Молодой Китай говорит. Читаем книгу «Си Цзиньпина о государственном управлении»

Сборник Статей, 2023

В 2016 году Пекинская муниципальная комиссия по образованию запустила для студентов столичных вузов проект «Читаем классику». Были организованы занятия по чтению и анализу классики марксизма, традиционной китайской классической литературы, а также классической западной социологии. Особое внимание студентам рекомендовалось уделить книге Си Цзиньпина «О государственном управлении». После завершения курса студенты выполнили особое домашнее задание, где на материале прочитанного из книги Си Цзиньпина рассказали о своём опыте обучения. Книга собрана из этих домашних заданий.

Оглавление

Политика. Режим. Управление

Трудности и почёт всегда идут рука об руку, их нельзя относить лишь к прошлому поколению, ведь и нашему тоже полагается своя доля почёта и своя доля трудностей, которые предстоит преодолеть.

Для меня большой честью было позаниматься на факультативе «Читаем классику вместе с ведущими специалистами». Больше трёх месяцев длились занятия, которые посетили студенты из восьми университетов Пекина. Профессор Хань Юйхай на заключительной лекции отметил, что это не просто какой-то общественный курс, где кто-то преследует свои личные интересы, а ориентированная на будущее Китая дисциплина, которую организовала Пекинская муниципальная комиссия по образованию. Она открывает перед нами новые горизонты, благодаря ей «Объединение университетов улицы Сюэюаньлу» стало самым настоящим «объединением», потому что мы, студенты разных вузов, посещали один и тот же предмет, общались друг с другом, вместе развивались и стали самыми настоящими ОДНОкурсниками.

Все мы знаем, что председатель Си Цзиньпин всегда обращал внимание на мысли современных студентов, следил за проведением реформ в идейно-политических учебных программах, а также за идейно-культурным строительством в стране. Такое отношение мотивировало нас на учёбу, на ответственный подход к каждому домашнему заданию и внимательное прослушивание лекций.

Важной составляющей курса стало изучение вопросов госуправления. Так, профессор Ду Сяоцинь с факультета китайского языка Пекинского национального университета провел нам занятие на тему «Единение и раскол — юнчжэньские реформы и трактат «О феодализме» Лю Цзунъюаня». Оно началось с обсуждения феодально-надельной и уездно-областной систем административного деления Древнего Китая.

Профессор Ду Сяоцинь особо подчеркнул, что для того чтобы обеспечить стабильность в стране, в первую очередь необходимо подобрать правильную систему управления в соответствии с реальной ситуацией. Так, любой вид административного деления, когда-либо существовавший в Китае, будь то вынужденно «выбранная» феодально-надельная система эпохи Чжоу, уездно-областная система времён правления династии Цинь, система областей и княжеств раннего периода династии Хань или же танская уездно-областная система — все они соответствовали объективным законам общественного развития. Другими словами, в мире совершенно не может постоянно существовать и неизменно функционировать только одна система управления. В то же время, обращаясь к словам председателя Си Цзиньпина, система управления и возможности управления — это не одно и то же. Наличие совершенной системы управления вовсе не гарантирует существования сильных возможностей управления. Поэтому, выбирая стратегию управления страной, её лидер должен серьёзно подходить к выбору тех взаимоотношений между системой и управлением, которым предстоит сосуществовать. В таком случае, независимо от исторической эпохи, решающее значение должны играть поддержка простого народа и возможность обеспечения долговременного порядка и стабильности в государстве.

Согласно другой интерпретации, «действовать в соответствии с ситуацией» — значит подчиниться естественному ходу событий. То есть тут мы имеем дело не с чьей-то субъективной волей, а с объективной исторической неизбежностью. Вот почему Лю Цзунъюань сказал: «Феодализм не воля государя». Выбор способа управления подчиняется не каким-то отвлеченным абстрактным идеям, а моральным установкам и отношениям между людьми. Политические лидеры, глубоко рассматривая этот вопрос, обращались к словам Мао Цзедуна: «Ознакомившись с трудом Лю Цзунъюаня «О феодализме», не стоит вновь возвращаться к взглядам первого правителя китайской династии Чжоу Вэньвана».

В наши дни перед лицом общей тенденции развития в Китае и мире председатель Си выдвинул свою уникальную стратегию управления страной, над реализацией которой он усердно работает. Я думаю, что мы, как студенты университетов, тоже должны по мере своих сил принимать активное участие в деле построения общества. Видный политический деятель Линь Цзэсюй сказал: «Во благо Родины святой можно и жизнь свою отдать без сожаления!». Мы должны быть не только настроены ни в коем случае не отступать перед лицом трудностей и не избегать общественных обязательств, но и усердно воспитывать в себе патриотические качества, учиться «раньше всех горевать над горем Поднебесной и после всех радоваться её радостями», заботиться об окружающих и проявлять альтруизм. Будущее страны в наших руках. Сейчас мы учимся в университетах и получаем знания только для того, чтобы в дальнейшем внести свой посильный вклад в развитие Китая.

