Учебник для преподавателей и мастеров ногтевого сервиса

Светлана Попова

Данная книга предназначена для преподавателей и мастеров ногтевого сервиса в качестве теоретического пособия. С целью расширения теоретических знаний и расширения кругозора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник для преподавателей и мастеров ногтевого сервиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

СанПин

Организация и оснащение маникюрного кабинета должно соответствовать СанПиН 2.1.3678—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги Дата вступления в силу: 01.01.2021

Требования к устройству и оборудованию помещений (приведу некоторые пункты касаемые именно маникюрного кабинета)

1. Для стерилизации и дезинфекции инструментов должно быть выделено помещение, либо специальное место, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды.

2. Допускается размещение отдельных рабочих мест для маникюра в помещениях общественных зданий, в том числе торговых центров, при соблюдении гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата.

3. Допускается совмещение в одном изолированном кабинете площадью не менее 9м2 при совмещении выполнения услуг маникюра и педикюра при условии организации одного рабочего места мастера маникюра-педикюра. Таким образом услуга маникюр-педикюр в 4 руки оказывается вне закона, поскольку, согласно новым правилам СанПиН, маникюр и педикюр на одном рабочем месте выполняется только последовательно.

4. Рабочие места оборудуются мебелью, позволяющей проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами.

5. Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора.

6. Допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания.

7. Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья — емкостями с крышками, покрытие которых позволяет проводить их мытье и дезинфекцию.

8. На рабочем месте допускается хранение парфюмерно-косметической продукции, используемой в течение рабочей смены, с учетом соблюдения требований к условиям хранения, указанным в инструкции по применению.

9. Поверхности полов, потолков, стен и мебели должны иметь гладкие текстуры, чтобы их удобно было обрабатывать дезинфицирующими средствами и проводить влажную уборку. Также поверхности не должны иметь дефектов и повреждений, в том числе следов поражения грибком и протеканий.

10. Ежедневно проводить дезинфекцию следующих поверхностей: пол, стены, мебель, все без исключения оборудование и инструменты (если они хранятся не стерильно упакованными с указанной на них датой стерилизации. Ведение журналов предстерилизационной очистки и стерилизации допускается не только в бумажном виде, но и в электронном.

10. Необходимо оборудовать рабочие места местным и общим освещением.

11. Вентиляция маникюрного кабинета осуществляется общеобменной вытяжкой по верхней и нижней части помещения, а приток воздуха осуществляется в верхнюю зону рассредоточено. Коэффициент соотношения воздухообмена — 3 вытяжки к 2 притока воздуха для рабочего зала.

12. Кабинеты оказания различных услуг необходимо размещать в раздельных комнатах. Так, между парикмахерской зоной и маникюрной должна быть стена.

Охрана труда и техника безопасности мастера по маникюру

Инструкция по охране труда для маникюрши

(Источник: Сайт компании «Актион» Охрана труда. Актуальная редакция на 18 января 2023г с учётом Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 772н)

1. Область применения

1.1. Требования охраны труда, изложенные в настоящей Инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу маникюрши.

1.2. Настоящая инструкция по охране труда разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также: результатов специальной оценки условий труда; определения профессиональных рисков и опасностей; анализа результатов расследования травмирования.

1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно для всех работников при выполнении должностных обязанностей независимо от их категории, квалификации и стажа работы.

2. Нормативные ссылки

2.1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2.2. Приказ Минтруда «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» от 29.10.2021 года №772н.

2.3. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 №1/29.

2.4. Приказ Минтруда от 09.12.2014 №997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

2.5. Приказ Минздрава от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

2.6. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 №290н.

2.7. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства от 16.09.2020 №1479.

2.8. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 04.05.2012 №477н.

3. Общие требования охраны труда

3.1.1. Работнику необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

3.1.2. К самостоятельной работе маникюршей допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы, прошедшие предварительный и периодический медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к допуску на работу.

3.1.3. Работник при приеме на работу проходит вводный инструктаж. Перед допуском к самостоятельной работе он должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте, инструктажи по пожарной безопасности, стажировку и обучение безопасным методам труда, проверку знаний в объеме программы обучения по охране труда, присвоение группы _ по электробезопасности.

3.1.4. Вновь принятому работнику выдается удостоверение по охране труда.

3.1.5. Работники, не прошедшие проверку знаний в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускаются.

