Прощай, заниженная самооценка!

С. Ф. Касаткин, 2022

Настроение скверное, обижаетесь по пустякам, недовольны жизнью… В компаниях отмалчиваетесь и затаиваетесь, категорически отказываетесь от выступлений… Не можете довести начатое дело до конца, перестали верить в себя, а окружающие откровенно считают не интересным и неудачником… Так это и есть заниженная самооценка. Разве не хотите преодолеть? Для этого поработайте над собой по предлагаемому пособию. Оно основано на оригинальной методике, которую автор успешно применяет на своих курсах уже более пятнадцати лет. В ней эксклюзивная познавательная информация по проблеме и система несложных, но продуктивных упражнений и тренингов. Освоите – станете ярче и интересней, будете продуктивнее общаться, выступать, начнете завоевывать авторитет, почувствуете себя лидером, люди к вам потянутся и уже заметно поднимите самооценку. Благодаря этому, успешно будете разрешать жизненные трудности, которые из-за комплексов ранее казались непреодолимыми. Пособие насыщено выдержками из психологических дневников обучавшихся на курсах, конкретными примерами и отзывами. Оно адресовано каждому, заинтересованному в активном личностном росте и преодолении заниженной самооценки. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прощай, заниженная самооценка! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От коммуникативной зажатости и закомплексованности — к уверенному и продуктивному общению

Как считаете, с общением все нормально? Или с трудом знакомитесь, не можете обратиться с просьбой, стараетесь отмалчиваться, больше слушаете, чем говорите, отделываетесь краткими репликами, речь сбивчивая, избегаете шумных компаний, теряетесь в разговоре с начальством, оживляетесь после алкоголя… Ну, так задумайтесь: убого общение — ущербна жизнь; как мы говорим — так и живем; следите за речью — от нее зависит Ваше будущее. Если согласны, то исправляйте и совершенствуйте! Это — первостепенный и важнейший шаг в улучшении состояния при заниженной самооценке! Последовательно разрешайте следующие задачи:

— осознать сущность коммуникативной зажатости, закомплексованности и их негативные последствия для личностного развития. Бывает очень трудно разобраться: в каких случаях тревожность непосредственно сдерживает или искажает поведение и действия человека? А в каких это усугубляется, ею же порожденными страхом внимания и неумением общаться? Поэтому вникайте!;

— преодолеть коммуникативную зажатость и закомплексованность. Этот шаг обязательный! Сначала нужно снять блокирование естественных речевых действий и только потом развивать разговорные навыки. При игнорировании такой последовательности позитивные результаты как-то не очень получаются;

— освоить уверенное, продуктивное общение и развить общительность. Эта задача непростая и небыстрая. Поэтому особо не торопитесь, продвигайтесь шажками. Сначала отшлифуйте свое повседневное общение. Добивайтесь, чтобы оно стало свободным, естественным и непринужденным. То есть, спрашивают или обращаются с просьбой — благожелательно отвечаете, уточняете и обсуждаете какие-то детали, высказываете свое мнение, поддерживаете и развиваете разговор. Уже владеете этим или овладели? Тогда переходите к постижению инициативного общения. Оно позволяет нетрудно знакомиться, вступать в беседу, начать разговор, внести предложение, обратиться с просьбой и т. п. Благодаря этому налаживаете отношения с родственниками и постоянно расширяете круг знакомых и друзей. А далее осваивайте интересное общение. С ним сможете уверенно держаться в центре внимания, активно поддерживать беседы на актуальные темы и дискутировать, высказываете оригинальные мысли, остроумно шутите, артистично рассказываете веселые истории и анекдоты. К вам тянутся, с удовольствием слушают и хотят общаться. Ну, и венец, — продуктивное общение. Его предназначение — зажечь собеседника какой-либо идеей, напористо убедить или переубедить, побудить его к действиям, отстоять свою позицию. В результате к Вам будут прислушиваться и охотно подчиняться.

Почему начинаем с общения? Оно — золотой ключик, широко открывающий двери в любые сферы вашей жизни. Важнейший инструмент успешной деятельности и базовая составляющая повседневности.

Уберете в общении зажатости и комплексы, освоите предложенные виды общения — уверенность, словно круги по воде, будет активно разноситься по всей психике. Сразу почувствуете себя легче! И, уверяю, самооценка заметно повысится!

