В сказке рассказывается о вымышленном персонаже – маме Алисе, которая отправилась на «Остров понимания». Описываются трудности, с которыми она встретилась и то, как она с ними справилась. С помощью используемых метафор сказка помогает лучше осознать и запомнить знания из психолого-педагогической науки, проработать материал. В сказке мама может «увидеть» себя, своего ребенка и те же трудности, которые испытывает в отношениях с ребенком и мама Алиса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие мамы Алисы на Остров понимания. Сказка-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Светлана Павлова, 2020
ISBN 978-5-0051-2833-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
НАЧАЛО
Последние недели Алиса засыпала и просыпалась с тревогой и смутным волнением.
Муж, ребёнок, работа, кот, квартира в ипотеку — всё, как у людей. Живи и радуйся!
Но почему-то не получалось.
Алиса сидела поздним вечером на своей кровати и держала мягкого пушистого зайца. Об ноги тёрся мурлыкающий кот Васька. В замке входной двери лязгнул ключ. Это с работы пришел муж.
У Алисы не было даже сил, чтобы выйти и встретить его.
Муж зашёл в спальню и увидел замершую фигуру своей жены и уставленный в одну точку за окном взгляд.
— Опять плохо себя вёл? — спросил муж.
Жена очнулась, и, не поворачиваясь к мужу, сказала тихим уставшим голосом:
— Опять.
— Что сегодня? — также устало спросил муж.
— Подрался в саду, не слушал воспитателя, закатил истерику по дороге домой, замахивался на меня, потому что я не купила ему чупа-чупс, дома отказался мыть руки, потом отказался от ужина, сказал: такое не ест, потом передразнивал меня, потом не хотел идти спать, потом прыгал по кровати, говорил: он сам знает, когда ему спать ложиться, потом орал, что я ему книжку не читаю… Потом уснул.
— Ясно, — сказал муж. — А ты?
— Я? — удивленно спросила мама, как будто совершенно забыв, что есть «Я».
— Я сначала пыталась по-хорошему, сдерживала себя, как могла, просила, уговаривала, потом разговаривала строже, а потом начала кричать и мне снесло крышу…
— Понятно, — сказал муж, — Не помогло… Значит, будем воспитывать!
Жена, наконец, повернулась к мужу лицом и недоуменно на него посмотрела.
— А до этого мы что делали?
— До этого мы воспитывали твоими методами, как видишь, они не работают. Теперь будем воспитывать моими.
В голове у Алисы пронеслись все воспитательные приёмы, используемые в их семье. Под «мамиными» методами имелось в виду: безграничная и безусловная любовь, спокойный и добрый тон, отношение к ребенку как к личности (сам великий Макаренко это завещал, а это не какой-нибудь коуч-недоучка из интернета), предоставление ему права выбора и голоса, как можно меньше запретов и как можно больше «Я тебя понимаю, сынок…».
В детстве Алисы такого не было. И она считала себя обязанной воспитывать сына именно так. Уж очень печальный опыт отношений с мамой сложился у неё с ранних лет, и в довесок — целый набор различных психоневрозов.
Именно поэтому при одном упоминании «папиных» методов Алису передёргивало. Они её пугали. Возможно, больше, чем их ребёнка. По крайней мере, когда он о них слышал, то даже и не думал вести себя иначе, хорошо и послушно.
К таким методам относились: углы, ремни, строгие запреты, любовь — по мере надобности и заслуг, выбор и принятие решений за ребенка, строгая и суровая дисциплина, лишение прав, только обязанности, и уборка всех игрушек на высокий шифанер.
— Я быстро поужинаю и спать, — сказал муж, сев к жене и обняв её, — А ты ложись прямо сейчас и отдыхай.
Алиса положила голову на подушку и тяжело вздохнула. Она смотрела в окно, и взгляд её расплывался.
На улице было уже почти темно, и на небе уже были видны первые звезды.
Вдруг по шторе промелькнуло какое-то жёлтое пятно.
«Нервы», — подумала Алиса.
— Утро вечера мудренее, — сказала Алиса и закрыла глаза.
