Морнинг, дизайнеры мои

Саня Кво, 2023

У дизайнеров сложная и интересная работа. С одной стороны она творческая, а с другой – детерминированная и конкретная. Дизайнер может работать на фрилансе и воспринимать каждого клиента начальником, а может работать в офисе и быть абсолютно свободным. Кажется, что успех в дизайне зависит только от инструментов и конкретных навыков, а на практике оказывается, что убеждения и установки в голове влияют не меньше, а иногда и больше.Эта книга состоит из реальных историй жизни дизайнера и основателя онлайн-школы по дизайну Study Kvo. Большинство историй произошли за последние 10 лет и стали ключевыми в том, чтобы пройти путь от дизайнера-самоучки с заказами по 300 ₽ до основателя онлайн-школы, выпускники которой меняют профессии и устраиваются дизайнить в такие компании как Альфа-Банк, Сбер, ВТБ, Локо-Банк, Ozon, Wildberries и др.Книга издаётся в авторской редакции.

Оглавление

4. Почему Кво?

На четвёртом курсе университета все думали о том, как написать диплом, предвкушали свободу от сессий, лекций и лабораторий. Я же предвкушал горящую задницу. Потому что мне в срочном порядке нужно крутить педали, чтобы заработать на съёмную квартиру и в идеале сделать бизнес, который принесёт мне хотя бы сто тысяч в месяц. Я смотрел много видеороликов про бизнес и понимал, что даже 100к — это не такая сложная задача, нужна лишь идея (ну, я так думал).

В этот раз меня не понесло в какие-то инновации, принтеры или товарный бизнес. В этот раз я решил открыть свою дизайн-студию. Стоит понимать, что тогда я был так себе дизайнером. У меня были клиенты и стабильные 15–20 тысяч в месяц, но я был очень посредственным дизайнером. Я делал визитки, листовки, афиши, иконки, логотипы и изредка сайты. Больше всего я ненавидел логотипы и фирменные стили. У меня не получалось ничего оригинального, я не понимал технологию и постоянно буксовал в таких заказах. И на какую тему я решил сделать студию? Правильно — по дизайну логотипов и фирменных стилей.

Денег у меня по-прежнему не было, поэтому все задачи я по максимуму делал сам. На самом деле я платил, но не деньгами, а своим временем. В то время Тильда только набирала обороты, поэтому про неё я не знал, но знал про Adobe Muse. Этой программы уже не существует, а раньше она позволяла собрать сайт в удобном графическом редакторе и экспортировать его в виде кода, то есть сайт на выходе будет рабочим и свёрстанным. Там я и сделал себе сайт. Чтобы придумать название для студии, я скачал какую-то книжку по неймингу, прочитал её за два вечера и начал применять советы — набрасывать облако ассоциаций, которые мне нравятся.

Мне хотелось, чтобы из названия было понятно, чему посвящена компания, но чтобы это не было в провинциальном духе нейминга «Мир логотипов» или «1 000 и один логотип». Решающая мысль была такая: логотипы, которые будут современными и актуальными. Из дебатов я узнал, что статус-кво — это положение, в котором находится общество или страна на текущий момент времени. Немного притянув за уши я решил, что название Логокво вполне себе может тянуть на такой подтекст «логотипы, которые актуальны на текущий момент», т. е. что-то прикольное и свеженькое. Так думал мой 22-летний мозг.

Поскольку мои работы были слабыми, нужен был кто-то, кто согласится на мою авантюру. Я нашёл несколько десятков дизайнеров с фриланс-биржи, написал им и честно рассказал про авантюру. Предложил такую идею: «Давайте я размещу ваши работы у себя на сайте студии, и если клиенту понравится ваш дизайн, я закажу у вас?». Как завещал классик: «План прост, потому красив».

Тем не менее, 5 человек согласились, и так появилось портфолио студии на том самом сайте, который я уже сделал. Нанимать специалистов по трафику мне было не по карману, поэтому я купил курс по Яндекс.Директу, чтобы самому разобраться, как можно рекламировать свой сайт в интернете. Это была контекстная реклама, которая сулила мне горячих клиентов. Если человек искал в Яндексе по запросу «студия дизайна Томск» или «заказать логотип», то ему показывался мой сайт.

Спустя несколько недель я понял, как это всё работает, и понял, что у меня нет денег на рекламный бюджет. Звучит смешно: собрался открывать студию, а у самого нет и 10к на рекламный бюджет, но вот такой вот статус-кво был у меня на тот момент.

Разбираясь с тем, как одна компания может переводить другой деньги, я понял, что мне нужно ИП и расчётный счет в банке — специальный счёт для бизнеса, чтобы всё было по закону. Через неделю я открыл ИП и со справкой о том, что Антипин Александр стал предпринимателем, пошёл в банк. К моему счастью, там была акция: счёт открывали бесплатно, а клиентам банка давали купон на тот самый Яндекс.Директ — пополняешь на 3к и получаешь в подарок ещё 6к. Так появился мой первый рекламный бюджет.

Я запустил рекламные кампании, начались первые показы объявлений, люди начали переходить на сайт и иногда заказывали обратный звонок. На все 9 000 рекламного бюджета я получил около 300 кликов, и это отличный результат. А из 300 кликов я получил около 20 нажатий на кнопку «Оставить заявку» и 2 входящих звонка. Из 20 заявок и двух звонков было 0 продаж.