Коммуникативная закомплексованность и ее проявления у подростков

Зависимость такая: чем лучше поймете ее сущность, тем компетентнее будете выполнять тренинги и тем выше эффективность работы над собой. Представьте: пригласили домой гостей, скажем, на день рождения, новый год или просто собрались пообщаться. Все уселись за стол… что просится? Хозяйке или хозяину встать и произнести несколько приветственных фраз, типа: «Дорогие друзья! Спасибо, что пришли поздравить именинника. Мы всегда рады видеть вас в своем доме…» Но если зажатость и закомплексованность одолевают, то вместо подобного вступления обычно махнут рукой и скажут: «Да, давайте, выпьем без церемоний…» Другой пример: на производственном совещании начальник вдруг обратился: «А вот вы как считаете…?» Что, казалось бы, сложного, изложить свое мнение? Но комплекс тут как тут — теряетесь и начинаете мямлить, типа: «Ну, я не знаю…, как-то так неожиданно…, мне нужно подумать…, можно попозже отвечу…» Проанализируйте, в обоих случаях коммуникативная зажатость и закомплексованность вдруг взыграли от следующих возникших обстоятельств:

— сразу оказываетесь в центре внимания;

— ситуация становится непривычной;

— в результате заволновались, задрожали и естественные, ожидаемые речь, поведение и действия притормозились и исказились.

Отсюда определение: коммуникативная закомплексованность — это такое психо-физиологическое состояние, которое искажает или полностью блокирует речь, поведение и действия человека, когда он находится в центре внимания в непривычной обстановке. Но подробнее… Почему психофизиологическое? Как только психика отметила названные роковые обстоятельства — физиология сразу же отреагировала волнением, учащенным сердцебиением, повышенным давлением, покраснением-побледнением — тут же зародившийся страх заломал речь, поведение и действия. Собственно, это и есть комплекс, укоренившийся и возникающий уже привычно, автоматически. «В центре внимания» — ничего больше, как устремленные глаза окружающих. «В непривычной обстановке» — нужно напрячь интеллект и говорить, выдерживая взгляды, мимику и ответные высказывания немалого количества людей. Заметьте, нет этих обстоятельств — нет и комплекса. Наконец, как «искажает»? Наиболее распространена «зажатость», при которой страх сковывает, почти парализует. Человек старается не смотреть в глаза окружающим, с трудом и невнятно говорит, руки-ноги дрожат, движения ограничены. «Выглядишь — дурак дураком», как выразился один из слушателей моих курсов. Для образности, вспомните, как такие ученики отвечали у доски в школе. Другое искажение, я называю, — «клоунада». Говорящий подхихикивает, гримасничает, несообразно жестикулирует, нарочито коверкает интонации, неуклюже пытается рассмешить собеседника и др. Попробуй скажи, что у него явные комплексы — никто не поверит, да и сам он обидится. Но по сути же, это самая настоящая защитная и комплексная реакция от внутреннего дискомфорта и страха. Но еще проявляется «неоправданная агрессия». Оправданная — когда человека обижают, оскорбляют, унижают, а он, разгорячившись, отвечает тем же на повышенных тонах. Ну, а если его никто не задевает, разговаривают спокойно и уважительно, а он вдруг начинает яриться, грубить, хамить, кричать… Заподозрите закомплексованность — почти не ошибетесь, такая вот защитная реакция. «Блокирует» — человек просто не выйдет в центр внимания или напрочь «потеряет дар речи», встретившись с упертыми в него взглядами. Для полноты картины высказывание одного из моих учеников: «Они все смотрели на меня. Я ощущал каждую пару глаз на своем лице. Я пытался убедить себя, что мне наплевать на них, наплевать, что они думают, но это не работало. Я не мог ясно соображать. Я сфокусировался на одном глазе и упорно смотрел в одну точку…»

И как же это мешает общаться и по жизни? Давайте конкретизируем то, что в общих чертах уже рассматривалось выше. Ваша задача — вникнуть и тщательно отследить свое. Пожалуйста:

— коммуникативные зажатость и закомплексованность сдерживают развитие голосового аппарата. Если человек постоянно отмалчивается и робеет, то его голос «садится» и становится тихим. Кроме того, обычно плохо открывается рот, говорит «сквозь зубы», что, буквально, выламывает дикцию. Захочет закомплексованный вступить в разговор, а его не слышно и не понятно. В этот момент обязательно кто-то рявкнет: «Что ты сказал?» Ну, все — совсем потеряется! Нетренированный голос становится бледным и монотонным, он напрочь лишен интонационной выразительности, что тоже затрудняет восприятие речи;

— развитие речи от коммуникативных комплексов тоже страдает. «Да, я не знаю, о чем говорить» — типичный ответ закомплексованного на призывы больше общаться. Ну, так само собой, если не владеете темами для обычного «трепа», то как поддерживать «кухонные» разговоры. Хоть дома, хоть на работе или с друзьями. «Мне это неинтересно» — еще одно категоричное заявление. Правильно, оно уже как бы оправдывает имеющиеся комплексы. Считаете эти ответы нормальными? И — не вступаете в разговор! Ну что ж, придерживайтесь этого и дальше, вас же трудно переубедить. Только не надейтесь, что когда будет по настоящему интересно, сможете обсуждать проблему достойно. Словарный запас, быстрый подбор нужных слов, конструирование емкой и грамотной фразы для выражения мысли, ее выразительное произнесение — у вас же это от помалкивания еще к-а-а-а-к развито?;

