Детство в человеке неистребимо. И вот это – скорее правило, нежели исключение. До поры до времени может прятаться оно где-то в глубине души, кроется, таится волшебным «зёрнышком», пережидающим зиму.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки педагога. Маленькие истории про маленьких людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Зелёная тетрадь
Большинство из нас становятся родителями, еще не перестав быть детьми.
Рождение сверхновой
«В 2000-м мы все станем учёными и космонавтами, и, как Алиса Селезнёва, будем летать на другие планеты» — думали мы, простые советские школьники, в середине восьмидесятых.
К счастью ничего подобного не случилось и начало третьего тысячелетия я встретила на родной своей планете. Правда, местожительство сменила, переехав на ПМЖ в Москву. А в 2001-м у меня родился сын. И в ту самую чудесную минуту я поняла, что рождение ребёнка — ничуть не менее важное дело, чем покорение космоса. А может быть и ещё важнее!
Впрочем, вру. Понимание пришло отнюдь не «в ту самую минуту», а гораздо позже. А может быть даже и слишком поздно. Когда ребёнок стал на ростом под два метра, окончил школу, поступил в институт, начал работать — вот, может, только до меня тогда вдруг и дошло, что «рождение ребёнка» — это как рождение новой звезды. Так же грандиозно и так же таинственно: из-за того, что свет, несмотря на огромную скорость, идёт от звезды к Земле несколько лет, мы узнаём о её появлении с огромным опозданием, когда она уже горит и существуют несколько сотен или тысяч лет.
Родившись, ребёнок вежливо со всеми поздоровался кошачьим писком и щенячьим визгом, зевнул, и минут через пять уже сладко уснул. Как его назвать, мы с папой долго не могли придумать — ни одно из известных нам довольно-таки хороших, казалось нам, не было настолько прекрасно, чтобы удостоиться стать именем нашего сына. В конце-концов решили назвать Сашкой. Как папу.
Надо записывать
За своим дитём надо записывать «как за Есениным». Все родители это понимают, но, к сожалению, не успевают. Потому что время бежит, нет, пожалуй, летит со страшной скоростью, и, пока ты там возишься с тетрадкой, пока откладываешь («сейчас некогда, вот с завтрашнего дня не пропущу ни единого слова!») — они — «Хоп, и в дамках!» — выросли. А ты со своим летописанием — опоздал.
Вот и мне удалось записать лишь немногие перлы за своим златоустым чадом. Их было, конечно, больше. И песни были, и стихи, на ходу сочиняемые, и сказки, и даже книги, и всё что хочешь! Но увы-увы-увы. Впрочем, уныние грех. Давайте, лучше, порадуемся и вместе поумиляемся тем, что всё ж таки было перенесено на бумагу.
Два годика
Знакомим детёныша с родственником, большим дяденькой, вроде папы. Убеждаем, что надо его любить и жаловать:
— Это же твой брат!
— У меня баба брат!
Три с половиной
***
По дороге в детский сад рассказывает, что купит машину и поедет:
— У-у-у-у-у-у-у!
Интересуюсь:
— А подружку Лизу в машину посадишь?
— Да!
— А воспитательницу Анну Владимировну?
— Да!
— А маму?
— И маму!
— А папу?
— Куда я его посажу?! У меня уже машина полная!
***
Прижал ладошку слева к груди:
— Ой! У меня там птичка!!!!
Четыре
***
Сочинил стишок:
На игрушки мне не хватит,
Потому что мама тратит
***
Расплакался. Беру его на руки, жалею, глажу, целую:
— Зачем же ты плачешь! Мама тебя любит!
— А папа любит?
— И папа любит!
— А бабушка?
— И бабушка любит.
Почти успокоился, но вдруг спрашивает:
— А дятел?
Странный, конечно, вопрос, но я с готовностью отвечаю:
— И дятел!
Снова слёзы ручьём. В чём же дело-то?
— Дятел меня любит, будет целовать, а у него — клюв!!!
***
— Мама, когда я вырасту и стану большим, ты станешь маленькой как я сейчас.
— Нет, не маленькой, а старенькой.
— Я придумаю лекарство от старости.
Тут на глаза у меня слёзы навернулись, и я вдруг вспомнила, как в своём детстве такое же чудо обещала своей маме.
Пятилетка
***
Нашалил. Получил замечание от деда. Уговариваю:
— Извинись перед ним!
— Не буду! Он прощает только по углам!
***
Обожает динозавров. Однажды выдал:
— Мама, ну, почему у людей нет хвостов, чтобы они могли играть в динозавров?!
Рассказываю об этом у себя в институте. Однокурсник заметил:
— Это у людей нет хвостов. А у студентов — есть, они каждую сессию в динозавров играют!
***
— Если я буду послушным ребёнком, Бог может сделать так, чтобы после, когда я умру, я снова родился, но динозавром?
— Нет, — говорю, — плохие — попадают в рай, а хорошие — в рай. Там хорошо и все желания сбываются.
