Сборник устных учений о Дзен и Будо, переданных мастером Кайсеном за двадцать лет. По просьбе своего мастера Тайсэна Дэсимару, а также китайских мастеров Хсу-Тах (Hsu-Tah) и Сюэн-Нонга (Hsueng-Nong), Кайсен начал передавать практику медитации и боевых искусств в Европе. Его задачей было вернуть утраченную суть практики Будо – дзадзен. По аналогии с термином «Буддадхарма» («Учение Будды») Кайсен развил термин «Будодхарма» – «Учение Будо», предельная суть которого заключается в том, чтобы прекратить сражаться и сдаться космическому порядку. Мастер Кайсен родился в 1952 году во Франции. В возрасте 9 лет он начал заниматься самбо и джиу-джитсу. В 1972 году, желая углубить свое понимание боевых искусств, он отправился автостопом в Китай и добрался до небольшого даосского храма в горах провинции Хэнань, где изучал кунг-фу и китайскую медицину. С 1975 года Кайсен преподавал боевые искусства учителям карате, кунг-фу, иайдо и айкидо, одновременно изучая путь дзен под руководством мастера Тайсэна Дэсимару, от которого он и получил монашеское имя Сандо Кайсен. В 1994 году он прекратил практику боевых искусств и целиком сосредоточился на передаче пути дзен. Им и его учениками основано множество дзен-центров во Франции, Польше, Словакии, Чехии и России. Сейчас Мастер Кайсен – настоятель монастыря дзен во Франции, где дает учение монахам, монахиням и мирянам. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будодхарма. Путь Самурая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Термин «будо» означает «боевые искусства, путь самурая». «Бу» — это «остановка, прекращение боя», «до» — «путь», а «дхарма» — «космическая истина, изначальное учение». Поэтому «будодхарма» означает «прекратить сражаться и поддаться космическому порядку».
Эта книга — собрание устных учений на тему дзэн и будо, которые мастер Кайсен давал в течение двадцати лет. По просьбе своего наставника Тайсэна Дэсимару, а также китайских мастеров Сюй Да и Сюэн Нона[1] мастер Кайсен стал этим заниматься, чтобы вернуть в практику будо ее утраченную сущность, неразрывно связанную с дзадзэн[2]. Представленные здесь размышления — не теория, а результат его тридцатилетних занятий дзэн и будо.
На протяжении веков слишком много усилий вкладывалось в сохранение традиции, из-за чего живой первоначальный смысл слов старых мастеров утратился. В «Будодхарме» показана сущность практики будо. В современном стиле, но с сохранением чистого духа передачи учения великих мастеров.
Свой богатый опыт в боевых искусствах мастер Кайсен описал в автобиографии «Монах-воин». Долгое время он практиковал среди дикой природы, тренируясь до полного изнеможения. Он постигал боевые искусства с учителями каратэ, кунг-фу, иайдо и айкидо, изучая разные стратегии боя и законы, руководящие Вселенной. Его друзьями и наставниками были, среди прочих, сэнсэй Кобаяси[3], сэнсэй Юно[4], сэнсэй Мураками[5]. Мастер Кайсен всегда отказывался участвовать в соревнованиях и получать награды. Кроме того, почти двадцать лет он лечил людей методами китайской медицины.
В 1988 году он создал гёбуцу-иги — практику пробуждения через путь воина. Впоследствии мастер Кайсен прекратил занятия боевыми искусствами и полностью посвятил себя передаче практики дзэн своего мастера Тайсэна Дэсимару. Он настоятель монастыря дзэн во Франции, где обучает монахов, монахинь и мирян. С 1990 года он передавал учение в Польше, Словакии и Чехии, а затем в России и на Украине.
Искусство будо — это умение жить и умирать.
Путь будо одинок, жизнь одинока, смерть одинока.
Мой путь ничем от них не отличается.
Чистая вода проникает до глубин земли.
Когда рыба плывет в этой воде,
Она по-настоящему свободна.
Небо широко и прозрачно до конца космоса.
Когда птица летит в этом небе,
Она по-настоящему свободна.
Даже если наши слова верны,
Даже если наши мысли точны,
Это неверно.
Луна на азалиях
После дзадзэн.
О, этот аромат,
Что поднимается над садом.
Адепт боевых искусств должен достичь не-мышления, не-желания, не-надежды, не-хватания, не-отпускания, он должен быть готов подняться, как ветер, быть таким же подвижным, как он.
Нужно, чтобы он был свободным, как воздух, который наполняет небо и землю и может достичь каждого уголка Вселенной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будодхарма. Путь Самурая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Сюй Да (кит. тр. Hsu-Tah) — мастер чань, живший в ХХ веке в Китае, вдали от больших городов. Сюй Да был монахом Шаолиня, но в последние годы жизни практиковал только медитацию. Сюэн Нон (кит. тр. Hsueng-Nong) был учеником Сюй Да и в 1960-х годах переехал во Францию и в центре Парижа открыл зал для практики боевых искусств.
3
Хиракадзу Кобаяси (яп. тр. Kobayashi Hirokazu, 1929–1998) — знаменитый ученик великого мастера Уэсибы, основателя айкидо.
4
Юно (яп. тр. Yuno, XX век) — самурай и великий мастер меча (кэн-дзюцу и иайдо). Был другом мастера дзэн Дэсимару.
6
Эйхей Догэн (яп. тр. Eihei Dōgen, 1200–1253) — японский патриарх дзэн. Основатель школы Сото-сю в Японии.
7
«Дзадзэн син» (яп. тр. zazen shin) — «Игла дзадзэн», двенадцатая книга из «Сёбогэндзо», написана в 1242 году.
8
Сосан (яп. тр. Sōsan, кит. тр. Jianzhi Sengcan, VI–VII века) — третий патриарх чань (дзэн) в Китае.
9
«Синдзинмэй» (яп. тр. Shinjinmei, кит. тр. Xinxin Ming) — «Записи о вере в ум-сердце», считается одним из древнейших текстов школы чань.