— вдобавок сама собой формируется не располагающая невербальная речь. Закомплексованные вообще не придают ей значения и даже не понимают, какую ошибку делают. Но вот окружающие… Кому приятно, скажите на милость, общаться с человеком, у которого постоянно отрешенное, напряженное, вымученное, обиженное, страдающее, злое или не очень понятно какое лицо. «Стоит только взглянуть на докладчика по коронавирусу — сразу впадаешь в панику. Неважно, что говорит, хочется быстрее бежать к спасательным шлюпкам» — такое вычитал, например, в Интернете. А взгляд? Бегающий, блуждающий, глаза постоянно отводит или опускает, как будто винится за что-нибудь непристойное. «Взгляд убийцы» — так, к слову, охарактеризовали комментаторы одну из наших известных фигуристок. Согласитесь, — жуть! Свою лепту вносят и несообразные жесты: руки мешают, не знаете, куда деть их, поэтому они зачастую в карманах, величаво сложены на груди, теребят край кофты, сложены умоляюще, назойливо вертят какой-нибудь предмет и т. п. Добавьте бросающиеся в глаза сутулость, семенящую походку, корявую манеру держаться — что ж, осталось только посмотреться в зеркало;

Задумайтесь, можно нормально общаться, имея подобные недостатки? Сами бы вы как отнеслись к такому человеку? Вот и приходится закомплексованному молчать, молчать и молчать… И тянуться к уединению, замыкаться в своих переживаниях. Так жизнь и ломается. Даже такие определения для этого не кажутся чрезмерными: закомплексованность — это рак души, а мои обучающиеся еще дополняют — яд, паралич души. Иногда меня упрекают, что все о недостатках и недостатках…, мол, удручает. Ну, поймите, а как иначе, — их нужно осознать, чтобы оттолкнуться в стремлении к позитиву и преодолевать адресно. Диагностировать! По аналогии — как это делают врачи. Поэтому продолжаем…

Начнем с подростков. Уже в начальной школе довольно заметно, как некоторые ребятишки замыкаются и сторонятся. Но в средних классах закомплексованность начинает явно расцветать, особенно, активизируясь при проявлении интереса к противоположному полу. И резко обостряется в старших. Вспоминайте свое, школьное, и внимательно отслеживайте ее проявления:

— закомплексованные учатся, как правило, хуже. Ученик на отлично подготовил домашнее задание, его вызвали к доске отвечать, а у него страх внимания, закомплексованность. Все поплыло перед глазами, зажался, вспомнить выученное не может, с трудом говорит — какую оценку ему поставят? Пытаются, конечно, понимающие учителя, помочь наводящими вопросами, но это редко спасает. Учившиеся у меня на курсах часто говорят, что как бы хорошо ни подготовились, за ответы у доски все равно получали только неудовлетворительно, ну-у-у — посредственно, в крайнем случае. Учителя в благих целях просят огорченных родителей поднажать на подростка. В ответ те или устраивают разборки, «выносящие школьнику мозг», или исступленно защищают его перед педагогами, доводя конфликта. У меня в связи с этим неизменно резонный вопрос: «Будет ли у таких ребят желание учиться?» К сожалению, он пока остается риторическим! А вот за письменные, компьютерные, тестовые и экспериментальные работы оценки у закомплексованных заметно выше (я работал и экспериментировал в школе). Нужно объяснять — почему? На моих лекциях учителя также в один голос: «Мы стараемся меньше вызывать учащихся для ответа у доски.

Эта форма уходит в прошлое». Правильно, потому что сегодня большинство из-за коммуникативной закомплексованности наотрез отказывается выходить перед классом или делает это с нескрываемым сопротивлением и раздражением. Вроде бы ничего страшного, но структура урока вынужденно меняется. Самостоятельные задания преобладающе вытесняют важнейшие способы развития устной речи и общенческой практики у подрастающего поколения. Считаете это оправданным? Еще учителя запальчиво говорят, что больше практикуют активные речевые методы, в которых участвует весь класс. Но если приглядеться, то закомплексованные и здесь не в фаворе. Они обычно отделываются односложными ответами и краткими ремарками, типа: «Да, я не знаю… уже все сказали…

я согласна…» А об активном участии и речи не идет. Что-то непонятое спросить у учителя — тоже лишний раз не подойдут, постесняются! И каково тогда у них качество знаний?

