Сборник рассказов, моих заметок, афоризмов и мыслей вслух. В разное время были написаны эти работы, но к изданию дошли только теперь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ради будущего надо в настоящем созидать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Садула Патахов, 2017
ISBN 978-5-4474-7798-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава первая
Дорогу, по которой полезно идти, ищи в сердце матери
Так сложилась моя судьба, что у меня оказалось две мамы. Одна мама меня родила, грудью накормила, а вторая мама вырастила и в люди вывела. Хорошо это или плохо? Очень плохо, что отец, под влиянием родственников, разлучил меня с родной матерью. Очень хорошо, что повезло. Вторая мама нисколько не хуже первой заботилась обо мне, согрела меня материнской любовью и стала частью родной матери. Хотя я знаю, не всем так везёт. Посвящаю эту книжицу моим матерям, а также родной дочери, судьба которой подарила не все тёплые странички жизни. Но пусть она знает, сердце папы не перестало ради неё излучать родительское тепло, хотя делами доказать я был лишён судьбой. Может, всё же я сумею согреть твоё сердечко, которое папа не сумел в твоём детстве обогреть. С чистой совестью могу сказать, пусть все женщины, с кем мне пришлось быть знакомым, вспомнят, хоть один раз совершал ли я поступок, унижающий их честь и достоинство.
Никогда я не позволял себе забыть матерей и дочку, а любовь к ним давала мне удачу всегда встретить добрых, отзывчивых и душевных женщин. Кланяюсь к вашим ногам, мать, дочь, женщины!
Мама — это слово, которое дитя произносит первым в жизни. Мама — это самое дорогое, что есть на свете у человека. Мама — это великая мудрость, которая нам дана судьбой. Мама — это великое слово, в котором подразумеваются все наши поступки, отношение к жизни, смысл всего того, что мы делаем, творим и воплощаем. Жизнь, которая проходит с именем матери, никогда не испытает невзгоды, неудачи и болезни. К сожалению, эту великую истину пока ещё не осознаёт человек. Сердце, которое умеет беречь и приумножить ауру материнской любви, всегда будет биться в заданном ритме жизни без перебоев, волнений и надолго.
Всё это не красивые слова, не попытка убеждать моих читателей в чём-либо, не означающем важности, а то самое, что есть правда без преувеличения. Просто в жизни ничего не бывает. Всё взаимосвязано, взаимозависимо и взаимовыгодно. А всё, что связано подсознательно с именем матери, всегда будет иметь успех, совершенство, благословение. Я тоже не исключение. Как и все люди, я имел свои отрицательные черты, не то отношение к матери, недопонимание смысла жизни. За каждый неправильный поступок отвечаю сполна, страдания выношу немалые. Я благодарен судьбе, что она меня повернула на правильный путь, что я созрел до понятия, что мама — это всё, везде и всегда.
Мы всегда кричим «ой, мама», «спаси, Аллах», «помилуй, Боже» только лишь тогда, когда очень болеем, бедны и страдаем. А когда со здоровьем всё нормально и материальное состояние немаленькое, то забываем, что нас родила мама. Доказательством тому безвинная смерть молодых солдат на войнах и бесконечное переживание со слезами на глазах и с болью на душе матерей, которые вырастили этих убиенных солдат-детей.
Масса выстраданной энергии печальных матерей, которая полна проклятия и заклятия в адрес тех, кто лишает их радостей жизни и оставляет наедине с горем — это и есть ответ всему человечеству в виде землетрясений, наводнений, авиакатастроф, пожаров и так далее, которые бесконечно сопровождают человечество на своём пути. Проснувшись утром, человек в первую очередь должен смотреть на небо, а потом на землю и вспоминать маму, одновременно благодаря судьбу, что она дала нам небеса, где есть звёзды, луна и солнце, дала землю, где богатства в изобилии, которые необходимы для нашего существования, а потом лишь начинать свою жизнедеятельность с максимальной пользой и выгодой всем и всему, что нас окружают.
Деньги, которые приносишь домой, должны быть благословляемыми матерью. Как заработал, как получил — не важно, главное, чтобы были — это заблуждение и дорога к печали, к горю. В мировой истории нет случая, чтобы богатые люди не испытывали самые тяжёлые горести, печали и болезни. Да. Временно плавают в масле, но потом плавают и тонут в горе. Потому что те деньги, которые пропитаны горем матерей, не могут осчастливить слепых по жизни людей. Всё, что не может быть благословением матери — это не может быть оправдано политическими взглядами, оправдательными статистическими отчётами и бредовыми сравнениями.
Полвека я прожил, но ни в детстве, ни во взрослой жизни не встречал произведений, стихов, сказок, в которых бы пропагандировали святость матери и её величие, её бесценность, несравнимость. Это разве правильно? Это разве не главный вопрос из всех вопросов в жизни? Это разве можно воспринимать и считать обычным рядовым порядком вещей на пути развития цивилизации? У каждого государства есть свой гимн, но гимна граждан всех государств, всего человечества — гимна о матери, его нет. На всех мероприятиях необходимо исполнять сначала гимн о матери, а потом лишь гимн своего государства, хотя со временем в мире не должно быть государств, кроме областей, и должно быть два гимна — это гимн о матери и гимн о родной планете. Других путей для жизни человечества нет, и зря мы тратим время, силы и энергию в поиске врагов, преимуществ одних государств перед другими, в разбивании меньшинств большинства наций и народов.
Человек лишь в трёх случаях должен кланяться: в молитве, к ногам матери и для питья воды у родника. Поклон царю, начальнику, победителю и так далее — это лишь издержки человека, с которыми со временем придётся расстаться.
Материнское сердце не должно печалиться, горевать и грустить, а должно всегда излучать энергию любви, созидания, благословения детям всей планеты. Буржуазия, фашизм, террор, рабовладение — это ни что иное, как проклятие, которое человек сам наслал на себя и осквернил имя матери. Жестокость, эгоизм и равнодушие поражают человеку разум, замутняют мышление и растворяют духовный мир. Обожествление материального состояния и служение ему, слепо сметая всё по пути — это тропинка по крутой скале с направлением в пропасть. Неужели мать носила бы девять месяцев в утробе, потом два года на руках и грудью кормя живодёра, убийцу, насильника и вояку? Конечно, нет. Я понимаю. Как она мучилась, ты не помнишь, человек. Как она страдала, ты не видел. Но это не оправдывает твои аморальные поступки, жестокие взгляды и служение только желаниям. Две конституции нам предписала жизнь: конституцию желаний и конституцию обязанностей. Первая конституция должна воплощаться только лишь после обработки конституцией обязанностей, так как желания могут появиться всякие, но они должны пройти через сито обязанностей и получить добро сознания, приличия и духа созидания.
Милая мама
Песню о матери слагает душа,
Долгой жизни ей желаю всегда.
Вечно возвысить милую маму
Мужчина обязан во веки веков.
Ветром уносит в дальние края
Каждую слезинку счастливой встречи.
Восходит солнце каждое утро,
Утери не будет почёту матерей.
Милая мама, великая моя,
Может ли сердце не биться в груди.
Гордость в поклоне носящий почёт,
Пытаясь только возвысить тебя.
Тесно бывает порою везде.
Верность матери — могучая сила,
Сильно, мы, ребята, роняем как,
Казалось, знать бы должен ведь каждый.
Знаю, солнце, светишь ты мне
Лучами любви матери моей.
