Различия между убеждениями предшественников и убеждениями мурджиитов в вопросах веры (Имана)

Салих ибн Мухаммад ас-Сувеййих

Если человек схватится за то, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он будет из числа следующих по прямому пути. А если человек отклонится от этого пути вправо или влево, то он будет из числа сторонников очевидного заблуждения.

Оглавление

Раздел 2. Появление, развитие и суть мурджиизма

Мурджиитские убеждения появились в конце эпохи сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия: «Затем в конце эпохи сподвижников появились кадариты („отрицающие предопределение“). Это произошло при жизни Ибн ′Умара, Ибн ′Аббаса, Джабира и некоторых других сподвижников. И примерно в это же время появились мурджииты»20.

Они появились вслед за первым разногласием, возникшим в общине. Тогда появились разногласия относительно благих деяний: входят ли они в понятие веры (имана), и каково положение людей, совершающих тяжкие грехи.

В самом начале появилась группа знатоков фикха из Куфы, которая вывела благие деяния за рамки веры (имана). Одним из первых, кто высказал идеи «ирджа» и распространял их, был Хаммад ибн Абу Сулейман. За ним последовала группа ученых из Куфы, которые сказали: «Деяния не относятся к сущности веры (имана)». Таким образом, они стали противоречить праведным предшественникам в этом вопросе21.

Хаммада ибн Абу Сулеймана и его последователей называли «мурджиа аль-фукаха» («мурджииты из числа знатоков фикха»). Они считали, что деяния выходят за рамки веры (имана), хотя и признавали, что человек получает награду за благое деяние и бывает наказан за скверные поступки. По их мнению, праведные деяния — это плоды веры (имана). Они считали, что человек получает награду за благие деяния и бывает наказан за совершение дурных поступков. Также они считали, что человек обязан выполнять обязательные религиозные предписания и оставлять запретное, но при этом они говорили, что все это не входит в рамки веры (имана), а является плодами веры. То есть, если человек оставит все деяния, это не вредит вере (иману). Так они разделяли между благими деяниями (а′маль), убеждениями (и′тикад) и словом (кауль)22. Они считали, что вера (иман) не будет действительной без убеждений сердца и подтверждения языком. Но они противоречили праведным предшественникам в том, что вывели деяния за рамки веры (имана). Они считали, что вера (иман) — это утверждение языком и подтверждение правдивости сердцем. Также они считали, что вера (иман) не увеличивается и не уменьшается, и что вера (иман) — это единое целое, которое не делится на части, и все люди одинаковы в своей вере, а разница между ними лишь в страхе перед Аллахом, в богобоязненности и противоречии желаниям души. Но все это, по их мнению, не входит в рамки веры (имана), а является лишь ее плодами23.

Сказал аль-Фудейль ибн ′Ияд: «Поистине, мурджииты говорят: „Вера (иман) — это слова без дел“»24.

Сказал Уаки′: «Мурджииты — это те, которые говорят: „Признание (сердцем и языком) избавляет от необходимости в делах“. Погиб тот, кто сказал такое!»25.

Сказал Ибн Батта: «Мурджииты считают, что молитва и закят не относятся к вере (иману). Всемогущий и Великий Аллах назвал их лжецами и разъяснил обратное тому, что они говорят. Да помилует вас Аллах! Знайте, что Аллах не восхвалил верующих и не описывал те вечные наслаждения, которые Он приготовил им, и спасение от мучительного наказания, и не сообщил о том, что Он доволен ими, кроме как упомянув вместе с этим благие деяния и устремления. И Он связал слова с деяниями, а намерения — с искренностью, и поэтому «иман» («вера») содержит в себе три смысла, которые неотделимы друг от друга, и одни из них не принесут пользы без наличия других:

1. слово, произносимое языком,

2. деяния, совершаемые органами,

3. познание сердца.

И это отличается от мнения заблудших мурджиитов, чьи сердца отклонились и над чьими разумами поиздевался шайтан. Все это упомянул Аллах в Своей Книге, а также посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в своей сунне»26.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия: «Хаммад ибн Абу Сулейман и его последователи отвергли, что вера (иман) людей бывает различной, и что деяния входят в веру, и что дозволена оговорка (истисна) в вере27. Их называют «мурджиа аль-фукаха» («мурджииты из числа знатоков фикха»).

