Психология (основные понятия и виды терапии)

Светлана Баранова, 2023

Этот сборник представляет собой продолжение цикла книг по Психоэнергетике. Основной целью книги является ознакомление инструкто-ров-оздоровителей и преподавателей здорового образа жизни Системы психофизического развития и совершенствования с основными понятиями, существующими в психологии, и видами психотерапевтического воздействия. А поскольку книга написана достаточно лёгким и увлекательным языком, то она способна донести академическую строгость науки и до широкой публики. Поэтому книга рекомендуется и тем людям, которые не ограничивают себя школьными знаниями о человеческом организме и психике, а желают выйти на новый уровень понимания себя, своей жизни и других людей. Советы в книге помогут сгармонизировать не только взаимоотношения с другими людьми, но и свою жизнь в целом. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Психоэнергетика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология (основные понятия и виды терапии) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рефлексия

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад; этот же термин на французском означает «обдумывание, размышление») — это обращение внимания субъекта на свои ощущения, на свои размышления и на свои действия, а также переосмысление их с учётом ценностей, интересов и мотивов. Таким образом, рефлексия включает эмоциональное реагирование, мышление человека, механизмы его восприятия и принятия решений, а также поведенческие шаблоны и т. д.

Рефлексия — это то, что отличает человека от животных, потому что благодаря ей человек может не просто знать или ощущать нечто, но ещё и знать о своём знании и ощущении. Благодаря рефлексии человек способен выделить из потока чувственно-эмоциональных явлений некоторые устойчивые элементы и сосредоточить на них внимание.

Таким образом, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, помимо прочего, связана с заинтересованностью человека в этом процессе, его способностью замечать что-то в большей или в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных качеств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля, способность к саморазвитию и пр.

Рефлексия может быть рассмотрена и как своеобразный диалог с самим собой.

Рефлексию можно назвать также инвентаризацией своих резервов. В их список входят: эмоции, чувства, мотивы, цели, установки, оценка отношений и способность совершать поступки. Это явление трудно назвать только мыслительной работой. Здесь всё взаимосвязано: духовная сфера, размышления, эмоциональная составляющая и оценка всего происходящего или произошедшего в прошлом. Это не врождённая способность, как безусловный рефлекс, а приобретённое умение заниматься самопознанием и самооценкой.

Процесс рефлексирования может протекать неприятно и болезненно, поскольку самокритика и осмысление причин и мотивов совершённых поступков могут доставить дискомфорт. Но данный процесс необходим для успешного развития человека. Без рефлексии нельзя стать лучше и избежать повторения ошибок, совершённых в прошлом.

Степень рефлексии у людей разная и зависит от уровня их знаний, интеллекта и воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексивность — это способность анализировать себя, выявлять мотивы собственных поступков, включая: прошлые действия и события, успешные или неудачные результаты деятельности, эмоциональное состояние, а также меняющиеся во времени черты личности и характера.

Зрелый, сильный человек способен принимать ответственность за свои поступки и свою жизнь. Если же человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, то он является слабым. Поменять своё мировоззрение ему бывает сложно.

Рефлексия рассматривается в разных сферах человеческого знания: в философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

Использование рефлексии различается у представителей различных социальных и профессиональных групп.

Таким образом, рефлексия

• Усиливает самосознание, которое включает в себя осознание собственных мыслей, поступков и действий. Благодаря этому формируется логичность мышления.

• Проявляет способности находить ключи к решению сложных проблем и задач.

• Выявляет ресурсы, способности и таланты.

• Обучает умению планировать свои шаги к достижению целей.

• Позволяет находить возможности для реализации продуманных, верных и полезных решений.

• Развивает умение видеть взаимосвязи между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведёнными действиями.

• Позволяет производить анализ ситуаций, делать логические выводы и осознавать ошибки, совершённые в прошлом.

• Создаёт возможности для взятия под контроль собственного мышления и для правильных размышлений и действий.

• Способствует пониманию своих сильных и слабых сторон, созданию позитивной самокритики.

