Работаешь в стартапе или только собираешься? Просто интересно, каково там?Тогда эта книга точно для тебя.Стартапы любят громко вещать во всеуслышание, что они меняют мир к лучшему, решают самые нетривиальные задачи и предоставляют ламповые условия работы с плюшевыми тапочками и поцелуями в лобик.Эта книга поможет снять розовые очки и расскажет, что реально происходит внутри стартапов, и каково на самом деле там работается сотрудникам. Ты узнаешь, к чему нужно быть готовым, чтобы не поехать кукухой, и стоит ли оно вообще того.Ведь предупреждён – значит, вооружён!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выжить в стартапе: гайд для сотрудников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 1. Ты хочешь в стартап
Почему идут работать в стартапы
Ты учишься в универе, ещё и на последних курсах? Или, может, универ ты давно окончил, и у тебя давно своя семья, годовасик-тугосеря, несколько кредитов и регулярные чекапы у врача?
Чекап — это проверка, обследование. Английское слово здесь не зря — это книга про стартапы, а там говорят исключительно на рунглише (смеси русского и английского), поэтому привыкай. Это часть жизни в стартапе.
Может, ты сейчас в том прекрасном периоде между студенчеством и взросло-ипотечной жизнью? Снимаешь комнату, ибо уже нужно всё же своё личное пространство, но на съём небабушкиной квартиры пока не хватает?
Как бы то ни было, если ты читаешь эти строки, значит, твои шаловливые пальцы либо цапанули эту книгу с полки или лихо клацнули по кнопке на сайте. А сделали они это потому, что тебе, видимо, интересно работать в стартапе. Может, ты даже уже там работаешь. Может, он у тебя уже даже не первый (<место для пошлой шутки>). В любом случае стартапы чем-то манят тебя. Да и не тебя одного.
Сотни тысяч, если не миллионы, людей мечтают работать в компании на ранней стадии её развития, ведь это возможность:
● Оставить свой (безусловно, гениальный) отпечаток на судьбе компании
● За короткое время занять одну из руководящих позиций или хотя бы не быть “обычным планктоном”
●Быстро прокачаться в тайм-менеджменте, продакт-менеджменте, маркетинге, аналитике, бизнес-процессах и т.д.
● Работать в неформальной атмосфере без лишней бюрократии и всякой бумажной волокиты
● Работать в плюшевых тапочках, потягивая смузи
Ну, или так кажется на первый взгляд.
Где стартапы ищут сотрудников
Стартапы любят искать сотрудников в соцсетях. Причём ищут там как топ-менеджеров, так и штатных копирайтеров, верстальщиков, преподавателей, тестировщиков и т.д. Поэтому если ты жаждешь окунуться в стартаперский мир, то, во-первых, бог тебе судья, а во-вторых, не выходи из соцсетей.
Как же тебе искать работу в стартапах через соцсети? Логичным кажется такой порядок действий:
1. Возьми стартап, который уже знаешь, или тот, в который хочешь попасть.
2. Загугли, кто основатели (фаундеры) стартапа.
3. Найди фаундеров в соцсетях.
4. Подписывайся на них и начинай читать их посты — там-то и можно узнать, когда и кого компания ищет.
НО БУДЬ ОСТОРОЖЕН: приготовься продираться сквозь стены текстов, в которых эти самые фаундеры изливают свои чаяния, делятся ненужными деталями из жизни и раскрывают тайны мироздания.
5. А ещё ты можешь посмотреть, кто в друзьях у фаундеров, и найти там других стартаперов, которые могут в своих постах кидать клич об открытых вакансиях.
И не зацикливайся только на фаундерах. Они, скорее всего, если и будут кого-то искать, то из топ-менеджмента. Если же хочешь узнать о позициях начального или среднего уровня, то попробуй через тех же друзей в соцсетях найти руководителей отделов этого стартапа. Да, в их постах ты тоже хлебнёшь псевдофилософских рассуждений и ядрёного самохвальства, но это та цена, которую придётся заплатить.
