные знаки были найдены в трех могилах на севере Монголии. Идентифицировать их с какой-либо известной народностью тогда не удалось. Предположили, что это вероятно пранародность из доманжурских эпох. При вскрытии могил обнаружили хорошо сохранившиеся мумии двух мужчин и женщины. Все они были шаманами. На это указывала их одежда, шторки на лицах, бубны с колотушками, ну и прочие предметы, лежащие рядом с ними. По легенде местного население, эти могилы надо обходить стороной: они забирают людей и те уже никогда не возвращаются обратно. Жители близлежащего селения устроили бунт и потребовали археологическую экспедицию всё оставить на месте, а могилы их закопать — иначе быть беде. Могилы закопали, предварительно, сделав только фотографии и описание найденного. Материалы экспедиции затерялись в архивах и поэтому сохранились только краткие записи отчета, где фигурировали данные знаки.

Было уже поздно, голова раскалывалась от усталости и множества вопросов, возникших по ходу работы. Дотащился до кровати и буквально рухнул спать. Уже сквозь сон слышал, как спустился с чердака Игорь и вернулся с улицы Тугай.