Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез

Светлана Дмитриева, 2022

Как подготовить ребенка к школе? Научить его читать и считать? А может быть, начать с прописей? Если вы задаетесь такими вопросами – эта книга для вас, дорогие родители будущих первоклассников! Подготовка к школе – дело серьезное. Если ваш ребенок владеет определенными знаниями, это не значит, что он готов идти на уроки. Помогите ему справиться с неизбежными трудностями первых дней. Радостно ли ваш малыш побежит в школу или вам придется отправлять его туда с боем – во многом зависит от вас. В этой книге собраны 10 важных навыков для будущего первоклассника. Освоив их, ребенок легко пройдет период адаптации. Узнайте, какие качества помогут первокласснику добиться успехов в учебе и как помочь ребенку заранее их развить. У вас обязательно все получится, ведь книга основана на наблюдениях за более чем 2000 первоклассников! В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • От автора
  • Глава 1. «А где Миша?». Помогаем ориентироваться в пространстве

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

«А где Миша?»

Помогаем ориентироваться в пространстве

Школьные потеряшки

Ваня был классический «потеряшка». Он постоянно пропадал на школьных просторах: терялся по дороге в столовую, в спортзал, в раздевалку… Но мальчик не унывал, если отставал от класса. Он даже не всегда успевал понять, что заблудился. В коридорах школы жизнь всегда кипела, и Ваня с интересом проводил время. Даже когда звенел звонок и коридоры пустели, Ваня не переживал. Он уже по опыту знал, что его найдет кто-нибудь из взрослых, и рано или поздно он попадет на урок. Ничего, что половина заданий будет пропущена и придется доделывать их дома с мамой, — Ваня вообще был прирожденным оптимистом. Зато унывала Елена Николаевна, его учительница. Когда Ваня в очередной раз исчезал из ее поля зрения, она начинала сильно нервничать. Оставить класс без присмотра и отправиться на поиски вечного потеряшки она не могла, а вариант бросить его на произвол судьбы тоже исключался по понятным причинам. Приходилось объявлять Ваню в розыск и звать на помощь старшеклассников или свободных от уроков коллег. Мальчик постепенно становился школьной знаменитостью, но его слава совсем не радовала Ванину маму, милую и немного застенчивую женщину. Ей было неприятно каждый день выслушивать от учительницы замечания и нелестные высказывания о ее, маминых, педагогических способностях. Ситуация обострялась с каждым днем…

Соня не блуждала в лабиринтах школьных коридоров, зато часто «терялась» в тетрадях, «сворачивала» не в ту сторону, путалась в направлениях. То перепрыгнет через строчку, то начнет писать справа налево, то не в ту сторону клеточки отступит. Соня сама выбирала в магазине тетрадки с яркими обложками и предвкушала, что внутри они будут такими же красивыми. Но результатами своих усилий она часто бывала огорчена. Ей никак не удавалось абсолютно все сделать как надо — хоть немного, да ошибется. Соня была склонна к перфекционизму и привыкла, что ее всегда хвалят. Она знала, что во втором классе дети начнут получать отметки и, конечно, собиралась стать отличницей. Но ее уверенность в себе падала с каждой ошибкой. Мама и папа старались поддерживать дочь, как могли. Поначалу они объясняли ее неудачи адаптацией к школе. Конечно, они знали, что Соня до сих пор немного путает право и лево, но не придавали этому большого значения, поскольку девочка была очень способной. Но даже к новому году положение почти не изменилось. То, что родители видели в тетрадях, расстраивало их все больше, ведь они были уверены, что их сообразительная дочка легко справится с учебой. Сохранять спокойствие становилось все трудней. Учительница Сони, Анна Васильевна, была довольно требовательной, ее классы всегда занимали первые места в школьном рейтинге. Она стремилась добиться от учеников высоких результатов и не обладала большим терпением. Постепенно за Соней закрепилась репутация невнимательной, рассеянной ученицы, которая «не хочет» сосредоточиться. К концу первого класса у девочки обнаружились первые симптомы невроза: она стала плохо засыпать, часто плакала, постоянно терла глаза, жаловалась на головную боль. Первые летние каникулы прошли в поисках хорошего психоневролога…

.

