Книга о земном пути Йешуа из Нацрата (Иисусе Христе), от вод реки Йорден до скорбного креста в Йерушалайме. О людях его окружавших и предательстве ближних. О власти над силами земными и духовными. Но самое главное – о необычном учении, основанном на древнем законе о вере, молитве, любви и милосердии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Перикопа 3
Йоханан ѓа-Матбиль
Иоанн Креститель
Спустя некоторое время около Бет Абары (Вифавары), подле реки Йарден.
— “…Ведь не коротка рука Йеговы, чтобы спасать, и не туго ухо Его, чтобы слышать.
Ибо лишь грехи ваши произвели разделение между вами и Элохим вашим, и проступки ваши закрыли лицо Его от вас, чтобы не слышать.
Ибо руки ваши запачканы кровью, и пальцы ваши — грехом, уста ваши изрекают ложь, язык ваш преступное говорит.
Нет взывающего справедливо, и нет судящегося по истине. Полагаются на суету и говорят ложь, зачинают беду и рождают несправедливость.
Ноги их ко злу бегут, и спешат они пролить кровь невинную, мысли их — мысли несправедливые, грабёж и разрушение на путях их.
Дороги мира не знают они, и нет правосудия на путях их. Пути свои искривили они для себя, кто ходит по ним — не знает мира.
Потому удалилось от нас правосудие и не достигает до нас справедливость. Надеемся на свет, и вот — тьма, на озарения — и впотьмах ходим.
Ощупываем, как слепые, стену. И как без глаз, ходим ощупью. Спотыкаемся в полдень, как вечером. Во мгле — как мертвецы.
Ибо умножились преступления наши пред Тобой и грехи наши свидетельствуют против нас. Ибо преступления наши с нами и грехи наши мы знаем.
Преступление и лицемерие пред Йеговой и отступление от Элохим нашего. Разговоры о грабеже и несправедливости замыслили мы и изрекли из сердца слова лжи.
И отступило назад правосудие, и справедливость вдали стоит. Ибо споткнулась на площади истина и честность не может придти.
И истина отсутствует, и удаляющийся от зла безумцем считается. И увидел Йегова, и противно стало очам Его, что нет правосудия”, — вещал к народу человек одетый во власяницу.
— “Встретил Ты радующегося и творящего справедливость, на путях Твоих помнивших Тебя. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили. И как же мы будем спасены?”
“Но и ныне ещё, — сказал Йегова, — возвратитесь ко Мне всем сердцем своим, с постом и с плачем, и с причитанием!
И рвите сердца ваши, а не одежды ваши, и возвратитесь к Йегове, Элохим вашему. Ибо Он жалостив и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии”.
“И тогда возревнует Йегова о земле Своей, и сжалится над народом Своим”.
“Ибо знает он, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши. Вы притесняете правого, берёте взятки и извращаете во вратах суд бедняков”.
“И приближусь Я к вам для суда, и буду свидетелем скорым против чародеев, и прелюбодеев, и клянущихся ложно. И грабящих плату наёмника, вдову и сироту. И неправильно судящих пришельца. И не боятся они Меня! — сказал Йегова Цеваот.
Ибо Я, Йегова, не изменился, и вы, сыновья Йакова, не исчезли.
Со времён отцов ваших отступали вы от законов Моих и не соблюдали их. Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам, сказал Йегова Цеваот.
И скажете: «В чем возвратиться нам?» Может ли человек обкрадывать Элохим? А вы обкрадываете Меня и говорите: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиной и приношениями!
Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
Принесите всю десятину в дом хранилища, и будет она пищей в доме Моём. И испытайте Меня этим, сказал Йегова Цеваот: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?
Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Йегова.
И скажете вы: «Что говорили мы о Тебе?» Сказали вы: “Тщетно служить Элохим! Какая польза, что исполняли мы службу Его и что ходили унылыми пред Йеговой Цеваотом?
И теперь считаем мы счастливыми нечестивых. Лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Элохим, но остаются целы.
Тогда говорили друг с другом боящиеся Йегову. Внимает Йегова, и слушает, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Йегову и чтущих имя Его.
И станут они для Меня избранной частью, сказал Йегова Цеваот, в день тот, который определю Я, и помилую Я их, как милует человек сына своего, трудящегося для него.
И снова различать будете между праведником и грешником, между служащим Элохим и не служащим Ему”.
— Кто ты есть? — раздался негодующий голос, будто резкий щелчок хлыста в тишине оливковых дерев. — Мы ежедневно читаем священные свитки, а ты, ныне, вышел из пустыни, как зверь, и смеешь учить нас? При этом соблазняя людей своими мятежными речами.