Через “хедхантер” если только вакансии в РЖД или Почту искать.
Кстати, лайфхак: если в описании вакансии замечен хотя бы один эмоджик, шансы того, что перед тобой стартап, повышаются в разы.
Какие качества ищут стартапы
В стартапы берут не каждого встречного. Даже если иногда так кажется, на самом деле это не так. Процесс отбора в стартапы может отличаться от найма в более крупные и зрелые компании, но он как минимум существует.
Качества, которые ищут стартапы в адептах сотрудниках, зависят от должности, конечно, но всё же есть нечто общее, что стартапы хотят видеть в каждом. Часто они открыто и честно об этом пишут в описании вакансий:
Стрессоустойчивость
Если ты думаешь, что получится избежать стрессов, то ты на 100% неправ. Я не гадалка, я просто знаю это и предлагаю принять это как факт. Тебе станет легче, и это осознание сподвигнет погуглить, какие есть хорошие способы снимать стресс. Они очень пригодятся: от дыхательных упражнений и медитаций до успокоительного.
Умение работать в команде
Ни один современный коммерческий продукт не создаётся в одиночку. Это всегда усилие группы людей. Так и ты станешь частью группы. Даже если ты пока один-единственный в своём отделе, ты часть более крупной группы — всего остального стартапа.
Так что если у тебя не очень клеится общение с другими людьми, или ты думаешь, что удастся отсидеться где-нибудь в уголке интроверта, придётся тебя разочаровать — не получится. Тебе с твоими коллегами проводить по 8-12 часов в день. Готовься.
Умение работать независимо
При этом стартапы хотят, чтобы тебя не особо надо было менеджерить. Чтобы ты сам ходил узнавал всю инфу, которая нужна, чтобы ты сам пинал людей, если не получил от них ответов. Нянчиться с тобой не будут. Им нужно, чтобы ты впрыгнул в поезд на ходу и сразу всё делал сам. Не сможешь — высадят на ближайшей станции.
Нацеленность на результат
Любой стартап (да и вообще бизнес) — про получение денег. Да, все любят ещё чесать про великую миссию и высокие идеалы, но когда доходит до дела, то значение имеет только получение прибыли.
Поэтому стартапы приветствуют людей, которые любой ценой достигнут нужных финансовых показателей. Им не важно, что ты для этого сделаешь: продашь душу дьяволу или почку на чёрном рынке. Заработал для компании 3 миллиона? Вот и прекрасно. Умничка.
Желание/готовность учиться
Это неотъемлемая часть работы в стартапе. Нужды и задачи компании могут меняться молниеносно, а ресурсы ограничены, поэтому нужно уметь делать всё на свете. А для этого иногда нужно поучиться.
Работа в условиях неопределённости
Повторю то, что в пункте выше — нужды и задачи стартапа меняются молниеносно, поэтому привыкать просто-напросто не к чему. Не стоит ожидать, что в какой-то момент всё устаканится, и ты сможешь войти в некий привычный ритм. Если это и произойдёт, то не скоро.
Лучше воспитывай в себе гибкость. Не трать силы на то, чтобы беситься, когда условия задачи в 10-й раз меняются. Просто прими это, выпей водички и вджобывай дальше. А что ещё остаётся?
Умение быстро переключаться
Ещё тебе нужно привыкнуть к разношёрстности задач. Сегодня ты будешь писать запросы на SQL, а завтра продумывать юзерский флоу или писать сценарий для видео. Всем плевать, что ты не сценарист или не дизайнер, или не программист. Берись и делай. Как можешь.
“Драйв” и “горящие глаза”
Хрен знает, что это такое, как это развивать, и как этим управлять. Просто стартапам нравится писать подобную чушь, чтобы показать, что у них там все такие драйвовые, классные, на постоянном движе.
