Эннеаграмма — это технология, позволяющая найти выход из неэффективных моделей мышления, чувств и поведения. Эннеаграмма, описывающая девять способов восприятия мира, является эффективным инструментом для личной и коллективной трансформации. В книге подробно описаны проявления трех основных мотивов (инстинктов) для каждого из девяти основных эннеатипов. Понимание 27 подтипов помогает развитию гармоничных отношений, раскрытию дарований, различению стереотипов и повышению уровня осознанности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эннеаграмма и основные мотивы поведения. Осознание своих талантов и устремлений – ключ к гармонии и процветанию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Краткое описание
трех мотивов
Мотив самосохранения
и его проявление в поведени
Мотив самосохранения направлен на сохранение своего тело, жизни и эффективное функционирование. Таким образом, этот мотив фокусируется на физической безопасности, благополучии, сохранении имущества и комфорте. Беспокойство или стресс могут сочетаться с этим мотивом, побуждая нас сохранять или накапливать энергию и ресурсы в ответ на требования окружающей среды или поведение других людей. Мотив самосохранение проявляется на индивидуальном, групповом и планетарном уровнях. Он определяет и инстинкт продолжения рода, и стадный инстинкт, позволяющие сохранить и обезопасить популяцию какого-либо вида существ.
Краткие характеристики психологических паттернов: эгоцентричность, безопасность, основательность, убежище, тепло, благоустроение, семья, родовые связи, удовлетворение, питание, покой, обеспеченность, независимость, укорененность, устойчивость, аппетит, беспокойство.
Люди, у которых данный мотив является доминирующим, больше всего озабочены своей безопасностью, комфортом, благоустройством дома, состоянием здоровья, восстановлением жизненных сил и т. п.
Их беспокоит наличие достаточного количества ресурсов для того, чтобы справляться со всеми жизненными требованиями.
А. Маслоу писал, что подавляющая часть людей в современном обществе не сталкиваются с проблемой выживания в жестком смысле этого слова14.
Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз15.
Типы с доминирующим мотивом самосохранения больше, чем остальные озабочены тем, как они питаются, количеством денег, состоянием домашнего хозяйства, медицинскими услугами, стабильностью в семье и обществе.
В центре их внимания дом, земля, покупки, одежда, питание, здоровье, автомобиль, декор, особенно, если они не удовлетворены этими составляющими жизни и имели чувство нехватки чего-то в детстве.
Эти типы более основательны, практичны, серьезны, сосредоточены на своем внутреннем мире, чем типы с другими доминирующими мотивами. Обычно они заинтересованы в том, чтобы эти блага были и у других людей.
Они могут вести активную социальную жизнь и иметь счастливую личную жизнь, но если они чувствуют, что нечто грозит их безопасности, то они теряют покой.
Потребность в самосохранении и безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Для них важны уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что им ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Базовое состояние
• Ценят личное жизненное пространство.
• Озабочены созданием и поддержанием физической безопасности и комфорта.
• Главное для них не испытывать нехватки в деньгах, ресурсах, во времени, в спокойствии,
• Их основная забота — жилье, пища, финансы, одежда, здоровье.
• Тратят много времени на удовлетворение основных жизненных потребностей.
• Много внимания уделяется хождению по магазинам, обустройству дома и рабочего места.
• Стараются получать такие навыки, которые позволяют сохранять и поддерживать безопасность и комфорт жизни.
• Более интровертны, замкнуты и необщительны, чем другие подтипы.
Состояние дисбаланса
о Человек перестает заботиться о себе, что приводит к нарушению питания и режима сна.
• Начинает накапливать вещи или наоборот избавляться от всего, считая это ненужным.
• Проявляется одержимость вопросами здоровья и правильного питания.
• Если отношение к финансам нарушается, они становятся или скупыми или безрассудно расточительными, от чего возникают проблемы с деньгами.
• Пренебрегают ресурсами, что плохо отражается на карьере, общественной жизни и благосостоянии.
• Не следят за временем.
• Факторы окружающее обстановки для них не важны.
• Крайний дисбаланс приводит к саморазрушению.
Состояние преображения
• Забота об экосистемах.
• Стремление поступать на основе ценности безнасильственности.
• Потребность в развитие потенциала.
• Высокое стремление к природной красоте и естественности.
• Справедливость, оптимальность.
• Здоровые отношения с людьми, далекие от желания манипулировать ими в своих интересах.
• Простота, основательность, укорененность.
• Терпение, величавость, умиротворенность.
• Переживание своего присутствия, не ограниченного физическим телом.