Знаю, на небе ночью, луна,
Светишь ты улыбкой матери моей.
Звёзды на небе сверкают всегда
От того только, что слезинки мамы.
Милая мама, от улыбок только
Пусть эти слезинки прибудут всё больше.
Мужчины, на свете зря ведь мы живём,
Если сегодня мамы горюют.
Давайте мы будем богаты всегда
В вечной заботе на службе у мамы.
Мама, родная, милая моя,
Молнией стану я в мыслях твоих.
Творящие беды бредовые мысли
Могучей силой в людях поражать.
Люди, на свете пора бы признать
Полной бывает жизнь наша только,
Если душевность матери родимой
Ранимой не станет на свете святым.
Когда ко мне пришла светлость — осознание святости матери, её безграничное значение для моей жизни, только тогда я получил душевный покой, светлое предвидение и трезвое осмысление проживаемых дней. Песня для души, молитва для бытия, правда для жизни — всё это связывает материнская любовь, её забота и постоянное покровительство. Не зря мудрец нам завещал: «Ищите рай под ногами у матерей». Этот лозунг должен быть основным факелом для всей жизни человеку. Есть яд и витамин, зло и добро, печаль и радость и так далее. Почему-то яд никто не принимает, а зло творят, горе приносят. Почему так? Даже есть жизнь и смерть. К смерти дойдём в любом случае, не избежать никому. Почему бы в промежутке от рождения до смерти не служить тому, кто нас вынянчил — маме. Что здесь плохого? Всем же хватит хлеба на планете. Ведь все противоречия из-за хлеба, хотя его можно получить и по-доброму. Неужели не наблюдали, где старики и дети, всегда есть благоприятная аура, а где мама находится, там всегда даже сердце стучит как-то не так, как обычно. Это ведь не зря. Надо уметь прислушаться к природе, тогда интуиция нас будет всегда оберегать и предсказывать нам, как поступать в ситуациях жизни. Совершенен человек будет только лишь тогда, когда он поймёт, что рождён он не хлеб есть, а матери покой беречь. Мать заботится об очаге, а сын заботится о матери. Поэтому женщина не должна работать на содержание семьи. Это дело мужчин — содержать материально.
Люблю! Люблю! Люблю маму! Мама — это моя жизнь, смысл моей жизни. Мама — это человек, которому нет цены и сравнения ни с чем и ни с кем. Мама — это познание мира и жизни. Мама — это самый прекрасный, самый красивый, самый умный, самый добрый и самый любимый человек на свете. Мама — это покровитель жизни. Мама — это сокровище, которому нет сравнения. Мама — это и есть весь мир и его богатство. Те дети, которые отреклись от матери, лишь только способны затевать войны и кровопролитие. Чем больше грязной политики, тем дальше от матери. Убивая чужого человека, ты убиваешь маму. Ценишь женщину — значит, возвышаешь маму. Возраст мамы — вечная жизнь. Любишь маму — хочешь жить, хочешь жить — значит, люби маму. Чем больше любишь маму, тем прекраснее жизнь. Путь, которая благословила мама, приведёт тебя только к успехам, к созиданию. Чем больше ты любишь маму, тем больше тебя полюбит жизнь. Тёплое дыхание матери никогда не остудится для меня.
Любовь мамы — это жизнь. Мама — это жизнь, жизнь — это мама. Жизнь дорога каждому, а дорогая жизнь может быть только с мамой. Ранишь сердце матери — значит, накликаешь беду на себя. Солнце и луна — это любовь матери, которая бодрствует вечно. Мама любит всегда, а её не всегда, отсюда и беда. Звёзды на небе — это искры улыбки матери. Небо — это сердце матери, вселенная — это тень матери, а я — тоска матери. Голос мамы всегда со мной. Не была мама счастлива, стал несчастным и я. Кто счастлив — тот сын счастливой мамы. Я сотру слёзы несчастий моей мамы. К тебе лишь обращаюсь, судьба, дай мне силы и терпение осчастливить маму. Угомонить маму может только наше совестливое отношение к жизни. Угомонить маму нужно не лестными словами, а добрыми делами и честным отношением к жизни. Любить маму способен только сильный человек, а сильный человек не допустит слабостей соблазна близко к сердцу, которые впоследствии приводят матерей к горьким слезам. Мама! Этим всё сказано.
Мудрый только тот, кто согревает сердце мамы любовью. Маму согревай, живя, но не мучай, существуя. Нет предела беспредельно безграничной красоте матери. Мама — это воплощение всей мудрости жизни. Так только можно понимать матерей. Так только их нужно воспринимать. Создавая условия жизни, не разочаровывающие матерей — так можно жить счастливо, богато и не хлопотно. Ко всему должен быть подход. А почему подход к жизни человечество по сей день не нашло? А нужно было, необходимо было, но и теперь ещё не поздно, пока ещё все атомное, ядерное, химическое оружие не задействовано. Какая же мать хотела бы рожать сына, чтобы он был уничтожителем всего, что вокруг нас, вокруг неё. С этого вопроса и стоило бы строить свою политику: человек против человечества или, наоборот, навстречу человечеству. Сохраняя жизнь матерей можно сохранить жизнь планеты. А вообще, планета сама бы сохранила себя для человечества, лишь бы человек её не губил.
Матери нас передают планете, а она нас обеспечивает всеми благами и богатствами, а мы её уничтожаем за её же богатства, которые она хранит в своих недрах. Не глупо ли человек поступает? Не здесь ли проявляется полный аморализм человека, для проявления которого ни мать, ни сама планета не давали ни повода, ни разрешения, ни благословения? Безнравственное отношение ко всему — это безнравственность по отношению к материи, к самой планете, — также не может оставаться без наказания. А наказание — это бедствие, горе, потери, которые человек испытывает на протяжении жизни. Всё сознание, подсознание должны быть пронизаны любовью к матери, уважением к ней и никогда не променять их на страсть к материальному миру, шагая к нему через разум, совесть, любовь к матери. Мир созидания, светлости будущего — это наша цель и задача, и нужно добиться её на основе морали, приличия и совести, не сойдя с дороги, ведущей к сердцу матери. Любой объект природы на планете, в небесах не может светить, как луна, или греть, как солнце.
Каждый объект имеет свои обязанности, которые соблюдает беспрекословно. А человек почему-то всегда забывает об обязанностях и всегда напоминает о своих правах. О правах, об их охране, защите никогда не должен возникать вопрос, если каждый выполняет свои обязанности. Выполнение обязанностей поглощает потребность напоминаний о правах. Если каждый выполняет свои обязанности, автоматически чёткое соблюдение прав происходит во всех сферах жизни. Большее отклонение от выполнения обязанностей влечёт нарушение прав своих и прав окружающих. Отсюда вытекает золотое правило жизни: практика беспрекословного выполнения своих обязанностей всегда сохраняет, обеспечивает возможность соблюдения прав своих и окружающих.