Можешь пить энергетики, можешь глаза таращить всё время. Но вообще может помочь очень эмоционально на всё реагировать. Тогда все будут думать, что ты реально эмоционально вовлечён и ты “на драйве”.
Если ты просто уравновешенный человек, который всё делает спокойно, то ты не очень стартаперская личность.
Это то, что от тебя ждут. Не обязательно быть таким, можно просто притворяться при помощи каких-то внешних проявлений и атрибутов: там громко поголосил, тут у всех перед глазами помельтешил, и вуаля, ты уже заряженный и активный член команды.
Но есть ещё качества, о которых стартапы не говорят (потому что не любят их), но они тебе очень пригодятся:
Готовность подлизать жопу
Это не обязательный навык, ещё и не самый приятный, но многие не брезгуют. Подлизывать можно по-разному. Можно регулярно публично восхищаться лидами и фаундерами. Можно в общий канал постить фотки, как ты до самой ночи работаешь. Можно даже публично цитировать начальство. Всё это приятно массажирует их эго и позволяет тебе выделиться.
Имей в виду, что со стороны коллег это может не вызвать к тебе тёплых чувств. Но тут всё зависит от того, насколько тебе не наплевать на это.
Готовность стереть свою индивидуальность
Стартап будет культивировать в тебе определённые вещи типа любить и постоянно просить фидбэк по любому поводу, день и ночь думать о метриках, подходить ко всему с точки зрения извлечения выгоды.
Ты будешь видеть, как коллеги вокруг тебя жертвуют своей жизнью (личной и социальной) ради компании и во многом становятся похожи друг на друга как люди.
В один день ты обнаружишь, что все твои коллеги как один смотрят одно и то же, читают одно и то же, играют в одно и то же, одеваются в одно и то же.
Вся твоя среда будет тебя склонять к тому, чтобы уподобляться ей. Тут выбор за тобой.
Двоемыслие
Если так случилось, что ты один в один разделяешь видение и мысли фаундеров и топ-менеджмента, то класс, кайфуй. Но если это не так, то это ещё не повод уходить из стартапа. Можешь развить в себе двоемыслие: в личной жизни ты делаешь и думаешь так, а на работе — иначе.
На работе ты робот, а в жизни человек. На работе метрики, а вне работы человеческие эмоции.
Сходят ли от этого с ума? Не знаю. Фактически тут речь о подходе “работа — это работа, а жизнь — это жизнь”. Замечательный для ментального здоровья, но крайне непопулярный среди стартапов подход, даже если на словах они утверждают обратное.
Готовность поступиться этикой
Стартапы одержимы тем, чтобы не прогореть, остаться на плаву и преуспеть. Халява позволяет экономить ресурсы, поэтому они так её любят. Бесплатные услуги, софт, помещения, еду — что угодно.
На алтарь халявы готовы принести и этику. Использовать чужой контент без спроса правообладателя? Обязательно! Инфоцыганить в рекламе, обещая золотые горы на пустом месте? Разумеется! Так много в чём.
Если тебе с этим ОК, то у тебя ничего не ёкнет. Если ты совестливый человек… Будет ёкать так, что ёкалка устанет.
Умение “продать” себя, преувеличивать свою важность, заслуги, навыки
Стартапы своим инвесторам постоянно рассказывают сказки про то, чего они уже достигли и ещё достигнут. На конференциях царит такой же ад: откровенный сюр, который там рассказывают, имеет настолько малое отношение к реальности, насколько это возможно, не уходя в откровенную научную фантастику.
Но фишка в том, что и брать к себе стартапы так же готовы тех, кто умеет про себя рассказывать, что он просто космос. Подбери для обычных слов более громкие и/или англоязычные аналоги, и твои шансы многократно возрастут:
— Не “придумал(а)”, а “разработал(а)”
— Не “подумал(а)”, а “сформулировал(а) гипотезу”
— Не “план”, а “стратегия”
— Не “польза”, а “вэлью”
— Не “спросил мнение 4 человек”, а “провёл кастдев/юзер-ресёрч”
Озаботься этим заранее и составь словарик, чтобы не путаться.