— закомплексованность корежит поведение учащихся и доводит их до негатива и криминала. Такие школьники очень обидчивы, капризны, грубы, нередко агрессивны. У них обостренное стремление к внешнему оригинальничанию или вычурному поведению. Могут, например, демонстративно развалисто улечься на скамейках в зале или на столах в классе, усесться в какой-нибудь вызывающей позе на пол или подоконник, ходить, волоча ноги и свирепо смотреть, изображая из себя «крутого», и т. п. Хуже того, они бравируют такой манерой общения и выставляют ее напоказ. Зачем? В большинстве случаев таким образом они подсознательно самоутверждаются и приглушают свои коммуникативные страхи. Им кажется, что препираясь с учителями и демонстративно нарушая нормы поведения, они приобретают больший авторитет у сверстников. Пытаясь хоть как-то повлиять, педагоги активно зазывают их на различные внеклассные занятия. Частично удается, но сколько раз слышат категоричный отказ: «Петь-танцевать-актерствовать-выступать — это не мое… да, не пойду я… оно мне надо…» Ярлычок приклеивается сразу — ленивый, инертный, трудный. Махнут рукой и больше никуда не приглашают. И куда им? В лучшем случае — на занятия спортом или компьютерами, техникой, где проблемы общения так не мучают. В худшем — скатываются в пассив, некую оппозицию, кучкуются и противопоставляют себя учителям и позитивным ребятам.

Однако, негативный сериал на этом не заканчивается. Чем сильнее внутренние страхи и неумение общаться, тем неуемнее желание подростков скрыть их и завоевать авторитет совсем уж неприглядными действиями. Просто тянет на мнимые «подвиги» — раннему курению и алкоголю. Но не просто, а с демонстративным превосходством «крутизны» над остальными: «Вот, мол, я какой…, а вы еще не доросли, салаги». Не срабатывает это — в запасе откровенный криминал. На моих курсах обучающиеся не так редко признаются, что вели себя в школе подобным образом именно из-за неумения общаться и закомплексованности. Впечатлила следующая история: мужчина, лет сорока, в старших классах ужасно боялся, как бы ребята не узнали про его страхи и не начали обзывать трусом. На словах за себя постоять не получалось и он нашел другой выход — стал лазить в форточки и воровать в квартирах. А дальше по накатанному: поймали один раз, второй, — комиссия по делам несовершеннолетних. Сверстники смотрели с обожанием! Финал закономерный — наступило совершеннолетие, уже реальное следствие и лишение свободы дожидаются. Отец спас, уговорил военкома отправить в военное училище. По окончании — десантные войска, где закалился и вроде бы перестал бояться. Но заложенное в молодости не отпустило: после армии замкнутость затянула на спиртное и наркотики. Помогла сестра, бизнес-вумен, — купила квартиру и устроила на хорошую работу. Тогда, говорит, я собрал силу воли в кулак и пошел на Ваши курсы, чтобы научиться общаться и избавиться от противных страхов. Трагедия!

Думаете, единичный случай! Ну, тогда данные социологических опросов: приобщение к алкоголю и наркотикам в основном происходит на дискотеках и в ночных клубах, где старшеклассники тоже завсегдатаи. Причина понятна? Добавляет храбрости, развязывает языки и с противоположным полом общаться уже намного легче. А у закомплексованных девушек свои проблемы, знаете же. На них не слабо давит цинично модное: чем раньше они лишатся невинности, тем скорее самоутвердятся и избавятся от излишней тревожности. Вот и торопятся, торопятся… Но еще такой распространенный вариант: подросток ни в активе, ни в пассиве не пользуется уважением и авторитетом. Посредственность! Послушные и покорные тихушники! Настоящая благодатная почва для заторможенности общения и закомплексованности. Потом у кого-то взрослая личная жизнь может сложиться вполне нормально, но многие, к сожалению, — так и останутся в тревожности и страхах.

— закомплексованность предопределяет выбор профессии. Коммуникативные — политик, менеджер, адвокат, учитель, врач… отвергаются с ходу. Потому что нужно интенсивно общаться! «Не мое!» — при таком категорическом отказе и не подступишься. Но что выбирают закомплексованные выпускники? Программиста, бухгалтера, экономиста, инженера, геолога, редактора, художника… чтобы молча уткнуться в дисплей, эскизы или уйти в поле-лес и никого не видеть, не слышать. Однако, заставили родители пойти, скажем, по стопам отца-матери. Тоже никакой гарантии, что не бросят учебу или поменяют профессию. На моих курсах с такими проблемами постоянно! Но парадокс! Профессия «замкнутая», а с возрастом все больше тянет к живому общению. Более того, обостренная чувствительность позволяет закомплексованным лучше понимать людей и даже успешно управлять ими. Вот тогда и нарастает недовольство выбранной после школы профессией, развивается внутренний конфликт и раздражение должностью, коллективом, начальством… Круг замыкается!