— А вот это ты верно подметила, — произнёс вслух кот Васька…
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, что это было?
— Действительно, нервы. Мама Алиса просто устала.
— Признаки начинающегося серьезного психического заболевания.
— Это муж достал фонарик и заговорил за кота, чтобы развеселить жену.
— Это был говорящий кот, который раньше стеснялся говорить при хозяевах.
— Алисе это снится.
«Совсем кукушечка поехала», — подумала Алиса и открыла глаза.
В комнате что-то поменялось. Было светло, тепло и приятно.
Васька сидел на кровати рядом и смотрел на Алису.
Алиса упорно смотрела на кота.
— Да я это, я сказал, — сказал Кот человеческим голосом.
Алиса спряталась с головой под одеяло.
— И почему все так реагируют? — спросил Кот. — Сказки читают, а поверить в них не могут.
— Можешь не переживать, не сошла ты с ума, — уверил Кот. — Это ты в волшебный сон попала.
Алиса высунула из-под одеяла глаза, заморгала ими и тихо спросила:
— Сон? Волшебный?
— Ну да, а я — Кот Учёный.
— Который ходит по цепи кругом? — уточнила Алиса.
— Да-да, из Лукоморья, — протяжно ответил Кот. — А тот, который Чеширский, мой кузен.
Тут на лице Алисы отразилось жёлтое пятно, то самое, со шторы.
— А я Зайчик, — звонко и весело сказало пятно. — Раньше я был плюшевый, а теперь солнечный.
Алиса вспомнила, что перед сном держала в руках плюшевого зайца, а теперь его нигде не было.
— Нам нельзя терять времени! — важно сказал Зайчик. — Часы тикают!
— В общем, так! — провозгласил Кот. — Хочешь, чтобы все твои проблемы в отношениях с ребёнком прошли? Чтобы он слушаться начал, чтобы просьбы твои выполнял не с десятого раза, чтобы общий язык вы нашли, и чтобы так осталось на многие годы вперед?
— А это возможно? — не поверила Алиса.
— Конечно, возможно! Для этого надо отправиться на Остров понимания в Волшебном океане. На острове этом живёт Мудрец. Он расскажет тебе главный секрет воспитания. Но чтобы добраться до Мудреца, тебе будет необходимо преодолеть множество препятствий и коварных ловушек. Ты готова?
Алиса задумалась и сказала:
— Готова! Я ведь, в конечном счёте, ничего не теряю?
— Скорее ты потеряешь, если оставишь, всё как есть, и будешь ждать, когда все проблемы и трудности решатся сами собой. — ответил Кот.
— А вы отправитесь со мной? — спросила Алиса.
— Да, мы твои проводники. — ответил Кот. — Зайчик будет тебе светить там, где будет темно, а я на то и Кот Учёный, что буду тебе подсказки разные давать. Но испытания проходить придётся тебе самой.
Алиса быстро вскочила с кровати. Оказалось, что она уже одета в джинсы и футболку. «Удобно!» — подумала она. — «Ну, точно всё снится».
Там, где раньше была комнатная дверь, появилось сказочное удивительное место.
Алиса увидела красивую солнечную поляну и тропинку.
— Нам туда! — сказал Кот.
Алиса нерешительно вступила на тропинку. Тут же комната позади неё исчезла, и вокруг оказался простор залитого светом луга.
— Не робей, — сказал Кот. — Пошли вперед!
Долго ли они шли или нет, Алиса не поняла. Она не прекращала удивляться странному сну, в который она попала. Но он был красивым и весьма приятным. Вдруг она увидела, как на встречу им, по тропинке катится Колобок.
— Ой, — вскрикнула от неожиданности Алиса, — Это Колобок?
— А кто же ещё, — ответил Кот.
— Тот самый? Из сказки?
— А где мы, по-твоему, находимся? В сказку и попали, в Волшебную страну.
Колобок подкатился к Алисе и Коту. Солнечный зайчик в это время задорно прыгал по цветам вдоль тропинки.
— Привет! — радостно произнес Колобок.
— Ну, здравствуй, здравствуй, желтый шарик, — ответил Кот. — Куда путь-дорогу держишь?