Умение не высказывать своё несогласие с фаундерами
Если тебе противно подлизывать жопу фаундерам или другим топ-менеджерам, то хотя бы научись не высказывать своё несогласие с ними особо активно. Это касается, кстати, не только и не столько рабочих моментов, сколько личных качеств или предпочтений этих людей.
Если ты считаешь, что Тони Роббинс — инфоцыганин из ада, то фаундерам такое мнение лучше не выражать. Только если ты на 100% знаешь, что они ему не поклоняются.
Знание своих прав по трудовому кодексу (ТК)
Стартапы терпеть не могут ТК. Ну, то есть, они не против нанимать по нему, но вот увольнять по нему не любят, потому что тогда увольняемым может быть положена денежная компенсация.
Вместо этого, стартапы всех убеждают написать заявление на увольнение по собственному желанию. Потому что тогда выплачивать ничего не надо. Очень удобно.
Знание своих прав по ТК даёт тебе железную перчатку, в который ты сможешь, если что, зажать яички стартапа, который хочет поступить с тобой недобросовестно.
Телепатия
Это не шутка и не издёвка. Тебе могут встретиться лиды, которые набирают себе команду не для того, чтобы прислушиваться к ней и достигать цели вместе, а для того, чтобы команда каким-то образом читала их мысли и делала всё так, как они задумали.
Тебе не показалось: есть тип лидов, которые всегда знают, как лучше (по крайней мере, они в этом убеждены), и твоя роль в реальности сводится к тому, чтобы угадывать их желания и пытаться их воплотить. Опять же воплотить так, как этого хочет лид.
Будет ли лид коммуницировать команде свои хотелки? Не всегда и вообще не факт.
Что обещают стартапы
Обещать стартапы обожают. Это один из основных видов их деятельности. Делают они это смачно, с самозабвенным удовольствием. Обещают много и разного. Давай разбираться, что к чему.
Бесплатные печеньки с чаем
В дремучие времена среди бонусов работы в стартапе любили писать про бесплатные печеньки и чай-кофе. Когда-то это было ещё в новинку. Сейчас странно представлять компанию, в которой нет бесплатных печенек и жмотят чай.
Поэтому вот тебе сразу лайфхак: если компания всё ещё указывает бесплатные печеньки и чай-кофе в качестве бонуса, то либо у них всё плохо с условиями работы, раз больше нечего предложить, либо это объявление висит ещё с 2010-го года.
Киновечера в офисе
Какие-то компании указывают, что любят устраивать — простигосподи — совместные вечерние кинопросмотры с пиццей. Ну, что тут сказать? Если в тебе играет молодецкая удаль, и ты жаждешь яростно социализироваться с коллегами, то это действительно бонус.
Если же тебе есть с кем смотреть кинчики, то опять же можешь делать вывод, что с бонусами на рабочем месте может быть туго.
Свобода действий
Стартапы обожают обещать свободу действий. Для неокрепшего ума фраза довольно опасная. Другому в душу не заглянешь и не оценишь склонность буквально воспринимать написанное.
Если ты думаешь, что это в буквальном смысле свобода делать что твоей душе угодно, то губу пора закатывать обратно. Знаю-знаю, не хочется, но надо.
Ты можешь встретить пояснительные фразы вроде:
● “каждый имеет возможность настраивать процессы”
● “любой может включаться в разные проекты компании”
● “каждый может придумать и запустить свой продукт”
И тому подобное.
Правда ли всё это? Конечно же, нет, дорогой ты мой человечек. Все эти обещания по-хорошему нужно писать со звёздочками и делать гигантские сноски внизу страницы, которые оговаривают условия, когда ты правда можешь всё это вытворять.
