Самому себе не лгите. Том 3

Сборник, 2021

Сборник прозы и стихов современных авторов посвящен 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, являя дань уважения непревзойденному таланту классика русской литературы. Мир Достоевского имеет бесценное свойство: чем дальше продвигаешься в знакомстве с ним, тем бóльшие дали открываются перед нашим разумом. И сегодня, спустя два века, произведения великого романиста, мыслителя и публициста по-прежнему влекут и волнуют читателей. Достоевский изображает душевные терзания, сомнения и тайные желания своих героев, по его мнению, у людей есть только два пути совершенствования: один ведет в бездну и бесчеловечность, другой – к вере и любви. Современные писатели во многом развивают те же вечные темы, ведь порывы человеческой души, обретая в каждую эпоху новые черты и приметы, на самом деле остаются почти неизменными…

Оглавление

Игорь Вайсман

Родился в 1954 году. В 1977 году закончил Башкирский государственный университет. Член Российского союза писателей. Пишет прозу, сатиру и публицистику. Публиковался в литературном журнале «Бельские просторы»; еженедельнике «Истоки»; сатирическом журнале «Вилы»; Общественной электронной газете Республики Башкортостан; газете «Экономика и мы» и других изданиях.

Рассказы печатались во многих антологиях современной прозы, изданных в Москве, Уфе и других городах РФ.

Автор книг: «Книговорот» (изд. «Десятая муза», г. Саратов, 2016), «Постиндустриальная баллада» (изд. «Десятая муза», г. Саратов, 2017), публицистического сборника «Может ли Россия стать флагманом всего человечества?» (изд. «Перо», г. Москва, 2017).

Проживает в городе Уфе.

Постиндустриальная баллада

— Здравствуйте, Антон!

Мне понравился ваш аватар — рыцарь на фоне земного шара. Очень необычно. Это что означает: вы — защитник планеты? И от кого ее защищаете? А вообще заметила: у нас много общих интересов.

— Здравствуйте, Эльвира!

Спасибо за предложение дружбы! Смысл моего аватара вы поняли правильно. Воин из меня, правда, никакой, поэтому пытаюсь спасать планету своей публицистикой. Надеюсь, меня услышат и прислушаются. Вы спрашиваете: от кого я хочу защитить Землю? От людей. Больше ей пока никто не угрожает. А интересы у нас и впрямь во многом совпадают. Пишите, чем занимаетесь.

— Здравствуйте, Антон!

Я тоже пытаюсь как-то повлиять на окружающую обстановку. Кормлю во дворе брошенных кошек, двоих приютила. Вчера решила откликнуться на призыв волонтерского центра и целый день очищала с ними набережную от мусора. Устала, но ощущение от совершённого доброго дела — это нечто!

— Здравствуйте, Эльвира!

Думаю, ни у кого рука не поднимется критиковать вас за такую деятельность. Однако сами подумайте: убрали вы мусор с набережной, угробили целый день. А через неделю она опять будет напоминать помойку. Потому, что вы боретесь со следствием социальных изъянов, а не с причиной. Вы как тот Сизиф, что каждый день затаскивал глыбу на гору, после чего она скатывалась, и он начинал все сначала.

— Антон!

По большому счету я с вами согласна. Но как бороться с причиной, не знаю. Может, вы подскажете?

— Эльвира!

Нужно ужесточить законодательство за выброс мусора в неположенном месте и воспитывать население. С детсадовского возраста! И это относится не только к мусору. Однако вся проблема в том, что нашему государству, похоже, это не надо. Вот я пишу свои статьи, надеюсь, что кого-то они вразумят. Да никого они не вразумят! На один положительный отзыв я получаю три таких, где, кроме придирок и подковырок, ничего больше нет. Людей судьба собственной планеты, да, выходит, и своих же родных потомков, совершенно не трогает. Гораздо важнее поприкалываться над непонравившимся автором. Я хотя и сравнил волонтеров и вас вместе с ними с Сизифом, но сам ничем не лучше. Похоже, все мои труды напрасны.

— Антон!

Печально все, конечно. И самое обидное, что хочешь улучшить жизнь, да не в твоих это силах. И что еще ужаснее — никому это не надо! Ну, да ладно, сколько можно о грустном. Как вы живете вообще? У вас на странице почему-то о себе совсем ничего не сказано, даже день рождения не отмечен.

— Эльвира!

Ничего о себе не сказано, видно, от того, что нечего сказать. Живу один, родителей похоронил. Родной брат живет в другом городе, далеко. Работаю в одном ООО, на «дядю». Так, чтобы штаны поддержать. Без оформления, без соцпакета, без пенсионных отчислений и без перспективы. Такие у нас работодатели! Некоторые называют подобных мне лохами, но меня мое материальное благополучие мало волнует, когда весь мир катится в пропасть. А как вы поживаете? Напишите о себе.

— Антон!

Я живу с сыном. Он ходит в четвертый класс. В браке прожила два года, на большее терпения не хватило. Есть еще мама, но у нас нет взаимопонимания. Она живет в другой квартире. Работой похвастаться тоже не могу, занимаюсь репетиторством. Да, вы смотрели вчера по «Культуре» передачу о глобальном потеплении? Признаться, она нагнала на меня жути.

— Эльвира!

