Практики для улучшения образного мышления

Самат Галиев

Можно мечтать, а можно делать. А ещё можно эффективно мечтать, чтобы эффективно делать.Книга для тех, кто желает улучшить свое воображение и использовать его в практических делах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики для улучшения образного мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Представление (С — картина)

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь». (Л. Дербенев).

С — картина (своя картина, само — картина) — это представление само по себе в данный момент времени.

Мы здесь ничего не говорим о конкретном содержании представления. Для нас важно, как мы ощущаем это представление, которое происходит в данную секунду. В этом представлении есть и ощущение собственного «я», и анализ предмета, которым мы заняты в данный момент, и оценка успешности текущего процесса. Данный перечень неполный из-за многообразия ощущения представления себя в данную единицу времени.

Насколько эта картина отчетлива, настолько отчетлив и остальной мир. И это случается совсем не потому, что картина фильтрует и игнорирует лишнюю информацию, а потому, что она активизирует природные склонности, мышление и воображение. То есть, процесс направлен на поиск нового, а не игнорирование действительно лишней информации. Сама с — картина формируется двумя процессами.

Первые процессы — физиологические: активность нервной системы, дыхание, кровяное давление, тонус мышц и другие.

При оптимуме основных физиологических процессов большую роль играет активность нервной системы, а именно: сила, скорость, устойчивость процессов возбуждения — торможения. Возбуждение и торможение — это две стороны одного процесса. Устойчивость — насколько долго мы можем сохранять с — картину на активном уровне (в контексте нашей темы — это внимание). Сила — действенность, эффективность картины, её отчетливость. Скорость — снижение или ускорение изменений в представлении.

Вторые процессы — психологические: наши ощущения, восприятия, оценки происходящего в данный момент времени.

Нервно — физиологические и психологические процессы обычно идут параллельно друг другу.

Но иногда нервно — физиологические процессы превалируют над психологическими ощущениями и восприятиями. В этом случае, организм находится в стадии перевозбуждения; ощущения и восприятия запаздывают, предмет не получает должного материального оформления, — это приводит к разбалансированию творческого процесса. К примеру, если очень быстро читать, то ничего не запоминается.

В другом случае, превалируют ощущения — восприятия над нервно — физиологическими процессами. Ощущения и восприятия настолько чересчур информативны, что теряется нить в направлении, последовательности понимании материала. Ощущения воспринимаются сверх необходимого их понимания, — приходится ждать осмысления.

Даже если эти процессы и идут параллельно, то амплитуда их выраженности так же может быть разная. То есть, высокая активность нервной системы — широкая воспринимаемость окружающего мира, или низкий уровень активности НС — слабая воспринимаемость сигнала.

Содержание с — картины представлено обобщенным образом, в который включено множество ситуаций, часто не вполне осознаваемых. Эти ситуации сразу не проигрываются мгновенно, но находятся в такой диспозиции, что предполагают некоторую напряженность, потенциальную энергию, — поддерживают с — картину, наше внимание в состояние активности. Превращение обобщенного образа в конкретную форму означает проигрывание одной из множества ситуаций. В этом случае, нервно — психическая напряженность снижается, а ощущения — восприятия обостряются и находят свое выражение в предмете деятельности.

Таким образом, желательно с — картину поддерживать в оптимальной форме во время работы. Это достигается готовностью воспринимать и ощущать мир и осознанием своих нервных процессов.

Осознание своих нервных процессов — это, по сути, осознание своего интереса, внимания. Ведь именно в интересе выражаются особенности нервно — психических процессов, а именно: сила, попеременное усиление и ослабление, и, соответственно, устойчивость внимания.

***

Упражнения на непосредственно тканевую физиологическую основу нервной системы недоступны и невозможны. Поэтому мы включаем опосредованные методы.

Свойства нервной системы (скорость, сила и устойчивость) проявляются в определенном темпе движений тела, его частей, глаз, а также скорости произнесения речи, ритме дыхания. Эти проявления называют темпо — ритмами.

«Нельзя правильно чувствовать при неправильном, несоответствующем темпо — ритме. Нельзя найти правильный темпо — ритм, не пережив одновременно соответствующего ему чувствования» (К. Станиславский).

Природой для нашего организма заложен определенный ритм, — и его нарушать нежелательно. Неверно также понимать, что лучше высокий ритм, высокая скорость выполнения движений. Это приводит к ускорению обмена веществ, что не совсем правильно.

Все предложенные упражнения желательно делать с отсутствием бета — ритмов, то есть с отсутствием внутреннего проговаривания слов.

Все предложенные упражнения желательно делать при расслабленных мышцах, особенно плечевого пояса, — для большего ощущения уверенности.

Оценка ощущения уверенности, или успешности говорит о выборе оптимального темпо — ритма в данный момент времени.

Упражнение №20. «Темпо — ритм движения».

Выполняйте какие — либо действия в обычном темпе…, затем ускоренно…, затем замедленно…

Ощутите свой темп по ощущениям уверенности, успешности, сбалансированности.

Упражнение №21. «Темпо — ритм произнесения речи».

Говорите в обычном темпе…, затем ускоренно…, затем замедленно…

Ощутите свой темп по ощущениям уверенности, успешности, сбалансированности.

Выберите для себя понравившийся темп.

Упражнение №22. «Темпо — ритм чтения».

Читайте в обычном темпе…, затем ускоренно…, затем замедленно…

Ощутите свой темп по ощущениям уверенности, успешности, сбалансированности.

В каком темпе Вы лучше усваиваете материал?

Упражнение №23. «Темпо — ритм дыхания».

Учитывайте, что дыхание в разное время суток различно.

И всё же найдите приятный ритм дыхания, который приносит Вам удовольствие.

«Каждый вдох должен быть немного зевком, а каждый выдох — чуть — чуть чиханием. Дыхательное удовольствие — вот главный момент, который надо уловить. Дыша и вслушиваясь в ощущения от своего дыхания, старайтесь уловить и усилить удовольствие от свободного и плавного движения грудной клетки, от наполнения легких воздухом. За этот миг и надо зацепиться и сделать его системой» (В. Леви).

Упражнение №24. «Темпо — ритм движения глаз».

Медленные движения глаз не означают, что Вы получаете меньше информации. Вы можете охватывать больше информации и при неподвижном взоре. Выберите тот темп движения глаз, при котором зрительное поле наиболее информативно.

Повтор упражнения №5. «Согласование движения и дыхания».

Согласуйте дыхание с движениями мышц. Желательно это упражнение делать лёжа, но не обязательно.

На протяжении всего вдоха вытягивайте руку, на выдохе — останавливайтесь. Делайте это от пяти до пятнадцати раз. Вы заметите, как Ваше дыхание становится более глубоким, а рука — более расслабленной. Сделайте то же самое с другой рукой. Подключите одну ногу, затем — другую. Осторожно, без напряжения проведите вытягивание головы в области шеи. Ваше дыхание, мышцы и внутренние органы работают в унисон. Так Вы можете отдохнуть то время, которое считаете нужным. Если это упражнение Вы делали в положении лёжа, то подъём производите через переворачивание на бок.

Упражнение №25. «Темпо — ритм в музыке».

Упражнение очень простое.

Слушайте любимую музыку и мысленно соглашайтесь с её ритмом. Этим самым мы настраиваем себя на определенный природный внутренний ритм, который нам очень нравится.

______

И вообще, желательно иногда отслеживать свои нервные процессы, их составляющие (скорость, силу, устойчивость), даже когда Вы вечером едете в автобусе. Это позволяет предохранять себя от излишней изменчивости настроения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики для улучшения образного мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я