Если бы каждый пошёл, например, настраивать процессы, то нагородили бы такого, что компания бы схлопнулась за неделю. И стартап, вообще, правильно делает, что не пускает к процессам каждого желающего. Процессы — штука деликатная. С ними умеючи надо обращаться.
Процессы, которые действительно каждый может настраивать — это лишь процессы собственной работы:
● Понять, как не сойти с ума от триллиона входящих сообщений в личке, общих каналах и рассылках.
● Проверять календарь и заносить туда все митинги. Да нет-нет, не протестные, а просто рабочие встречи.
● Сколько времени и когда уделять каждой задаче.
Ну и всё такое подобное.
Что касается возможности включаться в любые проекты, то тезис тоже предельно спорный и обманчивый, потому что ты будешь работать в конкретном отделе в конкретной команде. Переходы и между командами, и между отделами, безусловно, возможны, но даже в стартапах это не ситуация “захотел — пошёл”.
Сначала обоснуй, согласуй, напомни, ещё раз напомни, снова обсуди, ещё раз напомни и получи “апрув”, а уж потом переходи и занимайся другим проектом. Да, и кстати, доступ к проекту предыдущей твоей команды тебе теперь закрыт.
Нужно понимать, что чтобы запустить свой собственный продукт, пусть и внутри стартапа, нужно доказать его бизнес-состоятельность — что он будет приносить деньги. Для этого нужно составить бизнес-план, в котором следует учесть туеву хучу факторов. Ну и презентовать это всё самым “верхам”. Если ты так умеешь, то ты просто бомба.
Свободный график
Если компания пишет, что никто не контролирует, во сколько ты начинаешь и заканчиваешь свой рабочий день, то это что? Правильно, тоже неправда. Сорян, но говорю как есть.
Они могут писать, что им главное не твой рабочий график, а результат. Что лишь бы задача была выполнена, а ты уже сам распоряжаешься своим временем. Что никто у тебя не стоит над душой и не штрафует, если ты опаздываешь. Всё в твоих руках!
На самом же деле ты узнаешь, что ты и правда можешь работать в любое время, главное — быть в доступе с 11:00 до 18:00, всего-то и делов. Поэтому можешь начинать свой рабочий день хоть в 08:00, ты сам хозяин своей судьбы! Только до 18:00 обязательно будь в доступе. Ну, чтобы принимать срочные задачи, отвечать на сообщения, участвовать в рабочих созвонах и встречах. Ну, короче, чтобы работать.
Предлагай любые идеи
Твои предложения могут изменить абсолютно всё в компании и даже на рынке, а то и на всей Земле! Это то, в чём тебя постарается на первом этапе убедить стартап. И это на самом деле помогает чувствовать воодушевление и эмоциональный подъём.
Извилины в твоей черепной коробке активно и приятно шевелятся, генерируя идеи, после которых мир уже не будет прежним. После генерации идеи обязательно поделись ею со всеми в общем чате. И готовься к примерно следующим реакциям со стороны власть имущих:
● “Мы уже просчитывали такой вариант, и экономика не сходится”
● “Кажется слишком рискованным”
● “У нас недостаточно данных для проверки этой гипотезы”
● “Это слишком дорого”
● “Это не продаёт”
● “Это всё классно, но нам сначала бы кор-функционал доделать”
● “Да, эта идея есть у нас в мастер-плане на 2187 год”
● “Не, не взлетит”
Думаю, понятно, чем это часто заканчивается. Я это всё к тому, чтобы ты был морально готов, что 90% твоих идей не пройдёт фильтр. Не потому, что ты тупой. А потому, что это так работает.
На какие-то вещи компания не готова тратиться, на какие-то попросту жалко или нет денег, а какие-то получат настолько низкий приоритет, что до них дойдут примерно никогда.
При этом периодически тебя могут продолжать просить нагенерить идей, мыслей, решений. Ты будешь участвовать в брейнштормах и обсуждениях, результатом которых будет победа самой экономичной, прямолинейной и часто неинтересной идеи. Потому что бизнес, а тем более стартап, режет косты (=траты) везде, где может. Ему нужно зло и дёшево, а не вот это вот всё.
