Писательство для троечников: каждый имеет право писать

Светлана Первая, 2022

Эта книга родилась из коротких заметок и наблюдений. А еще – из моих дневников, где я отмечала грабли, на которые, как и всякий начинающий автор, наступала не единожды. И записывала идеи, как можно следующего «по лбу – бум!» избежать. Иногда дурацкие, иногда удачные. Но, как показало время, действенные.Сейчас я независимый редактор и работаю с авторами на курсах и индивидуально. И потому хорошо знаю практические все сложности, поджидающие на пути писателя.Мне хотелось написать книгу, которая станет опорой, когда теряется вера. Когда магия творчества исчезает и поникают крылья… В книге нет упражнений. Скорее, это мотивационный спич, приоткрывающий изнанку творческой жизни.В писательстве есть и волшебство, и обыденность. Это и большая любовь – и работа.Я постаралась показать эту двойственность и доказать, что шанс писать хорошие книги есть у каждого из нас.Главное – писать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Писательство для троечников: каждый имеет право писать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Почему писать может каждый

…природа прячет в каждом из нас необычные драгоценности, а потом отходит в сторонку и смотрит, сумеем ли мы их найти.

Элизабет Гилберт, «Большое волшебство»

***

…А еще я заметила, что очень сложно пишу. Мысли не линейны, они напрыгивают, наскакивают одна на другую. Очень много ответвлений, закольцованностей и пояснений. Много путаницы.

Из дневников автора

***

Все начинают одинаково

Никто еще не сумел написать великую книгу раньше, чем научился говорить. Или раньше, чем освоил чистописание. В школу так или иначе ходили все, даже великие, даже гении. И — уверена на 100% — даже у гениев случались тройки. Потому что мы так устроены — мы рожадемся совсем крошечными, и нам приходится учиться всему с самого начала: держать голову, садиться, говорить первые слова… Даже думать мы умеем не сразу! И конечно же, что-то у нас получается хорошо, а что-то дается с трудом. У всех так. Исключений нет.

Но точно так же — без исключений! — в каждом из нас есть то, что побуждает нас осваивать новое. Я бы сказала, что это любопытство и потребность творить. А еще — желание общаться друг с другом: делиться мыслями, идеями, успехами и неудачами, рассказывать истории, показывать картины, играть музыку, ставить представления… Любое творчество, любое искусство — это продолжение коммуникации, продолжение общения. Знаете почему? Потому что как бы мы ни были похожи, каждый из нас уникален и у каждого есть чем поделиться. Своим опытом. Своими историями. Своим уникальным взглядом на мир.

В сердце каждого человека живут сокровища, достойные того, чтобы их нашли и показали миру. У каждого есть что сказать. Главное — перестать страшиться своего голоса и разрешить себе откровенность.

В ком-то это желание — выразить себя, свои мысли и чувства — горит столь ярко, что не позволяет выбрать иной путь, кроме творческого. А у других эта потребность поначалу может быть скрыта. И скрыта столь глубоко, что поначалу вовсе себя не проявляет. Зато потом внезапно обнаруживается и пугает: как? это мне-то — творить?.. мне — писать? Да ведь я всю жизнь автобусы водил!.. (с детьми сидела… бизнес строил… на производстве впахивал…)

Не верьте этим страхам. Не верьте мыслям о том, что писать книги могут только те, у кого рано или ярко проявился дар. Во многом писательство — литературное творчество — это навык, ремесло, которому можно научиться. Это инструмент, который помогает достать сокровища, скрытые в вашем сердце. И только.

Мы, писатели, черпаем из глубокого источника. Глубокого, темного и порой труднодоступного. И когда наверх — из-под толщи каменных пластов, косных, мертвых, из-под наслоений сиюминутностей, из-под зыбучего песка неуверенности и неверия — мы поднимаем корзину с рудой, никогда не знаешь, что будет в ней: руда-обманка или золото единственно верных слов. И это так же верно для гения, как и для любого из вас.

Иногда это пугает до дрожи. Настолько, что порой гений отказывается от своего дара, боясь не повторить однажды достигнутого. Харпер Ли не сумела преодолеть себя и стала автором одной книги. Она прожила почти 90 лет, но после «Убить пересмешника» так и не сумела — или не рискнула — написать вторую книгу.

Есть и обратные примеры.

Если упрямо работать и верить, в себя и в творчество, то гением можно стать. Чехов не сразу писал гениальные рассказы и пьесы. В свой ранний период творчества он был, скорее, просто хорошим, профессиональным литератором. Но, возможно, он знал о сокровищах, которые таятся в его сердце, и сделал все, чтобы суметь их добыть.