— Да от бабушки с дедушкой убежал, — сказал Колобок. — Ух, до чего я устал от их воспитания! Туда не ходи, сюда не ходи, это не бери, то не делай. Надоело! Я свободы хочу!
— Ага! — вмешалась Алиса и упёрла руки в бока. — Вот так вот ты, значит, к бабушке с дедушкой относишься, да? Они о тебе заботятся. А ты сбегаешь, опасности себя подвергаешь!
— Ещё одна, — недовольно покосился на Алису Колобок. — Ты вообще кто такая? Никакой опасности нет. Я уже от Зайца ушёл, от Волка ушёл и от Медведя ушёл! Я сам всё могу!
Алиса вскрикнула:
— Так ты сейчас Лису встретишь!
— И что? — не понял желтый шарик.
— Она же тебя съест!
— А вот и не съест! — заспорил Колобок.
— А я говорю: съест! — не унималась Алиса.
— А я говорю: не съест! — закричал Колобок.
— Мне лучше виднее, я эту сказку знаю! — продолжала Алиса.
Милая встреча превратилась в огромный спор.
— Я же тебе добра желаю! Хочу, чтобы с тобой всё хорошо было! — приводила Алиса свои «железные» аргументы.
— Я что, дурак что ли? Это вон, иди к Ивану сходи, и его уму-разуму поучи.
Кот и Солнечный зайчик уже порядком утомились, наблюдая эту «перепалку».
— Кот, пора тебе вмешаться, — сказал Зайчик, а то мы так даже до Океана не доберемся, не то, что до Острова.
— А ну, слушайте меня! — прикрикнул Кот и сурово посмотрел и на Алису, и на Колобка.
Те сразу же замолчали.
— Значит так, — сказал Кот. — Ты, Алиса, просто расскажи Колобку о том, какая опасность может ждать его у Лисы, и отпусти его. Пока он сам с Лисой не встретится — не поймёт, не запомнит и не поумнеет. А ты, Колобок, катись себе дальше. Но пообещай, что когда встретишь Лису, то вспомнишь слова Алисы и прислушаешься к ним.
Алиса и Колобок ещё немного помолчали, потом посмотрели друга на друга и согласно покивали: Алиса головой, а Колобок всем своим шариком.
На том они и разошлись.
— А ты, Кот, и правда учёный, — сказала Алиса, когда они пошли дальше. — Странно, что я сама до такого не додумалась.
— Что толку спорить и ссориться? Нет в том никакой пользы и смысла. Решать надо проблему и уметь договариваться. Ну, для этого ты на Остров и отправилась.
— Да, вижу, что он мне необходим, — согласилась Алиса.
Прошло ещё немного времени, как на пути гостей Волшебной страны оказался Теремок.
— Вау! — пришла в восторг Алиса. — Какой красивый Теремок!
Они подошли к нему поближе и увидели, что около Теремка суетятся его жители: Лягушка, Мышка, Заяц, Волк и Лиса.
Все хором поздоровались с путешественниками.
— На Остров отправились? — пропищала Мышка.
— На Остров, на Остров, — ответил Кот и облизнулся.
Тут Алиса кое-что заметила.
— А где медведь? — спросила она у хозяев Теремка.
Все вдруг побросали свои дела и недоуменно на неё посмотрели.
— Какой Медведь? — спросил Серый заяц.
— Ну, который ваш Теремок сломать должен. — ответила Алиса. — Или это уже произошло, и вы новый построили?
В воздухе повисла тишина.
Тут вдруг совсем недалеко послышался рёв, и на тропинке из-за лесочка показался тот самый Медведь.
— Караул! — закричали звери. — Спасайся, кто может! Медведь идёт!
Они тут же забежали в дом, захлопнули дверь и затаились.
Медведь уже приблизился к Теремку.
— Ээээй, — прорычал он. — Кто в Теремочке живет?
— Много нас живет, ступай себе дальше, — провыл Волк, — Нет у нас тут места!
— Да полно вам! Я уж как-нибудь! Я уж где-нибудь! — ответил Медведь и стал пытаться пролезть в дом через дверь.