Конструктивно критикуй
Есть ещё такая тема, что в стартапах каждый может комментировать всё на свете, с поводом и без. Тут надо быть морально готовым к тому, что совершенно неважно, разбирается человек в том, о чём говорит, или нет. Всем главное — высказать своё мнение. В стартапах это либо поощряется напрямую, либо принято по умолчанию. Витает в воздухе, так сказать.
С одной стороны, ты можешь высказывать своё мнение в бесконечных тредах в Slack касательно чего угодно: рассылки, лендинга, функционала приложения, видео, содержания курса, иконки и т.д.
Но так как каждый из нас обожает, когда нас слушают, то каждый начинает быть мамкиным экспертом. Это самая благодатная почва для диванных аналитиков и кухонных вершителей судеб. Это их территория.
И тут есть 2 момента:
1. Поток фидбэка со всех сторон на каждый божий пиксель не прекращается. Всё, кракен на свободе и успокаиваться он не собирается. И человек с неокрепшей психикой или нежелезобетонной решительностью может просто захлебнуться в этом цунами обратной — мать её — связи. Становится непонятно, чьи же замечания учесть, а чьи — нет. Всем не угодишь.
Но секрет в том, что всем угождать и не надо. Надо делать то, что помогает достижению бизнес-целей. А то, что Лёша-копирайтер считает, что тут кнопку лучше сделать синей, а не зелёной, является исключительно проблемой Лёши.
2. Готовься к тому, что в такой атмосфере и на твою работу будет литься нескончаемый фидбэк, лишь частично ценный и тотально беспощадный. Даже если ты никого не спрашивал, тебе напишут, что они думают по поводу твоего творения, и неважно, строчка ли это кода или ответ в официальных соцсетях компании. Каток массового фидбэка прокатится по каждому.
Можно посоветовать не воспринимать фидбэк лично, ведь это фидбэк не на тебя, а на твою работу, но практика показывает, что такой дзен ловят единицы.
Плоская структура
Не то, чтобы стартапы это писали в описании вакансий и как-то даже проговаривали, но в стартап-среде принято считать, что в таких компаниях “плоская структура”, что как бы нет иерархии “начальство vs подчинённые”.
Это всё, конечно же, не соответствует действительности.
С одной стороны, в стартапах ты действительно ко всем обращаешься на “ты”, будь то коллега одного с тобой “ранга” или начальник отдела маркетинга, или даже сам CEO. Возможно, вы показываете друг другу мемы и вместе играете в кикер. Да и в целом в межличностном общении мало формализма.
Но при этом ты абсолютно подотчётен твоему лиду. Он, как и любой начальник, так же ставит тебе задачи, оценивает твою работу, согласовывает твои отпуска. Он точно так же облечён властью дать тебе повышение и выписать денежный бонус (правда, в стартапах их либо не бывает, либо условия такие, что ты никогда не получишь этот бонус).
Поэтому вся заявляемая “плоскость” структуры, по сути, не особо сильно отражается на твоей повседневной работе.
Стремительный рост
Что хочет каждый второй молодой специалист? Стать большим и важным. И есть ничем не подтверждённая теория, что чем моложе человечек, тем больше амбиции. Следовательно, тем больше прельщает таких амбициозных людей обещания космического роста внутри стартапа.
И давай так: для кого-то так правда случается. По разным причинам:
●Кто-то прямо сразу нашёл свою нишу, в которой у него классно получается
● Кто-то живёт работой 24/7 и в итоге его/её старания окупаются
● Кто-то грамотно подлизал жопу задружил с начальством лидом
● Как-то реально просто гений, и всё тут
●У кого-то уволился лид, и надо было срочно подхватывать его/её обязанности
Короче, причин для повышений бывает много. И не все они имеют отношение к твоим стараниям, талантам и навыкам. Об этом мы ещё позже поговорим.