Веселого в нашей жизни, конечно, мало. А вот передачу я не видел — у меня телевизор уже месяц, как сломался. И знаете, я этого даже не почувствовал — что он есть, что нет. Хотя к каналу «Культура» это не относится. Но времени на телевизор не остается. Я пишу параллельно две книги, да еще статьи. Как приду домой, от компьютера почти не отхожу.

— Антон!

У меня со временем тоже нелады. И вроде репетиторством своим не очень загружена. Но то в школе у сына какие-то вопросы нужно решать… Они там стараются побольше проблем спихнуть на родителей. Одних денег не напасешься — сегодня ремонт, завтра культпоход… А то мама заболеет. Приходится ездить в другую часть города. Да и домашних хлопот сколько… Начала читать «Игру в бисер» Гессе, давно хотелось, так иногда неделю до книги не могу добраться. Вот вы говорили о Сизифе. Я стала задумываться об этом. И мне кажется, этот миф про всех нас. Вся наша жизнь, все наши бесконечные хлопоты напоминают бег белки в колесе, это — полная бессмыслица, за которой ничего нет.

— Эльвира!

Я как-то прочитал книгу Павла Таранова «Острая философия». Он в ней собрал высказывания мудрецов всех времен. И общая мысль такова: жизнь — полный абсурд. Тем не менее, сам господин Таранов живет себе и книги пописывает! А я решил взять за главный жизненный принцип позицию той лягушки из притчи про двух лягушек, угодивших в кувшин с молоком, что билась до конца и в результате выбралась на свободу, взбив молоко в масло. Хотя, по большому счету, смысл жизни ясен и понятен, но никому до него нет дела — вот, что страшно.

— Антон!

А что вам известно о смысле жизни? В той литературе, что я читала, говорится, что его либо совсем нет, либо он недоступен для понимания.

— Эльвира!

Я убежден, что кто-то специально напускает туман. Смысл жизни нам дан изначально. Он прост и понятен, как десять заповедей. И говорится об этом в Книге Бытия. Но мне больше нравится образное изображение смысла жизни в повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Пропасть — это смерть, всеобщая погибель, глобальная катастрофа. Дети, играющие во ржи, — это все прекрасное, что есть на Земле, все живые существа и все люди, живущие по совести. А мальчик, главный герой повести, — это мы, люди осознающие, что если не защищать детей от падения в пропасть, то этого за нас никто не сделает.

— Антон!

Здорово вы интерпретировали Сэлинджера! Я эту книгу два раза читала, а смысла жизни не разглядела. Но то, что этому смыслу следуют лишь единицы, а подавляющее большинство живет для удовлетворения запросов тела, это тоже верно. Меня, знаете, что больше всего поражает? Постоянно только и слышишь: это время пройдет и все будет распрекрасно. Верьте и надейтесь! Но как мир может измениться сам по себе, без малейших усилий с нашей стороны?

— Эльвира!

Вы абсолютно правы. Это какое-то массовое сумасшествие: одни разговоры о непременном улучшении жизни, но чтобы для этого палец о палец ударить — не дождетесь! Я в своей публицистике постоянно напоминаю, что мы называемся «человек разумный», что это нас ко многому обязывает, привожу цитаты классиков, а толку!..

— Антон!

А вам известно, кто дал такое название человеку?

— Эльвира!

Название дал Карл Линней, когда составлял свою систему животного мира. Увы, оно неправильно. Видно, от того, что ученый общался только с себе подобными и плохо представлял основную массу человечества. И вообще: никакие мы не разумные. Нами движут желания и страсти, а разум у них в услужении.

— Антон!

А все-таки хорошо, что мы познакомились! Я решила дать вам свой телефон. Звоните, если что.

— Эльвира!

Спасибо! Мой телефон пусть тоже у вас будет.

В подъезд обычной девятиэтажки времен «развитого социализма» вошли мужчина средних лет и женщина не первой молодости. Под стать дому, они тоже выглядели вполне обычно: худые, скромно одетые, озабоченные, задумчивые, со стандартными пакетами в руках. У лифта они остановились.

— Вам на какой? — поинтересовался мужчина.

— Девятый, — ответила женщина, достав из сумочки сотовый телефон.

— И мне девятый.

— Алло! Антон?

Тут мужчине также пришлось достать телефон, так как раздался звонок.

— Да, — ответил он.

— Это Эльвира. Ваша подруга по «Фейсбуку». Я сегодня нашла интересную информацию. Сейчас зайду домой и передам.

— Эльвира! Ничего не пойму, — проговорил мужчина, оторвав телефон от уха, и уставился на женщину широко открытыми глазами. — Так это вы Эльвира?!

— Я.

— А я — Антон.

— Господи! Вот так сюрприз! А к кому вы едете?

— К себе.

— Так вы что, здесь живете?!

— Ну да.

— Вот здорово! Я тоже!

— В какой квартире?

— В сорок третьей.

— А я в сорок шестой, в противоположном крыле.

— Как же это мы не замечали друг друга?..

— Да, я замечал, но не думал, что это вы…

— И я тоже…

На площадке девятого этажа, облокотившись о стену, стояла пьяная женщина и, изрядно фальшивя, сиплым голосом напевала: «Вот и встретились два одиночества…»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я