• Развивает способности к самокритике, которая позволяет увидеть собственные недостатки, провести анализ ошибок и работу по их исправлению.

• Избавляет от разрушительных, деструктивных установок, негативных эмоций и мыслей.

• Способствует самоанализу, благодаря которому можно избавиться от негативных мыслей и эмоций, чтобы те своим тяжким грузом не отравляли вам жизнь.

• Помогает в саморазвитии, воспитании в себе стрессоустойчивости и обретении собственной позиции в жизни.

Развиваясь, человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избежать их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом он не понимает причин своего плачевного положения.

Исторические сведения

Изначально понятие рефлексии появилось ещё во времена античной философии — как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеком своего бытия. Человек познаёт себя через анализ явлений, происходящих в природе и обществе. На этом фоне он ищет оптимальные пути для своего выживания и совершенствования. Но более подробно данным вопросом занялись в XX веке.

В 1925 году, одним из первых в психологии, рефлексию описал немецкий психолог Адольф Буземан[3]. Он выделил рефлексию как отдельную, самостоятельную тему в психологии. Этот учёный предположил, что рефлексия — это перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В российской науке проблемы рефлексии исследовали такие учёные, как Лев Семёнович Выготский (1896–1934), Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), Блюма Вольфовна Зейгарник (1900–1988). По их мнению, в основе понятия находится мышление, ведущее к самопониманию и способности найти мотивацию для своих действий, а также ответы на вопросы о своих чертах характера. Эти учёные впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя». Благодаря осознанным решениям, человек может принять себя в состоянии «здесь и сейчас», таким образом прекратив поток ненужных мыслеформ. Он также способен взглянуть на себя «со стороны», как будто на героя сериала с экрана телевизора.

Формы и типы рефлексии

В психологии выделяют коллективную и индивидуальную формы рефлексии, а также их типы.

Типы коллективной формы рефлексии

Межличностный тип рефлексии направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, на анализ конфликтов и социальных взаимодействий.

Социальный тип даёт человеку возможность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение, а также понимать чувства, которые он вызывает у окружающих.

Коммуникативный тип рассматривает рефлексию как существенную составляющую гармоничных взаимоотношений и специфическое качество познания человеком человека. При коммуникативной рефлексии человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в его круг общения, то есть размышления коммуникативного типа посвящены другим людям и взаимодействию с ними.

Кооперативный тип имеет дело с различными видами коллективной деятельности. Он всегда учитывает профессиональные позиции субъектов в группе и, координируя их роли, гармонично кооперирует для совместных действий.

Типы индивидуальной формы рефлексии

Личностный, или общепсихологический, тип в результате знаний о мире, общения с другими людьми и собственной активной деятельности предполагает построение новых образов себя, то есть своего «Я».

Личностный тип связан с переоценкой ценностей и анализом эмоций. К компонентам, которые служат предметом его анализа, относятся способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы человека. Этому типу свойственны саморефлексия и саногенная рефлексия.

Саморефлексия предполагает глубокое погружение в собственные размышления, переживания и эмоции. То есть она обращена к внутреннему миру человека.

Саногенная рефлексия характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс, чтобы избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний. То есть саногенная рефлексия изучает негативные эмоции и осуществляет поиск средств для их минимизации или исключения из жизни.

Когнитивный, или интеллектуальный, тип понимает рефлексию как умение человека выделять, анализировать и соотносить с ситуацией собственные действия, а также рассматривает рефлексию в связи с абстрактным мышлением. Этот тип включает размышления о способах применения накопленных знаний в реальных ситуациях. А также занимается поиском знаний, навыков и возможностей их использования в жизни.

Когнитивный тип используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и её соответствия предъявляемым требованиям. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.

К этому типу относится и логический тип рефлексии — это самый рациональный тип из всех представленных. Направление такой рефлексии — познавательные процессы, которые взаимосвязаны с самооценкой, мышлением и его особенностями.

