Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Светлана Гин, 2013

В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рекомендации

Занятие — 1

тема: Противоречия в погоде

Цели:

— активизировать интерес детей к окружающему миру;

— систематизировать знания детей о явлениях природы;

Оборудование:

«черный ящик», полотенце.

1. Знакомство с помощником воспитателя.

Воспитатель (в дальнейшем — В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» — игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет помогать вести занятия.

Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.

2. Диалог с игрушкой о погоде.

Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:

В: — Почему ты такая мокрая?

И: — А я очень дождь люблю!

В: — Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И: — Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!

В: — Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И: — Нет, солнышко плохое! Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут…

В: — А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».

Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками».

Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

— Ребята, а как по-вашему дождь — хороший или плохой?

–…

— Что хорошего в дожде?

–…(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)

— А что плохого в дожде?

–…

— Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это «хорошо» тогда, когда…, и дождь для нас это «плохо», когда…

И: — А солнце какое, хорошее или плохое?

В: — Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

–…(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)

— А что плохого может быть в солнце?

–…

— Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

— Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?

Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).

Основная цель при подведении итогов — обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.

Занятие — 2

тема: Противоречия в предметах

Цели:

— систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;

— систематизировать знания о свойствах предметов;

Оборудование:

«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)

1. Классификация игрушек по различным признакам.

Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).

Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить — «наигралась».

В: — Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.

Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:

— В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту — маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда — все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую — все мягкие… и т. д.

Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда — большие игрушки…»

В: — Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные — неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?

И: — Я уже устала…

В: — Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?

2. Подвижная игра «Разбежались!».

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.

Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.

Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие — направо, низкие — налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?)

Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

3. Обсуждение противоречий в предметах.

Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).

И: — Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту — плохую.

В: — А мячик какой? Что в нем хорошего?

И: — Можно в игры разные играть.

В: — А что плохого?

Д: — …

В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?

Д: — …

В: — А что в нем плохого?

Д: — …

И: — Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…

В: — А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно…, а когда со свистком — будь внимательной, чтобы… (дети дополняют советы воспитателя).

Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).

Занятие — 3

тема: Противоречия в предметах (продолжение)

Цели:

— систематизировать знания детей о профессиях;

— обучать выделять противоположные признаки объектов;

— развивать внимание; эмпатию;

Оборудование:

мяч, конфета, нож, будильник.

1. Беседа о профессиях.

Игрушка приходит и спрашивает детей:

— Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?

Воспитатель выслушивает ответы детей (можно в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я