3.1.6. Маникюрше следует: оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной; перед началом работы надевать чистую спецодежду; до начала и после завершения обслуживания клиента, после посещения туалета, любого загрязнения рук и перед приемом пищи мыть руки с мылом, насухо вытирать чистым полотенцем для личного пользования; осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие средства (крем). Своевременно подрезать ногти, очищать подногтевые пространства; не допускать приема пищи на рабочем месте.

3.2. Соблюдение Правил внутреннего распорядка.

3.2.1. Работник обязан соблюдать действующие на предприятии Правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.

3.2.2. Работник несет ответственность за нарушение требований настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством.

3.3. Требования по выполнению режимов труда и отдыха при выполнении работ

3.3.1. При выполнении работ работник обязан соблюдать режимы труда и отдыха.

3.3.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка___________.

3.3.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.

3.3.4. Каждый работник должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.

3.4. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.

3.4.1. При выполнении работ на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы

— повышенная подвижность воздуха;

— повышенное значение напряжения в электрической цепи;

— недостаточная освещенность рабочего места;

— перенапряжение зрительного анализатора;

— острые кромки режущего инструмента;

— напряжение кистей и пальцев рук;

— длительные статические физические перегрузки (вынужденная рабочая поза сидя);

— летучие вредные вещества в воздухе рабочей зоны (ацетон, лак);

— химические факторы (хлор, озон, синтетические моющие средства);

— опасность заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией при работе с больными клиентами.

3.4.2. В качестве опасностей в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении могут возникнуть следующие риски:

Механические опасности:

— опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;

— опасность падения груза;

— раздавливание, защемление и падение;

— порезы, ожоги;

Электрические опасности:

— опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением.

Опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:

— опасность воздействия пониженных температур воздуха;

— опасность воздействия повышенных температур воздуха.

3.5. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами

3.5.1. Работник должен обеспечиваться необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными приказом №582н от 22.10.2008 г.

3.5.2. Работнику, занятому на работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями (маслами, смазками, нефтепродуктами и др.), выдаются смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии «Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

3.5.3. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.

3.5.4. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.

3.5.5. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.

3.6. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента

3.6.1. При возникновении несчастного случая, микротравмы пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности сообщить о произошедшем непосредственному руководителю, любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт.

3.6.3. В случае заболевания, плохого самочувствия обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

3.7. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы

3.7.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену. Необходимо проходить в установленные сроки медицинские осмотры и обследования.

3.7.2. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.

3.7.3. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.

3.7.4. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

3.7.5. Запрещается употреблять спиртные напитки и находиться на территории предприятия в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических и других веществ.

4. Требования охраны труда перед началом работы

4.1. Порядок подготовки рабочего места

4.1.1. Перед началом работы необходимо проверить внешним осмотром:

— исправность электровилок, розеток, шнуров электропитания используемых электроприборов, настольной лампы (отсутствие оголенных участков, перегибов и скручивания питающих подводящих проводов), убедиться в исправности электроинструмента и соответствии напряжения сети и электроприбора;

— наличие и надежность заземляющих соединений электроприборов (отсутствие обрыва, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями аппарата и заземляющим проводом), не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;

— достаточность освещенности рабочего места, при необходимости потребовать замены перегоревших ламп или установку лампы, дающей большую освещенность, направить настольную лампу так, чтобы свет попадал на руки клиента;

— исправность и устойчивость рабочего стола и стула (кресла).

4.1.2. Подготовить полотенце для личного пользования.

4.1.3. Проверить наличие в аптечке необходимых дезинфицирующих и перевязочных средств.

4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

4.2.1. Необходимо убедиться в плотности крышек на флаконах, маркировке емкостей с растворами дезинфицирующих средств и других жидкостей, кремов (название, концентрация, дата приготовления). Все жидкости, мази, кремы, используемые во время работы, должны иметь разборчивую маркировку, соответствующую содержимому флаконов (емкостей).

4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования

4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проверив их исправность.

4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения.

4.4.1. Во время работы запрещается:

— работать с открытыми ранками на руках. Все повреждения кожных покровов на руках защищать напальчниками, лейкопластырем, перчатками.

— надевать во время работы браслеты, часы, кольца.

5. Требования охраны труда во время работы

5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, приспособлений и инструментов.

