О том, кто читает эту книгу

Светлана Владимировна Гусева

Книга, которую вы сейчас держите в руках, расскажет вам о вас. Об основных этапах формирования вашей личности, о ваших чувствах, эмоциях, эмоциональных состояниях и о том, откуда они берутся и каким образом влияют на вашу жизнь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О том, кто читает эту книгу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ребенок, Родитель, Взрослый

Личность человека многогранна и динамична. Она формируется под влиянием множества факторов, явлений и событий. Основную часть своих убеждений мы получаем в детстве, — до 5 — 6 лет. Именно они становятся основой большинства наших решений в дальнейшей жизни. В таком раннем возрасте, пока мы ничего не знаем о мире, понять его и исследовать нам помогают родители или значимые близкие, которые принимали активное участие в нашем воспитании. Затем мы открываем для себя другие грани реальности, знакомимся с новыми людьми, пробуем себя в делах и начинаниях и получаем обратную связь от мира. Так продолжает формироваться наша личность.

В этой главе мы рассмотрим три фундаментальных составляющих личности: Ребенок, Родитель и Взрослый. Они в разной степени проявляются на протяжении всей жизни в поведении человека, во взаимодействии с собой и другими людьми. Американский психолог и психиатр Эрик Берн, автор и разработчик трансактного анализа, называл «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого» «эго-состояниями» личности и подробно рассказал о них в своих научных трудах. В конце книги вы найдете список рекомендуемой литературы и при желании сможете с ним ознакомиться. А сейчас мы рассмотрим три эти эго-состояния и поговорим о том, как они влияют на нашу жизнь.

Ребенок

Сперва мы поговорим о Внутреннем Ребенке. Это состояние во многом определяет поведение, мотивы и действия человека. Именно в Ребенке содержится информация и опыт, полученный человеком не только с детства, но и с перинатального периода, а также семейные особенности, унаследованные от прежних поколений.

Внутренний Ребенок определяет, насколько свободен человек в своих проявлениях, как выстраивал отношения с родителями (как родители выстраивали отношения с ребенком), что переживал в детстве, как адаптировался к этому, — а именно, какие черты характера и особенности личности сформировались в ответ на те или иные события. Все детские травмы, предписания и установки, влияющие на жизнь человека, содержатся именно во Внутреннем Ребенке. Эго-состояние Ребенка может проявляться в импульсивных и спонтанных действиях, в творческом и креативном подходе, обидчивости, склонности к страхам, легкости и ориентации на свои желания, интересы и потребности. Недаром в первый год жизни младенца основная задача мамы — удовлетворять все его потребности. Это очень важно как для физиологического развития ребенка, так и для эмоционального.

Каким приходит человек в этот мир? Свободным, достойным любви и внимания. Младенцу интересно все, что происходит вокруг, он доверчив, открыт и любознателен. Он не контролирует свои действия и не чувствует необходимости в этом. Постепенно, по мере взросления, его свободные проявления начинают меняться, поскольку семья, в которой он растет и формирует свою картину мира, предписывает определенные правила и условия, которым необходимо следовать, чтобы быть принятым родителями и стать частью системы.

Схематичное изображение того, как интроекты встраиваются в сознание человека

Под влиянием обстоятельств и событий ребенок начинает адаптироваться — перенимает убеждения, установки и представления о том, каким нужно быть. Так в личность человека встраиваются интроекты.

Интроект — это чужое убеждение, которое человек получил от значимого взрослого, без критического анализа и осмысления

Оно не является частью личности, но определяет поведение и мотивы человека до тех пор, пока он не распознает интроект и не заменит его на новое убеждение.

Человек приходит в мир целостным и свободным, с минимальным представлением о мире и явлениях в нем. Представим, что чистое сознание ребенка — это пустой круг. Постепенно в него встраиваются линии — интроекты, которые человеку необходимо поддерживать, тратя на это свою жизненную энергию. В раннем возрасте, пока не развито критическое мышление, осознанный выбор сделать невозможно. Ребенок безоговорочно принимает все, что ему говорят о нем и о мире, чтобы быть принятым.

Чем больше в сознании интроектов, тем сложнее человеку понять, что он хочет, и на что способен. Это явление порождает множество сложностей, например, проблемы с поиском своего предназначения и раскрытием таланта. Путь к раскрытию природных способностей начинается не с приобретения новых знаний, а с освобождения от интроектов. Например, родители считали, что ребенок должен продолжить династию учителей, врачей или юристов и не давали ему развиваться там, где ему хотелось. Ребенок же принял это на веру и тратит всю энергию на поддержание родительских ожиданий. Таланты, заложенные природой, подавлены и отвергнуты. Проявиться они не могут, поскольку человек несет груз убеждений и установок, определяющих, кем он должен быть, по мнению самых значимых людей в его жизни.

Каким может быть Внутренний Ребенок? Рассмотрим четыре основных его состояния: свободный, адаптивный, бунтующий и саботажный.

