Сита. История Божественной Любви и Преданности

Свами Нилмани Дас

В книге собраны удивительные, волнующие, захватывающие истории из жизни Ситы Деви, вечной супруги Верховного Господа, основанные на реальных событиях древности. Пример неподдельной верности, честности и отваги. Как прожить суровые уроки судьбы, сохранив любовь и преданность супругу – расскажет данная книга, написанная представителем Ведической традиции, Свами Нилмани Дасом.Иллюстрации к книге и дизайн обложкии созданы учениками Свами Нилмани Даса.Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сита. История Божественной Любви и Преданности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2.

Замужество

Глава 1.

Сваямвара Ситы Деви

Сваямвара — ведический обычай выбора девушкой жениха. Чтобы провести церемонию, жрецы выбирали благоприятную мухурту (время) и место. Цари отправляли своих гонцов во все земли и приглашали других правителей для участия в ритуале. На сваямварах устраивались различные испытания: метание копий, стрельба из лука, борьба и другие. Если победитель состязания был по душе невесте, она надевала ему на шею прекрасную цветочную гирлянду, тем самым подтверждая, что согласна выйти замуж.

Как было поведано в предыдущей главе, царь Джанака определил: «Лишь тот, кто полон решимости и непоколебимой веры; обладатель несокрушимой доблести и чистого сердца; один лишь он сможет поднять могущественный лук Господа Шивы и натянуть на него тетиву. Такому удачливому царю я отдам в жены свою прекрасную дочь Ситу».

В Священных текстах встречаются различные истории описания сваямвары Ситы Деви, что обусловлено происхождением их в разные кальпы. Мы рассмотрим две из них.

Одна из историй гласит следующее. Первые лучи Солнца выглядывали из-за горизонта. Ознаменовывая начало дня, они несли с собой добрые вести и события. Закончив утренние ритуалы, Махарадж Джанака увидел спешащих навстречу к нему гонцов. Те донесли правителю, что сам великий мудрец Вишвамитра направляется во дворец, да не один, а в сопровождении двух сильных и могучих воинов. Мы с вами уже знаем, что это были великие сыновья царя Дашаратхи — Рама и Лакшмана.

Собрав своих советников, брахманов и министров, царь Джанака без промедления направился с почестями встречать гостей. Правитель Митхилы был праведным и добродетельным человеком, потому искренне желал удовлетворить и подобающим образом встретить Вишвамитру с его спутниками.

Поднеся свои поклоны важным гостям, Махарадж Джанака пригласил тех пройти в царские покои и усаживаться на почетные места, украшенные драгоценными камнями и золотом. Предложив угощения и проведя приветственные ритуалы, мудрый правитель поинтересовался с какой целью и ведомые какими заботами путники оказались в Митхиле.

«Нет на земле удачливее человека, чем я — сказал Джанака — ибо мне посчастливилось встретиться с Вами, о великий мудрец Вишвамитра. Слава о Вашей святости распространена во всех мирах. Чем я заслужил Ваш визит во дворец? Кто эти могучие юноши, сопровождающие Вас? Их красота божественна, а сила чувствуется на расстоянии многих километров. Почему они вооружены луками и что привело их сюда?».

Тогда риши Вишвамитра поведал правителю Митхилы о доблестных царевичах Раме и Лакшмане, а также о сокрушении ими войска ракшасов и грозной демоницы Тадаки с сыновьями Субахой и Маричи. Наполненные любовью и преданностью, сердца привели юношей увидеть и поклониться могущественному луку Господа Шивы, хранящемуся в царстве Видехи.

Сердце Махараджа Джанаки забилось чаще, предвкушая радостные события. Преисполненный благодарности провидению, Он искренне возжелал, чтобы Рама выиграл состязание сваямвары и натянул тетиву на лук. Это означало бы, что Божественная Сита станет супругой столь доблестного воина, при этом обладающего чистой душой и множеством добродетелей.

Правитель Митхилы с огромной любовью в сердце рассказал историю явления его чудесной дочери, обладающей несравненной красотой и кротким нравом.

«Множество царей и воинов, наполненные ложной гордостью и ведомые вожделением, уже приходили сюда и желали натянуть тетиву. Но даже сдвинуть с места могущественное оружие у них не хватало сил. Обладатели попертой гордыни не могли стерпеть им кажущегося позора.