С учётом временны́х периодов рефлексия бывает

Событийная, или ситуативная, — когда человек анализирует проблемы, которые возникают в настоящем времени, то есть «здесь и сейчас». Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость человека в ситуацию, осмысление её элементов и анализ происходящего. Включает в себя способность человека соотносить с конкретной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия — это осознание и осмысление произошедших событий, оценка в них своего поведения, поступков и ошибок. Осознав причины произошедшего, человек извлекает уроки, которые пригодятся ему в будущем, если ситуация повторится.

Перспективная рефлексия означает взгляд в будущее. Человек логически оценивает свои возможности и пытается рассчитать развитие событий. Перспективная рефлексия включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов. Без перспективной рефлексии невозможно заниматься планированием и выбором эффективных стратегий.

Сочетание разных форм рефлексии в ситуациях даёт наилучшие результаты.

Конструктивный и деструктивный самоанализ. Саморефлексия

Рефлексировать — это значит логически размышлять, анализировать свои действия и поступки, то есть познавать самого себя.

Рефлексируя, человек учится рационально думать и останавливать мыслительный «шум», или, другими словами, «мусор».

Низкая самооценка, комплексы и негативные качества сидят глубоко внутри человека и мешают его развитию, поэтому их нужно найти и обезвредить.

Низкий уровень самоанализа — это путь к совершению одних и тех же ошибок на протяжении всей жизни.

В итоге рефлексивность осуществляет самоанализ, формирует нужные качества, даёт понимание связи между поступками и результатами. Эмоции, взятые под контроль, и поиск их причин — это одно из проявлений самоанализа.

Правильный, конструктивный самоанализ позволяет разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на одни и те же грабли. А вредный, деструктивный самоанализ приводит к зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых, и далее — к невротическим расстройствам. В этом случае человек обычно застревает в чувстве вины, беспомощности и безысходности.

Понятие саморефлексии. Саморефлексию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Однако разница между понятиями заключается в том, что приставка «само» свидетельствует об отражении человеком самого только себя, а не внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, при этом пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «Я», своих желаний и потребностей. Когда вы ориентируетесь на ожидания других людей и ищете оценку своих поступков с их позиции, то в итоге у вас остаются нереализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Но есть и другая сторона. Когда вы постоянно прислушиваетесь к своим эмоциям и анализируете собственное состояние, то зацикливаетесь на личностных переживаниях. Из-за этого вы не видите ничего хорошего вовне, перестаёте получать радости от жизни и постепенно превращаетесь в невротика. То есть подобная избыточная рефлексия, когда вы насторожённо относитесь к сигналам собственного тела, может привести вас к ипохондрии, а это патологическое состояние, при котором вы найдёте у себя все возможные и невозможные заболевания. Поэтому саморефлексия не должна опускаться до самокопания и избыточных размышлений, которые могут привести вас к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания — многие скорби»). То есть всё хорошо в меру…

А чтобы «самокопание» не переходило границы разумного

• Обдумывайте мотивы поступков, а не сами поступки. Например, супруг, изменивший жене, может осознать своё предательство и поклясться больше так не делать. Но если он при этом не поймёт, что толкнуло его на измену, то никакая сила его не удержит от повтора этой ситуации, поскольку мотивы потребности в «походе налево» останутся непроработанными.

• Не «пилите опилки», как говорил Дейл Карнеги[4].

А именно, не стоит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая другие последствия того, что уже свершилось. Думайте о текущем моменте и стройте позитивные планы на будущее.

• Перестаньте зацикливаться на чувстве вины. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Главное — вы получили урок и сделали выводы.

• Не отвечайте за весь мир, то есть не берите на себя ответственность за то, на что не можете повлиять.

Развитие способностей к рефлексии

Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. При этом подобное умение можно в себе развивать, например анализируя просмотренные фильмы или прочитанные книги.