Свободный Ребенок — это состояние сознания, которое наиболее приближенное к изначальному. Для него характерны легкость, радость, спонтанность, любопытство и творчество. В таком состоянии человек принимает интуитивные решения, не опираясь на логику, создает что-то новое, открыто выражает свои чувства, не анализирует происходящее, действует здесь и сейчас.

Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять чувства и открыто заявлять о потребностях и желаниях. В этом состоянии индивид является счастливым, хотя его действия не всегда конструктивны. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

Адаптивный Ребенок не ориентирован на свои желания и потребности. Самое важное для него — получать одобрение других людей и соответствовать их ожиданиям. В таком состоянии человек склонен избегать конфликтов, подстраиваться под других людей, не проявляет инициативы, стремится заслужить похвалу и одобрение, не имеет своего мнения по поводу происходящего или скрывает его, чтобы не вызвать осуждения или неприятия. Характерные чувства в таком состоянии — подавленность, дискомфорт, неуверенность и скованность. Это довольно пассивное состояние. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществования с агрессивной реальностью, в которой бунт слишком опасен.

Бунтующий Ребенок — эго-состояние, альтернативное Адаптивному Ребенку. Вместо послушания и соответствия ожиданиям и требованиям он выбирает бунт против контроля и правил. В эго-состоянии Бунтующего Ребенка мы спорим с авторитетами, противодействуем их контролю, намеренно не выполняем работу, постоянно опаздываем или не укладываемся в дедлайны, саботируем указания, бунтуем против любых попыток нас контролировать.

Бунтующий Ребенок — это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или интроецированным родителем (Внутренним Родителем), а также потребностями, желаниями и эмоциями личности. Когда подавление — процесс длительный и неразрешимый, личности определенного типа могут войти в состояние бунта. Тогда поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель.

Саботажный Ребенок проявляется в уклонении от целевых действий, которые приведут к положительному результату. Саботаж — это защитная реакция, с помощью которой человек бессознательно ограждает себя от травмирующего опыта. Немецкий психотравмолог Франц Рупперт писал, что психологическая травма расщепляет личность на три составляющие: здоровую, травмированную и саботажную. В здоровой части человек находится большую часть жизни. Травмированная часть уходит в область бессознательного, — она скрыта и не осознаваема. Саботажная часть остается неким барьером, который препятствует воссоединению травмированной и здоровой частей, чтобы оградить последнюю от болезненных и тяжелых переживаний.

Рассмотрим на примере. Человек хочет взять новый проект на работе и попробовать себя в решении более сложной задачи. Он понимает, что сможет с ней справиться, но почему-то откладывает целевые действия и никак не может начать работу. Так проявляется саботаж. В детстве этого человека обесценивали, он часто слышал от родителей фразы: «Не умеешь — не берись. Ты бестолочь! У тебя руки не из того места растут». А во взрослой жизни саботажная часть сопротивляется, тем самым защищает Внутреннего Ребенка, и не дает человеку взяться за работу, чтобы снова не столкнуться с негативным опытом. На сопротивление действию уходит больше энергии, чем на само действие, так как саботажная и травмированная части берут силы у здоровой.

Чтобы стать самим собой и обрести свободу и целостность, нужно освободиться от чужих задач и от необходимости оправдывать ожидания других людей, найти опору в самом себе. Для этого нужно проделать работу — заменить старые установки, сформулировать новые убеждения, что, в свою очередь, позволит услышать свой внутренний голос.

Наше поведение по большей части определяется тем, что содержится в памяти Внутреннего Ребенка. На этом базируется личность человека. У каждого из нас было детство. Всему, что мы умеем и знаем сейчас, мы учились именно там: другого источника у нас не было. Поэтому психотерапия всегда направлена на работу с детскими переживаниями. Когда клиент на консультации говорит: «У меня было прекрасное детство, но во взрослом возрасте начались проблемы», — в процессе работы я вижу противоречие и понимаю, что память амнезировала травмирующие события, которые стали причиной проявившейся сейчас проблемы. Через образы, медитации и гипноз психика сама выводит человека к первичной травме. Не всегда это происходит с первого раза. Всё открывается поэтапно: сначала человек вспоминает похожее событие в подростковом возрасте, затем получается пойти глубже и увидеть первопричину. Бывают случаи, когда психика человека настолько жаждет разрешения конфликта, что уже на первой консультации проблема решается. Например, сразу уходит чувство вины, которое человек испытывал долгие годы.

Вспомните, как выглядит ствол дерева в разрезе. Годичные кольца показывают возраст дерева: с каждым годом образуется новый слой древесины. Психика человека формируется примерно по такому же принципу. Опыт, травмы и переживания проявляются на каждом уровне в разной степени. Например, мы работаем над какой-то проблемой в первом слое: человек беспокоится из-за того, что происходит сейчас. Мы прорабатываем эту проблему, и ему сразу становится легче: разрешается конфликт, уходит тревога, появляются желание и силы двигаться дальше. Со временем психика укрепляется в новом состоянии. Затем, если у человека появится новый запрос, можно будет прорабатывать следующий слой, исследовать его внутренний мир на более глубоком уровне.