Объятые гневом и жестокостью, они окружали Митхилу и желали разрушить праведное царство. Долгое время длилась эта осада, пока боги не пролили свою беспричинную милость на меня и не даровали свою защиту и покровительство. Я возносил молитвы, смиренно просил о помощи и явилась огромная, могущественная армия, обладающая всеми видами оружия. Вражеские войска были мгновенно разбиты небесными воинами; поверженные правители бежали прочь», — рассказывал Царь Джанака.

Глядя на царевича Раму, мудрый правитель царства Видехи не мог сдержать искреннего порыва всеобъемлющей любви в своем сердце. Настолько велико было его желание, чтобы этот воин смог поднять лук и натянуть тетиву.

Могучие лучники в сопровождении мудрецов отправились в часть дворца, хранившую Божественную реликвию, которой поклонялись многие поколения правителей царства Видехи. Яркое сияние от лука разливалось по комнате и ослепляло невероятной красотой. Оружие поистине являлось удивительным. Обрамленное множеством драгоценных камней, золотом и алмазами, оно заставляло наполненное любовью сердце вздрогнуть. За всем происходящим с балкона наблюдала прекрасная Сита Деви.

Восторг охватил Раму и Лакшману, в почтении склонившихся перед могущественным луком. Со сложенными ладонями они выражали свою благодарность за возможность оказаться перед ним.

Мудрецы, министры и другие подданные Митхилы стали прославлять старшего сына царя Дашаратхи, желая ему победы. К большому удивлению присутствующих, отважный Шри Рама с легкостью только одной рукой поднял лук и натянул тетиву. Но сделал он это с такой силой, что огромный, могущественный лук Господа Шивы, который многие не смогли даже на миллиметр сдвинуть с места, треснул и разлетелся на две половины.

Грохот и гром невиданной силы раздались по округе. Ошеломленные произошедшим, наблюдатели не могли проронить ни слова. Содрогнулась земля и всколыхнулись величественные колонны дворца. Правитель Митхилы, полный потрясения и нахлынувшей радости, не мог сдержать слез восторга. Так заканчивается одна из историй, повествующая о сваямваре Ситы Деви.

Вторая история описывает столь радужные события следующим образом. Добродетельный правитель царства Видехи узнав, какой силой обладает маленькая Сита, поднявшая несокрушимое и могущественное оружие Господа Шивы, ответствовал, что лишь тот, кто поднимет божественный лук и натянет на него тетиву, сможет стать мужем прекрасной Деви.

С наступлением благоприятного времени, а также возраста Ситы, пригодного для замужества, Царь Джанака решил провести сваямвару для своей дочери, чтобы выбрать достойного жениха. Одновременно чувства радости и печали зародились в сердцах жителей праведного царства. Радость была обусловлена наступлением поистине счастливого периода в жизни их любимой Ситы. Печаль же щемила в груди от скорого расставания с той, кто стала частью семьи каждого подданного в государстве.

Царевну Джанаки любили буквально все, будь то люди, животные, птицы или растения. Её сердце было наполнено нежностью к каждому живому существу. Сострадание, доброта, кроткий нрав, смирение — список качеств Ситы Деви не имеет завершения. Она стремилась помочь любому, кто нуждался в этом.

Ко дню, выбранному для проведения сваямвары (ритуала выбора невестой жениха), были приглашены множество принцев и царей со всех окрестных земель. Весть о том, что прекрасную, словно Богиня процветания, Ситу выдают замуж, заставляла дрогнуть сердца многих правителей. Каждый из них желал победить в состязании и получить в жену удивительной красоты царевну Видехи.

В день проведения ритуалов все арийские цари прибыли в Митхилу. О намечавшемся грандиозном событии было рассказано также и правителю Ланки Раване, могущественному повелителю ракшасов и завоевателю трех миров. Ланкеш вознамерился отправиться в Митхилу и забрать божественное оружие, несмотря на то, что уже был женат на праведной Мандодари.