Взывающий иудей обратил свой взор на группу людей, состоящую из нескольких фарисеев и левитов. Одетых в длинные льняные хитоны, стелющиеся по земле, подпоясанные разнотканными красивыми поясами. А голову их венчала не менее выразительная головная повязка. Старший из них поднял руку и строго посмотрел на молодого левита, возвысившего свой голос. И тот почтительно склонил свою голову.
— Я Никодим. Член высшего государственного совета — синедриона Йерушалайма, — указал он рукой в сторону столицы. — О тебе многое говорят. По окрестностям ходят разные слухи. Твои страстные речи будоражат людей. Синедрион этим обеспокоен. Хотелось бы знать многое, но вопрос уже задан. Что ты скажешь о самом себе? Кто ты?
Стоявшие вокруг люди, иногда вполголоса обсуждавшие свои дела, полностью примолкли. Воцарилась абсолютная тишина. Всех интересовало, кем же объявит себя страстный борец за правду. Даже лёгкий ветерок, до этого перебиравший листочки деревьев, и тот на время утих.
— Я иудей, и жил там, где водил меня Дух Йегова. Питая меня кореньями и древесными побегами, акридами и мёдом диких пчёл.
— Своим образом и страстными речами о чистоте веры, ты подобен почитаемым раввинам древности. Скажи, ты не Элийя, вознесённый вихрем на огненной колеснице? — почтительно спросил молодой фарисей.
— Нет, — улыбнулся ему проповедник.
— Может быть ты возомнил себя пророком? — гневно возвысил голос старший левит.
— Нет, — уверенно взглянул на него иудей. — “Но уже вышел отросток из ствола Йишая, и даст побег плоды, что от корней его.
И снизойдёт на него дух Йеговы, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Йеговы.
И исполнит Он его духом боязни Йеговы. И не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела.
Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны. И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого.
И справедливость будет препоясаньем чресл его. И истина — поясом на бёдрах его”.
— Уж не Машиах ли ты, спаситель народа иудейского? — с ехидной издёвкой, вновь выкрикнул молодой левит.
Никодим гневно посмотрел на крикуна. И тот не выдержав взгляда, отвернулся.
— Нет. Я не Машиах. Но в Писании сказано:
“Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки. Чтобы скрепить печатью видения и пророчества и помазать святая святых.
Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Йерушалайма до правителя Машиаха пройдёт семь семилетий, а после шестидесяти двух семилетий вновь будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия”.
Исполнилось время сиё. Вопреки запретам иудейских раввинов исчислять Данииловы седмицы.
— Ты видимо явился из Кумрана, — задумчиво начал Никодим. — Что разместился на берегах Мёртвого моря. Потому как ты более похож на ессеев, как их ещё называют благочестивые или молчаливые. За аскетично-замкнутое братство. Поборников ритуальной чистоты, предписанный коэнам в книге Левит. Строго соблюдающих законы Торы. Так называемых сынов света. Проводящих всё своё время в молитвах и чтении Священных Свитков. Они решили, что мир вокруг беззаконен и порочен, а они единственные избранники, с которыми будет заключён новый завет, предсказанный пророком Йеримийа. А так же считают, что судный день настанет для всего мира, кроме них. Итак, какой же нам дать ответ, пославшим нас? Кто ты?
— Я Йоханан. Пустынник. Я не являюсь ни чьим сторонником. Ибо всецело принадлежу Предвечному.
Да, я отшельник. Я одинокий голос, вопиющий из пустыни, возвещающий вам. Как речено было пророком Йешайа.
“Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Элохим ваш.
Говорите к сердцу Йерушалайма и возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от руки Йеговы вдвое за все грехи свои.
Глас призывает: в пустыне очищайте дорогу для Йеговы, ровняйте в Араве путь Элохим нашему.
Каждый дол поднимется, и каждая гора и холм понизятся. И станет крутизна равниной и горная цепь — долиной.
И явится слава Йеговы, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Йеговы.
Голос говорит: возглашай! И сказал я: что возглашать мне? Всякая плоть — трава, и всякая милость её — как цветок полевой.
Засыхает трава, увядает цветок, когда дыхание Йеговы подует на него. Поистине народ этот — трава.
Засыхает трава, увядает цветок, но слово Элохим нашего, существует вечно.
На гору высокую взойди, вестница Цийона! Возвысь мощно голос твой, вестница Йерушалайма! Возвысь, не бойся, скажи городам Йехуды. Вот Элохим ваш!
Вот, Йегова Элохим в силе придёт, и мышца властная у Него. Вот, награда Его с Ним, и вознаграждение Его пред лицом Его.
Как пастух, пасёт Он стадо Своё, мышцей Своей собирает ягнят и на груди Своей носит”.
— Итак, ты не Элийя, ни пророк и ни Спаситель, — перечислил Никодим. — Почему же ты проводишь ритуальное очищение — твилу, для всех иудеев?