Зачем первокласснику пространственная ориентация

Первый «гвоздик», о котором важно вспомнить перед школой, — ориентация в пространстве. Почему именно она? Давайте разбираться.

Это один из базовых навыков любого человека, ведь мы существуем в пространстве и во времени. Но часто ли вы вспоминаете об этом? Вряд ли. Разве что заблудитесь в лесу или запутаетесь в часовых поясах при перелете в другой регион. Да и заблудиться сейчас сложно, даже если захотите, гаджеты не дадут.

Ориентация в пространстве у нас доведена до автоматизма, но так было не всегда. Дети не рождаются с готовыми навыками, они вырабатываются постепенно, с опытом. Когда-то давно нам требовалось усилие, чтобы сообразить, какая из рук правая. Теперь эту премудрость осваивают наши дети. И не у всех это получается легко и быстро.

За последние шесть лет моей работы в школе проблемы с ориентацией в пространстве в той или иной степени испытывали от 40 % до 70 % первоклашек.

Почему сейчас, перед школой, так важно «подтянуть» этот навык? Ведь раньше ребенок как-то справлялся, и постепенно будет справляться все лучше и лучше. Разве этого недостаточно? Дело в том, что до школы ребенку в его повседневных делах не требуется очень хорошо ориентироваться в пространстве и во времени. Взрослые всегда направят его, куда нужно. Ошибки ребенка не ведут к серьезным последствиям.

С первого дня обучения в школе ситуация резко меняется. Требования к навыку ориентации стремительно возрастают.

Ребенок попадает в новое пространство с большим количеством помещений, в котором нужно освоиться. В отличие от детского сада, он может в одиночестве свободно перемещаться по всей школе. Представьте, вы привели утром ребенка в школу и закрыли за ним дверь. Дальше он должен сам через школьную толпу дойти до раздевалки и найти учителя, который встречает детей. Потом уже вместе с классом ребенок пойдет в кабинет. А если вы опоздали? Тогда до кабинета ему придется добираться самостоятельно, а планировка в современных школах бывает весьма замысловатая.

Другая ежедневная, даже ежечасная, ситуация — перемена. Одни дети остаются в классе, другие выходят в коридор. Учитель не может находиться в двух местах одновременно, если только он не умеет самоклонироваться. Когда учитель задерживается в классе, дети в коридоре находятся без присмотра и могут отправиться на поиски приключений. Например, пойти в столовую купить себе пирожок. Можно вспомнить много ситуаций, в которых ребенок должен один добраться по школе из пункта А в пункт Б.

Учителя считают сложности в освоении школьного пространства одним из наиболее острых моментов адаптации первоклассников. Некоторые дети даже испытывают страх расставания с родителями из-за того, что чувствуют неуверенность в больших шумных помещениях. А школьная раздевалка с утра — это очень шумное помещение! Отрицательные эмоции прямо с порога — согласитесь, это не лучший настрой на учебный день. А если ситуация повторяется часто? Стоит ли потом удивляться, что у ребенка пропадает желание ходить в школу?

Предположим, ваша школа маленькая, и в ней легко найти любое место, тогда эти трудности ребенка не коснутся. Но это не значит, что ориентация в пространстве совсем ему не понадобится. Есть еще одна, даже более веская причина обратить на этот навык внимание.

С первых же уроков в речи учителя зазвучит множество инструкций, связанных с пространством:

«Посмотрите на правую картинку»,

«Откройте учебник и найдите верхнюю строчку»,

«Возьмите карандаш в правую руку»,

«Посмотрите на левую сторону доски»,

«Пропустите три клетки сверху»,

«Отступаем две клеточки вправо»,

«Отсчитайте вторую строчку сверху»,

«Напишите свое имя в правом верхнем углу».

Практически любое задание на уроке будет начинаться с какого-нибудь пространственного указания. И если ребенок будет медленно реагировать или ошибаться, то он не сможет выполнять все правильно и в одном темпе с классом. Замешкавшись на старте, он пропустит часть основной инструкции к заданию.