Дверь сломалась, звери закричали, но Медведь не думал останавливаться.
— Надо же что-то делать! — сказала Алиса.
— Опять ты со своими советами, — ответил Кот. — Они в этом доме живут. Они и должны что-то сделать. Не можешь ты в каждую сказку вмешиваться и свои порядки наводить. Сами должны разобраться.
— Но он же теремок сейчас сломает!
— Зато его жители может чему-то научатся! Да и Медведь тоже! — заключил Кот.
— А чему жители должны научиться? — не поняла Алиса.
— Что границы свои защищать надо и не позволять никому за них залезать. И не прятаться по углам, а дом свой отстаивать.
— Силой что ли?
— Ну, это уже на крайний случай. Вот ты, например, — спросил Кот у Алисы, — Когда чем-то занята или не хочешь чего-то, почему позволяешь ребёнку своему тебе сильно мешать, требовать от тебя чего-то, слова грубые в свой адрес терпишь? Это прямое нарушение твоих границ. Надо уметь «Нет» говорить.
— Я боюсь, что буду плохой матерью, если буду часто «Нет» говорить. И я не знаю, как это делать правильно, чтобы ребёнка не обидеть.
— По делу надо «Нет» говорить, а не часто. И как это делать — на Острове узнаешь! — сказал Кот. — Как и тому, чтобы самой вот этим Медведем не стать. — Кот показал на Медведя, который пытался влезть в Теремок уже через окно.
— Как это Медведем? — удивилась Алиса.
— Понимаешь, очень часто мамы становятся такими Медведями и пытаются влезть в личное пространство своего ребёнка: сначала это еда по принуждению, сон, когда ребёнок не хочет, попытки всё сделать за ребёнка, когда он уже готов и хочет сделать что-то сам, потом это его друзья, его учёба, его интересы, его дела. Расспросы с пристрастием: где был, что делал?
Алиса сложила руки на груди и недовольно хмыкнула:
— Ясно всё! Нужно уважать границы других людей и свои собственные! Пошли тогда дальше.
И они продолжили путешествие.
Вскоре Алиса, Кот и Солнечный зайчик подошли к узенькой речушке.
— Там впереди мостик есть! — сказал Зайчик.
До моста оказалось несколько шагов. Но перед героями предстала следующая картина.
На мосту, прямо посередине, стояло два барана, которые уперлись друг друга своими рогами.
— Нет, я первый! — кричал один баран.
— Нет, я! — кричал второй.
— Это кто такие? — удивилась Алиса.
— Не видишь что ли? Два барана. — ответил Кот.
— Да вижу, что два барана. Чего они не поделили-то?
— Мост. Каждый из них не хочет уступать другому.
— Интересно, давно они здесь бодаются? — задумалась Алиса.
Сначала ей показалось это зрелище занятным и забавным. Но когда она увидела, что сцена противостояния явно затягивается, и из-за этого невозможно пройти через мост, ей стало уже не так интересно. А ещё она вспомнила, как буквально за полчаса до этого сама была таким бараном с Колобком.
Бараны даже не думали что-то делать.
— Я сюда первый пришел!
— Нет, это я сюда первый пришел!
— Я не уступлю!
— И я не уступлю!
— Кот, — сказала Алиса, — Ну ты же умный, придумай что-нибудь. Понятно же, что кто-то из них должен уступить.
— И кто, по-твоему? — спросил Кот.
— Ну, тот, кто умнее! — сказала Алиса и сама пришла в восторг от такой здравой мысли.
— Тогда почему в спорах с ребёнком ты не уступаешь первая? — лукаво спросил её Кот. — Ты вроде как умнее должна быть, взрослая никак.
У Алисы вытянулось лицо.
— Так если я ему во всём уступать буду, эгоист вырастет. И границы мои здесь как раз нарушаются. И вообще, почему это я должна уступать ребёнку, который от горшка два вершка? Яйца курицу не учат!
— Опять ты всё в одну кучу сваливаешь! — вздохнул Кот. — Уступать надо в ситуациях, которые на данный момент совершенно непринципиальны.
— Это как?
