Молодой Китай говорит. Читаем книгу «Си Цзиньпина о государственном управлении»

Сборник Статей, 2023

В 2016 году Пекинская муниципальная комиссия по образованию запустила для студентов столичных вузов проект «Читаем классику». Были организованы занятия по чтению и анализу классики марксизма, традиционной китайской классической литературы, а также классической западной социологии. Особое внимание студентам рекомендовалось уделить книге Си Цзиньпина «О государственном управлении». После завершения курса студенты выполнили особое домашнее задание, где на материале прочитанного из книги Си Цзиньпина рассказали о своём опыте обучения. Книга собрана из этих домашних заданий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодой Китай говорит. Читаем книгу «Си Цзиньпина о государственном управлении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Специальная глава. Слова любви Желтой земле

Я студентка родом из уезда Яньчуань, провинции Шэньси, того самого места, куда когда-то направляли председателя Си Цзиньпина на «трудовое перевоспитание». Я очень рада, что благодаря курсу «Читаем классику вместе с ведущими специалистами», а также книге «Си Цзиньпин о государственном управлении» у меня появилась возможность поразмышлять об актуальных политических проблемах и изучить их. Ещё будучи школьницей начальных и средних классов, я часто слышала от взрослых истории того времени, когда приезжал председатель Си.

Ему было 15 лет, когда из крупного политического, экономического и культурного центра Пекина его направили в глухую отсталую деревушку на севере провинции Шэньси. Там он целых семь лет жил, ел и работал наравне с местными сельчанами. За эти годы для того, чтобы как-то улучшить условия жизни в той бедной деревне, товарищ Си построил запруду, соорудил биогазовую установку, организовал кооператив по производству металлоизделий, мельницу и швейный кооператив. А во время весенних заморозков, когда вода в реке была ещё ледяная, он стал первым смельчаком, который стянул с себя ботинки с носками и полез в реку, чтобы вытащить куски льда, застрявшие в основании плотины. В деревне не хватало топлива для приготовления пищи. Чтобы решить эту проблему, Си Цзиньпин лично поехал в провинцию Сычуань, обучился там мастерству производства биогаза, вернулся и своими руками соорудил первую в провинции Шэньси биогазовую установку. Совместными усилиями председателя Си и сельчан, уровень жизни в деревне существенным образом переменился. Местные старожилы рассказывают: «В те годы свободное от тяёелой работы время наш будущий генеральный секретарь проводил за усердным чтением книг. Как-то он прослышал, что у одного парня в соседнем селе есть экземпляр «Фауста», так он, ничуть не раздумывая, тут же отправился в дальний путь по неровным дорогам, только чтобы одолжить почитать эту книгу». Несмотря на трудности, Си Цзиньпин упорно продолжал стремиться к высоким целям: девять раз он подавал заявку на вступление в комсомол, десять — на вступление в партию и, наконец, достойно стал частью состава КПК. Его выдающиеся качества и харизма глубоко впечатлили жителей деревни Лянцзяхэ и в какой-то мере передались им. А когда пришло время прощаться и отправляться на учебу в университет, всё село вышло проводить товарища Си, не сдерживая горьких слёз разлуки. Да и сам он глубоко ко всем там привязался и потом, даже когда был неимоверно занят, всё равно находил время, чтобы осведомиться о малейших изменениях в деревушке Лянцзяхэ. Дважды он возвращался туда, четырежды отправлял письма с наилучшими пожеланиями для сельчан. Как-то раз он произнёс такие слова: «Провинция Шэньси — душа, город Яньань — корень, уезд Яньчуань — моя вторая родина».

Я, как жительница уезда Яньчуань, горжусь нашим председателем и чувствую родное тепло, читая его книгу. В своей статье «Я сын Жёлтой Земли» Си Цзиньпин написал: «Когда я прибыл на Желтую Землю в 15 лет, я был растерян и полон тревог. Когда я покидал Жёлтую Землю в 22 года, мои жизненные цели были чётко определены и я был преисполнен уверенности. Мои корни, как слуги народа, берут своё начало в горах северной Шэньси, ведь именно там взросла моя неизменная вера в то, что настоящие поступки должны быть совершены ради народа!» Я думаю, что зачатки многих идей нашего председателя о государственном управлении появились уже тогда.

