Мировая мамочка

Светлана Анатольевна Курченко, 2015

Сегодня мало кто будет спорить о том, что в процессе воспитания важно не "всё дать своему ребёнку", а обучить его всему, что пригодится в жизни. Остался простой вопрос – как это сделать? Книга "Мировая мамочка" написана женщиной, для которой воспитание пятерых детей стало ярким и поучительным периодом в жизни и является попыткой поиска ответа на этот вопрос – с конкретными примерами, разбором ситуаций – как часто встречающихся, так и нетипичных, которые могут стать моделью для решения других проблем. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

Введение

Быть мамой — это почти профессия. И, если подумать еще немного, то слово «почти» можно убрать. Материнство требует навыков и знаний, постоянного обучения и даже, как и большинство сегодняшних профессий, требует от Вас постоянного понимания изменяющихся условий и адаптации к этим условиям.

Кроме того, материнство — это искусство. Впрочем, любое мастерство тесно связано со словом «искусство». Например, в русском языке принято, отмечая профессионализм человека, сказать: «искусный врач, искусный мастер». Это словосочетание подчеркивает творческий подход человека к своему делу, а материнство постоянно будет требовать от Вас такого подхода.

Но подход этот всегда должен быть созвучен с Вашей главной целью. А задумывались ли Вы, какова главная цель материнства? Если нет, то подумайте сейчас. Оторвитесь от чтения книги и попробуйте записать Вашу главную цель. Возможно, Вы даже не сразу сможете ее сформулировать, это так же непросто, как ответить на вопрос о смысле жизни. Но, в конечном итоге, ответ будет определять все Ваши поступки как матери. Чтобы облегчить задачу, я предлагаю представить Вам отдаленное будущее, в котором Вы — пожилая женщина, Вы уже не работаете, и у Вас взрослые дети. Какими Вы хотите их видеть? Я почти уверена, что наши картинки очень похожи. Я представляла успешных и востребованных специалистов, социально значимых и уважаемых окружающими, одновременно — хороших мужей (или жен) и родителей. Кроме этого, я была уверена, что хочу видеть своих детей сильными и самодостаточными. Такими, которых не страшно оставлять одних в человеческом обществе, такими, за поступки которых не придется стыдиться. Жизнь — это эстафетная палочка, которую мы передадим тому, кто родился после нас — в идеале своим детям. Поэтому уверенность в том, что наши дети социализированы, что их не надо опекать и нянчить, дорогого стоит. Итак, по моему мнению, цель воспитания наших детей — это получение взрослого, который с высокой долей вероятности будет обладать вышеперечисленными свойствами.

Потом я размышляла, а кто из тех, кого я знаю именно такой? Есть ли среди нас дети, родители которых удовлетворены полученным воспитательным результатом? Что между ними общего и что их отличает?

Самое интересное я увидела потом: оказалось, что эти успешные и счастливые люди, которыми гордятся их родители, чем-то похожи между собой. При том, что они были из разных семей, разной национальности, их родители были разного достатка, что-то неуловимо общее присутствовало в их характерах.

Затем я стала анализировать их привычки и детально выделяла те черты характера, которые, в общем, свойственны всем этим людям и, по всей вероятности, являются базовыми навыками для успешных, умных и уважаемых. И вот что у меня получилось:

Основные черты характера (базовые навыки) успешного человека:

Вера — все успешные люди, которых я знаю, либо верующие люди (являются представителями того или иного вероисповедания), либо верящие в себя, в свое предназначение или в свою миссию на земле.

Целеустремленность — это умение понимать, что ты хочешь и концентрироваться на достижении своих целей.

Позитивность — здесь это умение находить положительные стороны в людях и событиях, умение восстанавливаться после пережитых испытаний.

Доброта — в данном случае это любовь и бережное отношение к окружающим людям и ко всему живому.

Терпение — навык, позволяющий пережить сложные обороты жизни. Умение перетерпеть боль. Умение дождаться отложенного удовольствия.

Любознательность — это желание видеть новые стороны жизни, узнавать новое, любовь к обучению.

Адекватность — это умение правильно реагировать на события и генерировать соответствующий ситуации ответ. Здесь же умение быть благодарным и умение сказать нет, а при необходимости дать отпор. Одна из сторон адекватности — честность.

Энергичность — умение не отставать от темпа жизни.

Усердие — умение долго и упорно трудиться над поставленной задачей.

Бережливость — важный навык, который позволяет человеку накапливать ресурс (прежде всего материальный), необходимый для дальнейшего развития.

Десять основных составляющих характера (или проще — привычек), которые отделяют успешного и счастливого человека от тех, кто никогда таким не станет. Кроме того, в процессе наблюдения за разными историями жизни у меня сложилось впечатление, что отдельно взятые черты характера из этого списка не так эффективны, как все вместе. Иными словами, если человек обладает лишь отдельными качествами из вышеперечисленных десяти, то мы не можем быть уверены в том, что он сможет адекватно приспособиться к жизни.

