Практики для улучшения образного мышления

Самат Галиев

Можно мечтать, а можно делать. А ещё можно эффективно мечтать, чтобы эффективно делать.Книга для тех, кто желает улучшить свое воображение и использовать его в практических делах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики для улучшения образного мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Процесс снятия понятий

Процесс творчества — это процесс создания нового.

Всё, что не новое, имеет очертания понятийной определенности. То есть, этим вещам дают названия: имена, понятия, определения.

Понятие — это совокупность знаков образа. Оно не обязательно отражает предмет, как в зеркале, но при помощи знаков мы прикрепляем его к определенной сфере бытия.

Парадокс в том, что «знаковое мышление» способно только повторять изобретенное и придуманное ранее, но не способно создать новое. Этот уровень недостаточен для творческого мышления. Поэтому знаковые системы — понятия — образуют категории науки, но совсем не мышления, создания нового.

Для создания нового необходимо отрицание, игнорирование, отвлечение от некоторых знаков образа. Это действие называется процессом снятия понятий. При этом образ становится более аморфным, более неопределенным. Так возникает определенная форма, а точнее, определенная бесформенность всей ситуации, предмета, — единый аморфный образ.

В этом аморфном образе есть неопределенные (поскольку мы сняли понятия) характеристики, такие как:

1. Содержимое — когда неизвестны функции действующего предмета.

2. Содержание — когда неизвестен предмет действующей функции.

Решение достигается их интеграцией, смешением функций и предметов, иначе:

1. Материализацией функций, даже через несуществующие, выдуманные предметы,

2. Корректировкой предмета, при которой он может иметь нереальные для него функции.

При этом образ в контексте функций и предмета обретает множественность, существует в нескольких вариантах одновременно, может задавать несколько направления развития, изменения.

Эта множественность может быть больше предметного, чем функционального вида, или наоборот.

Затем идет обратный процесс. Несуществующие предметы материализуются по мере возможности; несуществующим функциям находят обладающие ими предметы. Так снимается множественность образа, возвращение знаков и символов, восстановление, если это необходимо, понятийных составляющих представления.

***

Упражнение №9. «Снятие понятий».

Пример: зеркало.

А. Находим новые функции для зеркала.

Б. Находим предметы с функцией отражения.

В. Объединяем оба пункта и ищем всевозможные связи между ними. То есть, в предметах с функцией отражения ищем новые функции предмета зеркала.

Допустим, новая функция предмета зеркала — прикреплять к нему листочки со всевозможными пожеланиями, как то: «Какая ты прекрасная!».

Находим новые предметы с функцией отражения. Пусть это будет гладь воды, смартфон.

Объединяем новые предметы и новые функции.

Получаем варианты:

1. Смотрим в фонтан и бросаем в него монеты, завернутые в листочки, на которых написано пожелание на будущее.

2. Создаём приложение в смартфоне, где, в режиме просмотра себя камерой, всплывают и растворяются пожелания в свой адрес.

Проделайте подобное упражнение с карандашом.

Найдите новые варианты для новых предметов с новыми функциями.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Если Вам кажется, что всё это сложно, — то просто начните.

Проделайте подобное упражнение с предметом, инструментом Вашей деятельности.

Найдите новые варианты для новых предметов с новыми функциями.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики для улучшения образного мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я