— у закомплексованного подростка напряженное общение и сложные отношения в семье. Привычно списывать это на переходный возраст, пубертатный период. Однако у комплексов здесь тоже далеко не последнее слово. Намучается подросток от неадекватного и издевательского отношения одноклассников, придет домой — ему еще как хочется отойти от негативных впечатлений и переживаний. А завтра снова в школу, понимаете… Естественно, он замыкается у себя в комнате и ни с кем не хочет разговаривать. А тут мама-папа: «У тебя что-то случилось?» В ответ грубое и раздраженное: «Да, отстаньте от меня…», — доходящее иногда до истерик и нервных срывов. Спасение находят обычно в компьютере, иногда телевизоре, чтении, но если просиживать за ними постоянно и допоздна, то еще и эта зависимость цепляется. Само собой, к живому общению подобное никак не располагает. Затянется такое состояние — совершенно не исключено, что в один прекрасный момент последует категорическое заявление: «Я не пойду в школу». Что будете делать? Успокаивать себя тем, что все через это проходили, вспоминать свои детские и юношеские годы? Ну, что ж, пожалуйста…

Вот реальный пример про Свету К., типичный, кстати. Общительная и жизнерадостная, по словам матери, она начала замыкаться с седьмого-восьмого класса. Утешение, как водится, нашла в компьютере. Он поглотил ее: к окончанию школы разработала с десяток компьютерных игр, переписывалась со сверстниками в разных странах, помогла учителям создать обучающую программу и др. Но… реальное общение свелось на нет и развилась сильнейшая закомплексованность. Оказалась совсем без подруг и столь естественного в таком возрасте молодого человека. Первый курс института… По ее словам, она не знала, с кем и как заговорить, о чем общаться. Из-за этого отношения с сокурсниками не заладились с первых дней — ее стали сторониться. Дальше — хуже! Наконец, напряжение выросло до такой степени, что учеба стала в тягость и только усилием воли она заставляла себя ходить на занятия. Бросить институт — все больше одолевала эта идея. К счастью удалось помочь…

— изгои — искалеченная жизнь. Основная причина, по моим наблюдениям: у подростков пробивается объективная потребность в самоутверждении, вот они и выбирают самого слабого, на ком это можно делать почти безнаказанно. Он или уже в сильных комплексах и не может постоять за себя. Или отторгают его за какие-то негативные качества, — ябеда-жадный-жалкий, — а потом уже вынужденно у него формируется замкнутость и необщительность. Таких в каждом классе — один-два-три, уберите — обязательно появятся другие. Если замечали, они сразу бросаются в глаза своей отрешенностью и замкнутостью. Попытки присоединиться к стайкам девчат или группам ребят встречают неизменный отпор, ехидный или откровенно агрессивный. Да, и на уроках, если есть возможность, сидят по одному. Самое плохое, что с ними вообще не церемонятся, унижают на виду у всех, особо не выбирая выражений и не останавливаясь перед физическим насилием. Пожаловаться учителям — стыдно, не поймут и не смогут помочь, да и сверстники возненавидят еще больше. Родителям сказать, — пойдут выяснять с учителями и одноклассниками, чем однозначно, сделают еще хуже. Или махнут рукой и скажут: «Разбирайся сам, не маленький». Не ходить в школу нельзя, и тогда остается: драться, сколько хватит духа и физических сил, или замкнуться, обособиться и свести общение до минимума. Большинство выбирает последнее. Глубина драматизма изгоев, проучившихся на моих курсах, — в их историях и дневниках в последующих главах книги. Почитайте далее и прочувствуйте!;

Казалось бы, педагоги и родители, озаботьтесь всерьез проблемой школьного общения и закомплексованности! Но, к сожалению, отношение к ней или довольно будничное, или не знают, что делать. Бытует: «Все само собой утрясется. Дети же…», «Повзрослеют и поменяются…» и т. п. Хорошо бы… В своих лекциях прямо-таки напираю на учителей: «Изучайте проблему! Находите способы ее разрешения! От этого во многом зависит, как сложится у школьников взрослая жизнь…» А в ответ нередко: «Послушайте, у нас полно забот с пристрастием учеников к курению, употреблению алкоголя, наркотикам. Теперь вы еще со своей закомплексованностью». Правильно, конечно,… если не знать, что комплексы одна из основных причин этого пагубного негатива. Так и остается «глас вопиющего в пустыне». Очень жаль!