При воспитании одного из своих детей я недостаточно уделила внимания любознательности и усердию. Соответственно, при всех других положительных качествах, мой ребенок к 23 годам так и не получил высшего образования. Безусловно, это нельзя назвать трагедией всей ее жизни, но мы с Вами понимаем, что когда ей исполнится 40, амбиции ее возрастут и она, безусловно, будет стремиться к карьерному росту до руководящих должностей. И вот здесь, при прочих равных условиях, она будет уступать своим более образованным коллегам. Кроме того, отсутствие или присутствие высшего образования, безусловно, влияет на наш круг общения, в том числе и профессиональный.

Второй частью моих наблюдений и сбора информации было общение с матерями-мастерами. А когда Вы ищите мастера в любом деле, Вы, прежде всего, познакомитесь с результатами его работы. Так и с материнством. Мамы-мастера — это женщины, которые сумели вырастить успешных детей, при этом они сохранили с ними добрые отношения, сумели помочь адаптации своего ребенка в обществе, если ребенок родился особенным. Сумели не растерять и другие ценности, такие как отношения с мужчиной, любимое дело. Одним словом, женщина, преуспевшая в материнстве или «мировая мамочка» — это та женщина, судьба которой вызывает у Вас желание повторить ее результат, ее достижения. Жизнь подарила мне прекрасную возможность общаться с такими женщинами и всякий раз, когда я сама оказывалась в затруднительном положении, я просила у них совета.

Первый и ключевой вопрос, ответ на который мне хотелось получить от известных мне «мировых мамочек», касался собственно происхождения характера. Это наследственная особенность или приобретенное в процессе жизни свойство? Ответ был однозначен:

Характер — это не нечто неизменное, данное нам с рождения, это совокупность привычек, заложенных с детства. Иными словами, если Вы не приучите ребенка к доброте, она самопроизвольно не зародится в нем, аналогично и с другими составляющими. Именно поэтому ни в коем случае нельзя процесс воспитания пускать на самотек. То, чему Вы не уделите внимания, так или иначе заимствуется (природа не терпит пустоты) — хорошо, если в позитивной среде, однако, часто бывает, что в асоциальной. И вопрос «откуда эта отрицательная черта характера у моего ребенка?» будет адресован только нам самим.

Итак, ключевой посыл, исходящий от известных мне успешных мам: «держите на контроле привычки, которые формируются у Ваших детей».

Фактически эта книга отразит не только мой личный опыт, но и опыт других успешных женщин, которые, даже если не будут названы, незримо присутствуют в этой книге.

Разумеется, я спрашивала себя о том, какими навыками обладают эти успешные мамы, что их объединяет? Первое, что бросилось в глаза и, несомненно, оказало влияние на воспитательный процесс — это умение слышать своего ребенка. Ключевое различие между «слушать» и «слышать» в том, что я знаю множество мам, которые вроде бы и слушают внимательно свое чадо, однако, не относятся серьезно к той информации, которая им поступает от ребенка, не осуществляют разумную коррекцию курса воспитания. Конечно, очень трудно поймать баланс между «идти на поводу» и «разумно корректировать». Но, поверьте, в процессе воспитания признание своих ошибок и изменение ошибочно взятого курса играет ключевую роль, поэтому, постоянный анализ Ваших воспитательных действий и получаемого при этом результата, необходим.

Очень рекомендую внимательно проанализировать окружение и поискать среди Ваших знакомых состоявшихся мам (бабушек), которые имеют взрослых успешных детей или внуков. Обратите внимание: Вы ищете не просто желающих раздавать Вам советы, Вы ищете реальных результативных мам. Часто бывает так, что женщины, имеющие не совсем успешных детей (а порой и асоциальных) полагают, что они много знают и сделали правильные выводы из своих ошибок, однако, это чаще всего не так, поэтому Ваше главное правило: «Ищите реальный результат».

Т. е., Вашим советчиком может стать только женщина, у которой все дети состоялись, и это очевидно и бесспорно.

Отдельно следует отметить, что ответы на вопросы о том, что выросшие дети считают «изюминками» воспитания я пыталась получить из разных источников и в течение длительного времени. Разумеется, и мои подросшие дети не избежали расспросов: «что было правильно, а что нет» в процессе воспитания в нашей семье. Также мною были опрошены многие успешные люди и, с их согласия, некоторые примеры будут приведены на страницах моей книги.

Не претендуя на роль гуру, я, тем не менее, уверена, что благодаря многолетним наблюдениям и практическому опыту могу приоткрыть Вам часть многогранного и многоэтапного процесса — процесса воспитания наших детей.

Итак, если Вы готовы пройти со мной курс обучения успешному материнству — вперед, надеюсь, на страницах моей книги Вы найдете ответы на многие житейские вопросы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я