Различия между убеждениями предшественников и убеждениями мурджиитов в вопросах веры (Имана)

Салих ибн Мухаммад ас-Сувеййих

Если человек схватится за то, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он будет из числа следующих по прямому пути. А если человек отклонится от этого пути вправо или влево, то он будет из числа сторонников очевидного заблуждения.

Оглавление

Вступление автора

С именем Аллаха, Милостивого,

Являющего милость!

Аллах оказал милость всему человечеству, отправив к ним Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве наставника, доброго вестника и предостерегающего увещевателя. Аллах сделал его освещающим светочем, и рассеял посредством него мрак, и наставил посредством него людей после заблуждения. Посредством него Аллах вывел тех Своих рабов, кого пожелал, из заблуждения к прямому пути, из мрака к свету, из слепоты к знанию, из тесноты к простору. Послав его, Аллах довел довод до Своих творений и разъяснил для них прямой путь.

Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Поистине, Мы послали тебя свидетелем, добрым вестником и (предостерегающим) увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и подобным освещающему светочу!»1.

Также Всевышний Аллах сказал: «И так Мы внушили тебе, (о Мухаммад), (Коран) духом от Нашего веления. (И) ты (до этого) не знал, что такое Книга [прежние книги, которые ниспослал Аллах] и вера. Но Мы сделали его [Коран] светом, которым Мы ведем (истинным путем), кого пожелаем из (числа) Наших рабов, и, поистине, ты, указываешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому принадлежит (все) то, что в небесах, и (все) то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются все дела»2.

Его путь является самым совершенным путем, а его шариат — самым полноценным шариатом. Его методология (манхадж) — это образец умеренности.

Всевышний Аллах сказал: «И также Мы сделали вас, (о верующие), общиной срединной [самой справедливой и самой лучшей]»3.

Если человек схватится за то, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он будет из числа следующих по прямому пути. А если человек отклонится от этого пути вправо или влево, то он будет из числа сторонников очевидного заблуждения.

Всевышний Аллах сказал: «И если будете повиноваться ему [пророку], то будете на истинном пути»4.

Тот, кто не подчинится пророку, да благословит его Аллах и приветствует, окажется из числа заблудших.

Всевышний Аллах сказал: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, и они пребудут в них [в райских садах] вечно. И это — великий успех! А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его границы, того Он введет в огонь (Ада) на вечное пребывание в нем, и для него — унижающее наказание»5.

Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: « (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?». Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется»6.

Мусульмане были испытаны двумя великими смутами:

Во-первых, смутой хариджитов.

Во-вторых, смутой мурджиитов.

По причине двух этих смут исламская община очень сильно пострадала. Из-за их последствий были разрушены правильные убеждения, и произошел раскол в единой общине, после чего неверующие обрели власть над мусульманами.

Обычай Аллаха таков, что если призывающий к новшеству поднимается для призыва, то непременно (некоторые люди) начинают усердствовать против него, объявлять его убеждения недействительными и опровергать их. Этим занимались набожные ученые из числа предшественников и продолжают заниматься те, кто последовал за ними наилучшим образом, вплоть до Судного Дня. Они опровергают новшества посредством текстов Корана и Сунны, а также преданий предшественников. И это является подтверждением слов Всевышнего Аллаха: «Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование»7.

Ученые усердствовали против этих двух групп: хариджитов и мурджиитов. Они писали книги, содержащие предостережения от них, и разъясняли их заблуждения так, что у сторонника религиозных новшеств и приверженца страстей больше не оставалось оправдания.

Я просмотрел многое из того, что было написано современными учеными в качестве опровержения этим двум группам, и обнаружил, что существует много трудов против учения хариджитов. Однако что касается мурджиитов, то на эту тему написано мало книг.

Я также обнаружил, что учение мурджиитов несут сильную опасность даже для обладателей знания, не говоря уже о простых людях, ибо много проповедников призывают к этому учению, а люди остаются в неведении относительно его сущности и не отдаляются от тех, кто призывает к мурджиизму. Также опасность заключается в том, что появилось подрастающее поколение, которое приняло убеждения мурджиитов и стало выводить их в свет в таком облике, который кажется милостью, но внутри является наказанием. Эти люди приняли убеждения мурджиитов и стали выводить их в свет в современном виде, чтобы от имени праведных предшественников испортить среди мусульман убеждения праведных предшественников. Заблуждения мурджиитов проникли в целые группы людей, среди которых есть и обладатели знания, и простые люди, и многие люди обольстились их призывом. Именно поэтому я решил, что непременно нужно написать книгу на эту тему, чтобы предостеречь людей и разъяснить суть этого учения.