— Я проповедую покаяние и омываю водой, во оставление грехов. Дабы каждый признал мерзость свою и отринул её от себя. Я только вестник, но посреди нашего народа, уже стоит тот, которого вы ещё не знаете. И я свидетельствую, что за мною идёт сильнейший меня, который станет впереди меня. Кому я недостоин быть слугою, и наклонившись, развязать ремень обуви его. Он же будет очищать вас Духом Святым и огнём. Уже и лопата его в руке его, и он очистит гумно своё и соберёт пшеницу свою в житницу, а мякину сожжёт огнём неугасимым. Ибо сказано:
“Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной. И внезапно придёт в Храм Свой Йегова, которого вы ищете, и посланник завета, которого вы желаете. Вот приходит, сказал Йегова Цеваот.
И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит при появлении его? Ибо он — как огонь очищающий и как щёлок стирающий.
И будет сидеть, как плавильщик и как очищающий серебро. И очистит сыновей Лэйви, и очистит их, как золото и как серебро. И будут они для Йеговы приносящими дар в праведности.
И приятен будет для Йеговы дар Йехуды и Йерушалайма, как в дни древние и как в годы прежние.
И приближусь Я к вам для суда, и буду свидетелем скорым против чародеев, и прелюбодеев, и клянущихся ложно, и грабящих плату наёмника, вдову и сироту, и неправильно судящих пришельца. И не боятся они Меня! — сказал Йегова Цеваот”.
И суд будет по правде, а не в угоду сильным мира сего!
— Нам не в чем тебя упрекнуть, — слегка кивнул Никодим. — Я услышал тебя. Мы возвращаемся в Йерушалайм.
И делегация развернулась по направлению к столице.
— Постойте! — внезапно прозвучал голос Йоханана.
Иудеи остановились, с явным раздражением посмотрев назад.
— Передайте тетрарху Галилеи и Переи — Ироду Антипе.
“Ибо забыл ты Элохим спасения твоего и не помнил о скале твердыни твоей. Поэтому сажал ты саженцы приятные, и черенки посадил от чужой лозы.
В день посадки ты растил их, чтобы поднялись ввысь, а наутро заботился о том, чтобы посаженное тобою расцвело. Но погибнет урожай в день болезни, и боль будет мучительной”.
Ибо не дОлжно иметь тебе жену брата твоего, единокровного — Филиппа. Женившись на ней, он нарушил заветы Йегова!
“И говорил Йегова Моше так:
Говори с сынами Исраэйлевыми и скажи им: Я Йегова, Элохим ваш.
По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте. И по обычаям земли Кнаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите.
Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им. Я Йегова, Элохим ваш.
Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими. Я Йегова.
Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Йегова.
Наготы жены брата твоего не открывай: это нагота брата твоего”.
“И если кто возьмёт жену брата своего, это осквернение — наготу брата своего он открыл, бездетны будут они”.
Для чего Ирод Антипа оставил законную жену свою, дочь царя Набатейского? Для чего сожительствует с племянницей своей? Разве не знает он, что “мерзость пред Йеговой порочный, а с праведными у Него общение.
Проклятие Йеговы на доме нечестивого, а обитель праведников Он благословляет.
Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным даёт милость.
Мудрые наследуют почёт, а глупых уносит бесчестие”.
“Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет, и назидательные обличения — путь жизни.
Чтобы остерегать тебя от женщины злой, от льстивого языка чужой.
Не пожелай красоты её в сердце твоём и да не увлечёт она тебя веками, подмаргиваниями своими.
Потому что из-за жены блудной нищают до буханки хлеба. А мужняя жена душу дорогую уловляет.
Может ли кто положить себе огонь за пазуху, чтобы не сжечь одежд своих?
Может ли кто ходить по горящим углям, не обжёгши ног своих?
Так и тот, кто входит к жене ближнего своего, кто прикоснётся к ней, не останется без наказания.
Не презирают вора, если он крадёт, чтобы насытить себя, когда он голоден.
Но, будучи пойман, заплатит всемеро, отдаст всё имущество дома своего.
Кто же прелюбодействует с женщиною, тот лишён ума. Тот губит душу свою, кто делает это.
Побои и позор найдёт он, и бесчестие его не изгладится”.
“Ибо сотовый мёд источают уста чужой женщины, и глаже елея нёбо речь её.
Но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый.
Ноги её нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы её.
Не исследуй путь жизни, стези её блуждают, не узнаешь их”.
“Ибо глубокий ров — блудница, и тесный колодезь — чужая жена.
Она, как разбойник, подстерегает, и умножает отступников между людьми”.
“Таков путь жены прелюбодейной: поела, обтёрла рот свой, и говорит: “не сделала я худого”.
И Иродиаде передайте.
Посему, блудница, слушай слово Йеговы.
“Пусть удалит она блуд с лица своего и прелюбодеяние от грудей своих.