Под пунктом номер один всегда должно оставаться главной строкой жизни строгое соблюдение и выполнение своих обязанностей — святое почитание матери, служение для неё и ради неё. Тогда не будут возникать вопросы, противоречия, разногласия, разрешить которые пытаются с оружием в руках, уничтожая друг друга. Истина всегда одна. Её нужно признать, служить по её канонам. Мама — это истина, для доказательства которой не нужно разрешить теорему. В этой величине вопрос и ответ одновременно разрешены и имеют необъяснимо великий смысл, для опровержения которого не подойдёт ни одно правило, ни один пример. И вообще, это правило, которое родилось навечно, которому нужно посвятить себя во имя своей славы, почёта, смысла, вечности и покорности. Есть покорность матери — есть свобода в жизни. Есть покорность матери — есть мудрость, которая освещает путь в жизни, как факел путь в тёмное время суток. Есть покорность матери — есть жизнь, богатая смыслом, значением, в которой интересно жить, созидать и смотреть в далёкое будущее.
Человеку дан разум для того, чтобы он смотрел в будущее, чтобы он жил со значением, чтобы он жил с учётом. Управление инстинктом не может выполнить такие функции. Сиюминутные сегодняшние потребности удовлетворить и слепо шагать по жизни нельзя. Чем больше желания и служения ради них, тем больше слепоты в жизни. Чем больше служишь обязанностям, тем больше разум нас ведёт по пути созидания. Разумный подход ко всем своим поступкам не даёт человеку выйти за поле нравственных границ. А это очень важно для жизни, для сохранения жизни, для созидания в жизни. Порог нравственности — у границы любви и уважения к матери. Переступать этот порог не имеет права никто. Он является защитой от всех несчастий, бед и трагедий в жизни, которые человек испытывает за свою безнравственность.
Человек пытается покорить всё: природу, людей, недра, космос, луну — но никогда не хочет покорить себя, свою жадность, безнравственность, аморальность. Покорил бы он всё это, управлял бы ими, тогда не было бы выхода за порог нравственности и жил бы цветущей жизнью без войны, без борьбы. Главный и единственный вопрос в жизни — ради чего живёшь, трудишься, творишь? Все до одного ответят: чтобы хорошо жить, в достатке жить, весело жить и долго жить. Между этим вопросом и ответом есть дорога, по которой надо идти и достичь этого — это дорога от твоих поступков до сердца матери. Поступок, поражающий сердце матери — не ответ на главный вопрос жизни и не дорога, где соблюдены правила нравственности. Нет! Задача не покорить друг друга, эксплуатировать друг друга, а наоборот, рука за руку идти служению матери — это единственный выход сохранить планету, обеспечить жизнь потомству.
Нации, народы, государства, границы — это всё не повод для противоборства, для служения ради создания всё более мощного оружия уничтожения. Политика человека должна носить характер сохранения человечества всей планеты, всех наций, всех народов. Неизбежно человек подойдёт к этой истине, но хочется скорее, ради будущего поколения, потомства и последователей родов человечества. И так всю планету, все моря засыпали мусором, отравили атомными, ядерными отходами, оружием. Непонятно, чем всё это можно оправдать, как можно доказывать, что это на благо, на счастье, ради будущего? Это есть безумие. Безумие разве может обеспечить жизнь, оправдать поступки, созидать мир? Безумие — думать о своём превосходстве над другим государством, ещё более безумие, порождающее ещё большее безумие и приводящие всё глубже ко дну до самого основания завершения жизни планеты и всего, что на ней.
Если взвесить всё, что создал человек, колоссальные открытия произошли. Но когда всё ещё продолжает придумывать и создавать всё более мощное оружие уничтожения, то о каком будущем можно говорить, о какой любви к детям можно говорить, о каких заботах можно говорить, о чём вообще можно говорить, как матери в глаза можно смотреть? Если в болото попал, оно всё больше и больше медленно засасывает нас и топит. А спастись может тот, кто за его границей. Точно так же и в самой жизни. Сегодня человечество зашло в большое болото и тонет медленно. Кто может нас спасти? Революция? Война? Захват и порабощение других государств? Нет! Нет! Нет! Спасти может только разум, подчинённый пылающей любви к матери.
А в чём смысл? А в том, что, если тебе дана жизнь через муки и страдания матери, то ради добра и блага ты должен на это ответить безграничной добротой и служением, чтобы она таяла только в улыбке и теплоте от твоих дел, отношения к жизни. Сегодня говорят: «У кого власть, у того и сила». Значит, в том и ответ о том, что я и говорю, то есть те, у кого власть, все ведущие государства, их руководители должны собраться и в первую очередь покаяться за все страдания и беды, причинённые по настоящий день человечеству, его матери. Потом подписывать исторический документ, реализация которого в течение пятидесяти лет переведёт человечество в одно государство на планете, и человек сможет реализовать себя служению самой планете с учётом своего таланта, дара, способностей на созидание и сохранение жизни планеты и всего, что на ней. Не материальное обогащение наша задача. Его нам сама планета подаёт сколько угодно.
Наша задача — духовно обогащаться и работать на его закрепление и внедрение. С голоду мы не умрём, а вот бездуховность задушит всегда. Духовный мир является корнем мудрости, а мудрость всегда являлась талисманом спасения в тупиковых ситуациях. Я всегда замечаю, если в доме дети, старики и улыбающаяся хозяйка, то душевная благодать бесконечна, ощущение счастливой жизни беспредельно и тянет туда всегда. А кто всё это разрушает? Так называемый глава семьи, то есть мужчина, когда он приходит на работу. Все беды начинаются с рабочего кабинета. Все планы агрессии, захвата и порабощения другого, придумывания и уничтожения врага — всё это рождается в рабочем кабинете. Техника сейчас позволяет, можно везде встроить запись голоса матери со словами «сынок, сохрани меня и мою любовь к тебе». Если всегда и везде будет такой голос звучать, может, тогда будет человек трезво глядеть на свои поступки от стыда перед матерью. Я не думаю, что перед таким святым обращением человек сможет отступиться.
Давайте же покаемся и сохраним маму и её бесконечную любовь к своему сыну, сыновьям планеты. У меня трое детей — дочь и два сына. В седьмом классе когда учился, младший сын написал сочинение о матери. Учительница им задала такую тему. Оригинал я сохранил и по сей день.
Мама.
Патахов Биджай. 7 «б».
Моя мама — это воздух, которым я дышу, солнце, которое освещает мне дорогу на правильный путь. Это земля, на которой я живу и по которой хожу. Моя мама лучший повар в мире, все восхищаются её блюдами. Она не высокого роста, у неё тёмные волосы и большие глаза. Она домохозяйка и весь дом на ней. Я помогаю ей убирать стол, мыть посуду, пылесосить. Моей маме в детстве было тяжело. У неё девять братьев и сестёр и она вторая по возрасту. Она нянчила всех детей. Но мама выросла и вышла замуж за прекрасного человека — моего отца и родила прекрасного хулигана — меня и прекрасного моего брата. Я даже не знаю, что ей пожелать, потому что у неё всё есть, только пожелаю ей здоровья и долгой жизни, такой, сколько живёт солнце и земля.
Вот такое сочинение.
Дома, в школе, в садиках и яслях, в институтах и на производстве — везде, если будут созданы условия думать так и, больше всего, поступать так, то дети не перестанут быть сыновьями и не превратятся в политиков, у которых задача уничтожить, захватить, эксплуатировать, унизить и загубить.
Ещё немного о матери.