5.1.1. Выполнять только ту работу, которой обучена, по которой получила инструктаж по охране труда и к которой допущена работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

5.1.2. Эксплуатировать бактерицидные ультрафиолетовые облучатели закрытого типа (рециркуляторы) с безозоновыми бактерицидными лампами для обеззараживания воздуха в помещениях в соответствии с руководством по их использованию и только после прохождения специального обучения.

5.1.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

5.1.4. Применять необходимые для безопасной работы исправный инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

5.1.5. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами.

5.1.6. Содержать рабочее место в чистоте, своевременно убирать использованные салфетки, тампоны, остриженные ногти, пролитые рабочие растворы, воду.

5.1.7. Краны с горячей и холодной водой открывать медленно, без рывков и больших усилий. Не применять для этих целей молотки, другой ударный инструмент или случайные предметы.

5.1.8. Не загромождать проходы к другим рабочим местам, между креслами, к щитам освещения, пути эвакуации и другие проходы передвижными столиками, лишней мебелью. Не накапливать на рабочем месте грязное белье, своевременно передавать его в подсобное помещение.

5.1.9. Не использовать для сидения подлокотники кресел, передвижные столики, непрочную мебель, случайные предметы.

5.1.10. Включать и выключать электроприборы, настольную лампу сухими руками. При выключении электровилки из розетки держаться за корпус вилки, не дергать за подводящий провод.

5.1.11. Не разбирать и не пытаться самостоятельно ремонтировать электроприборы.

5.1.12. Не обматывать кольца ножниц, ручки кусачек, щипчиков и других инструментов тканью, изоляционной лентой, другими материалами во избежание застревания в них чешуек кожи, ногтей.

5.1.13. Не ловить на лету падающие ножницы/кусачки. Не ходить по залу с ножницами/кусачками в открытом виде.

5.1.14. Не подсушивать влажное белье (салфетки, полотенца) на отопительных радиаторах, электроводонагревателях, другом оборудовании. Влажное белье следует сушить в подсобном помещении или электросушильном шкафу.

5.1.15. Жидкости для снятия лака и лаки держать в плотно закрытых сосудах вдали от огня в прохладном месте.

5.1.16. Поверхность стола очищать от остриженных ногтей и обрезков кожи после каждого посетителя.

5.1.17. Все предметы, стоящие на столе, несколько раз в день протирать салфеткой, смоченной в спирте или 0,5-процентном растворе хлорамина/дез. раствора.

5.1.18. Перед тем как приступить к обслуживанию посетителя, внимательно осмотреть состояние ногтей и кожи рук, если имеются выраженные изменения внешнего вида ногтей и кожи, указывающие на заразные заболевания, не обслуживать клиента.

5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами.

5.2.1. При выполнении маникюра использовать одноразовую салфетку для каждого посетителя. Стерильные инструменты для маникюра хранить в металлических лотках. Для хранения подготовленного к работе инструмента на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых облучателей.

5.2.2. Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов во время маникюра, подвергать дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации после каждого клиента.

5.2.3. Для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекций, туберкулеза, других инфекций и паразитарных заболеваний дезинфекцию рабочих инструментов необходимо проводить по режимам, эффективным против возбудителей этих инфекций.

5.2.4. Метод стерилизации следует выбирать в зависимости от назначения и особенностей обрабатываемых инструментов.

5.2.5. Стерилизацию необходимо проводить в соответствии с методическими указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.

5.2.6. При дезинфекции инструментов в этиловом спирте необходимо следить за чистотой и крепостью спирта, а также за тем, чтобы режущая поверхность инструмента была полностью погружена в спирт.

5.2.7. После окончания работы спирт профильтровать через марлю для удаления попавших туда чешуек кожи, ногтей.

5.2.8. С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, необходимо проводить в резиновых перчатках.

5.2.9. При попадании крови на кожу тщательно вымыть ее с мылом, при повреждении кожного покрова (порез, укол) из ранки выдавить кровь, поверхность обработать 70-процентным спиртом, затем 5-процентным раствором йода.

5.2.10. При работе с дезинфицирующими средствами следует использовать только умеренные и малоопасные дезинфицирующие средства (3-го и 4-го классов опасности), нелетучие и не пылящие, в гигиенических и готовых к применению препаративных формах.

5.2.11. Необходимо использовать средства защиты рук при приготовлении дезинфицирующих растворов, дезинфекции инструмента.

5.2.12. При работе с дезинфицирующими средствами следует:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник для преподавателей и мастеров ногтевого сервиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я