В той же статье он писал: «Мой путь взросления начался на севере провинции Шэньси. Там я очень многое приобрел: во-первых, я понял, что из себя представляет реальная жизнь, а во-вторых, стал увереннее в себе». Думаю, что «реальная жизнь» и «уверенность в себе» здесь не просто пустые слова. Под ними скрываются глубокие жизненные представления председателя, а также его идеи по управлению государством.

Реальная жизнь — это то, что можно увидеть своими глазами, потрогать руками, то есть мы отталкиваемся от действительного, объективного положения дел в стране. Впервые оказавшись в той провинции, товарищ Си узнал, что из себя представляет настоящая сельская жизнь. А после семи лет наблюдений он получил более чёткое представление об истинных условиях проживания на обширных сельских районах Китая. Этот опыт позволил ему понять низшие слои общества, основную массу населения, а также проникнуться всеми теми проблемами, с которыми еще предстоит столкнуться на пути превращения Китая из огромной страны, где доминирует традиционное сельское хозяйство, в модернизированную сильную державу.

Преподаватель У Сяоань сказал, что на этой дисциплине нам предстоит ознакомиться с классическими политическими произведениями, то есть мы будем учиться разбираться в характерных национальных особенностях Китая с точки зрения концепции времени и пространства. Книга председателя Си помогла мне начать лучше разбираться в ситуации в стране, а также научила меня тому, что под этими словами подразумевается не просто какая-то сухая статистика, а самая настоящая реальность. А разве возможно, опираясь только на какие-то цифры, описать истинную жизнь народа? Мы часто говорим, что любое решение должно приниматься на основе достоверной информации. Поэтому, говоря о госуправлении, первым шагом будет изучение реалий страны. Однако, чтобы знать эти реалии, недостаточно только опираться на книжки и данные, необходимо пожить вместе с народом, разделить его горести и радости!

Председатель Си не раз отмечал: «Главной причиной любви и поддержки народа к компартии является то, что мы всегда неукоснительно придерживаемся своей основной цели — искренне служить китайскому народу. Для нас крайне важно полностью реализовать преимущество партии в поддержании тесных связей с массами»; «интересы народа вне зависимости от времени должны стоять для нас на первом месте»; «отправной точкой и конечной целью всей нашей деятельности должны стать реализация, поддержание и развитие основных интересов широких народных масс». Си Цзиньпин неукоснительно на практике придерживался этой главной цели ещё со времен «трудового перевоспитания» в Лянцзяхэ. Вспоминая тот опыт, он говорил: «Для нас, коммунистов, народ — это наши родители, мы обязаны помнить о своей главной цели: служить народу всей душой и всеми помыслами. Основой всей политической деятельности партии и правительства должно быть соответствие интересам широких народных масс. Мы должны помнить, кем мы являемся. Мы — слуги народа, и мы обязаны принимать близко к сердцу все вопросы обеспечения его благосостояния. Нашей отправной и конечной точкой в поиске решений, в делопроизводстве должен быть положительный ответ на вопросы: «Поддержат ли люди? Одобрят ли люди? Обрадуются ли этому люди?». Любить народ как своих родителей, действовать только в интересах простых людей, вести их к лучшей жизни и ни в коем случае не смотреть на них «сверху вниз» — в этом наше главное отличие от всяких реакционных правительств. Ещё во времена феодального общества чиновники должны были всегда действовать в угоду простым жителям страны. Мы — коммунисты, и мы обязаны постоянно думать о массах, делать всё ради их блага, принося реальную пользу, а иначе где же наша совесть?!»

Да, члены нашей партии должны любить свой народ так же, как любят родных отца и мать. Если все партийцы смогут чувствовать такую же тёплую привязанность к народным массам, какую чувствовал председатель Си к сельчанам во время жизни в Лянцзяхэ, всей душой болеть за благополучие своего народа, за его интересы, то мы не только заручимся поддержкой и любовью людей в каждом нашем деле, но и сможем намного быстрее шагать по пути всестороннего построения среднезажиточного общества.

Нами всегда движут наши чувства. В деревушке Лянцзяхэ товарищ Си осознал такую простую истину: «Приближаясь к массам, мы подобны рыбе в воде, отдаляясь же от масс — мы обрубаем корни». Он считал, что партия должна воспитывать в себе глубокие чувства к народу, для того чтобы поддерживать с ним тесную связь. В своей статье «Я сын Желтой Земли» он вспоминал: «Поэт Чжэнь Баньцяо в своем известном стихотворении «Бамбук и камень» скандировал:

Крепко зеленую гору

схватил и не отпускает,

В трещины между камнями

корни пустил глубоко.

