Взаимодействие всех субъектов образования по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Из опыта работы специалистов Восточного округа Свердловской области

Светлана Олеговна Авдюкова

В сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта работы специалистов образовательных учреждений Восточного округа Свердловской области: руководителей, заместителей директоров учреждений, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей, музыкального руководителя, а также врача-невролога и родителя ребенка с ОВЗ. Сборник подготовлен по материалам, представленным в электронной форме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие всех субъектов образования по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Из опыта работы специалистов Восточного округа Свердловской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авдюкова Светлана Олеговна, руководитель ТПМПК ГБОУ «Центр «Дар» г. Реж. Реализация рекомендаций ТПМПК в образовательных организациях Восточного округа Свердловской области в 2018 году

В своей деятельности специалисты ТПМПК ГБОУ «Центр «Дар» руководствуются Международной Конвенцией о правах ребенка, действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. В том числе, Федеральным законом №273 от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации», который дает определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими нарушениями, обуславливающими его особые потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Также:

Ст. 42 п. 16: определяет ряд задач, которые возложены на ПМПК, в том числе, в части подтверждения ограничения возможностей здоровья и необходимости создания специальных условий получения образования.

Ст. 55: говорит об общих требованиях к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 07.06.2017 г. №248-Д «Об утверждении порядка работы центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области», определяет функции и права комиссии, в том числе:

п.11.4: осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, детях, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории Свердловской области.

Основываясь на вышеперечисленных документах, специалисты ТПМПК ведут мониторинг записи на комиссию, обследования и реализации рекомендаций в образовательных учреждениях Восточного округа Свердловской области по детям прошедшим обследование.

Запросов на обследование детей в 2018 году было гораздо больше, чем возможностей одной комиссии. В соответствии с государственным заданием, в среднем, специалисты ТПМПК принимают 40 детей в месяц, а записывалось на обследование от 40 до 85 человек.

Вторая причина, почему возникает очередь на комиссию — родитель, который готовит документы, в среднем, от месяца до полугода, либо вообще не приходит с ребенком на обследование. Анализ предварительной записи на обследование показал, что трудностей у специалистов школ возникает больше с родителями обучающихся младших классов. Мы взяли две территории: Режевской ГО и Артемовский ГО и посчитали, сколько обратилось родителей за 2018 год, но так и не позвонили ни разу (в журнале предварительной записи мы фиксируем все звонки). Вот что получилось: не «дошел» до комиссии и не собирается, судя по датам — 151 ребенок: 37 старшеклассников, 68 детей начальной школы, 46 дошкольников, 8 родителей вообще отказали приехать на обследование с ребенком. Весь год специалистами комиссии отрабатывалась система записи на обследование. Таким образом, удалось снизить количество пропусков процедуры обследования, в среднем, с 10 до 5%.

Статистические данные за 2018 г. по обследованию детей показали, что статус «ребенок с ОВЗ» был установлен 340 детям из 400. Это 160 дошкольников, 113 обучающихся 1—4 классов из шести территорий: — Режевской ГО, Артемовский ГО, Березовский ГО, МО г. Алапаевск, МО Алапаевское, МО Махневское и 77 обучающихся 5—9 классов из трех территорий: Режевской ГО, Артемовский ГО, Березовский ГО (из других городов не отправляли). Из 122 старшеклассников этих трех территорий, 45 — не нуждались в смене программы, им была определена необходимость устранения пробелов в знаниях по основным образовательным областям и коррекция поведения, 46 определены специальные условия при прохождении ГИА.

Что касается реализации рекомендаций ТПМПК, то дошкольные учреждения выполняют их в полном объеме в части создания специальных условий обучения, воспитания детей и сопровождения учителем-логопедом. Заведующими ДОУ заключаются договора с Центрами для проведения занятий с детьми специалистами, которых нет в штате ДОУ: педагог-психолог, учитель-дефектолог, специалист ЛФК. Самая мобильная группа — родители детей дошкольного возраста: передают заключение в учреждение практически все. Школы же, часто не могут выполнить рекомендации комиссии, так как родитель отказывается писать согласие на обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. По отзывам педагогов, характеристикам, заключениям консилиумов учреждений — это родители обучающихся 5—8 классов. Еще одна проблема школ, в части организации занятий со специалистами для детей с ОВЗ — неукомплектованность учителями-логопедами и педагогами-психологами.

С сентября 2018 году для детей раннего возраста, детей с ОВЗ и детей-инвалидов Режевского ГО функционирует и оказывает коррекционно-развивающую и компенсирующую помощь структурное подразделение сопровождения ГБОУ «Центр «Дар». Теперь все дети, имеющие заключение ТПМПК, независимо от даты прохождения обследования, могут заниматься в Центре со следующими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, специалистом ЛФК, социальным педагогом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие всех субъектов образования по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Из опыта работы специалистов Восточного округа Свердловской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я