Моя мама, твоя мама — одно начало, значит, мы на одном пути. Вечность — это жизнь мамы. Мама — это правда. Мелодия — это волны любви матери. Несчастные случаи и стихийные бедствия — это гнев озлобившихся, безвинно страдающих матерей. Клянись ради матери, но не именем матери. Мама — это уже клятва. Благословение матери — это самое верное и бесконечное богатство, которые только может получить человек. Благословение матери — это самая великая моя мечта. Получить благословение матери и встать на путь пророка — это одно и тоже. Дорога матери — это жизнь её родных. Сердце, которое хранит любовь матери, способно сохранить мир, творить добро, смотрит в будущее. Любишь маму — значит, преступления совершать не будешь. Мир, который окружает меня — это посев доброты моей матери, а значит, беречь его моей воли хватит всегда.
Женщина — это мать, храни её, защити её, радуй её, не предавай её. Мама! Я не хочу, чтобы ты много лет ходила по земле и существовала, а хочу, чтобы ты долго жила, радовалась, улыбалась и смыслом жизни оставалась на веки веков. Мама — нет слаще ничего. Мама видит сердцем, сознанием и всегда. Разум матери — это её любовь к жизни. Не обижай маму — обожжёшься. Какова жизнь, такова и любовь к матери.
Родился ты человеком — это заслуга матери, стал человеком — это благодарность с твоей стороны маме. Жизнь матери — это добро, взаимопонимание, мир в людях. Мама живёт столько, сколько её дитя бережёт. Воевать — значит, маму проклинать. Сердце матери — это загадка природы, кто разгадал, тот богат, счастлив и здоров. Моя вера — это моя мама.
Первая заповедь мужчины — это не порочить имя матери. Вторая заповедь мужчины — женщина — это мать, не унижай её достоинство и цени её слабости. Третья заповедь — мама — это первое слово твоё, будь ей верен навсегда. Мама сильна своей слабостью в любви к своим чадам. Мудрый и сильный человек добивается независимости во всех сферах своей жизни столько, сколько считает быть зависимым преданности своей матери. Покорность матери только возвышает человека. Мой талисман — мой поклон маме. Поклон к ногам матери только добавляет чести и уважения настоящему мужчине, сыну. Сын, который свято чтит имя матери — это и есть человеческое совершенство. Сохранение и укрепление уважения и любви матери — это самое великое достижение человека, самая великая награда для человека. Чем больше человек ценит и чтит маму, тем меньше он чинит неудобства для других, тем больше добром он окутывает окружающий мир. Жизнь — это большая планета тяжёлых проблем и противоречий, решая которые человек становится светлой памятью или трагическим временем.
Человеческая жизнь может быть у всех тогда, когда все люди будут участвовать в её строительстве. Она не может взрастать из земли, как цветы. Она не может падать с небес, как снег. Её не может устроить одно государство, одна нация, один народ или одна конфессия. Жизнь — это большая планета, которая вселяется в быт человека с теми зарядами, которыми человек сам же заряжает её. Жизнь как большой сундук — что в него кладёшь, то из него и получаешь. Насаждая зло, искать добро — это глупо. Сажай добро на полях жизни, а закрома в избе непременно заполнятся свободой, достатком и добром. А больше человеку ничего и не надо. Надеюсь, я достучался до сердца каждого, и каждый начнёт отвечать за себя и обеспечит возможность, используя свою власть, возможность влияния, способности, каждому гражданину быть звеном в цепи жизни, с помощью которого каждого удержит в привязи мудрого взгляда и отношения к своей же жизни, которая и является отражением жизни всего общества, где присутствует непременный вклад твоих дел.
Родился ты человеком — это заслуга матери, стал человеком — это твоя благодарность маме. Будь благодарен, будешь в благословении. Благословение — это путь без помех, с успехами, с гарантией достижения целей. Цель каждого — свобода. Твоя свобода — это свобода, которую ты обеспечиваешь другому человеку. Свобода есть тогда, когда мама улыбается от души, всегда и при всех твоих результатах. Мама! Мама! Мама! Я твой факел, который обеспечит тебе тепло и свет всегда, везде и всюду. Ищите рай под ногами матерей.
Крик души
Жизнь бывает только великой всегда,
Всюду мы если мамой дорожим.
Долгой бывает счастье у людей,
Если в душе мамы лёгкость сбережём.
Сотнями проходят тяжёлые годы,
Горькие слёзы, сильная мама
Не может не лить всюду и всегда,
Воином если сын погиб зря.
Зову тебя, мама, могила моя
Местом тебе стало скуку развеять.
Разводом растущий ребёнок чужой
Часто ли скажет, сердцу тебе больно.
Больше не будешь горько ты плакать,
Пусть буду я в могиле так себе лежать.
Любовь твоя — сила, стану я стрелой,
Силою мудрых людей пробуждать.
Пусть моё тело в могиле лежит,
Ловить его больше не станет никто.
Новая заря, зову я тебя,
Теперь буду духом людей озарять.
Прошлыми веками мало что было,
Большие просторы матери любви,
Людскими делами в детские сердца
Ради их жизни вселяли бы люди.
Лежу я в темнице, важно ли теперь,
Вожди нас убили, было бы за что.
Законом морали матери души
В образе мысли войду я в люди.
Любовь и мама, мало вам люди,
Дайте вы детям добрые советы,
Сердце у матери — сила и любовь,
Людям для мира дарит ведь она.
Мать! Честь! Родина
Мать! Честь! Родина!
Помня о которых
Настоящий джигит
Закаляет дух
На веки веков!
Планета — это сердце матери. Давайте сбережём его на счастье потомству.
Самая оправданная, единственно верная задача человека — добиться единого государства на планете, разработать одну конституцию мирового сообщества, воспевать два гимна — о матери и о планете, создать один герб и одно знамя, преданно служить этому государству, его народу и родимой матери.
Родина моя — планета. Государство моё — планета. Предан я — планете. Служу я — планете.
Жизнь Магомеда и Александра
Высоко в горах, в селе Колоб, рос необычный мальчик, и звали его Магомед Колобский. Колоб — это по-аварски, а по-русски — «селение». Фамилию Магомеду дали такую, откуда он родом. Необычный — потому, что он отличался от сверстников. Всегда был занят делами и не тратил время впустую и бесполезно. И коров он пас, и телят он пас, и дрова он рубил, и забор он чинил, и траву он косил, и уроки готовить он успевал, а оценки только «4» и «5» получал. Читать он любил книги по истории мира, про учёных, мыслителей, про поэтов, писателей и их произведения.
Всегда он бывал в своих мыслях и много не говорил и был молчалив. Любил он наблюдать красоту природы, слушать рано утром пение птиц, кваканье лягушек под журчание горных быстро текущих речек. Любил наблюдать вечером за звёздами, и особенно ему нравилось в лунную летнюю ночь подниматься на крышу с походной кроватью и там спать. Крыши сельских домов бывают ровные, обкатанные глиной. Конечно, родители были довольны и счастливы таким сыном, и они старались всегда радовать его покупками, подарками, когда возвращались из района или из города. Также Магомед не забывал укрепить своё здоровье, каждое утро он делал зарядку, пробежку, на перекладине занимался. Поэтому у него было спортивное телосложение и здоровье, он мог победить в любых соревнованиях даже тех ребят, кто был старше на три-четыре года.
К окончанию средней школы на семейном совете было решено, что Магомед поедет поступать учиться в Москву на исторический факультет в университете. Отец, дедушка, мама, бабушка копили ему деньги, чтобы он мог жить и есть в Москве, пока поселят в общежитие и дадут студенческую стипендию. Хотя и зарплата, и пенсия были небольшие, выручало своё хозяйство, и продукты были всегда на столе со своего огорода, мясо, молоко, сыр тоже давали свои коровы, овцы.