— И у меня будет хвост?
***
Узнав, что никаких инопланетян я в жизни не видела, решил просветить:
— Марсиане страшные и некрасивые. Если укусят тебя за нос — твой нос превратится в хобот. Если за руку, — рука станет такой же маленькой и кривой как у них. А если за ногу, — снова станешь такой как была.
— Но, как же мне уговорить их укусить меня за ногу? — разволновалась я.
— Ну, знаешь, разные там ваши женские приёмчики? — и показывает, кокетливо поводит плечиками.
***
— Запишите меня на карате?
— Зачем?
— Хочу научиться драться.
— Карате — это не для драки изучают. Это спорт, как футбол, хоккей, плаванье. Давай плаваньем заниматься?
— Нет, плаваньем не могу. В плавании будут проводиться соревнования, а я их выиграть не смогу.
— Почему?
— Буду плыть, увижу красивую женщину, засмотрюсь и пойду под воду: буль-буль. А под водой долго находиться я не смогу!
***
Сочинила для него сказку, в которой есть Пёс Христофор, — самый главный, потому что дворник.
— А дворник не главный! Главные — милиция, Бог и Путин. Но Матвей в саду сказал, что Бога нет и Путина тоже нет…
***
Пытаюсь его чему-то научить, он отмахивается:
— Отстань, я и так всё знаю!
— Ах, так, всё знаешь?! Ну-ка, ответь, кто написал «Муму»?!
— Корова!
***
Очередная «проба пера»:
Сказал осёл: Иа! Иа!
И попугай сказал «иа».
Вот так они иакали
До самого утра!
***
— Мам, а мы по правде живём, или это книжка такая про нас?
Шесть лет
***
— Кем ты будешь работать, когда вырастешь?
— Днём — полицейским. А по-ночам — писателем. Буду писать злые книги, чтобы у бандитов, как они их прочитают, сержце разрывалось от жалости. Они прочитают и не будут совершать преступления.
— Но как же заставить их читать?
— Я днём буду работать полицейским, буду ловить их и раздавать свои книги!
…Десять лет спустя
***
— Ничто так не меняет человека, как война. А жизнь — как война, только постепенно.
***
Спросила:
— Что появилось раньше, яйцо или курица?
— Курица! — уверенно отвечает он.
— Почему тау думаешь?
— В бога я не верю. Но убеждён в существовании некого высшего интеллекта. Вот и подумай сама: если этот совершенный разум замышляет создать какое-то определённое существо, ту же курицу, — зачем он будет создавать его в два этапа: «яйцо-курица»? Проще создать само существо, которое уже будет развиваться по заданной программе и нести яйца!
***
Кажется, это было уже в шестом классе. Занимаюсь с ним уроками, он вредничает, я ругаюсь. Потом говорю:
— Извини, что я тебя ругаю. На самом деле это я виновата, что ты такой непослушный олух небесный! Ведь таким ты стал потому что я в детстве тебе чего-то недодала.. Вот бы машину времени! Вон тот шкаф — показываю на его гардеробный — вполне мог бы за неё сойти! Войду и улечу в прошлое — в твоё беззаботное детство, там найду тебя маленького, и постараюсь исправить эту ошибку, объяснить необъяснённое, «додать недодатое»…
И вдруг мы с ним тревожно переглядываемся…
— Знаешь, однажды, так и будет… — говорю.
Он понимающе кивает. А я вдруг вспомнила:
Скорость звука — странная штука. Родители что-то тебе говорят в 20 лет, а доходит только к 40.
Из старых записей
Играли с пятилетним Сашкой в чепуху: я пишу начало предложения, на месте некоторых слов делая пробелы. Затем задаю вопросы типа Кто? Что? Что делали? Сашка, не зная содержания текста, отвечает, я заполняю пробелы, потом читаем вслух и смеёмся.
РАССКАЗ ПРО ИНОПЛАНЕТЯН
Однажды мы с мамой стояли на балконе ночью. И вдруг в небе появилась летающая тарелка. Она села на балкон. Из неё вышли инопланетяне.
Их было (сколько?) один миллион тысяча.
Цвета они были (какого?) голубого.
И все они были похожи на (кого?) жирафов.
У всех была на поясе (что?) кобура, а в кобуре (что?) — носороги.
На голове они носили (что?) крокодилов.
Они попросились к нам в гости.
— А чем вас кормить, что вы едите?
— (что?) Дураков!
Мама пошла на кухню и приготовила дураков.
Мы сели за стол и съели всех дураков. Потом инопланетяне улетели к себе домой.
Дневниковая запись 13 апреля 2017 г.
Сыну 16 лет
«Ребёнок только что меня отругал за то, что я (моё поколение) «страну развалила».
Вот и пришла наша очередь быть крайними, — думаю. — Но следующим будешь ты, детка!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки педагога. Маленькие истории про маленьких людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других