Опять ноль продаж и несколько месяцев потраченных впустую.

Но в этот раз я не хотел сдаваться просто так и придумал другой гениальный план: раз в онлайне не получилось, буду искать клиентов оффлайн. Буду договариваться о встречах, приезжать, презентовать предложения и закрывать сделки. Я знал, что на кафедре универа были профессора, у которых есть бизнес, но не знал, у кого именно. К тому моменту декан факультета уже хорошо относилась ко мне благодаря помощи по дизайну. Именно она смогла мне дать наводку и контакт человека, у которого есть своя компания по научной работе, и у них, как положено в науке, всё очень плохо с дизайном. Каким-то чудом профессор согласился встретиться со мной после лекции.

Я подготовился: распечатал примеры работ, продумал свой план речи, даже успел прочитать книгу «СПИН-продажи», чтобы владеть всеми секретными техниками. Моя презентация длилась минут 10, после чего профессор дал знать, что на этот квартал весь бюджет распланирован, и надо будет вернуться к этому вопросу ближе к осени. Во время презентации у меня дрожал голос, тряслись коленки, дрожали руки в моменте, когда я рисовал какой-то график, чтобы доказать, что компании с хорошим дизайном зарабатывают больше. «Первый блин комом», — подумал я и пошёл в общагу.

Недолго думая, я начал искать другие компании, у кого всё плохо с дизайном, чтобы предложить им свои услуги. Это были холодные звонки в таком духе:

— Здравствуйте! Меня зовут Александр, я из Логокво. Скажите, с кем могу поговорить насчёт дизайна?

— Здравствуйте, а что именно вы хотели?

— Дело в том, что мы сейчас анализируем дизайн Томских компаний и хотели бы предложить вам посотрудничать над дизайном, видим, что можем улучшить.

Добавьте к этому диалогу дрожащий голос, эхо коридора общежития и большую неуверенность в голосе — вот он я, волк с Уолл-стрит, не иначе.

Но это срабатывало, и иногда люди соглашались на то, чтобы я приехал и презентовал им дизайн. Помню презентацию в какой-то студии деревянной мебели. Я вспомнил, что часто проезжал на пазике мимо их салона, и мне он жутко не нравился. Позвонил, договорился о встрече и владелец согласился. Я начал рассказывать о том, какие мы классные, как мы помогаем бизнесам, и как компаниям с хорошим дизайном живется лучше — и уже в процессе презентации понимал, что человек слушает меня чисто из уважения. Вместо того чтобы прерваться и поговорить по чесноку, я продолжил презентацию и оттараторил всё до конца. Владелец сказал, что подумает, а я поехал в общежитие. К слову, он до сих пор думает.

Это была последняя презентация, последняя капля в чашу сомнений насчёт того, что это дело выгорит. Я не чувствовал уверенности в том, что продаю, и плохо ориентировался в дизайне, как бы это ни забавно звучало. Я не умел продавать от слова «совсем» и не понимал, что на самом деле болит у предпринимателей. Я был типичным дизайнером, который продавал дизайн, а не решение проблемы. Я называл ценник в 50—100к, но сам ни разу не продавал на такие суммы. Человек, который продавал Жигули, не сможет продавать Бентли. И я не смог тоже.

Сайт провисел до конца года, я закрыл ИП, заплатил страховые взносы, и мы с Женей полетели в Москву по приглашению моего постоянного заказчика — Ивана.

Я всегда вспоминаю тот период жизни с особой благодарностью к себе. Я потратил немного денег, тонну энтузиазма и несколько месяцев работал без выходных, смотрел курс, читал литературу, звонил в холодную и не заработал ни копейки. Но испытываю огромную благодарность, потому что знаю, что через два года я смогу применить всё то, чему научился за тот период. Неудачи бьют сильнее успеха и отпечатываются всегда как жгучий хлёсткий шлепок ремня, но что мне дал тот опыт?

● Я научился звонить в холодную и меньше париться о том, что подумают про меня другие.

●Я научился презентовать оффлайн услугу, в которой особо не разбирался.

● Я пробовал отрабатывать возражения клиентов.

● Я разобрался с кучей юридических моментов и законов.

● Я научился настройке Яндекс.Директа.

● Я разобрался во многих вопросах вёрстки.

● Я научился, как нельзя говорить и продавать.

● Я понял, что стартовать можно с самым-самым минимумом, и эта идея помогла мне в 2018 году стартовать Study Kvo с рекламным бюджетом всего в 5 000 ₽.

С тех пор я по-прежнему не знаю, какой у жизни поворот будет дальше. Но одно я точно зарубил на носу — любой опыт в моей жизни пригодится мне в будущем, особенно неудачный. Может быть, завтра, может быть, через 10 лет, но я обязательно скажу сам себе спасибо за то, что однажды вляпался в какую-то авантюру.

В моменте может быть тяжело, но в масштабе жизни это ценный опыт. Меня всегда подбодряет выражение, которые я вспоминаю раз 20 за год: «В конце концов это будет всего лишь историей».

Стало.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я