Дабы не раздел Я её донага и не выставил бы её, как в день, когда родилась она. И сделал бы её подобной пустыне и превратил бы её в землю иссохшую, и уморил бы её жаждою.
И детей её не помилую, потому что они дети блуда.
Ибо распутничала мать их, осрамилась родившая их, так как говорила: «Пойду за любовниками моими, дающими мне хлеб мой и воду мою, шерсть и лён мой, оливковое масло моё и напитки мои».
Поэтому прегражу Я путь твой терниями. И поставлю Я пред ней изгородь, и не найдёт она путей своих.
И прекращу Я у неё всякое веселье: празднества её, торжества новолуний её, и субботы её, и все праздничные собрания её”!
— Мы больше не в силах этого терпеть, выслушивая обличение царственных особ от пустынного выходца, — с гневом в голосе обратился старший левит к Никодиму.
— Уходим, — согласился фарисей. Последний раз бросив грустный, прощальный взгляд на Йоханана, и повернувшись, направился в Йерушалайм.
— “И опустошу Я виноградные Лозы её и смоковницы её, — продолжал кричать им вслед пустынник. — О которых она говорила: «Это плата мне, что дали мне любовники мои». И превращу Я их в лес, и звери полевые съедят их!
Так, сказал Йегова Элохим: срамота низа твоего за то, что изливалась и раскрывалась нагота твоя в распутстве твоём пред любовниками твоими!
И Я буду судить тебя карами прелюбодейниц и проливающих кровь, — и предам тебя кровопролитию, ярости и ревности!
И будет после всех злодеяний твоих, — горе, горе тебе! Слово Йеговы Элохим!”
Народ тоже стал расходиться. Потому что никому не хотелось быть обвинёнными в мятежных речах против тетрарха.
Тем временем к Йоханану приблизились два его ученика.
— Равви, иудеи боятся власть предержащих. И не осмеливаются слушать голос правды, хотя и знают её, порицая в сердце своём.
— “И стали все мы, как нечистый, и, как одежда запятнанная, — вся справедливость наша. И поблекли все мы, как лист, и грехи наши, как ветер, уносят нас, — сокрушённо покачал головой Йоханан.
И нет призывающего имя Твоё, побуждающего держаться за Тебя. Ибо скрыл Ты лицо Своё от нас и дал нам истаять от грехов наших.
А ныне, Йегова, — отец наш Ты. Мы глина, а Ты — гончар наш, и дело рук Твоих все мы.
Не гневайся, Йегова, так сильно и не вечно помни грех. Ведь, смотри, прошу, — народ Твой все мы”.
Со слезами на глазах он обозревал расходящихся иудеев. И тут его сердце словно игла острая кольнула. Он ещё раз пристально обвёл взором окрестности и в отдалении, заметил до боли знакомую фигуру.
— “Пойте Йегове песнь новую, ибо чудеса сотворил Он, помогла Ему десница Его и мышца Его святая.
Дал знать Йегова о помощи Своей, пред глазами народов открыл справедливость Свою.
Вспомнил Он милость Свою и верность Свою дому Исраэйля. Увидели все концы земли помощь Элохим нашего.
Радостно восклицайте Йегове — вся земля, откройте уста и ликуйте и пойте.
Воспойте Йегове на кинноре, на кинноре и гласом песнопений.
Голосом труб и шофара вострубите пред Царём Йеговой.
Зашумит море и всё наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней.
Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы.
Пред Йеговой, ибо пришёл Он судить землю. Судить будет Он вселенную справедливостью и народы — праведностью”, — благоговейно произнёс он, а по его щекам катились слёзы радости.
— О чём ты говоришь, учитель? — недоумённо посмотрели на него ученики.
Пустынник поднял руку, указывая вдаль.
— Андрей, Иоанн, видите ли вы человека в полосатом хитоне, идущего по направлению к Шомрону?
Они пристально вгляделись туда, куда было указано.
— Да, наставник, мы видим его. Но он уже далеко от нас.
— Вот Агнец Божий, чистый и безгрешный, который берёт на себя грех мира сего. Это тот, о котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты его все мы примем и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моше, благодать же и истина произойдут через него.
Йегова, Элохим нашего не видел никто и никогда. Единородного Сына, сущего в недре Отчем, Он явил.
Я не знал его. Но для того пришёл омывать в воде во оставление грехов, дабы он явлен был Исраэйлю. И свидетельствую о нём, что видел я Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нём.
Я не знал его, но Пославший меня омывать в воде народ свой, сказал мне. На ком увидишь Духа, сходящего и пребывающего на нём, тот и есть очищающий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что сей есть Сын Йегова.
— Учитель, мы пойдём, спросим его? — поклонились ученики.
— Следуйте зову сердца своего, — обнял их на прощанье Йоханан.
И оба иудея, скорым шагом, направились вслед далёкой фигуре в полосатом хитоне.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других