ПОРАБОТАЙТЕ НАД СОБОЙ:

1. Выберите примеры для подражания. Как-то недооценивается этот прием в современном воспитании. Но вот польза от него огромная… а) есть в вашем трудовом коллективе или среди родственников, друзей, знакомых человек интересный, авторитетный и легко общающийся со всеми? Но чтобы вы тоже его уважали и импонировали? Вот на нем и остановитесь! Понаблюдайте: как он держится, улыбается, здоровается-прощается, обращается с просьбой, говорит комплименты, ведет беседу, задает вопросы, дискутирует и т. п. Запоминайте, заучивайте и активно применяйте! По словечку, фразочке, интонации, улыбке, жесту…; б) также на телевидении или по Интернету выберите известную личность, которая импонирует вам.

И тоже аналогично подражайте! Но сделайте еще так: запишите небольшой фрагмент его-ее беседы на видео и распечатайте содержание примерно на полстранички. Зачитывайте, а лучше заучите текст и произносите его, пока не добьетесь более-менее соответствия оригиналу. И в манере произнесения, и интонационной окраске. Справились — поработайте со следующим речевым фрагментом. Что получите? Если человек вам импонирует, то почти всегда это означает, что ваши манеры речи будут похожи. Вот и развивайте свою на его примере; в) наконец, понаблюдайте за общением окружающих. Как понравилась какая-либо фраза, оборот речи — запоминайте, заучивайте и применяйте. Делайте это постоянно! Наполняйте-наполняйте свою общенческую копилочку!;

2. Вытренируйте прямую осанку. Вся практика моих курсов подтверждает: она снимает до двадцати-двадцати пяти процентов закомплексованности. Но, наверное, не подозреваете даже, сколько в ней секретов. Обычно провожу такой эксперимент: приглашаю одного из обучающихся выйти перед группой. Всем дается задание: полная тишина и слушать интонацию. Прошу вышедшего повернуться ко мне лицом, несколько ссутулиться, опустить взгляд, склонить голову и ладошкой вверх протянуть просящую руку. Предлагаю ему сказать: «Помогите, пожалуйста, мне избавиться от закомплексованности». Говорит! Следующее задание: распрямиться, голову держать прямо и смотреть мне в глаза. Сказать то же самое! Говорит! Спрашиваю слушателей: «Есть разница в интонации?» — почти всегда слышу в ответ: «Да, мы отчетливо почувствовали».

Тогда объясняю суть эксперимента. Когда человек согбенный, с поникшим взглядом — это поза покорности или раба, как я ее называю. Соответственно, и интонация звучит просяще, унизительно. Но стоит только распрямиться, посмотреть прямо в глаза — и в голосе сразу проявляются ощутимые нотки твердости и уверенности. Догадались, какая зависимость прослеживается? Коммуникативная закомплексованность и зажатость сгибают человека в позу рабской покорности и напрочь лишают чувства собственного достоинства. Но бывает также наоборот — привычная поникшая поза почти обязательно ведет к комплексам. Проделайте сами и ощутите благотворное влияние прямой осанки. Один военный на моих курсах, буквально, открытие для себя сделал. Он постоянно отмечал: как только его подопечные-новобранцы освоят строевую подготовку, так сразу личностно меняются, заметно взрослеют. Теперь, говорит, я понял, что это во многом благодаря прямой осанке. Вырабатывайте!

Основное — прочувствовать линию собственного достоинства. В ней какая-то физиологическая и психическая основа приобретения уверенности. Проверьте на себе: поднимите подбородок и держите голову на одной прямой боковой линии с туловищем. Осознаете, что ощущается? Явный прилив уверенности и достоинства! Это постоянно подтверждают все мои слушатели. Опустите голову — так и тянет к покорности, непротивлению, а наоборот, задерете нос — хочется быть высокомерным, гордиться и зазнаваться. Хотите лишний раз убедиться в этом. Проанализируйте свои ощущения в такой ситуации: провинились в чем-то и начальник выговаривает вам. Примите поникшую позу, то есть опустите глаза и склоните голову. Сразу в голове примерно такие мысли: «Что же я наделал? Как мог так поступить? Ужас! Виноват, виноват…» Вот она рабская покорность и закомплексованность. Слова в свою защиту не можете сказать. Но распрямитесь, поднимите голову, расправьте плечи, посмотрите разгневанному начальству в глаза. Ход мыслей тотчас же непроизвольно, подчеркиваю, непроизвольно, меняется примерно на такой: «Да, виноват. Но это же все поправимо. Сейчас все переделаем и исправим.

Не надо так распаляться». И не только думаете, но и возражаете подобным образом. Но можно и исторический аргумент. Знаете же: издавна власть имущим, духовным лидерам, богатым с детства прививалась прямая осанка и обостренное чувство собственного достоинства. Остальных же, кого было возможно, рабы-слуги-подчиненные, осознанно принуждали кланяться и унижаться, а фактически комплексовать, чтобы и мысли не возникало ощутить себя человеком.