Вот и наступило время, которое Магомед больше всего ждал. Он окончил школу с одной только четвёркой на аттестате зрелости, и были рады этому его родители, бабушка, дедушка и другие родственники. Собрали Магомеду чемодан с необходимой одеждой, с вещами личной гигиены, пришили внутри кармана потайной карман для денег, положили нескоропортящиеся продукты и проводили в дорогу. Мама с папой пошли с ним до районного центра, а там посадили его на автобус и с добрыми напутствиями и советами проводили. Мама, конечно, слёзы не сдерживала и гордость, конечно, её охватывала за молодца своего. А из города ему надо было сесть на поезд и ехать до Москвы поездом. К вечеру Магомед приехал в Махачкалу, и с автостанции он пересел на городской автобус и поехал на вокзал. Новый мир, новая жизнь у Магомеда, конечно, сегодня началась, но он не боялся предстоящих трудностей и сложностей. Уже ему всё приходилось расспрашивать местных, чтобы знать, как добираться до места назначения. Это тоже его не смущало, знал, что все так начинают новую свою жизнь, главное, чтобы не попасть в тупик и не заблуждаться — это он наметил себе.
Добравшись до вокзала, он подошёл к кассе и купил себе билет в плацкартный вагон на поезд, который должен был отправляться к обеду следующего дня. Припрятав билет и сдачу в нагрудном кармане, Магомед начал знакомиться с вокзалом, подходить к киоскам, прогуливаться недалеко от вокзала. И, конечно, находящиеся там на дежурстве милиционеры сразу заметили нового человека и подошли к Магомеду с требованием показать документы. Но Магомед, воспитанный сельский парень, сразу показал им документы, а они, не найдя причины придраться к нему, с сожалением отошли от него. А Магомед в мыслях обрадовался, подумав, как бдительно нас охраняет и защищает милиция. Но он же не знал, что им-то надо было найти причину ободрать его и получить денег — это их главная негласная работа, выполняя свою службу, не интересует их порядок на вокзале и нигде, а больше всего они рады, когда есть беспорядок — это их доход, причина вымогать деньги. Но Магомед об этих грязных, нечистоплотных делах и работе милиционеров узнает только спустя год и очень будет этому удивлён и огорчён. Он лицом к лицу начнёт встречаться с реальной жизнью города, совсем отличающейся от деревенской жизни.
Неуважение к старшим, пьянство кругом, хулиганские выходки и поступки молодёжи, несправедливое отношение милиции к гражданам — всё это Магомеда очень удивит и устрашит. Часто у него будет появляться желание бросить всё и быстрее поехать в родное село и позабыть этот кошмар, но поставленная задача важнее, и решить её он был обязан, и поэтому он всё терпел и старался не бывать в городе, кроме как по необходимости посещения театра, памятных мест и музеев.
Пока Магомед бродил по вокзалу, почти уже было утро, но хоть и слышал по громкоговорителю о предложении комнаты отдыха, он не хотел спать и думал, что за двое суток в поезде выспится больше чем надо, и продолжал рассматривать новые для себя места вблизи вокзала. Утром, часиков восемь он зашёл в кафе перекусить. Первый раз Магомед пробовал недомашнюю еду и не был в восторге, и сразу он вспомнил вкусную еду, приготовленную своей мамой, и сравнивать было нечего, и тут же он представил себе неприятную картину — как же без маминой вкусной еды столько лет в Москве.
Всё ближе и ближе подходило время отправки поезда, а его всё больше и больше начала томить скука по родителям, бабушке, дедушке и по всем родным. Но это ничего не меняло, ехать надо было вперёд, в Москву, и в назначенное время он подошёл к поезду, занял своё место, расположился, как говорится, и вытащил книгу, чтобы быть занятым делом, а не попусту мечтать. Когда поезд тронулся, Магомед закрыл книгу и стал наблюдать через окно. Вскоре подошла проводница, проверила билет, выдала постельное бельё и распорядилась, чтобы пассажиры соблюдали дисциплину, не курили, где вздумается, а когда возникнут вопросы, чтобы обратились к ней, а также предложила чай, кому надо. Всё новая и новая жизнь Магомеда начала наполнять, и ему было интересно.
Высокие дома, поезд, автобусы, троллейбусы, море, через окно поезда которое он увидел, магазины и киоски кругом — всё это его удивляло, и он привыкал видеть всё новое и не слишком удивляться. Час с лишним наблюдая через окно на новые места, он почувствовал, что хочет спать, и, долго не думая, постелил постель и лёг. Он быстро уснул, так как до этого было триста километров трудной дороги, которые он проехал за весь день, и прогулка всю ночь и полдня. Это все, видимо, его утомило предостаточно, хотя сам он и не замечал, увлёкшись впечатлениями новых событий. Крепким сном так и спал он до следующего утра.
Как проснулся, он, немного поразмыслив, повалявшись, встал, поздоровался с соседями, привёл себя в порядок и подготовился к завтраку. Заказал у проводницы два стакана чая, вытащил мамины заготовки, предложив соседям присоединиться, но они уже успели до его подъёма позавтракать и, поблагодарив, отказались, и только после приступил к еде. Иногда выглядывая через окно, Магомед продолжал есть и, незаметно для себя, смёл всё, что вытащил из сумки, только тогда он отвлёкся от мыслей и навёл порядок, с новыми силами продолжил свой путь, взял в руки книгу и начал читать её. Но мысли Магомеду не давали полностью быть в контакте с книгой, и временами он чувствовал, что глазами читая книгу, в мыслях он совсем в другом направлении. Закончив читать страниц двадцать, он закрыл книгу и стал внимательно наблюдать за природой через окно и сам с собою обсуждать дальнейшие планы.
Незаметно наступил вечер, Магомед вкусно поужинал, попил чай, немного прочитав книгу, уснул крепким сном. Во сне он всю ночь повторял жизнь своего детства, проснувшись, понял, что прожил за ночь свои восемнадцать лет заново, и, загруженный мыслями, встал, начал готовиться к скорому выходу и встрече с Москвой. Выйдя из вагона и поблагодарив проводницу, Магомед отошёл от вагона, поставил сумку и начал, оглядываясь кругом, знакомиться с Москвой. Минут пять, разглядев кругом, он взял сумку и пошёл к вокзалу, а там уже начал спрашивать у прохожих, как ему добраться до университета.
Немного помучившись, он благополучно добрался до места назначения, подошёл к нужному себе столу приёмной комиссии, поздоровавшись, сел на стул и вытащил документы. Приняв документы, молодая обаятельная девушка, на которую обратил Магомед внимание, сообщила хорошую новость. Ему надо будет сдавать только два экзамена и, если успешно их сдаст, он освобождался от остальных экзаменов и становился студентом первого курса. Завершив сдачу документов, радостный Магомед пошёл в общежитие получить место, взяв в руки справку, которую ему выписали, на основании чего комендант должен был его поселить. Это была уже вторая приятная новость для Магомеда: будет сдавать только два экзамена, и экономия денег, которые были предназначены для гостиницы или для снятия жилья на то время, когда сдавал экзамены.
