Единство трёх религий. 2-е изд.

Салават Асфатуллин

По сути, труд является мини-энциклопедией сразу по трем ведущим религиям мира и привязан к сегодняшним дням России. Автор доказывает, насколько же много общего в Писаниях христианства, ислама и иудаизма. И что нет поводов для взаимных подозрений, наветов и уж тем более для терактов. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей и расширит веротерпимость людей. Меньшее издание под названием «Коран и Библии: единство гуманизма» выдвигалось на Госпремию Российской Федерации 2004 года.

Оглавление

Сотворение мира. Земля — живой организм

Библии (еврейская и христианская), а также Коран в целом едины в описаниях Сотворения мира. Ветхий Завет, первая книга Моисея «Бытие»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так]. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо]. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так»117. Очень важное подкрепление гипотезы автора о том, что Земля — живой организм. Ниже еще будут две цитаты из Корана о добровольном согласии Земли стать нашей обителью, но оказывается еще задолго до Корана, почти о том же было написано в Торе. Причем Земля стала не просто опорой для наших ног, но повторю: «Да произведет земля душу живую по роду ее». Из этой фразы совершенно ясно можно понять, что она сама имеет живую душу. Ох-х, не отмолим мы своих грехов перед ней, разве только полным исправлением того, что натворили, да еще насаждением садов в каждом переулке.

Автор закончил школу в химической кладовой Российской Федерации, да, пожалуй, и мира — городе Стерлитамаке. Рядом, буквально в 25—30 километрах южнее, еще одна крупная нефтехимическая кладовая Башкортостана и России — г. Салават. В 150 километрах севернее мощнейшая нефтехимия Урала — район Черниковка города Уфы. И все эти гиганты нефтехимии питаются и сбрасывают свои стоки в одну главную артерию Башкирии — р. Белую. Мне безмерно жаль её и часть своей родины от Мелеуза до башкирского Благовещенска включительно, где в городах предельно допустимые концентрации вредных веществ превышаются иногда в десятки раз. Живым укором стоит райская природа верховьев Белой, где не видно следов человеческой деятельности, наглядно показывая, как было и могло остаться, и как стало. А ведь когда еще было сказано: «…не портите землю после ее устройства. Это — лучше для вас»117. Всесилие союзных министерств сослужило тогда плохую услугу для местного населения. А Министерству химической промышленности гораздо легче и быстрее было пристроить в одном городе к крупнейшему в Европе заводу синтетического каучука еще и крупнейший в мире химкомбинат, чем осваивать новую площадку в глухой тайге Сибири. К тому же цемента было навалом и под рукой — на Стерлитамакском содово — цементном комбинате. Было сомнительно, чтобы хотя бы внуки смогли привести там в полный порядок предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде и в воздухе, особенно. Но нашёлся мэр с символическим именем Спартак, который десять лет системно и требовательно улучшал экологическую обстановку в городе. Приехав туда уже после выхода первого издания этого труда в 2006 г., я не узнал города своей юности. Настолько он расцвёл и похорошел. Значит, при системном и настойчивом решении вопросов экологии, глава города может добиться разительного улучшения экологии, несмотря на всесильность монстров химической промышленности.

Но вернемся к Ветхому Завету. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле.…И был вечер, и было утро: день шестой»119.

Интересен момент создания человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного (мы, оказывается, плоть от плоти ее и должны звать Землей-матушкой), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал»120.

Еще интереснее момент создания женщины. Сейчас развелось столько жестких, цепких, можно сказать, даже жестокосердных бизнес — вумэн, в том числе и в СМИ, что очень своевременно напомнить им, как и зачем появилась на свет их прародительница. К тому же в большинстве семей России рули управления перехватили жены, и их мужьям, да и им самим, не мешает вспомнить, что женщина создавалась помощником, а не командиром: «…но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку»121.

В послебиблейской агадической версии сказания об Адаме и Еве можно найти интересные подробности. «Рассудил Господь так: — Не сотворю ее из головы его, дабы она не была высокомерной; не из уха — чтобы не подслушивала; не из сердца — чтобы завистливой не была; не из уст — чтобы не была болтливой; не из рук — чтобы не была любостяжательной; не из ног — чтобы не была праздношатающейся.