— А так! Видел я недавно, когда ещё Васькой был, как вы спорили. Ты ребёнка заставляла игрушки убирать в комнате, а он говорил, что сейчас занят, потом уберет. Ты стала опять его просить: «Убери сейчас, я сказала».
Алиса сразу вспомнила этот эпизод.
— Тут ведь тебе не игрушки на самом деле мешали! — сказал Кот. — Тебе не понравилось, что тебя, как родителя, не слышат и просьбу твою не выполняют. Это называется борьба за власть. Ну, убрал бы он эти игрушки потом, что бы случилось? Можно подумать эта борьба к хорошему результату приводит!
Алиса молчала. Она хорошо понимала, что ни к чему это не приводит. Только к разгоранию конфликта.
— Или вот ещё, — не унимался Кот. — Недавно сын тебе кричал: «Я сказал, ты купишь мне новую машинку!» А ты ему: «А я сказала не куплю! Хватит со мной спорить!» Сама спорила, а от ребёнка взрослого поведения ждала! Вот когда ситуация действительно серьезная, тогда можно и даже нужно на своём настоять. Но опять же, не тем способом, который мы сейчас на мосту видим.
— Сила действия равна силе противодействия! — весело произнес Солнечный зайчик. — Я в центральной библиотеке Волшебной страны читал, в учебнике по сказочной физике.
— Вот именно! — согласился Кот. — Чем больше на ребёнка давишь, тем больше он будет сопротивляться.
— Поняла я! — вздохнула Алиса. — Но что с баранами-то делать будем?
— Эй, бараны! — крикнул Кот. — Вы слышали новость?
Бараны тут же перестали спорить и посмотрели на Кота.
— В Волшебной стране сейчас объявлен конкурс на звание «Самого умного и мудрого жителя страны». Тот, кто из вас уступит, имеет все шансы им стать.
Бараны вылупили свои глаза, посмотрели друг на друга и тут же оба, одновременно попятились назад, каждый на тот берег, с которого пришли.
Мост был свободен. Алиса со своими проводниками перешли на другой берег и отправились дальше.
— А мы так и будем в разные сказки попадать? — спросила Алиса.
— Это не от нас зависит, — ответил Кот. — Каждая мама через разные сказки проходит, в зависимости от ошибок, которые она совершает. Например, мама, которая всё на себе тащит, встречается с Золушкой. И вот они обе сидят и жалуются другу другу, как жить тяжело, и что всё на их хрупких плечах. А чтобы одной от злой мачехи, наконец, уйти и начать жить самостоятельно, а другой начать передавать половину дел другим членам семье — мыслей в голову не приходит. А кто-то встречается с Алёшей Поповичем, который крепко в своих руках Тугарина Змея держит. Очень боится он его отпустить. Что зверь этот страшный вырвется из рук Алёши и наступит конец Волшебной стране.
— А что это значит? — не догадалась Алиса.
— Что некоторые мамы хотят всё в своих руках держать, контролировать: всех и всё. Боятся, что выпустят контроль из рук, и хаос начнётся. Вот Алёша вместо того, чтобы другими благодатными делами заниматься, да жизни радоваться, держит этого Змея, думая, что никто кроме него не справится с этой задачей, хотя непонятно, кто тут кого держит…
— А ещё можно Ивана-царевича встретить, — добавил Солнечный Зайчик, — Который за тридевять земель идёт Царевну-лягушку свою спасать.
— А с ним что не так? — спросила Алиса.
— Захотел Иван быстро проблему свою решить. Увидел лягушачью шкуру невесты своей, да и бросил в печку, не разобравшись. А делать этого нельзя было. Нет бы у Царевны своей спросил. Теперь должен свою ошибку исправить. Вот так же и мамы: не разберутся в ситуации с ребёнком, а потом последствия получают.
— Самый лучший урок мама в сказке про Сестрицу Алёнушку и Братца Иванушку получает. — сказал Кот. — Мало того, что она в гиперопеку бросается: «Отсюда не пей!», «Оттуда не пей!», так она ещё и программирует своего братца, мол «Козленочком станешь!». Вот братец слушал, слушал про козлёночка, козлёночком и стал.