Тысячи примет ударов,

но стойкости не потеряет,

И ветру любому

его сломать нелегко. 1

Думаю, тут можно немного поменять слова и описать мой опыт жизни и работы в сельской местности:

Крепко низшие слои

схватил и не отпускаю,

В народные массы

корни пустил глубоко.

Тысячи приму я ударов,

но стойкости не потеряю,

И ветру любому

сломать меня нелегко.

Работая в низших слоях общества, мы становимся ближе к массам, а также закаляем характер. Я многому научился за семь лет жизни в деревне, крепко подружился с простыми людьми и заложил хорошую основу для своего дальнейшего роста и развития».

Товарищу Си удалось завязать такую крепкую дружбу с общественностью как раз по причине своей глубокой симпатии по отношению к людям. Он говорил: «Меня с детства учили тому, что такое сплочённость. Отец часто рассказывал о важности этого качества, говорил, почему нужно уметь чувствовать себя частью сплочённого коллектива, быть с людьми единым целым: «Не делай другим того, чего себе не желаешь», «помогая другому, ты делаешь лучше самому себе». Он говорил, что, делая что-то, нужно думать не только о своих собственных желаниях, но и о том, как к этому отнесутся другие, потому что нельзя, находясь в окружении людей, принимать решения только ради себя. Смыслом всех этих слов я глубоко проникся с опытом, когда чуть позже мне самому довелось пожить в коллективе. Учёба в интернате и жизнь в деревне научили меня тому, что если работать сплоченно, то любое дело будет выполнено хорошо, а если нет, то провал неизбежен».

Товарищ Си Цзиньпин на практике доказал: питая искренние чувства к народу, можно с лёгкостью выполнить любую трудоёмкую работу; питая искренние чувства к народу, можно, не задумываясь, отправиться куда угодно, чтобы там потом и кровью тренировать крепкую силу воли и твёрдый характер; только питая искренние чувства к народу, можно заботиться о нём, разделять с ним тяготы и решать его трудности. Только при условии полного согласия и сплочения с людьми мы сможем осуществить прекрасную мечту усиления страны и обогащения народа.

Будущие поколения вряд ли смогут себе даже представить, насколько невообразимо трудными были условия жизни и производства в деревнях северной части провинции Шэньси. Товарищ Си Цзиньпин мужественно и стойко выстоял их все, чем особенно впечатлил живущих там сельчан. Один из местных жителей по имени Ши Юйсин вспоминал: «Я до сих пор хорошо помню, каким был Си Цзиньпин, когда только к нам приехал: на нём была соломенная шляпа, тапочки и рубашка. Это была зима, а он совсем не чувствовал холода! Позже он руководил ремонтом земляной плотины, со всех сторон брызгала грязь, причём больше всего её было там, где требовалось больше труда. Он хоть и молодой городской парень, но быстро приспособился к сельской жизни, особо ни в чём не привередничал, какую бы ему еду не дали — всё съедал. Утром бригадир только успеет крикнуть, призывая всех вставать на работу, так он тут же бежал на место, захватив с собой мотыгу и ведро для навоза».

Бывший секретарь ячейки также с чувством вспоминал: «Помню, когда мы плотину строили, Си Цзиньпин, часто босоногий, махал вовсю старой мотыгой, заполняя илом балки. Иногда он возил тележку, причём ему приходилось по 80 раз в день её туда-сюда гонять. Он рано приходил и поздно возвращался, никакой усталости не чувствовал, трудностей тоже совсем не боялся. Не простой он парень, но уж точно образцовый глава деревни».

Местный житель Люй Хоушэн рассказывал: «Зимой 1974 года, когда Си Цзиньпина избрали секретарем партийной ячейки, он сразу же распорядился построить земляную плотину, чтобы решить проблему со льдом, который скапливался в русле реки. У меня с тех времён до сих пор боль в пояснице и в ногах. Холод стоял неимоверный, все члены бригады замёрзли, а Си Цзиньпин первым полез в ледяную воду доставать глыбы льда. Остальных тронул его поступок, и они тоже один за другим сняли свои ватники и взялись за дело».