Пребывая в суровых аскезах и совершая многолетнее подвижничество, Равана пытался снискать милости Господа Шивы, поскольку был Его преданным. «Кто, если не я, должен обладать луком Махадева? Это сокровище достойно храниться только в царстве Ланка! Я отправлюсь на сваямвару и заберу его!» — размышлял царь ракшасов.

Тем временем великий риши Вишвамитра со своими учениками Рамой и Лакшманой, доблестными сыновьями царя Дашаратхи, также отправился в Митхилу, чтобы выразить почтение и лицезреть могущественное божественное оружие. В отличие от горделивого и надменного Раваны, эти воины были наполнены решимостью получить даршан великого лука и принести ему свои поклоны.

Священный атрибут поистине был прекрасен. Гигантских размеров, инкрустированный множеством изумрудов и алмазов, он сверкал подобно тысяче Солнц. Вставки из золота и серебра обрамляли его поверхность, рубины и другие драгоценные камни завершали композицию, демонстрируя роскошь и выверенность каждой детали. Изготовленный небесным зодчим Вишвакармой для самого Господа Шивы, лук вызывал восхищение у каждого присутствующего.

Один за одним правители арийских земель стали подходить к оружию и мериться силами. Но даже с места сдвинуть могущественный лук они не могли, что уж говорить о том, чтобы натянуть на него тетиву. Смех некоторых надменных правителей раздавался в зале с каждым разом неудачной попытки оппонентов победить в состязании. С чувством поверженной гордости цари отправлялись к своим местам и замирали в ожидании кульминации сваямвары.

Неожиданно для каждого присутствующего, от входа в залу раздался громкий смех, подобный рыку множества тигров. Ошеломленные непривычными звуками, цари устремили взор в другой конец царского собрания и увидели надвигающегося грозного правителя Ланки.

Преисполненный горделивости, надменности и уверенности в своих силах — известный правнук творца вселенной Брахмы, царь Равана подошел к божественному оружию. Осыпая зал и всех присутствующих высокомерными словами о своем превосходстве, Ланкеш прикоснулся к луку и вознамерился поднять его, доказывая каждому свое величие.

К удивлению присутствующих лук даже не шелохнулся. От неожиданности и растерянности Равана стал прикладывать всё больше и больше усилий, но сдвинуть с места божественное оружие не получалось. Глаза царя ракшасов наполнились кровью, вены проступили на великих руках и все десять голов могущественного Раваны явили себя. С криком, разнесшимся по всем арийским землям, Ланкеш медленно стал поднимать произведение Вишвакармы.

Замерли сердца всех в зале собраний. «Если сейчас Равана поднимет лук Господа Шивы и натянет на него тетиву, я буду вынужден отдать ему в жены свою любимую дочь Ситу» — думал Махарадж Джанака, опечаленный происходящим. Но тревогам его не суждено было сбыться, поскольку гигантский лук Ланкешу удержать долго не удалось и тот с треском рухнул на постамент.

Разгневанный, обескураженный и преисполненный ярости, Равана стал проливать в зале собраний множество нелицеприятных слов ко всем присутствующим, а затем быстро покинул место проведения сваямвары. Он чувствовал поражение, поскольку считал себя преданным Шивы, но так и не смог поднять оружие своего Господина.

Волнение на сваямваре стало возрастать, цари недоумевали, кто же сможет выполнить условия состязания. Кто — то предложил царю Джанаке изменить правила ритуала, либо сразиться с оскорбленными правителями арийских земель.

В это самое время в зал пришли великий мудрец Вишвамитра, сопровождаемый своими учениками, могущественными воинами Рамой и Лакшманой. То были великие наследники праведной династии Рагху, победившие грозную демоницу Тадаку, её сыновей Субаху, Маричи и освободившие праведников от гнета демонов.

Божественное сияние от тела Шри Рамы не могло оставить никого равнодушным. Своим появлением на сваямваре Он наполнил сердца добродетельных подданных Митхилы любовью, чистотой и нежностью.

Рамачандра подошел к луку Махадева и в первую очередь выразил ему своё почтение. Выполняя наставления своего Гуру и получив благословения, сын Дашаратхи взял рукой гигантское оружие и с легкостью поднял его. Все в зале затаили дыхание. Рагхунандана стал натягивать тетиву, но неожиданно лук сломался на две части и разлетелся в разные стороны. Грохот, подобный раскатам грома, разнесся по всей округе, заставляя сердца всех людей затрепетать. Пошатнулись колонны в зале, содрогнулась земля и правители арийских земель чуть было не попадали со своих мест.