Определившись с местом, расположившись, познакомившись с соседями, Магомед, немного отдохнув, решил подкрепиться для начала. Остальные трое соседей вышли покурить и прогуляться, а он остался, поел, немного отдохнул, даже кемарнул немного, после чего вышел знакомиться с местностью. Интересно ему было видеть метро, подземную жизнь, движение народа, который он сравнил с муравейником и, изучая всё новое вокруг и размышляя, прогулял до вечера, и он вернулся в свою комнату, поужинав, прочитав книгу, Магомед уснул, не дождавшись соседей, ещё в двенадцать часов ночи. Утром, как всегда, рано он встал, умылся, побрился, чаю вскипятил и в новой для себя обстановке сел, позавтракал и снова вышел прогуливаться, знакомиться с Москвой, а соседи его спали, и он не знал, когда они пришли и когда легли спать. Далеко он не рисковал удаляться от общежития, так как не сразу ориентировался, куда пойти и откуда идти, такая большая Москва и такое маленькое село, где вырос, разве можно сравнить и быстро запоминать все улицы, которые ему пришлось проходить, пока гулял?
Вечером, когда уже совсем мало времени оставалось до отбоя, Магомед вернулся в своё жилище, перекусил, чай попил и, решив, что больше тратить время на прогулки не будет, так как через три дня экзамен, он лёг спать, чтобы с утра войти в распорядок со свежими силами. Расписал он себе график на ближайшее время и с утра начал жить по графику. Одним словом, Магомед сдал два экзамена на отлично и был зачислен студентом первого курса исторического факультета Московского государственного университета, получил соответствующую справку и приглашение на учёбу с первого сентября. Естественно, он не чувствовал, что ходит по земле, а казалось, что летает, такая лёгкость в нём была в это время.
Узнал, где находится почта, скорее пошёл туда и отослал радостную телеграмму родителям, что стал студентом после сдачи двух экзаменов. Родители иного и не ждали, знали, что он будет студентом, а эта телеграмма их тоже окрылила, и были они счастливы такой вестью. Тратиться Магомед не стал на поездки домой и обратно до учёбы, познакомился с куратором своего курса и брал кое-какие задания у него, помогал готовить помещения, территорию университета к учебному году. Вот и долгожданный день первого сентября. Вместе со всеми, уже студентами, Магомед из общежития направился в университет на занятия первый день. Конечно, ему было очень приятно и радостно, что он обрадовал и себя, и родителей.
Вторую неделю Магомед посещал занятия без опоздания, внимательно слушал лекции и конспектировал, как предлагали преподаватели. Так как он не курил, не пил пива, никогда не пробовал спиртные напитки, они его никогда не привлекали, он оказался оторванный в свободное время, на переменах от других сокурсников. Он и не страдал, находил всегда, чем себя занимать, чтобы не тратить драгоценное время зря.
Несколько раз он заметил, что Петров Александр из его же группы тоже не очень вливается в компанию сокурсников, не курит и всегда отдельно скучает в одиночестве. Магомед решил подойти к нему и расспросить, в разговоре он понял, что парень — человек его круга, не курит, спиртными не балуется и в школе учился так же успешно, как он, а также поступил на льготных условиях — с двумя экзаменами. Вскоре они стали жить в четырёхместной комнате с двумя студентами с другого курса. Стали вместе есть, вместе готовить. Одним словом, они побратались и во всём друг другу помогали. В спортзал вместе записались и заботились не только о знаниях, но и о здоровье.
В разговорах Магомед узнал, что Александр из ближайшего подмосковного посёлка, где около ста пятидесяти хозяйств, и жизнь у них почти одинаковая. У Магомеда хозяйство, коровы, помощь по дому, косить траву. Единственное, что Александру не приходилось — колоть дрова, так как у них в посёлке вместо дров есть газ. На таком большом расстоянии друг от друга росли, но детство у них прошло почти одинаково, и учатся вместе. Только Александру бывало интересно слушать Магомеда, когда он рассказывал о высоких горах и о жизни трудной в таких условиях. С нетерпением Александр ждал момента, когда он поедет в гости к Магомеду и увидит сам всё, что Магомед рассказывал.
Магомед до лета решил не ехать домой и с Александром не стал в гости ехать, отложили до следующего января. А на лето они не планировали, так как должны были помогать родителям по хозяйству, и лето тратить они не могли на личные удовольствия. На втором курсе, досрочно сдав сессию, получив дополнительных почти три недели свободного времени от занятий, они поехали в Дагестан. Магомед скучал очень по дому, а Александр не успевал, так как родители его в месяц один раз обязательно посещали и продукты привозили. Александру очень понравилось там. Каждый день, хоть и снег, холод, они выходили на природу, наблюдали горы, любовались, особенно Александр, для него это всё было новое. Удивлён был Александр количеством родственников Магомеда, их гостеприимством. У Магомеда четыре брата, три сестры и большое количество всех близких родственников, число которых переваливало за семьдесят человек. Тогда как у Александра была одна младшая сестра, бабушка, дедушка, две тёти со стороны отца, у каждой по одному сыну. Других родственников Александр своих не знал и не слышал, что они есть. Больше всего это и удивило Александра, и он достаточно серьёзно призадумался.
Незаметно пролетело время, и они снова вернулись в Москву, начали жить студенческой жизнью. На следующий год Магомед был в гостях у Александра. Ему очень понравилось, только в гости к родственникам ходили редко, не к кому пойти. Такова жизнь, когда мало родственников, и ещё в городе не часто ходят в гости друг к другу, в отличие от деревни. Оба они увидели, в чём разница и в чём схожесть их жизни, но поняли, что по сути всё одинаково. Хозяйство, заготовки, работа по дому, всё это не отличалось, хотя более двух тысяч километров друг от друга на расстоянии. Учились они на отлично, и по этому поводу университет отправил благодарственные телеграммы в школы и родителям.
Успешно завершив учёбу в университете, получили красные дипломы, они разъехались по своим родовым уголкам. Теперь в ближайших планах у них было устроиться в родные школы работать и жениться на уже засватанных невестах. Уезжая, они пообещали быть друг у друга на свадьбе. Первого сентября они уже вели уроки в школах и телеграммами поздравили друг друга. Вскоре было назначено время свадьбы Магомеда, он тут же отослал пригласительную телеграмму Александру. Первые суббота и воскресенье октября — день свадьбы Магомеда. Александр ещё в среду был у Магомеда. Теперь у Александра появилась возможность увидеть без снега эти горные края. Они ходили к речке, поднимались к вершине горы, которая была пока ещё свободна от снега.
Незаметно подошёл день свадьбы. Ночь гуляли у невесты, день у жениха. Александр получил много подарков как названый брат и гость от близких Магомеда. Чему был и удивлён и рад. Он первый раз на такой свадьбе, где присутствуют около двухсот человек, и ему было интересно и весело. Через три дня всей деревней проводили Александра. Все его просили следующий раз приехать со своей женой. Не только Магомед стал близким ему человеком, но ещё вся его родня. Уезжая, Александр пригласил названного брата со своей женой и родственниками на свою свадьбу на пятнадцатое ноября. Всем было грустно расставаться, но таковы правила жизни.
Вечно жить могут только наши деяния и след, который мы оставляем для потомства. Дождались времени выезда, и Магомед со своей женой поехали к Александру. Порядки деревни с городскими не схожи, и свадьбу Александра сыграли в кафе в субботу, а в воскресенье в узком кругу продолжали пировать дома. Магомед и его жена получили тоже подарки от близких Александра. Дня три ещё после свадьбы Магомед с женой остались тут, чтобы их жёны успели познакомиться и подружиться по их примеру.