— Ты хочешь сказать, что братец Иванушка стал козлёнком не из-за лужи, а из-за слов сестрицы своей? — изумилась Алёнушка.
— Да, это и хочу сказать, — подтвердил Кот. — А мамы, которые не знают, что такое «Кризис трех лет» встречают Белоснежку и 7 гномов. У каждого гнома своё имя есть: Негативизм, Строптивость, Упрямство, Деспотизм, Обесценивание, Своеволие, Протест. И между прочим, Белоснежка умело со своими гномами обращается и мам учит.
— А мне кажется, самый главный урок даёт Коза, мать семерых козлят, — сказал Зайчик.
— Это из «Волка и семеро козлят»? — спросила Алиса.
— Да, — подтвердил Солнечный друг. — Представляешь, у неё семеро по лавкам! И она справляется! А некоторые с одним не могут.
Алисе стало немного неловко.
— И что, она учит, как справляться? — поинтересовалась Алиса.
— Она рассказывает лишь один секрет, — сказал Кот. — Надо представить, что у тебя сейчас не один, а семеро детей.
Алиса округлила глаза. Она постаралась представить картину: её сын что-то у неё требует, а рядом ещё шесть детей и они тоже чего-то хотят. Она сразу поняла, что ссориться, спорить, выяснять отношения, впадать в переживания не будет ни малейшей возможности. Мозг будет занят другим. То есть не будет создаваться избыточного напряжения вокруг какой-то маленькой и несущественной ситуации.
— Хороший совет, надо запомнить, — сказала Алиса.
— Мы уже близко, я чувствую свежий воздух с Океана, — сказал Кот.
— Мы поплывём на Корабле? — спросила Алиса.
— Да, он уже ждёт нас, и нам нужно спешить, — ответил Кот.
Алиса с новообретенными друзьями подошли к развилке двух дорог.
— По какой дороге надо идти? — спросила Алиса.
— А это ты сама должна решить! — сказал Кот.
— Только решать надо быстро! — добавил Солнечный зайчик. — Время идёт!
— Так хоть бы подсказку какую, — опешила Алиса.
Только она это сказала, как на каждой тропинке появилось по девочке.
— Меня зовут Беляночка, — сказала первая девочка.
— А меня Розочка, — сказала вторая.
— Мы тебе поможем! — сказали девочки вместе.
— Я, — сказала Беляночка, — твои ожидания. От сына!
— Какие ещё ожидания? — удивилась Алиса.
— Как какие! Что он будет тебя слушаться, будет хорошо кушать, быстро засыпать, что не будет тебе мешать, беспокоить, отвлекать, что вежливым будет, что в истерики впадать не будет, что капризничать не будет, что помогать будет по дому, что самостоятельным будет, что уважать тебя будет, что в школу пойдет — учиться будет хорошо, что…
— Так, стоп! Это надолго, — сказал Кот, — Алиса всё поняла.
— А я, — наступила очередь говорить Розочке, — просто ребёнок, такой, какой есть. И тебе надо выбрать: за кем ты пойдёшь: за ожиданиями или за ребёнком?
Алиса недоверчиво посмотрела на Беляночку.
— Я выбираю Розочку, — сказала Алиса. — Нам за ней!
Розочка отошла с дороги, уступая её Алисе.
— Ты сделала правильный выбор, — сказала она. — Корабль уже ждёт тебя.
— А меня ты ещё увидишь на Острове, — сказала Беляночка.
«Наконец-то», — подумала Алиса. — «Скоро я попаду на Остров понимания».
Дорога привела Алису и её проводников прямо к берегу огромного Волшебного океана.
У причала стоял красивый, величественный корабль с белыми парусами.
— Это наш корабль? — спросила Алиса у Кота.
— Да, — ответил Кот, — Нельзя терять ни минуты. Еще неизвестно, что нас ждёт в самом Океане.
Алиса не придала значения этим словам. Она торопилась скорее подняться на корабль и почувствовать то, чего никогда в реальной жизни ей испытывать ещё не приходилось.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие мамы Алисы на Остров понимания. Сказка-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других