Как показывает практика, учитель в этом случае может поступить двумя способами. Он может ждать, пока все наконец отступят эти самые три клетки вправо, и тогда очень много времени на уроке уйдет на выполнение простейших действий. А может не ждать, и тогда часть детей «выпадет» из процесса, не успеет понять и сделать задание. Вам какой вариант больше нравится?

Даже те дети, которые до школы легко ориентировались в пространстве, в период адаптации могут временно подзабыть свои навыки. А если эти навыки и не были достаточно хорошо сформированы, то неизбежно возникнут проблемы.

Существует и еще одна сложность, о которой мы, взрослые, особо не задумываемся. Для ребенка ориентация в трехмерном пространстве и на плоскости — это разные вещи. Он может уверенно владеть понятиями «верх», «низ», «право», «лево» в быту, но не понимать, что это такое на листе бумаги. Ведь лист лежит на столе горизонтально, где же у него верх? А где верх у страницы учебника или тетради? Вы думаете, это так очевидно? Увы, нет, важнейший в школе навык ориентации на плоскости ребенку нужно осваивать отдельно.

Надеюсь, я убедила вас, что первый «гвоздик» для вашего любимого будущего школьника принципиально важен. Как его развивать? Поговорим о способах, которые помогут вам его ковать. И у меня для вас хорошая новость — большинство упражнений не потребуют от вас большого количества времени и дополнительных усилий, разве что совсем немного.

Как помочь ребенку овладеть пространством

Начнем с самых простых приемов, для начала их будет достаточно. Но каждый прием можно усложнять, помогая ребенку достичь более высокого уровня пространственной ориентации.

Используйте пространственные обозначения в речи

Первый шаг, который нужно сделать обязательно, — проанализируйте свою речь. Попросите об этом же всех членов семьи. Послушайте друг друга. Насколько часто вы употребляете пространственные обозначения (наречия места)?

Начинайте включать их в речь, используйте всякий раз, когда это возможно.

Не говорите: «Дай мне вон ту книжку». Скажите: «Дай, пожалуйста, книжку, которая лежит справа от телевизора, на третьей полке сверху».

Не говорите: «Посмотри вон туда». Скажите: «Посмотри правее».

Не показывайте руками, ограничьтесь словами. Если вы несколько дней проконтролируете себя, то постепенно станете это делать «на автомате».

Начинайте с простых инструкций с одним пространственным обозначением: «Поверни налево». Потом переходите к более сложным, которые содержат несколько обозначений сразу: «Пойди на кухню, там в шкафчике справа от холодильника в первом ящике снизу в левом ближнем углу лежит шоколадка». Не забывайте о мотивации, ребенку гораздо интереснее искать шоколадку, чем бабушкины очки!

Убедились, что ребенок уверенно владеет базовыми понятиями — справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади? Переходите к более сложным — внутри, вблизи, наискосок и так далее. Помимо наречий, важно правильное понимание предлогов — из-под, из-за и других.

Используйте те же приемы, когда ребенок имеет дело с плоскостью — страницей книги, альбомным листом, пазлом.

Помогайте ребенку осваивать новые пространства

Любые общественные места — торговые центры, кинотеатры, музеи, парки — могут стать площадкой для тренировок. Покажите, как в них ориентироваться с помощью указателей. Вместе разбирайтесь с планами этажей и залов. Дайте ребенку самому найти на схеме место, где продают любимое мороженое или находится панда-парк, куда он так мечтает попасть, а потом помогите проложить путь к этой точке. Подойдите к делу творчески! Организуйте операцию по спасению заблудившегося Лунтика или ищите место встречи тайных агентов. Больше фантазии!

Играйте с пространством

Игра — это лучший способ сформировать любой навык ненавязчиво и с удовольствием. Она должна соответствовать возможностям ребенка в данный момент и постепенно усложняться, чтобы сохранить мотивацию и закрепить достигнутые успехи.

Вот несколько примеров игр для развития пространственной ориентации:

«Справа — слева». Договоритесь с ребенком, что каждый из вас в любой момент может сказать «справа» или «слева». Услышав это слово, игрокам нужно как можно скорее назвать любой предмет, который находится с соответствующей стороны в данный момент. В усложненном варианте можно ввести штраф за неуслышанное слово или за неверный ответ. Не бойтесь, если игра кажется вам слишком примитивной. Детям нравится играть, а наши взрослые критерии им не интересны. В моем советском детстве была популярна довольно странная, с точки зрения взрослых, игра «Воздух». Каждый участник мог в любой момент времени (даже на уроке!) крикнуть «Воздух!», и все должны были быстро присесть и сложить руки домиком над головой. Глупо? Да. Но весело! К тому же подобные игры отлично развивают и внимание.