Что касается меня, студента второго курса юридического факультета, то в процессе обучения я сделал вывод, что не существует никаких абстрактных законов, которые бы выходили за рамки человеческого сообщества и государства. Если же, следуя примеру западного Средневековья, позволить одновременно сосуществовать противостоящим друг другу «Божьему» и «мирскому» законам, то такая концепция непременно впадет в противоречие с реально существующей ситуацией в стране и обществе, ведь подобное возможно только в вымышленном государстве. Точно так же та «идеальная» правовая система, за которую сегодня ратуют некоторые «законники», является ничем иным, как навязыванием Китаю западных установок. На самом же деле, все их представления, которые преподносятся нам под этикеткой «современных правовых систем», по факту представляют собой всё те же устаревшие средневековые взгляды.

В своей книге «Си Цзиньпин о государственном управлении» председатель отмечает: «Реформа судебной системы является важной составляющей изменения политического устройства и играет значительную роль для содействия модернизации системы государственного управления и возможностей управления». Недавно я обратил внимание, что обсуждение и утверждение Общих положений гражданского права во время проведения «двух сессий» есть не что иное, как тот самый ориентир к наступлению эры гражданского кодекса, чего мы все с нетерпением ждём. В содержание основных положений были добавлены пункты о положении субъектов гражданского права, о базовых социалистических ценностях, а также принципах защиты окружающей среды. Таким образом, теперь оно гораздо ощутимее отвечает особенностям реалий Китая, его развития и постоянного совершенствования. Теперь в Общих положениях ещё лучше проявляется стремление государства защитить законные права и интересы субъектов гражданского права, стала еще более очевидна решимость государства продвигать верховенство закона в построении Китая, в углублении реформ судебной системы, продвижении законности в управлении страной, а также ускорении процесса установления справедливых, высокоэффективных и авторитетных социалистических законов. Необходимо обеспечить работоспособность правовой системы в стране. А это значит, что вместе с тем, чтобы активно следить за самой последней информацией в этой сфере, нам необходимо глубоко проникаться и размышлять над тем, насколько актуальным на сегодняшний день является каждый из рассматриваемых пунктов правовых норм, насколько они будут актуальны в перспективе развития страны, а также насколько они целесообразны в рамках разрешения существующих внутри системы конфликтов. Вера в верховенство закона наполняет нас энергией для учебы и мотивирует не останавливаться на пути культурного просвещения.

Посетив лекции на курсе, я, конечно же, провёл и самоанализ. Ещё во время учёбы в старших классах мы узнали, что «Путь Великого Дао заключается в том, что страна принадлежит народу, что для работы следует отбирать талантливых и способных людей, а в отношениях с окружающими поддерживать доверительные дружеские связи». Таким образом, китайская традиционная идеология соответствует великой формуле коммунистического общества: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». То же самое относится и к делу строительства и развития страны, а также распространению партийного духа. Восхищаясь трудолюбием и упорством представителей прошлого поколения, нам не стоит забывать о наших собственных обязанностях перед государством. Профессор Пань Вэй горячо выразил надежду, что и нашему поколению предстоит получить славу и почёт, ведь мы тоже, как и они в свое время, на пути взросления преодолеваем самого разного рода трудности. Трудности и почёт всегда идут рука об руку, их нельзя относить лишь к прошлому поколению, ведь нашему тоже полагается своя доля почёта и своя доля трудностей, которые предстоит преодолеть.

Философ Чжан Цзай говорил: «Сердце своё свяжи с Небом и Землей, жизнь свою посвяти простому народу, знания перенимай от мудрецов древности, для 10 000 дел сохраняй Великое спокойствие». Нашему поколению необходимо идти всё дальше и дальше по пути экономического развития страны, совершенствования социалистической системы и строгого следования руководству партии. Мы должны действовать в зависимости от ситуации, а также стремиться к внедрению новшеств. В то же время нам следует корректировать свои ценностные установки на пути построения духовно развитой цивилизации. Мы должны постараться стать поколением «красных» и ни в коем случае не войти в число «заблудших членов партии», должны пустить корни в массы и хорошо выполнить всю основную партийную работу, для того чтобы оправдать надежды наших предшественников, чтобы будущее освещало наш путь к прогрессу.

Ван Сай

Пекинский университет лесного хозяйства

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я