В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рекомендации
Занятие — 1
тема: Противоречия в погоде
Цели:
— активизировать интерес детей к окружающему миру;
— систематизировать знания детей о явлениях природы;
Оборудование:
«черный ящик», полотенце.
1. Знакомство с помощником воспитателя.
Воспитатель (в дальнейшем — В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» — игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет помогать вести занятия.
Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог с игрушкой о погоде.
Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:
В: — Почему ты такая мокрая?
И: — А я очень дождь люблю!
В: — Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: — Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: — Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: — Нет, солнышко плохое! Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут…
В: — А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками».
Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
— Ребята, а как по-вашему дождь — хороший или плохой?
–…
— Что хорошего в дожде?
–…(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
— А что плохого в дожде?
–…
— Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это «хорошо» тогда, когда…, и дождь для нас это «плохо», когда…
И: — А солнце какое, хорошее или плохое?
В: — Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
–…(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
— А что плохого может быть в солнце?
–…
— Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
— Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?
Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).
Основная цель при подведении итогов — обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.
Занятие — 2
тема: Противоречия в предметах
Цели:
— систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;
— систематизировать знания о свойствах предметов;
Оборудование:
«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)
1. Классификация игрушек по различным признакам.
Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).
Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить — «наигралась».
В: — Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.
Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:
— В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту — маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда — все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую — все мягкие… и т. д.
Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда — большие игрушки…»
В: — Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные — неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?
И: — Я уже устала…
В: — Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?
2. Подвижная игра «Разбежались!».
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие — направо, низкие — налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?)
Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.
3. Обсуждение противоречий в предметах.
Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).
И: — Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту — плохую.
В: — А мячик какой? Что в нем хорошего?
И: — Можно в игры разные играть.
В: — А что плохого?
Д: — …
В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?
Д: — …
В: — А что в нем плохого?
Д: — …
И: — Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…
В: — А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно…, а когда со свистком — будь внимательной, чтобы… (дети дополняют советы воспитателя).
Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).
Занятие — 3
тема: Противоречия в предметах (продолжение)
Цели:
— систематизировать знания детей о профессиях;
— обучать выделять противоположные признаки объектов;
— развивать внимание; эмпатию;
Оборудование:
мяч, конфета, нож, будильник.
1. Беседа о профессиях.
Игрушка приходит и спрашивает детей:
— Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?
Воспитатель выслушивает ответы детей (можно в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других