Верьте в себя. Верьте в свое желание творить. И не отворачивайтесь от него. Если долго отворачиваться от творчества, когда оно упорно, снова и снова, прорастает в душе, если отказываться говорить, когда слова внутри звучат не переставая, если глушить себя повседневной суетой, надеясь, что голос внутри все-таки замолчит, то в конце концов этот голос превратится в боль.

Никто не предскажет, как эта боль проявит себя — через взрыв и нервные срывы, через постепенное ухудшение здоровья или через полный распад личности и отказ от собственной жизни.

Если в человеке ярко горит творческая искра, она неизбежно должна воплощаться. Иначе ему будет плохо.

Творческое богатство

Творческих путей невероятно много. Готовить по собственным рецептам, выращивать сад, создавать программы, изобретать стрижки и прически — все это творчество. Все это позволяет проявляться творческой искре, живущей в наших душах. Она дает нам крылья.

Однако, спросите вы меня, почему же так мало «крылатых»? Отчего мы чаще встречаем людей с потухшими глазами, чем тех, кто вдохновляет своим примером?

Все просто — чаще всего мы сами мешаем себе обрести крылья.

Каждый раз, когда выбираем «сон разума» — перед телевизором, перед компьютером или за книгой. Там, за экраном или страницами, нет ничего, кроме ярких картинок, отвлекающих внимание от нашей собственной жизни. От нашего мира, в котором мы — потенциальные творцы, потенциальные герои.

Рядом с нами — сотни, тысячи, потенциальных великих властителей умов, музыкантов, поэтов, танцоров, искусных мастеров… И все они теряют минуты своей жизни, своего творческого будущего — одну за другой.

Теряют потому, что сами отняли у себя право на попытку — на шаг в неизвестное. В реальность, таящую в себе триллионы возможностей. Просто потому, что перестали верить в себя и в свое желание творить.

Эти люди отняли у себя самый прекрасный дар — дар свершения.

Я утверждаю, что потребность в со-творении, в творчестве заложена в самой природе человека. Мы рождаемся с этой тягой — создать из ничего нечто.

Право сказать: «Я это сделал! Это — творение моих рук» — самое великое счастье в жизни человека.

А миллионы людей сами себя его лишают. Из-за страха. Из-за неуверенности. Из-за неумения быть собой и по-детски довериться радости творчества.

Иногда стоит на чуть-чуть — на самую капельку — снова стать ребенком, который верит в чудеса и готов рисовать этот мир яркими красками. Как получится, как сумеет, но — сам, своими руками.

Для чего нам дана способность творить?

Если честно, я не знаю ответа на этот вопрос. Может быть, чтобы в жизни было меньше скуки? Или чтобы мы стали храбрее и не страшились неизвестности? Ведь творчество неотделимо от нее.

Более того, именно неизвестность или неполное знание заставляет нас активно генерировать идеи. Ведь в этом случае остается больше простора для полета фантазии.

Говорят, гениальные открытия делают те, кто просто не знает, что такое открытие невозможно.

Если вы хотите реализовать себя в творчестве — любом: от шитья до карьеры писателя — не стоит ждать, когда вы будете на 100% знать, как это делается, от начала и до конца. Достаточно знать только о первых шагах. Или о том, как это делают мастера. Вообще, истории успеха или рассказы о творчестве могут не только вдохновить, но и подсказать, в каком направлении лучше двигаться именно вам. И этого вполне хватит для начала.

Каждый может стать учителем для кого-то еще и перевернуть словом чью-то жизнь. Садясь за клавиатуру и печатая текст, каждый из своего сердца достаёт сокровища, которые хранит в нем. Помните об этом.

Творчество словом — творение миров

Что может быть прекраснее сотворения целого мира? И не страшно, что мир этот оживает только в сознании читателей. Эмоции, которые он вызывает, столь же реальны, как и эмоции, вызванные событиями в реальном мире. Например, те, о которых мы прочитали в сводке новостей. Для нас нет разницы, откуда к нам приходит история — из журналистского репортажа или из романа писателя. Сопереживаем мы одинаково. Поэтому миры, творимые писателями, реальны.

Не отказывайтесь от шанса сотворить мир!

Может быть, именно ради этого мы и рождаемся. Просто творим миры по-разному. Кто-то создает книги, кто-то выращивает сады. Но все это — творение. Со-творчество с высшей силой, которая заронила в нас эту беспокойную искру — желание созидать.

И потому — шанс есть у каждого. А значит, сокровища тоже даны каждому. Остается только одно: чтобы увериться, что ваш путь со-творчества — это именно созидание словом, надо сделать шаг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Писательство для троечников: каждый имеет право писать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я