Из ребра — скромной и скрытой части тела сотворил Господь женщину и, по мере образования каждого из членов тела ее, приговаривал: «Будь кроткою, женщина! Будь добродетельной, женщина!». Однако же ни от одного из перечисленных недостатков не свободна женщина»122.

А вот как описывает эти важнейшие в истории человечества события Коран в разных сурах: «Разве вы не веруете в того, кто сотворил землю в два дня, и делаете Ему равных? Это — Господь миров! И устроил Он на ней прочно стоящие сверху ее; и благословил ее, и распределил на ней ее пропитание в четыре дня (более точный перевод «периода» — авт.) — равно для всех просящих. Потом утвердился Он к небесам — а они были дымом — и сказал им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И сказали они: «Мы приходим добровольно». И установил Он из них семь небес в два дня (периода) и внушил каждому небу его дело; и разукрасили Мы ближайшее небо светильниками и для охраны. Таково установление великого, мудрого»123.

«Солнце и луна — по сроку, трава и деревья поклоняются. И небо Он воздвиг и установил весы, чтобы вы не нарушали весов. И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов! И землю Он положил для тварей. На ней — плоды, и пальмы с чашечками, и злаки с травой, и благоуханные травы. Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная, и сотворил джиннов из чистого огня. Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Выходит из них обоих жемчуг и коралл. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложными?«124; «И сотворили Мы небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней (периода — авт.), и не коснулась Нас усталость; Милосердный — Он научил Корану, сотворил человека, научил его изъясняться»125.

Не правда ли, очень похоже в главном на описание из Библии? Только требуется небольшое пояснение о джиннах. Всего Бог создал по Корану три вида разумных существ — ангелов, людей и джиннов. Сотворенные из огня и света бесплотные ангелы живут на небесах, охраняют Рай и Престол Божий. Возносят хвалу и выполняют поручение Бога: низводят пророкам слова Господа, записывают благие и дурные поступки людей, участвуют в Последнем Суде и воздаянии. Ближе всего к Богу ангелы Джибрил, Микал и Исрафил. Девятнадцать грубых и сильных ангелов во главе с Маликом сторожат Геенну огненную. «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого люди и камни (Как сильно и поэтично сказано!). Над ними — ангелы, грубые сильные — не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано»126. Ангелы, как мы все помним, присутствуют и в Библии.

Джинны также созданы из пламени и бесплотны, однако живут на Земле, делятся на мужчин и женщин и способны принимать любое обличие, выполнять любую работу и причинять людям вред или добро. И скорее всего, многочисленные восточные сказки о джиннах — это не сказки, а быль. Джиннам в Коране посвящена целая сура «Джинны». В ней рассказывается, что сонм джиннов слушали «Коран дивный» и уверовали в Аллаха, как в единственного и единого Бога. Будем надеяться, что после этого не будет от них вреда людям. Но там же джинны честно предупреждают: «И среди нас есть предавшие себя Аллаху, и среди нас есть отступившие; а кто предал себя (Аллаху), те пошли прямым путем, а отступившие — они дрова для геенны»127. Здесь же джинны вспоминают, что языческие жрецы выведывали у них подслушанное у Божьего Престола, но с некоторых пор ангелы, стоящие на страже, стали отгонять джиннов огненными светочами и узнать тайны Бога стало невозможно.