Основной задачей работы с Внутренним Ребенком является освобождение человека от интроектов, — родительских ожиданий и установок, которые препятствуют развитию и достижению желаемых результатов. С помощью психотерапии можно приблизиться к источнику и сделать Внутреннего Ребенка относительно свободным, чтобы человек снова смог испытывать яркие эмоции, быть игривым, озорным и любознательным. Качества, присущие свободному Внутреннему Ребенку, очень важны во взрослой жизни. Многим людям не хватает детской непосредственности, легкого и в меру беззаботного отношения к серьезным и важным вещам.

Родитель

Теперь мы переходим к следующему эго-состоянию — Внутреннему Родителю. Эта часть личности точь-в-точь скопирована с настоящих родителей или значимых взрослых, которые принимали активное участие в воспитании человека.

Внутренний Родитель имеет большое влияние на Ребенка, он также значим и важен. Работа над установками и убеждениями всегда проходит через анализ детско-родительских отношений, поэтому если Родитель склонен подавлять, критиковать и обесценивать, очень важно изменить его отношение. Родители или значимые взрослые давали нам то, что у них было, воспитывали и заботились о нас так, как могли. Если вы понимаете, что вам не хватало любви, заботы и понимания родителей, не торопитесь обвинять их и требовать признания и поддержки. Вероятно, они сами не получали их от своих родителей, и им пришлось адаптироваться или перенять их стратегию воспитания, так как другой у них не было.

Неважно, что с вами сделали ваши родители. Важно то, что вы делаете с этим сейчас

Каждое поколение должно быть лучше, умнее и осознаннее предыдущего. Поэтому абсолютно нормально, что вы знаете о психологии и воспитании больше, чем знали ваши родители и представители предыдущих поколений. Ваша задача — расти, развиваться и улучшать отношения с миром, собой и другими людьми.

Каким должен быть адекватный Внутренний Родитель, чтобы его влияние на решения и поведение человека было позитивным и созидательным? Заботливым, любящим, оберегающим, поддерживающим. Если он и критикует, то исключительно ради того, чтобы обеспечить Ребенку безопасность и здоровую жизнедеятельность. Адекватный Внутренний Родитель дает человеку возможность заботиться о себе и других, поддерживать и помогать с позиции старшего, мудрого наставника.

Если Родитель властный, авторитарный и подавляющий, человек будет скован запретами и критикой, и тогда он не сможет раскрыть природные таланты, создать что-то уникальное, играть и радоваться. В поведении человека контролирующий и критикующий Взрослый проявляется в поучениях, наставлениях и непоколебимой уверенности, что только он знает, что правильно, а что нет. Человеку с таким Внутренним Родителем сложно по достоинству оценивать свои достижения, хвалить себя и радоваться достигнутым целям. Внутренний диалог сводится к критике, обесцениванию, поиску того, что не сделано или могло быть сделано лучше.

Критикующий и строгий родитель считает, что такая стратегия воспитания поможет ребенку стать дисциплинированным, послушным и правильным. На деле все иначе — родитель провоцирует ребенка лгать и обманывать. Пока родитель не видит, ребенок будет играть, хулиганить и проказничать, реализуя свои естественные потребности, а на глазах у родителя будет демонстрировать то поведение, которое от него ожидают. Формируется установка, диктующая необходимость соответствовать ожиданиям, казаться лучше, чем есть на самом деле. Ложь становится способом скрыть неприглядную действительность.

Взрослый

Третье эго-состояние — Внутренний Взрослый. Можно сказать, что это самая здоровая и адекватная часть личности. Ее, однако, необходимо развивать самостоятельно, так как изначально она менее проявлена по сравнению с Ребенком и Родителем, которые у нас есть по умолчанию. Взрослый руководствуется логическими доводами, способен трезво оценивать ситуацию, собственные возможности и реальное положение вещей. Взрослый отвечает за организацию процесса, достижение целей и деловые коммуникации с другими людьми. Он взаимодействует на равных, позиции «выше» или «ниже» ему не свойственны. Для принятия решений ему не нужно смотреть в прошлое или в будущее, он действует в реальном времени, используя инструменты и стратегии, которые доступны ему сейчас.

Гармоничное взаимодействие трех эго-состояний позволяет человеку совершить осознанный, правильный выбор, который приведет его к достижению желаемой цели и внутреннему удовлетворению. Творческий и спонтанный Ребенок придумывает новую идею и с радостью готов воплотить ее в жизнь. Родитель ее оценивает: если она безопасна и адекватна, он поддерживает Ребенка и позволяет ему получить новый опыт. Взрослый находит возможности и инструменты для реализации задуманного, составляет план и продумывает наиболее эффективную последовательность действий. Не столь важно, окажется ли идея успешной или нет: человек сможет адекватно отнестись к полученному опыту и проанализирует, что стало причиной позитивного или негативного результата. Ребенок сможет дальше придумывать новые идеи, Родитель всегда его поддержит, а Взрослый составит новую стратегию, опираясь на предыдущий опыт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О том, кто читает эту книгу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я