Я заметил, что большинство людей подверглись влиянию мурджиитов из-за своего невежества о методах их обмана и из-за того, что обольстились тем, что эти люди относят себя к саляфитам. Люди также обольстились тем, как мурджииты занимают позицию против хариджитов и сторонников смут и показывают свою ревность в отношении правильных убеждения и единобожия.

Именно так увеличилось бедствие и стало тягостным несчастье. Ученые, обладатели и искатели знания несут огромную ответственность в деле опровержения их сомнительных доводов, и в тушении огня их смуты, и в умерщвлении новшеств, внесенных ими. Необходимо опровергать их, разъяснять их заблуждения и отклонение от сунны, единой общины и пути праведных предшественников. С их новшествами необходимо бороться путем разъяснения убеждений праведных предшественников в вопросах веры (имана) и путем разъяснения различий между убеждениями праведных предшественников и убеждениями мурджиитов. Посредством этого станет ясным путь для того, кто ищет истину, если раньше по причине их обмана в его глазах запутались истина и ложь, и если раньше он обольстился тем, что они показывают людям свою ревность к убеждениям предшественников. Посредством этого будет покончено со сторонниками лжи, и будет доведен довод до тех, кто отвернулся.

Именно поэтому я написал это послание и назвал его «аль-Фурук бейна ′акыдат ис-саляф уа ′акыдат иль-мурджиа филь иман» («Различия между убеждениями предшественников и убеждениями мурджиитов в вопросах веры»).

Это послание написано в следующем порядке:

1. Ознакомление с темой послания:

а. Ознакомление с термином «саляфы» («предшественники»);

б. Ознакомление с термином «мурджииты».

2. Появление, развитие и суть мурджиизма.

3. Опасность мурджиизма и его дурное влияние на индивидов и на общество.

4. Различия между убеждениями праведных предшественников и убеждениями мурджиитов в вопросах веры (имана):

а. Вера (иман) у праведных предшественников состоит из убеждений сердца (слово сердца и деяния сердца), произнесения языком (слово языка и деяния языка) и деяний органов тела, и этим они отличаются от мурджиитов.

б. Вера (иман) у праведных предшественников увеличивается и уменьшается, и вера верующих бывает разной. Среди людей есть благочестивые люди, которые остерегаются наказания Аллаха. Среди них есть также грешники и нечестивцы. Среди них есть и такие, у кого вера (иман) лишь размером в мельчайшую частицу или даже еще меньше. Среди них есть и такие, у кого не осталось от веры ничего, то есть вероотступники. И этим убеждения праведных предшественников отличаются от убеждений мурджиитов.

в. Праведные предшественники считают, что дозволена оговорка (истисна) в вере8, так как они считают, что вера (иман) — это слово, дело и убеждение. Когда они делают оговорку (истисна), то подразумевают деяния, а не саму основу веры. И этим убеждения праведных предшественников отличаются от убеждений мурджиитов.

г. Праведные предшественники утверждают тесную связь между внешним и внутренним состоянием человека. И этим убеждения праведных предшественников отличаются от убеждений мурджиитов.

д. Праведные предшественники утверждают, что неверие (куфр) может проявляться как в убеждениях, так и в словах и поступках. И этим убеждения праведных предшественников отличаются от убеждений мурджиитов.

5. Предостережение праведных предшественников от мурджиитов.

6. Предостережение современных ученых от мурджиитов.

Я прошу Аллаха, чтобы Он помог нам в этом деле, и даровал в нем благодать, и посредством него защитил мусульман от зла и смут. Я прошу Аллаха, чтобы Он наделил нас полезным знанием и праведными деяниями, и наделил нас стойкостью на убеждениях праведных предшественников, пока мы не встретим Его. Поистине, Он — Щедрый, Дарующий и Отвечающий.

Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Примечания

1

Сура «аль-Ахзаб», аяты 45—46.

2

Сура «аш-Шура», аяты 52—53.

3

Сура «аль-Бакара», аят 143.

4

Сура «ан-Нур», аят 54.

5

Сура «ан-Ниса», аяты 13—14.

6

Аль-Бухари, 7280.

7

Сура «аль-Фуркан», аят 33.

8

Суть этого будет разъяснена подробно в соответствующей главе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я