Обозначены перспективные направления развития туристских дестинаций Красноярска, создан специализированный банк информации по основным объектам туристско-рекреационной деятельности. Разработана экспериментальная модель научно-методического обеспечения экономического развития рекреационных территорий города Красноярска как столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года. Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов, преподавателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Особенности управления развитием предпринимательства в туристско-рекреационной сфере
1.1. Туристско-рекреационная деятельность как отрасль национальной экономики
Опираясь на диссертационное исследование М. С. Злотникова «Развитие предпринимательства в сфере туристско-рекреационной деятельности в центральных районах Красноярского края» [31], авторским коллективом была проверена и доработана информация по существующим рекреационным территориям центральных районов Красноярского края.
Понятие «туристско-рекреационная деятельность» поддается различным трактовкам. Имеющиеся определения можно объединить в две группы. Узкоспециализированные определения касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туристской деятельности или ее видовых особенностей и применяются для решения конкретных задач. Концептуальные определения охватывают туристско-рекреационную деятельность в целом, раскрывают ее внутреннее содержание и позволяют отличить ее от сходных явлений. Четкое толкование туристских терминов и понятий необходимо для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме [28].
Туристско-рекреационная деятельность — важная составляющая экономики многих государств, она обеспечивает занятость населения, работу гостиниц, ресторанов, поступления иностранной валюты и т. д. Внутренняя экономическая природа туристской деятельности предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туристско-рекреационная деятельность основана на эксплуатации местных туристских ресурсов.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ) дана следующая трактовка этого понятия: туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [92].
Определения туристско-рекреационной деятельности часто ограничиваются конкретными критериями, редко можно встретить трактовку, которая формировала бы комплексное представление о предмете исследования [28].
Понятие «туристско-рекреационная деятельность» на территории РФ до сих пор больше ассоциируется со спортом и укреплением здоровья, нежели с экономической деятельностью, приносящей доходы. Выделяя туристско-рекреационную деятельность в самостоятельный вид экономической деятельности, надо принять во внимание тот факт, что объективную основу классификации экономической деятельности составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации. Необходимо учитывать факторы, которые влияют на формирование ее производственных особенностей, обратить внимание на соответствие их определенным классификационным признакам, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, определить их зависимость от направления основной деятельности. Целесообразно также учитывать результаты, которые уже достигнуты, и перспективы развития. Организации, образующие отдельную отрасль, как правило, можно охарактеризовать тремя основными чертами:
▪ достаточным количеством организаций с однородным видом деятельности, самостоятельных в экономическом отношении;
▪ стабильными связями экономического характера с другими видами экономической деятельности;
▪ определенным органом хозяйственного управления [28].
Современное состояние индустрии туризма соответствует данным характеристикам. Под туристско-рекреационной деятельностью следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления [28]. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательно закреплено, что туризм является полноценной отраслью национальной экономики России [92]. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности туризм рассматривается как самостоятельный вид экономической деятельности [59].
Полное определение понятия «туристско-рекреационная деятельность» отсутствует, что вызвано многообразием выполняемых функций и большого числа форм проявления туристской деятельности. Туристские продукты существуют деловой и рекреационной направленности в зависимости от целей туриста. Помимо них есть множество классификаций по различным критериям (табл. 1).
Таблица 1
Классификации видов туристской деятельности [59]
Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее перспективными сегментами рынка являются:
▪ экологический туризм;
▪ культурно-познавательный туризм;
▪ тематический, или специализированный, туризм;
▪ круизы.
Интерес зарубежных туристов к туристско-рекреационным ресурсам является предпосылкой для развития всех перечисленных видов туристской деятельности на территории РФ.
Помимо данной классификации в Федеральном законе от 27.12.2009 № 365-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» присутствуют еще несколько определений туризма.
1. Туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
2. Туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
3. Туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
4. Туризм международный — туризм выездной или въездной.
5. Туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
6. Туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно [59].
По вопросам туризма в научной литературе имеются различные мнения. Под понятием «туристско-рекреационной деятельности» большинство авторов подразумевают особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, складывающиеся между потребителями и производителями товаров и услуг экономические отношения, туристские потребности и мотивации, взаимодействие сферы туризма с различными макросредами. Туристско-рекреационная деятельность является одновременно формой рекреации, видом деятельности, отраслью национальной экономики, способом проведения досуга и искусством, наукой и бизнесом. Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма определено сущностное определение туристской деятельности: Туристско-рекреационная деятельность есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.
Учитывая такое количество определений основных понятий, характеризующих туристско-рекреационную деятельность, можно предположить, что термины «туристская деятельность», «туристский сектор», «индустрия туризма» имеют одинаковое значение, четкого разделения этих понятий нет.
Выделяют три основных направления туристско-рекреационной деятельности, которые воздействуют на региональную экономику, оказывают влияние на общество: экономическое, социальное и гуманитарное.
С экономической точки зрения туристско-рекреационная деятельность рассматривается, во-первых, как экономический комплекс, развивающийся за счет наличия мирохозяйственных связей, процессов и отношений, во-вторых, как мощнейший катализатор экономического роста.