• Инстинкт самосохранение расширяется до стремления к сохранению своего я.
• Осознание проявлений программы самосохранения в больших системах: сообществе, этносе, планете, космосе.
• Практическая мудрость.
Сексуальный мотив
и его проявление в поведении
Ключевым элементом сексуального подтипа является сильное стремление людей к близости (не обязательно к интимной) и постоянное осознание взаимного притяжения между ними и другими людьми. Важна динамика «я-ты». Их поступки и отношения определяются в зависимости от того, есть влечение или нет к конкретному человеку16.
Сексуальный подтип постоянно стремится к стимуляции близких, доверительных отношений. Это самый энергетически сильный инстинкт, более агрессивный, конкурентноспособный и эмоциональный, чем другие.
В представителях этого подтипа ощущается влияние архетипа Эрота, бог любви в древнегреческой мифологии, олицетворяющего любовное влечение и обеспечивающего продолжение жизни на Земле. Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. Он бог возрождения, оплодотворяющий землю и вызывающий к бытию новую жизнь.
Суть этого мотива — стремление проецировать себя в окружающую среду, формировать союзы и расширять себя через поколения — либо буквально, передавая свою ДНК, либо, что более символично, передавая идеи, оставляя наследие. Этот мотив фокусируется на интенсивности переживаний и личных отношениях, побуждая нас активно искать возможности, которые обещают прочные энергетические связи с другими. Отношение в паре — это то, из чего данный подтип черпает большее всего энергии и радости, но вместе с тем страданий и переживаний.
Краткие характеристики психологических паттернов: близость, игра, влечение, любить и быть любимым, дружба, секс, сексуальность, либидо, интимные отношения, доверие, забота эрос, союз-соревнование, любовь-ревность, агрессия-подчинение, мужественность-женственность, привязанность-ненависть, сила-доверие, красота-страсть, обладание-жертвенность, обольщение-обман, апатия-ликование.
Базовый профиль
• Приоритетно сохранение отношений между партнером.
• У лиц с преобладающим сексуальным мотивом происходит постоянный поиск новых знакомств и обретение новых переживаний (не только сексуальных, прыжки на парашюте, глубокий разговор, интересный фильм).
• Ищут интенсивных контактов.
• Интерес к доверительным отношениям.
• Внимание на получение энергии и на обмен энергиями.
• Увлекающиеся, то есть могут пренебречь своими обязательствами и своими потребностями, если серьезно увлекаются.
• Для них важна доверительная интимность, не только открыто сексуальная.
• Широкий экспериментальный подход к жизни.
• Идут на поводу своих влечений.
• При общение для них более важен глубинный контакт, а не статус и положение собеседника (как для людей, управляемых социальным мотивом).
Состояние дисбаланса
• Постоянно ищут в окружающем мире ситуацию или человека, которые их дополняют.
• Сильная ревность, страх потерять близость, жажда контроля.
• Им сложно адекватно заботится о себе.
• Им сложно сконцентрироваться на собственных потребностях и приоритетах.
• Возможна рассеянность, невнимательность, тревожность.
• Нездоровое отношение к сексу и интимным отношениям: распущенность или фригидность, страх перед сексом или психопатическая озабоченность, чувство вины или агрессивность.
• Трудно вступать в близкие отношения (не только сексуальные), их избегание и подавление желаний.
• Либидозные комплексы, гендерное соперничество, невротический нарциссизм, латентный садизм, эротомания.
• Дискомфорт, когда появляется что-то незнакомое в их жизни.
• Могут быть социально активными, но странным образом разъединенными с друзьями, с супругом, с членами семьи.
• Эмоциональная холодность, деструктивность по отношению к себе и насильственность к другим.
Состояние преображения
• Любящая доброта, дружба, сорадость, сострадание, самоотдача, забота.
• Вдохновение, озаренность, состояние потока.
• Радостный эстетизм и естественность, утонченность и нравственная чуткость, гибкость и целостность, верность и честность.
• Потребность в творчестве и в познании.
• Понимание взаимодействия мужского и женского начал в играх жизни.
• Осознание многовариантных проявлений эроса в сложных системах: культуре, обществе, в космических силах притяжения и отталкивания и т. п.
Социальный мотив
и его проявление в поведении
Социальные подтипы адаптируются для того, чтобы соответствовать требованиям социальной ситуации, в которой они находятся. Иногда социальный мотив называется адаптационным мотивом.
Социальные подтипы также сильно нуждаются в общении, как с близкими людьми, так и с другими группами. Они всегда заботятся о том, как их действия или отношения повлияют на тех, кто вокруг.
Человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов17. Все это передавалось от поколения к поколению в виде цивилизационных кодов, требований или традиций. Неприятие этих требований рассматривалось как вызов обществу.
Социальные подтипы совершают какие-либо действия, думая о том, как их результаты отразятся на их обществе. Они тяготеют к теплым и открытым взаимоотношениям, более социально ответственны, чем другие подтипы. Строя личную жизнь, они ищут партнера, с которым они могли бы разделить социальную деятельность, чтобы он/она также хотел быть вовлеченным в их проекты и мероприятия.
Как не странно, в реальной жизни они избегают длительных близких отношений и тихого уединения, считая все это потенциально ограничивающим свободу. Они получают энергию через социальные отношения. Социальные подтипы теряют чувство смысла, если не участвуют в деятельности социума, превышающей их личные интересы18.
Бехтерев разводил понятия организованного и неорганизованного коллектива (толпы), и выделял три основные причины возникновения коллектива:
— социальный инстинкт, который заставляет человека входить в сообщества;
— невозможность решения большого числа задач в индивидуальной деятельности;
— механизмы социального отбора и социальной поддержки (слабый может получить поддержку в коллективе, что заставляет его подчинять свои интересы интересам коллектива).
Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.
Социальный мотив побуждает ладить с другими и создавать надежные социальные связи. Он сфокусирован на привлечение внимания к взаимодействию и отношениям с сообществами и группами, а также к высокой «социальной осведомленности» о нормах и уровнях статуса в группах. Этот мотив помогает сосредоточить энергию на работе для достижения общей цели или общего блага.
Краткие характеристики психологических паттернов: участие, приспособляемость, амбиции, объединение, престиж, статус, стыд, тотемность, долг, жертвенность, иерархия, дружба, достижения, слава, успех, власть, влияние, приверженность, принадлежность, союзы.
Базовый профиль
• Стремление быть в обществе, признание, принадлежность к группе, участвовать в клубах, партиях, собраниях. Получать энергию от коллективного сознания.
• Развит социальный интеллект.
• Потребность присущая всем человеческим существам быть принятым, получать одобрение, чувствовать себя в безопасности рядом с другими.
• Глубинное осознание своей беззащитности.
• Умение подстраиваться под окружающих и быть востребованным в своем мире. Умение поддерживать чувство своей ценности и нужности.
• Любят чувствовать себя вовлеченными.
• Нравится взаимодействовать для достижения общих целей.
• Стремление к вниманию, успеху, славе, почестям, успеху, лидерству, одобрению, успеху.
• Внимание на иерархию отношений, расстановку сил, на политику отношений между различными группами.
• Фиксируют отношение окружающих к себе на подсознательном уровне.
• Смотрят на себя через призму группы.
• Стремление принадлежать к более сильной группе.
• Только этот подтип активно интересуется тем, что происходит в мире (надо быть в резонансе со всеми, чтобы чувствовать себя живым и наполненным энергией). Сфера его интересов от слухов на работе до мировых новостей.
• Стараются избегать близости, хотя приходится взаимодействовать с людьми.
• Заняты защитой своих прав и прав своего коллектива.
Состояние дисбаланса
• Антисоциальность, мизантропия, неприязнь к людям доходит до социальной аутичности и утрата навыков общественной жизни.
• Недоверие к людям и группам, неспособность ладить в группе, неспособность выйти из группы.
• Трудно поддерживать общественные связи.
• Не обращают внимания на мнения других.
• Мало связаны с людьми, считая, что им никто не нужен и они ни кому не нужны. От этого может возникнуть непонимание в отношениях с союзниками, друзьями и членами семьи.
• Потеря себя в группе.
• Квазипотребность в славе и почестях.
• Зависимость от коллектива.
• Непризнание своей ценности без признания этого коллективом.
• Бунтарство, анархизм.
• Жажда манипулировать группой.
Состояние преображения
• Стремление к осознанию своего предназначения в мире.
• Альтруизм.
• Развитый социальный интеллект.
• Социальная рефлексия.
• Потребность в самоактуализации.
• Высокая потребность в познании.
• Бдительность, ответственность.
• Адаптивность.
• Здоровое отношение с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эннеаграмма и основные мотивы поведения. Осознание своих талантов и устремлений – ключ к гармонии и процветанию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
16
См. также описание Делёза и Гваттари «машины желаний», «социальной машины»: «Не существует машин желания вне социальных машин, которые они формируют на более высоком уровне; и не существует социальных машин без машин желания, населяющих их на нижнем уровне». Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. У-Фактория, 2007.