ПРИСТУПАЙТЕ К ТРЕНИНГАМ:

— ходите с книгой на голове — простейший и известный способ. Пробуют его многие, но не всегда получается, потому что в нем есть своя «фишечка». Книга должна лежать строго на темечке. Тогда только голова занимает нужное положение и вместе с туловищем образует прямую линию собственного достоинства. Книга не падает! Попробуйте положить ее на затылок, как это часто ошибочно делают. Голова сразу вынужденно наклоняется вперед и линия собственного достоинства ломается. Книга постоянно падает! Отследите! Выполняйте тренинг каждый день лучше по утрам примерно пять-десять минут. Прекращайте, как только уверенно прочувствуете линию собственного достоинства. Так, чтобы в дальнейшем могли держать прямую осанку привычно, не прилагая каких-либо особых усилий. По моей практике, это происходит примерно за полторы-две недели;

— при ходьбе держите взгляд параллельно земле. Как ходите по улице или в просторном помещении? Ссутулившись, опустив взгляд, держа руки в карманах штанов или молодежной куртки… Типично для закомплексованного! Распрямляйтесь! Поднимите голову, как в предыдущем упражнении, смотрите вперед и вдаль, стараясь выдерживать воображаемую линию взгляда параллельно земле. Или как еще психологи советуют: пять градусов выше горизонта. Ну, можно и так! Если в помещении — наметьте на противоположной стене точку на уровне ваших глаз и ходите, периодически взглядывая на нее. Прямую осанку сначала ощущайте и осознавайте! Но затем приучите себя ходить так привычно, автоматически. Следите также за походкой — она жестко связана с осанкой. Сутулитесь, сгибаетесь — начинаете семенить, волочить ноги, вихляться, ходить вразвалочку, словно бывалый моряк или крутой «мен»… Вытренируйте естественную, легкую, свободную, ле-тя-щу-ю и пружинистую походку. Можете попробовать «от бедра», как в известном кинофильме. Такая подчеркнет вашу уверенность и впечатлит окружающих! Предупреждаю: глубоко задумаетесь, заботы одолеют, волевые мысли про осанку и походку улетучиваются — вновь привычно сутулитесь! Слушатели моих курсов по этому поводу говорят: «К концу дня сильно устаешь. Да, еще если холодно на улице, то так и тянет съежиться, согнуться. Но скажешь себе: «Взгляд параллельно земле!», — и сразу распрямляешься. Даже усталость как-то отступает и теплее становится». Воспользуйтесь!;

— преодолейте сутулость. С ней просто настоящая беда! Садитесь за компьютер и жестко говорите себе: «Буду держаться прямо!» Но увлеклись, забылись, впились в дисплей… и, прямой спины, как не бывало. Примерно так же на моих курсах: делаешь замечание — распрямляются, только отвернешься — вновь вопросительный знак. Почти как школьники! Ломается, ломается из-за этого прямая осанка. Но предлагаемый тренинг хорошо помогает: стоя или сидя заведите руки за спину, сцепите пальцы, направьте ладони вниз и потяните, как можно сильнее, к полу. Сразу грудь и плечи распрямляются, четко вписываясь в прямую осанку. Повторяйте упражнение постоянно, пока не добьетесь ощутимого результата. Подстрахуйте себя от забывания — разместите на дисплее компьютера всплывающую подсказку примерно с таким текстом: «Сядь прямо!», «Распрямись!», «Держи прямую осанку!» и др. Можно и шутливо: «Ну ты, разогнись, же, наконец!», «Сколько можно крючком сидеть?»… Периодичность всплывания, ну, минут пятнадцать — двадцать. Как только появится — сразу руки назад и вниз. Делать, пока не привыкните сидеть за компьютером, письменным столом и ходить прямо;

— сделайте балетное упражнение. Затылком, лопатками, частью тела, которую стесняемся называть, и пятками прижмитесь к стенке. Затем, не отрываясь, приседайте по пять-семь раз каждый день желательно утром примерно полторы-две недели. Как только уверенно прочувствуете прямую осанку, переходите к поддерживающему тренингу — через день-два, а потом — раз в неделю;