В современном мире туристская деятельность:
▪ имеет индустриальную форму;
▪ выступает в виде услуг, не поддающихся накоплению и транспортировке;
▪ характеризуется быстрой окупаемостью инвестиций, а также высоким уровнем эффективности;
▪ выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
▪ совместима практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека [67].
Доходы от туристской деятельности образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы, оказывающие прямое влияние на экономику страны, включают оплату:
▪ комплексных поездок;
▪ пакетов услуг на отдых и туры;
▪ размещения;
▪ питания и напитков;
▪ транспорта;
▪ рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
▪ потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
▪ медицинского обслуживания и др.
Сферами воздействия туристско-рекреационной деятельности на экономику страны и общество в целом являются:
▪ предпринимательская. Создание туристского предприятия приносит прибыль, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;
▪ потребительская и доходная. Туристская деятельность создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности, производству потребительских товаров и повышению уровня жизни населения [67].
Благодаря туристской деятельности развиваются местные предприятия и фирмы, в том числе:
▪ развлекательные и культурные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, организации шоу — и кинобизнеса), которые через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
▪ транспортные;
▪ изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов) [67].
Туристско-рекреационная деятельность создает отдельную инфраструктуру, которой, помимо туристов, может пользоваться и местное население. Появление новых туристских центров создает потребность в новых дорогах, а как следствие — сервисных и сопутствующих предприятий, удовлетворяющих потребности населения. Это положительно влияет на окружающую инфраструктуру, развивается потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности [67].
«Потраченные туристами деньги одновременно создают доходы для страны пребывания в том случае, если они потрачены в месте пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. В результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже у третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением» [67].
Туристско-рекреационная деятельность обеспечивает поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный и таможенный сборы. Туристско-рекреационная деятельность является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием. Так, развитая туристская индустрия решает задачу занятости местного населения. «Прием и обслуживание одного туриста обеспечивают рабочие места для пяти-семи человек, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица. Туристско-рекреационная деятельность оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население» [81].
Россия имеет значительный природный и культурно-исторический потенциалы. В случае успешной маркетинговой работы и дальнейшего развития туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в страну, будет расти.
Федеральное агентство по туризму осуществляет координацию туристской деятельности в Российской Федерации. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг, нормативно-правовому регулированию, проведению государственной политики и управлению государственным имуществом в сфере туризма, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральное агентство было создано по Указу Президента Российской Федерации «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (в ред. от 07.10.2008 № 1445) [89]. Существуют два федеральных закона, регулирующих отношения сторон в туризме: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ) [92] и «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ) [90].
Важнейшие направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в туристско-рекреационной сфере:
▪ создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий с целью помощи в ускорении развития въездного и внутреннего туризма;
▪ формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
▪ формирование современной целостной нормативно-правовой базы;
▪ повышение качества обслуживания в сфере туризма;
▪ дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии, а также ее укрепление.
Рост благосостояния населения, стабильная политика многих государств и развитие инфраструктуры туризма создают объективные предпосылки к развитию перечисленных направлений. Ввиду всего перечисленного можно сделать вывод о том, что в настоящее время инвестирование в туристскую инфраструктуру может приносить прибыль. Однако подобное инвестирование сегодня под силу лишь небольшому кругу лиц вследствие капиталоемкости обновления основных средств предприятий туристской промышленности. К такому кругу относятся, например, представители государственных органов, российских и иностранных топливно-энергетических компаний.
1.2. Особенности форм и видов предпринимательских структур в туризме
«Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой» [68]. Предпринимательство в области туристско-рекреационной деятельности базируется на оказании услуг. Субъектами предпринимательства могут быть отдельные частные лица и объединения партнеров. Существуют две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Государственного регулирование предпринимательской деятельности, по Ф. Котлеру, вызывается необходимостью защитить:
▪ фирмы друг от друга, потому что, когда конкуренция затрагивает интересы предпринимателей, они пытаются ее нейтрализовать;
▪ потребителя от недобросовестной деловой практики (ложь в рекламе и др.);
▪ высшие интересыобщества от разнузданности предпринимателей [41].
«Видами предпринимательства по общепринятой классификации предпринимательской деятельности являются:
1) производительное (производственное) — непосредственное создание услуг и другой продукции;
2) коммерческое — посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
3) финансовое — особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
4) консультативное — деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.» [68].
Первые три вида деятельности различают по связи со стадиями воспроизводства и относят к основным видам, поскольку результатом деятельности является производство услуг или товаров, готовых к конечному или производственному потреблению. Последний вид деятельности относят к вспомогательным видам предпринимательской деятельности, поскольку ее результат — приемы, методы, технологии и проекты, в том числе и в области инноваций.
Туристский рынок принято воспринимать как рынок услуг. Услуги являются основным предметом обмена, составляющим 80 % всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга — это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта. Согласно А. Ю. Александровой, туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара:
1) неосязаемость;
2) неразрывность производства и потребления;
3) изменчивость;
4) неспособность к хранению [4].
А. Д. Чудновский отмечает, что туристским услугам, наряду со специфическими характеристиками услуг, присущи также и отличительные особенности:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модели экономического развития рекреационных территорий города Красноярска – столицы XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других