В реальности есть много возможностей для развития рефлексии. Например, наблюдение матери за своим ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, то это даёт ей повод для самоанализа. Сопереживание героям книг или фильмов, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуаций на себя — это также оценка своих возможных действий. Раскаяние после ссоры и сожаление о своей негативной реакции…

Помогают развивать рефлексию размышления над жизненными ситуациями и вопросы, которые вы задаёте себе после разных событий.

Есть люди, которые не придают значения рефлексии, оставляя без внимания анализ собственных поступков и действий. Результатом такого поведения является зацикленность на привычной схеме поведения, которая приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликтам с собой и даже открывает ворота разным заболеваниям.

Навык рефлексии закладывается с раннего возраста. Ребёнок начинает осознавать себя в три года, и это является точкой отсчёта для начала его самоанализа, который находится ещё в зачаточном состоянии.

Следующий ключевой этап — это поступление в школу. Адаптация к обществу, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.

В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать подростка, поэтому для правильного формирования его рефлексивной деятельности требуется участие взрослых.

В ранней юности правильно сформированная рефлексия проявляется уже в полной мере.

Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы, когда происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.

Если по какой-то причине этот навык вами не был приобретён, или же он у вас недостаточно развит, то всё же следует его освоить. Но при этом важно использовать рефлексию как инструмент для саморазвития, а не угнетения себя. Излишнее самокопание и выискивание негатива, как уже отмечалось, только навредят вам. Поэтому, чтобы сохранить душевное равновесие и здоровье, одновременно с осознанием своих ошибок вам нужно также изучать и свои сильные стороны.

Для развития рефлексии

• Пытайтесь понимать чувства, которые вы испытываете в текущий момент. Внимательно относитесь к своим эмоциям, которые возникают в связи с происходящими событиями или с определёнными людьми.

• Отслеживайте истории, на которые реагируете слишком резко и болезненно. Если какие-то события задевают вас особенно сильно, то вам нужно понять, что является их причиной.

• Если вдруг вы почувствуете тоску и тягостные эмоции в процессе обдумывания чего-либо, то лучше прекратите это самокопание и вернитесь к проблеме чуть позже.

• Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия — не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.

После получения навыков рефлексии

• Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и попытаться пережить его заново. Часто перепросмотр прошлого помогает изменить жизнь в лучшую сторону.

• Чётко осознайте, что делает вас счастливым. Это и будет цель, к которой вам надо стремиться.

• Если вас не устраивает позиция, в который вы сейчас находитесь, значит, вам надо определить действия, которые нужно предпринять для выхода из неё. Главное — не скатывайтесь к самобичеванию или к тому, чтобы обвинять в проблемах внешние обстоятельства.

• Поразмышляйте над тем, что вы делаете неправильно, и примите на себя ответственность за свои неудачи.

• Если вы в чём-то потерпели неудачу, то проанализируйте, всё ли возможное вы сделали, чтобы этого не было, или же можно попробовать сделать ещё что-то.

• Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Учитывая дефицит времени, расставляйте необходимые приоритеты. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и обязательно нужно продумывать каждый шаг.

Чтобы понять какую-то ситуацию или поступок

• Осознайте свои эмоции и чувства в текущий момент времени, а именно, почувствуйте, что вы испытываете: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т. д. Затем найдите слабое место, из-за которого вам был причинён вред. Например, это были ваши завышенные ожидания относительно кого-то. И когда они не оправдались, то у вас появились обида, разочарование и т. п.

• Продумайте возможности использования этой ситуации и возникших трудностей с выгодой для себя.

• Используйте свою рефлексию для лучшего понимания того, как вас воспринимают другие люди.

• По вечерам «прокручивайте» в голове прожитый день, осознавайте все его плюсы и минусы и формируйте планы на следующий день.

• Возьмите за правило регулярно размышлять над интересными для вас явлениями или объектами.

Оглавление

Из серии: Психоэнергетика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология (основные понятия и виды терапии) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Буземан Адольф (1887–1967) — немецкий психолог и педагог.

4

Дейл Брекенридж Карнеги (1888–1955) — американский психолог, педагог, автор книг по саморазвитию, специалист по самосовершенствованию людей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я