Что же касается Ибрахима ан-Наха′и (имам жителей Куфы и учитель Хаммада ибн Абу Сулеймана) и ему подобных, и тех, кто был до них из учеников Ибн Мас′уда, таких как ′Алькама и аль-Асуад, то они относились к числу тех, кто суровее всех боролся с мурджиитами. Однако Хаммад ибн Абу Сулейман противоречил этим своим предшественникам, а затем за ними последовали те, кто последовал, и вошли в это (заблуждение) группы людей, живущих в Куфе, и те, кто пришел после них. Праведные предшественники и имамы строго опровергали этих людей, обвиняли их в нововведении и жестко отзывались о них, но я не знаю, чтобы кто-то из них назвал их неверующими. Напротив, они были единогласны в том, что эти люди не стали неверующими из-за этого (своего заблуждения)»28.

Затем появились джахмиты — последователи Джахма ибн Сафуана. Они считали, что «иман» («вера») — это всего лишь познание. То есть они считали, что если человек знает о существовании Аллаха (и признает Его), то он претворил веру, даже если он больше не имеет никаких других убеждений в сердце29, и даже если он не совершает вообще никаких благих деяний, и даже если он не произнес свидетельство ислама своим языком. Они также считали, что при наличии веры (имана) грехи никак не вредят человеку. Эти джахмиты являются неверными по единогласному мнению обладателей знания30.

Сказал аль-Фудейль ибн ′Ияд: «Джахмиты говорят, что вера (иман) — это просто познание без слов и без дел, а приверженцы сунны (ахлю ссунна) говорят, что вера (иман) — это познание, слово и дело»31.

Сказал Уаки′: «Тот, кто сказал: „Намерения (сердца) избавляют от необходимости в делах“, является неверующим. И это мнение Джахма (ибн Сафуана)»32.

Затем появилось «ирджа» сторонников «калама»33: каррамитов, куллябитов, аш′аритов и матуридитов. Их понимание веры (имана) очень похоже на понимание джахмитов, и это понимание предельно противоречит тому, чего придерживались праведные предшественники, о чем еще будет сказано далее34.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия: «В конце эпохи сподвижников появились кадариты и мурджииты, а затем, после смерти старших таби′инов, появились джахмиты»35.

Также он сказал: «В конце эпохи сподвижников появились кадариты. Тогда еще были живы Ибн ′Умар, Ибн ′Аббас, Джабир и другие сподвижники. Примерно в это же время появились мурджииты. Что же касается джахмитов, то они появились в эпоху таби′инов после смерти ′Умара ибн ′Абд уль-′Азиза»36.

Также он сказал: «Затем в конце эпохи сподвижников появились кадариты. Оставшиеся в живых сподвижники критиковали их. Среди них, например, Ибн ′Умар, Ибн ′Аббас, Уасиля ибн уль-Аска′ и другие. Также в это время появилось нововведение мурджиитов в вопросах веры (имана). От сподвижников передаются достоверные сообщения, опровергающие их убеждения. И достоверно передано, что сподвижники говорили о том, что вера (иман) увеличивается и уменьшается»37.

Также он сказал: «Затем в конце эпохи сподвижников, во времена правления Ибн уз-Зубейра и ′Абд уль-Малика появилось два религиозных новшества: мурджииты и кадариты»38.

В книге «ас-Сунна»39 ′Абдуллаха, сына имама Ахмада, передано, что Катада сказал: «„Ирджа“ появилось после смуты, устроенной группой Ибн уль-Аш′аса».

Смута Ибн уль-Аш′аса имела место в конце эпохи сподвижников после того, как подавляющее большинство старших сподвижников скончались.

Ибн уль-Аш′ас сражался против аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа, которого ′Абд уль-Малик ибн Маруан назначил управлять Ираком. Это случилось в 81—83 гг. х. Тогда уже скончалось подавляющее большинство старших сподвижников и множество таби′инов, и остались лишь младшие сподвижники и последователи таби′инов.

Именно тогда появились и стали развиваться мурджииты. И эта группа не перестает распространять свои новшества и призывать к ним. В последнее время мурджииты стали высказывать свои идеи, относя их к праведным предшественникам.

Среди их хитростей то, что они сами опровергают мурджиитов, предостерегают от них и отрекаются от их убеждений. Но вместе с этим они относят свои мурджиитские убеждения к праведным предшественникам. К тому же они взяли целую группу вопросов, в которых были единогласны праведные предшественники, и сказали, что в них было разногласие между ними, и поэтому нельзя обвинять за эти мнения в новшествах и запрещено критиковать их.