— потренируйте позу ящерицы. Бывает, что полностью разогнуться и держать прямую осанку как-то трудновато, что-то мешает в спине. Распространенная причина — наросты между шейными позвонками, которые образуются при привычной сутулости. Тогда кажется, что ходить согнувшись намного удобнее и преодолеть это ощущение не так просто. Но попробуйте предлагаемый тренинг: лягте на живот на коврик. Затем, упираясь руками в пол, приподнимите голову и верхнюю часть туловища насколько возможно. Как ящерица! Представьте, что во рту вода, которая не должна выливаться и в тоже время не попасть в горло. Повращайте головой влево-вправо, будто ящерица высматривает добычу или потенциальных врагов. Чувствуете характерное похрустывание в шее? Делайте упражнение, пока оно не прекратится! Лучше по утрам — одну-полторы минуты. Обычно за неделю-две межпозвонковое пространство разрабатывается и прямая осанка уже не вызывает затруднений. Не ощутили хруста, так и не нужно ничего делать, все в порядке. Еще: если в связи с нарушениями в позвоночнике наблюдаетесь у врача или, не дай бог, сделали операцию, то предварительно проконсультируйтесь, не навредит ли это упражнение. Одна из слушательниц моих курсов пожаловалась, что когда она пытается ходить прямо у нее кружится голова. Посоветовал: держи прямую осанку, пока не появятся признаки головокружения — тогда сразу ссутулься привычно. Прошло — вновь распрямляйся. И так чередуй, пока не пройдет такое состояние. Помогло! Возьмите себе на заметку!

Королевской, королевской осанки добивайтесь. Сами-сами-сами… Подсмотрите в кино и подражайте, начитайтесь в Интернете и выполняйте рекомендации. Получится — восхищенные взгляды и первоначальный интерес окружающих будут обеспечены. Далее — очень строго! Представляете же, бусы. На ниточке-основе нанизаны бусинки. Так вот, все дальнейшие тренинги должны выполняться только при прямой осанке!!! Буквально, нанизаны на нее — иначе их эффективность ощутимо смазывается. Не забывайте!

3. Учитесь знакомиться. В каждой учебной группе прошу: «Поднимите руки, для кого проблема — спросить который час у незнакомых людей?» Одна-две…

обычно. Ну, тогда задание: «С небольшим интервалом спросите время у десяти-двенадцати человек подряд на улице или в общественном транспорте». На следующем занятии: «И-и-и… сколько у кого получилось?» А в ответ совершенно безо всякого энтузиазма: «Времени не было…, да, у меня проблем с этим нет…, двух-трех спросил…» Понятно? Люди не смогли переступить через свои блоки-страхи, вот и прячутся за надуманными отговорками. Осознайте: «спросить время» — это первый и довольно непростой для закомплексованных шаг-тренинг к свободным и инициативным знакомствам. Признайтесь, что даже не осознавая «шарашитесь» от незнакомцев, а, уж, заговорить с ними… Преодолевайте! Делайте так:

— спросили кого-то — подождите, пока он не отойдет и потеряется из виду, только потом обращайтесь к следующему;

— варьируйте формулировку вопроса: «Будьте добры, подскажите время, пожалуйста!», «Извините, который час?», «Пожалуйста, сколько времени?» и т. п.;

— спрашивайте, глядя в глаза и с подкупающей улыбкой, интонацией. Обязательно впитывайте в себя ответную доброжелательность и искреннее желание помочь;

— старайтесь обращаться ко всем подряд. Но!.. не подходите к тем, кто может обидеть: пьяным, неадекватным, слишком нахальным, заведомо приставучим и т. п. И, конечно, не трогайте тех, у кого руки заняты сумками, поклажей, им же очень трудно доставать мобильник или взглянуть на часы;

— не впадайте в панику, если вдруг не ответили или нагрубили. Продолжайте тренинг!

— немного помогает, если перед вопросами быстро прошлись до первого пота и глубокого дыхания.

Вместе с ними выходят излишки адреналина и спрашивать будет легче.

Какой нужен результат? Представьте: проснулись утром и пошли в ванну умываться. Взяли зубную щетку, выдавили на нее пасту, чистите зубы, ополаскивайте рот… делаете все это ав-то-ма-ти-чес-ки, не думая. Мысли же совершенно о другом: как одеться, настроиться на работу, накормить мужа, отвезти детей в школу и т. п. Вот точно так же, как чистите зубы, особо не задумываясь и не настраиваясь, без треволнений и съедающих переживаний нужно научиться спрашивать: «Который час?» Улыбнулись — и спросили! Как само собой! Кто-то не ответил-набуркал, — да, и бог с ним, было бы из-за чего расстраиваться. Однако, есть «фишечка»: чтобы добиться такого естественного и незакомплексованного обращения к незнакомым, нужно набрать определенное количество «спрашиваний». Для каждого оно разное, — по моей практике, пятьдесят-шестьдесят-семьдесят и более. Вдруг наступит момент — почувствуете, как говорят мои обучающиеся, что-то внутри стронулось, перещелкнуло, отпустило. И все — больше не будете заморачиваться, обратиться ли к незнакомому и как это сделать. Просто подходите — и спрашиваете!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прощай, заниженная самооценка! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я