Старожилы Лянцзяхэ часто говорят: «Молодёжь в деревни отправляли на, что называется, «трудовое перевоспитание» к мелким и середняцким крестьянам. А наш Си Цзиньпин, наоборот, нас самих перевоспитал. Что тут скажешь, пекинский мальчуган, а встал во главе деревни!»

Сам товарищ Си так вспоминал годы в Лянцзяхэ: «Есть такая поговорка: «Нож о камень точится, а человек в трудностях закаляется». Испытания судьбы тренируют нашу силу воли. За семь лет суровой жизни в деревне я получил бесценный опыт преодоления любых невзгод. Сейчас стоит столкнуться с какой-то проблемой, как я говорю себе: «Ты тогда мог работать, несмотря на тяжелейшие условия. А сейчас что мешает? Ничто не сравнится с тем, что ты уже смог тогда перенести». Такое отношение к делу и правда помогает. В человеке должен быть крепкий дух, отвага, чтобы отвечать на любые вызовы судьбы. Когда зло не пугает, с ним можно спокойно справиться. Без страха, но с упорством и настойчивостью».

Мы должны, как тот глупый старик из притчи, свернуть горы на пути переустройства Китая. Полагаться в этом деле мы можем только на поддержку Бога, а Бог для нас — это народные массы. Из молодого студента, который выдержал испытания блохами, едой, трудом и идеологией, Си Цзиньпин превратился во взрослого работоспособного мужчину, который спокойно зарабатывал по 10 трудодней и сумел перейти из категории образованной молодежи на уровень секретаря партийной ячейки. Товарищ Си Цзиньпин потом и кровью изменял старый облик нищей отсталой деревушки Лянцзяхэ. Все его идеи (строительство запруды, сооружение скважин для полива) приходились как нельзя кстати для той местности и служили очередным свидетельством прагматического стиля мышления и исключительного трудолюбия нашего председателя. Он был наполнен любовью к людям и именно за эту любовь и заслужил поддержку народных масс.

Прежний секретарь производственной бригады Лян Юймин говорил: «Я почему принял Си Цзиньпина в партию? Потому что я видел, что в нём кипели молодость, энергичность, смелость, он был умный, напористый и способный парень. Именно за эти качества я и сложил свои полномочия в 1974 году и выдвинул его на должность секретаря партийной ячейки. В тот же год он отправился в провинцию Сычуань, обучился там мастерству производства биогаза, вернулся и своими руками соорудил первую в провинции Шэньси биогазовую установку».

Идеалы и убеждения человека оцениваются не по словам, а по поступкам. Товарищ Дэн Сяопин говорил: «Без дела нет коммунизма». Есть такие люди, которые говорят красиво, а когда доходит до реальных действий, тут же начинают искать причины улизнуть, а если и сделают что-то незначительное, то только напоказ. А товарищ Си Цзиньпин в своей статье «Я сын Жёлтой Земли» писал так: «Человек должен сам выбирать свой жизненный путь. А выбор правильного пути заключается в наличии твердых идеалов и убеждений. В противном случае, каким бы хорошим ни было окружение, он все равно пойдет неверной дорогой». Идеалы — это основа успеха любого дела, а убеждения — их источник и движущая сила. Именно наличие таких идеалов и убеждений помогли Си Цзиньпину добиться невероятных успехов в тяжелейших условиях жизни в деревне Лянцзяхэ.

То, какими же должны быть идеалы и убеждения коммунистов, председатель Си Цзиньпин глубоко раскрыл во время важного выступления на церемонии открытия Семинара для новых членов и кандидатов в члены ЦК КПК по изучению и реализации духа 18-го съезда: «Все члены коммунистической партии, а в особенности руководящие кадры, должны настойчиво верить и честно претворять в жизнь наши общие стремления по достижению возвышенных целей коммунизма и реализации социализма с китайской спецификой. Мы должны, с одной стороны, убеждённо идти по пути социализма с китайской спецификой, а с другой стороны, всеми помыслами стремиться к высоким коммунистическим идеалам, для того чтобы с полной решимостью претворять в жизнь основную линию и основную программу партии на начальной стадии социализма и хорошо выполнять каждую текущую задачу». Идеалы революции выше неба. Если у человека нет высоких идеалов, то он ни к чему не годный коммунист, если он о них лишь говорит, но не реализует на деле, то он тоже ни к чему не годный коммунист. А для того чтобы судить об этом, существуют конкретные критерии: мы смотрим, сможет ли он придерживаться основной нашей цели всеми помыслами служить народу, готов ли перетерпеть трудности и лишения на этом пути, перед тем как получить блага, способен ли честно и преданно служить общему делу, сумеет ли самоотверженно вступать в бой, не щадить сил и даже собственной жизни ради достижения цели».