Но просто помни, что если у тебя не случился этот самый стремительный рост, на это тоже есть причины, и снова не все из них имеют отношение к тебе как к сотруднику. Стремительный рост может не случиться, если:
● Ты ещё только ищешь себя и то, чем тебе реально нравится заниматься и/или что у тебя особенно хорошо получается.
● У тебя есть жизнь вне работы. Это может стать абсолютным шоком для некоторых твоих коллег, а особенно для начальства, поэтому будь осторожен, кому ты рассказываешь, как вчера вечером сходил в кино, а не на митап по разбору бизнес-кейсов.
● Все твои друзья — не из стартапа, в котором ты работаешь, а с фаундерами ты вообще не общаешься.
● Ты не гений, а обычный, нормальный человек.
И это, как ты понимаешь, далеко не исчерпывающий список причин.
Тут следует упомянуть ещё одну штуку. Все мы люди, и есть такое человеческое свойство, как зависть. Что делать, если твой коллега идёт в тот самый стремительный рост, а ты сидишь и завидуешь?
1. Не стесняйся признаться себе, что завидуешь.
Все мы иногда завидуем. От одного чувства зависти не становятся отвратительным человеком. Вот если из зависти ты специально делаешь какие-то мерзкие вещи, вот тогда ты официально переквалифицируешься в мразь. А просто тихо завидовать никто не запрещает.
2. Сядь и подумай: а есть ли у тебя реально повод для зависти?
Если ты, например, тестировщик и завидуешь коллеге, который стал лидом, как ты давно хотел, то это одно дело. Но если ты собираешься уходить в графический дизайн, не всё ли тебе равно, кто там стал лидом тестирования?
3. Поверь в то, что у всех свой путь.
Знаю-знаю. Во-первых, это отвратительно пафосно звучит, а во-вторых, это легче сказать, чем сделать, но оно того сто́ит. Потому что это правда.
Ты можешь не иметь понятия, что на самом деле происходит у человека в жизни. Может, ему/ей и за квартиру платить не надо, и готовить себе ужин не обязательно, и в личной жизни у него/неё всё прекрасно, поэтому и настроение у отличное, и голова ни о чём не болит. В отличие от тебя.
Но в любой момент всё может поменяться, и уже ты будешь ходить с улыбкой до ушей, пока твой коллега переживает развод, разбирается с алиментами, ищет жильё и ухаживает за хромой собакой. И уже вдруг ты летишь к карьерным небесам, пока другие наблюдают за твоим восхождением.
Всё очень относительно.
4. И сейчас самое трудное — подмени зависть радостью за другого.
Это, пожалуй, ещё сложнее, чем пункт 3, но оно того сто́ит. Попробуй сделать сознательное усилие порадоваться за другого человека, что у него всё так классно сейчас получается, и что он прямо расправил крылья. Пусть это будет для тебя источником вдохновения, а не зависти.
Зависть — днищенское чувство, потому что не способствует ничему созидательному и не приносит никакого удовлетворения или результата. Оно тотально бессмысленно. Это просто-напросто тупая трата твоих эмоций и сил.
Так будь умнее — на*би зависть. Преврати её во вдохновение. Замени мысль “Вот тварь!” на “Как же круто!”. Просто запрети себе (особенно в такие моменты) сравнивать себя с другими. Ты — это ты. Другие люди — это другие люди. Точка, ёпта.
Возможность обучения
Поучиться за счёт компании довольно прикольно. Конечно, если ты только что окончил универ, тебя может воротить от слова “учёба”, но сорян, придётся быть морально готовым, что в стартапах всех любят отправлять учиться. В основном онлайн.
Но есть ещё такая штука, что прохождение учёбы будет, скорее всего, обязаловкой. Особенно если хочешь повышения или в принципе сохранить свою нынешнюю позицию. Потому что стартапы одержимы тем, что все кругом должны постоянно “развиваться”. “Развиваться” в кавычках потому, что это ещё большой вопрос, является ли прохождение всех этих курсов реальным развитием.