Например, можно взять вопрос о неверии того, кто оставил все физические деяния40, или же вопрос о том, что физические деяния (деяния органов) — это столп веры (имана). Они заявили, что относительно неверия того, кто оставил все физические деяния (деяния органов), было разногласие между предшественниками. А некоторые из них даже говорят, что праведные предшественники были единогласны в том, что такой не становится неверным. Также некоторые из них говорят, что деяния относятся к вере (иману), но затем говорят, что деяния — это просто условие полноценности веры41. Некоторые из них призывают к единобожию (таухиду) и предостерегают от многобожия (ширка), а затем начинают оправдывать тех, кто поклоняется могилам. Некоторые из них даже заявляют, что предшественники были единогласны в том, что поклоняющиеся могилам оправданы невежеством, даже если они поняли доводы и до них дошла истина, пока мы не избавим их от сомнений, мешающих им принять истину, хотя эти люди упорствуют, упрямствуют и довольствуются неверием. Затем, опираясь на это, они стали называть тех, кто противоречит им и их мнению, которое является новшеством, хоть они и отнесли его к предшественникам, возводя на них ложь и клевету, — они стали называть тех, кто противоречит им, «такфиристами» и «хариджитами». Они называют этими терминами тех, кто сам отрекся от убеждений и пути хариджитов.

Эти мурджииты, относящие себя к праведным предшественникам, исповедуют самое отвратительное, скверное и опасное из всех видов «ирджа», что станет понятно читателю далее.

Именно так появились и развивались мурджииты. Мы просим Аллаха, чтобы Он уничтожил Своих врагов, унизил их, и помог Своей религии, и возвысил Свое Слово.

Примечания

20

См. «Маджму′ аль-фатауа», 20/301.

21

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/169.

22

То есть свидетельством «ля иляха илля Ллах».

23

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/394, 7/218, 7/261.

24

См. «ас-Сунна», 1/305, ′Абдуллаха ибн Ахмада.

25

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/307.

26

См. «аль-Ибана аль-кубра», 2/779.

27

Суть этого будет разъяснена подробно в соответствующей главе.

28

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/507.

29

То есть не боится Аллаха, не уповает на Него, не надеется на Него и т. д.

30

См. «ас-Сарим аль-маслюль», 3/974; «Маджму′ аль-фатауа», 16/242.

31

См. «ас-Сунна», 1/305, ′Абдуллаха ибн Ахмада.

32

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/307.

33

Калам — это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны. При этом они обосновывают свой подход тем, что логические аргументы не вызывают сомнений, тогда как священные тексты носят гипотетический характер. Или же они заявляют, что доказательства из священных текстов не приемлемы в дискуссиях с противниками ислама, что побуждает их прибегать к логической аргументации. Однако такой подход противоречит тому пути, которым шли сподвижники, поскольку они отдавали предпочтение священным текстам Корана и Сунны над любыми логическими доводами и мнениями людей. И поскольку методы последователей калама не нашли своего отражения в методологии сподвижников, они считают, что те не в совершенстве изучили основные положения религии, поскольку были заняты войнами на пути Аллаха и прикладывали усилия для того, чтобы защитить религию. Последователи калама полагают, что их путь является более грамотным и более совершенным, чем путь сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тем самым они умаляют достоинства сподвижников, называют их познания в области основ религии несовершенными, а их усилия на этом пути — неполноценными. Подобное отношение к ним несовместимо с позицией людей, являющихся приверженцами Сунны, которые убеждены в том, что путь сподвижников — самый правильный, самый грамотный и самый совершенный. Люди, являющиеся приверженцами Сунны и объединяющиеся вокруг нее, также считают, что воззрения сподвижников были правильными и истинными, тогда как все, что противоречит им, является заблуждением. Из всего сказанного становится ясно, что притязания сторонников калама и прочих еретиков на принадлежность к Сунне являются несправедливыми и порочными.

34

См. «Маджму′ аль-фатауа», 7/258—259, 7/120—189; «ас-Сунна» аль-Халляля; «аль-Иман», стр. 31—32, Абу ′Убейда.

35

См. «Баян тальбис аль-джахмия», 2/470—471.

36

См. «Маджму′ аль-фатауа», 20/301—302.

37

См. «ан-Нубуват», 2/577.

38

См. «Минхадж ус-сунна», 6/231.

39

1/319, №644.

40

Речь идет о человеке, который верит сердцем и произнес «ля иляха илля Ллах», но при этом не совершает ничего из обязательных деяний ислама. Про такого говорят, что он «оставил деяния органов (или: физические деяния)».

41

То есть, если человек оставил все деяния, он не лишается веры, а просто его вера становится неполноценной.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я