По итогам сваямвары праведный Шри Рама был признан победителем. Добродетельная Сита, чье лицо, покрытое румянцем, полыхало от стеснения и чувств к праведному Раме, одела гирлянду из прекрасных цветов на шею своему будущему супругу, тем самым подтверждая своё согласие на заключение брака.

Так заканчивается вторая история о сваямваре Ситы Деви, поражающая своей величественностью и масштабностью. В памяти остаются картины события, как коварный Равана с наполненными кровью глазами не может сдвинуть с места божественное оружие; как добродетельный Шри Рама входит в зал собрания, наполняя его своей чистотой и вселяя в сердца присутствующих умиротворение и любовь; как на лице Махараджа Джанаки замирает прекрасная улыбка, знаменующая его искреннюю радость и удовлетворение исходом сваямвары.

Глава 2.

Свадьба Ситы и Рамы

Преисполненный радостного волнения, Махарадж Джанака отправил своих гонцов в Айодхью, чтобы передать прекрасные вести о предстоящем торжестве. Посланники прибыли в царство Кошалу спустя три дня и доложили о событиях, произошедших в Митхиле. Они в красках рассказывали, как могучий Рама поднял божественный лук Господа Шивы и с легкостью разломил его пополам. Изумленный Дашарадха не мог сдержать слёз счастья, трепетного волнения за сына и на следующее утро отправился в Митхилу.

«С большой радостью в сердце я одобряю этот союз! Пусть ученые брахманы проведут свадебную церемонию в строгом соответствии со Священными писаниями. Это необходимо для того, чтобы супружеская жизнь наших детей была наполнена счастьем, любовью и удачей!» — по приезду произнес Дашаратха правителю царства Видеха.

Махарадж Джанака, как и подобает праведному государю, со всеми почестями встречал дорогих гостей из рода Рагху. Множество вкусных угощений, лучшие покои и условия для отдыха были им предложены. Немного переведя дух после долгого путешествия и усевшись поудобнее в главном зале дворца, все принялись слушать волнующие рассказы мудреца Васиштхи о прекрасной родословной Рамы, идущей от самого бога Солнца; о древней родословной Ситы Деви, берущей начало от Господа Брахмы.

Вдоволь насладившись умиляющими сердца разговорами о будущих супругах, все собравшиеся внимали речам праведного мудреца Вишвамитры, который предложил выдать трех сестер Ситы (Урмилу, Мандави и Шрутакирти) за трех братьев Рамы (Лакшману, Бхарату и Шатругну). Оба праведных правителя [Дашаратха и Джанака], которые являлись любящими отцами для своих детей, непременно дали согласие на предложение риши. Солнце стало садиться за горизонт, приглашая всех отправиться в свои покои и, полными умиротворения и благодарности провидению, отойти ко сну.

Для предстоящей праздничной церемонии искусные зодчие вознесли чертоги, которые поистине поражали своей масштабностью, размерами, красотой и роскошью. Аромат живых цветов разносился по всей округе; драгоценные камни, украшающие место проведения свадьбы, переливались на солнце тысячами прекрасных ослепляющий оттенков. Множество царей арийских земель, подданные Митхилы со своими семьями — на свадьбу пожаловало огромное количество людей, радостно ликующих от столь чудесного события.

Несметное число могущественных квалифицированных брахманов сидели вокруг жертвенной арены. Они громко повторяли Ведические мантры, очищая пространство вокруг на тысячи километров. Это зрелище было действительно завораживающим. Вознося хвалу молодоженам, подданные Митхилы громко повторяли: «Джай Рама! Джай Сита! Пусть будет благословлен ваш божественный союз! Пусть сама богиня процветания и удачи наполнит вашу семейную жизнь своей милостью! Джай Рама! Джай Сита! Джай Сита! Джай Рама!». Вся церемония сопровождалась прекрасной музыкой и пением музыкантов, также с огромной любовью в сердце прославляющих праведных Ситу и Раму.