Если ты прошёл какие-то курсы, но ни хрена не понял или так и не умеешь применять полученные знания на практике, то вряд ли это развитие. Скорее, форма прокрастинации.
О да, обучение ещё как может быть прокрастинацией. Этакий уважительный отмаз не делать реальную работу. Ты ж развиваешься, тебе не до всех этих бренных задач. Которые неохота делать. Потому что они скучные.
Ну и вообще, кто сказал, что любые изменения в человеке есть развитие? Изменение может быть просто изменением.
Короче, суть в том, что учиться придётся, хочешь ты этого или нет. Но компании далеко не всегда важно, вынес ли ты реально что-то с учёбы или нет. Для них будет иметь значение просто сам факт того, что ты прошёл какие-то курсы. Это, кстати, может помочь тебе продвинуться по карьерной лестнице.
Внимание, лайфхак! Если начальство видит, что ты регулярно проходишь какие-то курсы и постоянно говоришь про это, то твои шансы на повышение увеличиваются.
Качество этого обучения проверять вряд ли будут. Потому что непонятно, как. Прошёл курс и молодец. Держи пряник. Точнее, новую должность или проект. Стартапы, они во многом про “казаться”, а не про “быть”.
К чему быть готовым: работа допоздна, большая миссия, желание изменить мир, отсутствие социалки и пр.
Помнишь, что обещали стартапы в описании своих вакансий? Свободу действий, стремительный рост, прокачку всех навыков на свете, включая твои бицепсы, тёплые свитера, счастливый брак и богатых детей?
Давай смотреть, что же в действительности подразумевает работа в стартапе.
Описание вакансии может не иметь ничего общего с реальностью
Чтобы сберечь свои нервные клетки и сэкономить на походах к психологу на фоне глубокого разочарования, просто забудь про то, что было написано в описании вакансии.
Если забыть трудно, то хотя бы не совершай самую страшную ошибку: не начинай представлять, как же тебе здорово будет работаться там. Не потому, что будет обязательно плохо, нет. А просто потому, что ты не знаешь, как реально будет. А быть может очень по-разному.
Во-первых, скорее всего, в описании вакансии было мало конкретики и много больших, расплывчатых или просто лживых слов и фраз (“свобода действий”, “стратегия”, “берись и делай” и пр.).
Во-вторых, твоя реальность внутри стартапа может меняться со скоростью света, поэтому придётся делать то, что нужно компании в этом месяце или на этой неделе. Как ты понимаешь, никто никогда не вспомнит, что там писали в описании вакансии и почему.
Кстати, если у тебя не будет получаться делать то, что нужно в данный момент, хоть этого никогда и не было в числе твоих обязанностей, то это исключительно твоя проблема и твой риск быть уволенным. По собственному желанию, разумеется — в стартапах только так.
С этим частично связано то, что стартапы любят отправлять всех на какие-то курсы. Стартапы сами не знают, люди с какими навыками конкретно им понадобятся на следующей неделе. Плюс, многие стартапы не очень хорошо планируют. Платить за это будешь ты своим ментальным здоровьем и покоем.
Никакого work-life balance
Баланс между работой и жизнью вне работы. Работой и чем? Жизнью? А чем жизнь отличается от работы? Как понять, это разные вещи?
Это примерная ментальность многих стартапов. Точнее, их фаундеров. Поднятие и развитие стартапа занимает уйму сил и времени. Поэтому часто работа начинает занимать всю жизнь фаундеров.
Но у них в какой-то момент случается ментальное искажение — они начинают думать, что раз они живут своим детищем, то и другие тоже с радостью и готовностью это будут делать. А если ещё и платить этим людям, то они обязаны жизнь стартапом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выжить в стартапе: гайд для сотрудников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других