«Сюрприз». Беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребенка. Кто не любит сюрпризы? Прячьте маленькие подарки друг для друга и описывайте, как их искать. Сначала вы готовите сюрприз для ребенка, а потом пусть и он для вас что-нибудь спрячет. Можно также использовать различные «шпионские» игры, прятать секреты, делать тайники — все зависит только от вашей фантазии.

«Поиски клада» — праздничный вариант предыдущей игры. Здесь уже можно сделать что-то более сложное и загадочное, с увлекательным сюжетом, письмами-подсказками и прочими атрибутами классической игры в клад, которая неизменно будоражит воображение детей всех времен и народов.

«Помоги найти дорогу». В шутку притворитесь, что вы не знаете или забыли, куда идти. Пусть ребенок ведет вас в детский сад, в магазин, к бабушке или куда-нибудь еще. И не забывает при этом проговаривать свой путь, ведь вам надо его запомнить! На следующем уровне игры можно просить ребенка просто рассказать, как дойти куда-то.

«Отгадай, куда я иду», или лениво-диванная игра. Выходить никуда не нужно. Играть с ребенком можно на любимом диване, особенно хорошо дождливым вечерком. По очереди описывайте свой воображаемый поход в какое-то место, но не говорите, куда именно вы направляетесь. Например, «Я выхожу из подъезда и поворачиваю направо, иду до конца дома и поворачиваю налево, потом иду прямо до первого киоска, который будет у меня по левую руку, встаю к нему спиной и иду прямо…» Главная задача — догадаться, куда придет водящий. Можно так же «ходить» по квартире. В более сложном варианте игры начинайте «идти» не от дома, а от выхода из метро, от детского сада или от магазина.

Все описанные варианты можно перенести на плоскость, но только если вы точно уверены, что ребенок освоился в трехмерном пространстве. Схемы, карты, планы — подойдет что угодно. Начинайте с самых-самых простых и только потом переходите к сложным. Ориентация на карте для дошкольника — это уже высший пилотаж!

Вот еще пара примеров игровых упражнений, которые входят в арсенал многих психологов и нейропсихологов, работающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками, чтобы развивать у них ориентацию на плоскости.

«Муха». На листе бумаги рисуют квадрат, каждую его сторону делят на пять равных отрезков и прочерчивают сетку, чтобы получилось игровое поле из 25 ячеек. В центре рисуют муху, которая может двигаться по клеткам, но не наискосок. Каждый шаг — одна клетка. Вы «двигаете» муху, при этом проговариваете все ее передвижения, но не показываете их — вправо, вниз и так далее. Ребенок должен мысленно следить за мухой, и как только она «вылетит» за пределы поля — «поймать» ее (хлопнуть в ладоши). На первых порах можно поиграть, показывая рукой, и только убедившись, что ребенок правильно все понимает, продолжать уже без подсказок. Когда ребенок освоится, он тоже может быть водящим, а вам уже остается только «ловить» муху. Не нравится муха? Бейте комара! Хочется что-то более приятное? Нарисуйте бабочку! Более сложный уровень этой игры предполагает, что и поле вы не рисуете, а представляете квадрат и следите за перемещениями мухи в уме.

Спортсменам может больше понравиться аналог «Мухи» — «Футбол». В игре также используется поле из клеток, на его противоположных сторонах отмечают ворота. «Мяч» движется из центра. Каждый шаг — одна клетка, наискосок ходить нельзя. Каждый игрок по очереди «двигает мяч». Если мяч влетает в ваши ворота, надо хлопнуть в ладоши, и тогда считается, что он отбит. Если не хлопнули — вам гол! Записывайте счет и снова начинайте с середины поля. В футбол можно играть командами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От автора
  • Глава 1. «А где Миша?». Помогаем ориентироваться в пространстве

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я