Наступило время выезда, Александр и его жена поехали до вокзала в Москве проводить их, а там через несколько часов Магомед и его жена сели на поезд, помахали ручками и уехали. Радость встречи и грусть расставания их мучили долго. Но жизнь такова, она ставит условия, и мы подчиняемся. После этого они стали ездить в гости друг к другу и крепить семейную дружбу. Родились дети, они познакомились. Короче, счастливо и дружно они жили, радуя друг друга, работали до выхода на пенсию в школе, где сами выучились давно. Теперь они были рады тому, что время у них будет неограниченное гостить друг у друга. Уже дедушки и бабушки они, да ещё на пенсии, стали бывать в гостях неделями, а не по три-четыре дня, как прежде.
Очередной раз когда Александр ехал к Магомеду в гости, в поезде он долго вёл разговор самим с собою. Я русский, Магомед — аварец. На каких разных ступенях же мы стоим? Я христианин, Магомед — мусульманин. На каких ступенях мы стоим? В чём разница в нас, чтобы всегда в средствах массовой информации об этом говорили, о враждебном отношении твердили? Мы столько лет дружим, и не было разногласий, противоречий. Неужели все так не могут жить, обогащая, дополняя, радуя друг друга? Зачем нужна вражда, война, голод, порабощение? Не пойму. Но одно я знаю, и Магомед, я уверен, так же ответит, я счастлив, что я понял и знаю, я — это человек! Магомед — это человек! Наших детей мы воспитали настоящими людьми! Наверное, это и есть наше главное и правильное достижение. Мы друг у друга не отбирали, а наоборот давали всё, чем были богаты. С такими тяжёлыми мыслями Александр двое суток ехал и не заметил, как прошло время.
Жена, прожив столько лет с ним, знала, кто есть Александр и о чём может думать, поэтому она не тревожила его и не отвлекала, зная, что не просто так он задумался и ушёл в себя. За час до прибытия до места назначения, всё же жена побеспокоила его, предупредив, что они подъезжают, чтобы он подготовился. В Махачкале он со своей женой сели на автобус и поехали в горы. Целый день по горным дорогам они ехали, и снова те же мысли Александра не покидали. К вечеру они доехали до дороги, где надо было уже ехать или пешком идти километров десять в деревню, в стороне от главной дороги в районный центр. Там их ждал на машине сын Магомеда. Тёплая была встреча, они немного перекинулись шутками, сели в машину и поехали до места, куда на машине можно было добраться, а дальше пешком километра три они шли не спеша, беседуя и рассказывая новости друг другу. Когда пришли в Колоб, уже было темно, но многие родственники, справившись с домашними делами, их уже ждали у Магомеда.
Встреча была тёплая, немного побеседовав, отдыхая на лоджии, вскоре все сели за стол ужинать. Долго за столом сидели, то ужиная, то беседуя. За полночь было время, когда убрали со стола всё и принесли чай. После этого все родственники стали расходиться, и к двум часам ночи всем, кто остался, была команда от хозяйки дома каждому занимать свою постель. Так весело и дружно они провели почти три недели вместе. Время летнее, на улице тепло, и часто Александр и Магомед за маленьким столиком с чаем на крыльце на свежем воздухе беседовали. Невыносимой жары в горах не бывает, разве что в дневные часы, когда солнце, а с заходом солнца начинается вечерний сквозняк, который дует со снежных гор, где никогда не тает снег, и приходится накинуть на спину пиджак.
Наступило время, когда Александр получил возможность, находясь вдвоём, задать Магомеду тот вопрос, который его мучил трое суток: «Скажи мне, брат Магомед, столько лет мы живём, жизнь наша почти скопирована друг с друга, всё одинаково с самого детства: работа, учёба, мысли, отношение к жизни, но мы с тобою знали, что я русский и христианин, а ты аварец и мусульманин. Когда нам эти слова мешали быть в согласии? Были у тебя ко мне претензии, недовольство? В чём в нас разница? И на каких разных ступенях мы стоим? Мы с тобой знаем мировую историю и постоянное разногласие между народами, между государствами». У Магомеда был внук, названый в его честь, и он, немного подождав, окликнул его: «Внучек, принеси, пожалуйста, мне большое зеркало». Магомед тут же исполнил дедушкино требование, но получил ещё задание: «А теперь иди в сад и с каждой яблони принеси по три яблока, отдельно в пакете с каждого дерева». Магомед принёс пять пакетиков с пятнадцатью яблоками. Теперь Магомед начал отвечать с вопроса: «Скажи мне, брат Александр, врач, когда приходится спасти больного, проводя операцию сердца, печени, желудка, там он находит русское, аварское, татарское или другое строение органов? Там всё одинаково. Теперь давай посмотрим вдвоём в зеркало и увидим себя. Есть немного внешнее отличие, но это потому, что мы родились в разное время, и это влияние звёзд, солнца, времени года, месяца, часа, которые являются факторами взаимодействия, влияния природы на наше создание. А теперь яблоки. Вот три яблока с одного дерева и ни одно друг на друга не похоже. Яблоки с разных деревьев так же не похожи друг на друга, но они — яблоки. Бывают среди них и гнилые яблоки. Так же и люди, внешние черты отличны друг от друга, а по сути все одинаковы: сердце, печень, желудок, почки, но гниль всегда находится, чтобы портить жизнь всем.
Мы с тобой — люди. Гнилость появляется от мышления, желания, безрассудства, эгоизма, лени, равнодушия, жадности. Поэтому мы с тобой и одинаково живём по нормам морали человека. Пусть судьба всех наделит нормами морали человека, и жизнь станет не испытанием, а временем счастливого провождения для всех». На этой ноте дедушка завершил рассказ своим и Александра внукам, и был вопрос одного внука лет девяти: «Дедушка, скажи, пожалуйста, что такое — человек?» «Внуки мои дорогие, родные, человек — это тот, в котором нет лени, зависти, чёрствости, безразличия, предательства, подлости, трусости, ехидства, грубости, ненависти. Есть чуткость, бесстрашие, жалость, уважение, трудолюбие, заботливость, терпение, расчётливость, дружелюбие и доброе отношение к окружающему миру. Вы поняли, внуки мои?» — спросил дедушка Магомед. «Поняли», — ответили внуки и поблагодарили дедушку. «Значит, всем можно пойти спать, спокойной ночи мои дорогие» — сказал тогда Магомед. Все разошлись по своим местам и легли спать. Конечно, все продолжали мысленно сами с собою беседовать и размышлять. Дедушка почувствовал гордость за своих внуков и внуков Александра, что они тоже так дружно начали жить по их примеру. Александра внукам уже скоро уезжать, и от этого и от того, что жизнь заканчивается, дедушкам стало грустно, но сожалеть им было не о чем, кроме того, что жизнь не такая длинная, нельзя прожить хотя бы триста лет, чтобы радоваться внукам, правнукам…
Истина души человека на примере истории жизни имама Шамиля
«Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был разделён и никогда не знал врагов внутренних».
Имам Шамиль.
