Экономический анализ деятельности предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы

С. С. Степанова, 2009

Данное пособие предназначено для помощи студентам в подготовке к экзамену по экономическому анализу. Книга составлена в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования, утвержденными Министерством образования России. Пособие содержит полный объем необходимого материала для сдачи экзамена на «отлично». Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухучет», «Экономика», «Финансы и кредит» и др.

Оглавление

8. Анализ использования чистой прибыли

Важнейшим финансовым показателем является прибыль, которая характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Прибыль (убыток) отчетного периода распределяется между обществом в лице государства и предприятия.

Прибыль отчетного года уменьшается на суммы:

1) доходов в виде процентов, полученных по ценным бумагам;

2) доходов, полученных от долевого участия в деятельности другого предприятия (кроме доходов, полученных за пределами РФ);

3) доходов от игорного бизнеса и видеосалонов;

4) прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (если ставка налога отличается от ставки по основному виду деятельности);

5) прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;

6) льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Чистая прибыль — это разница между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного периода и величиной налога с учетом льгот.

Чистая прибыль является основой развития экономики предприятия.

Направления использования прибыли и принципы распределения определяются предприятием самостоятельно и отражаются в учетной политике.

Предприятие при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики, с учетом чего отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

В соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие распределяет чистую прибыль по таким направлениям использования, как:

1) отчисления в резервный фонд;

2) отчисления на благотворительные и иные цели;

3) выплата дивидендов в акционерных обществах.

В течение года предприятие направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т. е. расходует прибыль прошлых лет.

Часть прибыли может быть нераспределенной. Это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли). На основании данных этой таблицы необходимо найти абсолютное отклонение, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану, по факту, найти относительное отклонение. Особое внимание следует обратить на величину нераспределенной прибыли, т. е. реинвестированной прибыли.

В акционерных обществах распределение прибыли — это вопрос дивидендной политики предприятия. Данная проблема решается предприятиями по-разному.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширить производство за счет собственных средств, что снижает величину расходов на обслуживание внешних источников финансирования (кредитов, займов), и оценить запас финансовой прочности (рентабельность продаж, оборачиваемость всех активов). Темп увеличения собственного капитала является важным ограничителем темпов роста предприятия. Темпы роста производства зависят от спроса рынков сбыта, мощностей предприятия и от структуры капитала.

Величина текущих активов подвижна и зависит от масштабов бизнеса:

1) отраслевой принадлежности;

2) темпов реализации продукции;

3) структуры оборотных средств;

4) инфляции;

5) учетной политики;

6) системы расчетов.

Индикатором финансового благополучия является стабильность дивидендных выплат, которая снижает уровень риска для инвесторов и ведет к увеличению спроса на акции данного предприятия и росту цен на акции.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я