Проходя путь от молодого парня, отправленного на «трудовое перевоспитание» в деревушку Лянцзяхэ, до генерального секретаря КПК, товарищ Си Цзинпин верно руководствовался широкими идеалами и коммунистическими убеждениями, чтобы претворять в жизнь главную идею служения народу. Как-то он сказал: «Сегодня мы как никогда приблизились к великому возрождению китайской нации, как никогда полны веры и возможностей достичь его реализации». Это не просто слова отдельного человека, а убеждение всего государства.

Уверенность в себе — это отсутствие страха перед неизведанным, смелость брать на себя ответственность. Один из сельчан говорил: «Первым крупным делом, за которое взялся Си Цзиньпин после вступления в должность, стало сооружение биогазовой установки. Для этого он сначала поехал в город Мяньян провинции Сычуань, разведал там всё, обучился технологии производства. Потом вернулся и уже тут начал проводить исследования, составлять план работ, учитывая местный Яньчуаньский климат. Он вырыл яму для биогаза рядом с тем двором, где селили образованную молодежь, а затем залил цементом, чтобы сделать резервуар. Несмотря на некоторые неудачи, биогазовый котел наконец-то был достроен. Благодаря этому у нас решились проблемы с нехваткой дров. А когда такой вид биотоплива начал использоваться повсеместно, Лянцзяхэ стала первым местом на севере провинции Шэньси, где зажёгся огонек биогаза. Установка помогла нам в решении сразу нескольких проблем: топливо использовалось для приготовления пищи и освещения, а органические остатки, которые вычищались из котла, можно было применять в качестве удобрения». Помимо этого, товарищ Си Цзиньпин организовал первый в деревне металлургический кооператив, первую комиссионку, обучил местных жителей грамоте, читал им книги и рассказывал новости из газет, принимался за самую разную работу. Он обозначил единственный способ развития сельских районов Китая, а именно: «организоваться, чтобы творить великие дела». Именно Си Цзиньпин стал тем человеком, который вселил уверенность в Лянцзяхэ, в живущих там крестьян, благодаря ему они осознали, что главным действующим лицом в истории были и есть крестьяне, именно они являются хозяевами государства.

Все это, в результате, сложилось в важные составляющие элементы современных идей генерального секретаря Си Цзиньпина по управлению страной: руководящие кадры должны быть ответственны в беззаветном служении народу, обширные народные массы должны свято верить в свою ключевую значимость, чтобы совместными усилиями посвятить себя возрождению китайской нации, а Китай, будучи единой целой страной, должен смело предстать на международной арене в качестве великой ответственной державы, чьими стремлениями являются мир и развитие.

«Управление государством» — тема, несомненно, весьма обширная. Чтобы её раскрыть, председатель Си наверняка почерпнул немало знаний из древней истории, традиционной культуры, опыта мировых сообществ и других сфер. Однако в фокусе его внимания уж точно всегда оставался тот клочок земли, на котором он стоял. Из трудов нашего генерального секретаря я поняла, что его решительность в управлении страной проистекает из актуальной реальности. Конечно же, эта реальность для него не ограничивалась только деревней Лянцзяхэ, но охватывала весь Китай, весь мир, это более сложное положение дел окружающей нас действительности, постоянно меняющиеся условия. Лянцзяхэ стали той исходной точкой, где зародились идеи Си Цзиньпина по управлению государством. Меняются времена, меняются взгляды, но навсегда останется неизменным убеждение, что человек должен помнить о своих корнях, а наши корни — это народ. Я твёрдо верю, что под сильным руководством ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином китайский народ идёт вперёд по пути великого возрождения и Китайская мечта обязательно сбудется!

Чжан Ин

Китайский народный университет

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодой Китай говорит. Читаем книгу «Си Цзиньпина о государственном управлении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

перевод Георгия Аршавского

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я