Коран: «Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет земля свои ноши, и скажет человек: «Что с нею? — в тот день расскажет она свои вести, потому что Господь твой внушит ей»128. Очень важная деталь, а для большинства, наверное, даже новость: оказывается, Земля — живой организм. Представляю, что она может порассказать Богу о наших деяниях на ней: тут и отравленный воздух городов, и загубленные химикатами речки, и усыхания некоторых морей, и озоновые дыры, и изведенные людьми под корень растения и животные. Остатки волос шевелятся на моей голове от совокупности людских грехов на матушке-Земле. Гипотезу о том, что Земля — живой организм, Коран подкрепляет еще и предыдущей сурой о возникновении нашей планеты. «Потом утвердился Он (Бог) к небесам — а они были дымом — и сказал им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И сказали они: «Мы приходим добровольно». То есть получается, что она жила какой-то своей жизнью, а Бог для обустройства людей попросил ее стать молчаливой планетой на миллионы лет. И она столько лет терпит наши безобразия, лишь изредка передергиваясь гримасой землетрясений или вздохами цунами в местах сгустков национальной или социальной ненависти или особо хищнической эксплуатации ее недр и морей. Да-а, дела… Единственная надежда, да и то пока зыбкая, — набирающее силу движение зеленых в разных уголках планеты. Но опять же, в России зеленых пока не очень-то слушают. Да и маловато их самих, с учетом того, что живем-то мы в последнее десятилетие, в основном, за счет сырьевых ресурсов. Ветхий Завет, книга пророка Исаии: «Сетует, уныла земля: поникла, уныла вселенная, поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней»129. «…ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена (заметили, что все время говорится как о живом организме — авт.); шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие её тяготеет на ей; она упадет, и уже не встанет. И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны»130. Бог не раз, и не два возвращается в Коране к теме сотворения мира, причем с разными подробностями: «Разве Мы не сделали землю подстилкой и горы — опорами; и создали Мы вас парами, и сделали сон ваш отдыхом, и сделали ночь покровом, и сделали день временем жизни, и построили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник, и низвели из выжимающих дождь воду обильную, чтобы произвести ею зерна и растения и сады густые»131.

О создании человека: «Из чего Он его создал? — Из капли! Создал его и соразмерил (!), потом ему дорогу облегчил. Потом его умертвил и похоронил, потом, когда пожелал, его воскресил (косвенное, но подтверждение гипотезы о множестве жизней одной души — авт.). Так нет! Не совершает он того, что повелел Он!; Те, кому было дано нести Тору, а они ее не понесли, подобно ослу, который несет книги. Скверно подобие людей, которые считали ложью знамения Аллаха»132. Но Бог все-таки учел недоразвитость людей и сделал следующие Писания — Евангелие и, особенно, Коран, легче для восприятия.

Воинствующие атеисты столетиями смеялись, утверждая, что невозможно создать Вселенную за 6 дней. Но ведь один день Бога равен тысяче лет в земном измерении. Об этом есть указание и в Библиях, и в Коране. Более того, в суре «Ступени», в 4 аяте упоминается даже «день, величина которого пятьдесят тысяч лет» (!). Мы еще очень мало знаем о Времени, чтобы безапелляционно насмехаться над Писаниями.

Даже в наши дни многие считают, что Мухаммад списал Коран с Библий. Но как раз в описании Сотворения мира есть разница в описании и деталях. Причем таких, которые выводят тексты Корана из-под критики современных ученых — астрофизиков. Вот что об этом пишет уже упоминавшийся доктор Морис Бюкай из Франции: «Как мог человек, живший тысячу четыреста лет назад, исправить существовавшие до того времени описания в такой степени, что в результате исправлений полностью исчезли ошибочные с точки зрения науки сведения? И как Он мог выдвинуть положения, которые наука смогла проверить лишь в наши дни? Так что гипотеза о том, что Мухаммад переписал Библию, воздвигнута на пустом месте. Описание процесса Сотворения мира в Коране отлично от того, которое приводится в Библии»133. По сотворению вселенной в Писаниях есть много такого, что еще предстоит открывать и открывать. Например, слово «миры» встречается в Коране десятки раз. Даже присутствует в традиционном восхвалении: «Хвала Аллаху (Богу), Господу миров». Постоянно присутствующее слово «Небеса» также указывает на множественность и более того, много раз в Коране упоминается о семи небесах:

« — Он — тот, который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ!134.

— Мы создали выше вас семь путей. Мы не были небрежными к тварям 135.

— Который создал семь Небес рядами. Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство?136.

— Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами?137.

— И построили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник «138.

В свете успехов космонавтики и астрофизики в последние десятилетия, думаю, в обозримом будущем раскроют секрет семи небес над нами. А вот когда раскроют тайну семи Земель из аята 12 суры 65 — большой вопрос. Звучит аят так: «Аллах — тот, кто сотворил семь небес и из Земли столько же. Нисходит повеление между ними, чтоб вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах все объемлет знанием».

Предполагаю, что есть Земля первородная и шесть её двойников, на которых история развития пошла другими путями на разных точках бифуркаций.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я