Вот такими великими словами обращался великий имам Шамиль к своему народу и всему человечеству, ибо мудрейший имам знал, что враги внутренние, вражда изнутри — это причина рождения внешних врагов. Родился Шамиль в ауле Гимры на северо-востоке Дагестана в 1797 году. Рос он очень гордым мальчиком. Отец Шамиля чрезмерно увлекался алкоголем. Все попытки сына удержать отца не имели успеха. Тогда Шамиль поклялся отцу, что он заколет себя собственным кинжалом, если тот выпьет ещё хоть раз спиртное. Это привело к желаемому результату, ибо Денгау, его отца звали так, любил своего сына и знал, что тот сдержит данное слово. С этого дня и до самой смерти отец его больше не пил. Это была первая победа Шамиля. Благодаря постоянным физическим упражнениям, он превратился в мускулистого атлета. Он одним прыжком садился в седло во время скачек, вторым перепрыгивал высокие ворота аула, перескакивал через обрыв, находясь под животом лошади, становился во весь рост в седле и метким выстрелом попадал в брошенную высоко в воздух монету. Всё это делалось на полном скаку. Он изучал арабский язык, арабскую литературу, философию, теологию и даже проник в сложный суфизм, который давал сравнительное научно-религиозное учение от Адама, Авраама, Моисея, Иисуса и до Магомета. Шамиль был признанным всей общественностью лучшим учеником, и учитель предсказал ему великое будущее.
А будущее его — это 25-летняя война против царского гнёта, против бесчеловечного унижения человека человеком, против произвола человеческого во имя свободы порабощённого человека. Шамиль стал третьим имамом Дагестана.
В первые годы своей неограниченной власти Шамиль сконцентрировал своё внимание на четырёх направлениях. На первом месте стояло объединение всего Дагестана, а по возможности — и Кавказа. Необходимо было постоянно беспокоить царские части боевыми действиями до наступления такого дня, когда он сможет встретиться с их войском в открытом бою. Он предусматривал также введение нового свода законов в Дагестане. И, наконец, самое важное — он хотел определить своё место, выполнить свою божественную миссию на земле от имени Аллаха. Военная машина Шамиля была образцом дисциплины и порядка не только в Дагестане, но и на Кавказе. Приняв с большим почтением старые адаты, Шамиль издал целый кодекс законов, дополняющих их. Законы касались свящённой войны против царского гнёта. Когда же его страну называли дикой, Шамиль отвечал: «Это хорошо, потому русский царь и его армия не могут со мной расправиться. Я не хочу идти далеко и сравнивать себя с большими правителями. Я, Шамиль, обыкновенный аварец, но мои плохие дороги, мои леса и горы делают меня сильнее многих монархов. Я должен натирать мои деревья маслом, тину и грязь моих местностей смешать с благоухающим мёдом, а мои скалы увенчать лаврами за то, что они очень помогают мне в борьбе за свободу Дагестана».
Берзин-бей, любитель ярких, образных выражений, сказал о Шамиле: «Глаза его метали стрелы, цветы падали с его уст». В великой освободительной борьбе против царской армии Шамиль показал истории человечества, что не должно угнетение человека человеком продолжаться и быть узаконенным. Справедливость его борьбы против царской армии показывает даже случай, когда он был взят после изнурительной долгой войны в плен. Царь приказал не казнить и не убивать его, а только с высшими государственными почестями принять. Когда был взят в плен, перед фельдмаршалом Барятинским Шамиль стоял слегка опустив голову и, казалось, не слышал, что тот говорил ему. Затем он медленно снял свой меч, прекрасное дамасское оружие с позолотой, поклонился и передал его грациозным жестом Барятинскому. «Я бы не позволил, чтобы мой меч был в недостойных руках, — сказал он, — вам, сардар, я даю его, так как вы победили меня и моё войско». Огромное уважение и благородное обращение, оказанное царём Александром Вторым своему пленнику Шамилю, соответствовали его характеру. Александр Второй чувствовал отвращение к кровопролитию, а его взгляды на Кавказскую войну были такими же, как и у его друга Барятинского. Он видел в Шамиле не личного врага, а большого полководца. С нетерпением ждал он встречи с ним и приказал без промедления отправить Шамиля к нему. Царь приказал в путешествии имама оказывать ему самый тёплый приём.
Он должен был посетить Москву и Санкт-Петербург, чтобы ознакомиться с городами и двором прежде, чем он поедет в провинцию. Царь хотел взять на себя в будущем заботы о здоровье и благополучии имама. Как-то через много лет, когда жил уже в Калуге, Шамиль вспомнил о капитуляции в Гунибе, и как покорился он судьбе. Милосердия он не ожидал, а думал, что Барятинский опозорит его, как побитую собаку. Шамиль был готов к смерти, а верный кинжал должен был завершить его подвиги. Сдержанная речь фельдмаршала поразила его и, когда он увидел большое внимание и почёт к своей персоне, он оказал фельдмаршалу такое же внимание и преподнес ему свой меч. Царь и имам встретились на военном параде, организованном по этому поводу, встретились посреди колышущихся знамён улан, оглушительного звука военной музыки и облаков пыли от бега казачьих коней. Царь сделал всё, чтобы избавить Шамиля от унижения. Он обращался с ним, как с почётным гостем. К концу 1870 года, когда силы уже были на исходе, Шамиль решил посетить город Эль-Медину, где жил, молился и умер пророк мусульман — Магомед. 4-го февраля 1871 года в этом городе закрыл глаза навсегда и имам Шамиль. Жизнь имама Шамиля — это не жизнь одного Шамиля. История Шамиля — это не история о кавказской войне против царской России.
Это жизнь и история свободолюбивых людей, борцов за свободу. Жизнь и история Шамиля — это наука отношения человека к своей жизни, к своему образу, к своему разуму. Встреча царя с имамом Шамилем даёт определение смыслу человеческой жизни, человека политики, эксплуататора, освободителя. Царь, понимая, что он является заложником времени, показал всему человечеству необходимость изменения взгляда на жизнь с позиции эксплуататора.
Человека, на захват которого царская армия потратила четверть века в войне, царь встречает как самого желанного и близкого гостя. Это потому, что царь является в данном случае объектом отражения именно человеческих качеств, его потребностей, мудрого использования своего внутреннего мира, душевного расположения и сердечной признательности освободителю человека от вечного гнёта самого же человека. Великий поступок, пример всему человечеству, мудрость человеческая — вот как можно определить в данном случае поступок царя Александра Второго. Истина человеческого разума и души скрыты в недрах эмоций, жадности и ненасытности. У царя открылись именно человеческие качества, качества разума и души.
Изнутри человека выплёскивается иной раз человечность, даже если он царь, король, террорист и фашист. Поступок царя — доказательство этому. Поэтому, обращаясь ко всему человечеству мира, мне хочется выразить только сожаление, что человек всё ещё не расстается с идеей эксплуатации, насилия, терроризма, хотя история всё время доказывает, что это противоестественно, аморально, задержка на пути развития человеческой цивилизации, цинизм по отношению к человеческой душе и законам природы.
Шамиль — это земной дух, выражающий общечеловеческий протест против человеческого гнёта, человеческой безнравственности, античеловечности. Шамиль — это искра человеческого разума, которая разжигает в душах человечества человеческую теплоту, заряд справедливости, необходимость понятия в собственных и общечеловеческих взглядах. Шамиль жертвовал собственными интересами ради благополучия народов Дагестана, Кавказа, России и всего мира. Он — факел мира во всём мире. Не воевал Шамиль против России, а воевал он против авторитарного режима эксплуатации, против абсурда человеческого.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ради будущего надо в настоящем созидать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других