Наступило самое благоприятное время для начала ритуалов. Царь Дашаратха в сопровождении четырех сыновей уселись на своих местах и внимали подготовительным речам мудреца Васиштхи. В это время в залу вошли невесты. Глаза присутствующих наполнились слезами счастья, а сердца всепоглощающей и нескончаемой любовью. В это мгновение даже движение воздуха будто остановилось, чтобы навсегда запечатлеть эту картину, представляющую собой поистине произведение искусства.

Юные царевны обладали неземной красотой, всех поразившей. Легкий шепот восхищения распространился по пространству, унося вдаль волшебные ноты удивительной мелодии любви, играющей в сердце каждого. Прекрасные сестры были одеты в сияющие шелковые одежды и украшены множеством драгоценных камней. Подобно богиням, спустившимся с небес, они ослепляли окружающих своей красотой. Алмазные серьги плавно раскачивались в такт шагов, радуя глаз сказочными переливами. Колокольчики ножных браслетов звенели подобно каплям долгожданного дождя, опустившегося на Митхилу после долгой засухи. Лица целомудренных и скромных красавиц освещала еле заметная улыбка, а прекрасные глаза мельком застенчиво взглянули на свадебную процессию и робко опустились вниз в ожидании начала праздничной церемонии.

Начались священные ритуалы. Слезы ручьем текли из глаз цариц Сунаины и Чандрабхаги, которые отдавали замуж своих добродетельных дочерей. Это означало, что через считанное время им всем придется расстаться, ведь Сита, Урмила, Мандави и Шрутакирти отправятся со своими верными мужьями в царство Кошалу и будут жить там.

Сердце Махараджа Джанаки неистово колотилось в груди, его голос срывался от волнения и пульс бился подобно набату. Праведный правитель царства Видехи положил руку Рамы на руку Ситы и со слезами на глазах промолвил: «Рама, мой дорогой сын! Я передаю тебе свою любимую прекрасную дочь. Она будет всегда предана тебе и станет опорой и поддержкой во всех жизненных ситуациях. Она будет повсюду сопровождать тебя и принесет божественные благословения роду Рагху. Она станет прекрасным твоим украшением, береги её. Считай отныне её своей супругой и пусть счастье всегда присутствует в вашей семье. Я даю вам все свои отцовские благословения!».

Подданные Митхилы, цари арийских земель, родственники молодоженов — все в зале ликовали. В этот момент божественное царство было также наполнено радостью. Полубоги, гандхарвы, мудрецы — сердца всех были преисполнены счастьем. С небес сыпались миллионы благоухающих райских цветов, наполняя воздух неземными ароматами. Праведный, чистый душой и помыслами Рама одаривал всех своей лучезарной улыбкой. Она заставляла сердце трепетать в добром умиротворении и погружала в заботливую, уютную и всепоглощающую негу любви.

Осыпанные божественными цветами, Рама и Сита обходили Священный огонь ягьи под звуки Ведических гимнов, произносимых великими мудрецами. Сита была подобна самой богине процветания; будто Мать Лакшми, она даровала благую удачу каждому, кто видел её во время проведения сакральных свадебных ритуалов.

Далее каждый из братьев Шри Рамы — Бхарата, Лакшмана и Шатругна взяли за руки своих невест и также совершили парикраму (обход) вокруг священного огня.

Радостные возгласы присутствующих не унимались в стенах залов. Каждый подданный Митхилы был искренне счастлив за свою любимую Ситу, ведь все считали её частью своей семьи. Всё пространство было наполнено преданностью, восторгом, умиротворением и любовью. Звуки раковин и барабанов, волшебные мелодии и песни звучали будто со всех концов Вселенной.

Джанака Махарадж одарил своих любимых дочерей несметными богатствами в качестве приданого. Там были удивительные ткани, золото и серебро, произведения искусства, инкрустированные драгоценными камнями, прекрасные служанки и многое другое.

Так заканчивается удивительнейшая история повествования о свадьбе Ситы и Рамы. Каждый, кто читает её, непременно очищает свой ум и сердце, наполняя их любовью и преданностью. В этих строках заключена огромная Божественная милость, дарующая неисчисляемые блага.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сита. История Божественной Любви и Преданности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я