100 преимуществ медитации. Научные исследования о позитивном влиянии медитационных практик на здоровье и качество жизни человека

С. М. Неаполитанский

Рост количества практикующих медитацию и их свидетельства пользы практики привлекает все большее внимание ученых. Научные исследования в области медитации стали одной из самых быстро развивающихся областей науки. Эти исследования продемонстрировали, что использование различных практик медитации приводит к заметным позитивным изменениям у практикующих. Цель этого обзора состоит в том, чтобы представить обширный спектр результатов этих исследований, опубликованных в научных рецензируемых журналах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 преимуществ медитации. Научные исследования о позитивном влиянии медитационных практик на здоровье и качество жизни человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое медитация

Английское слово «meditation» происходит от латинского глагола meditārī, что означает «размышлять, созерцать, отражать, осознавать», который в свою очередь происходит от протоиндоевропейского «med-» («соизмерять», «открывать», «исцелять»).

В древних европейских текстах слово «медитация» использовалось для обозначения процесса и состояния «глубокого размышления», «созерцания», «удержания ума сосредоточенным на чем-то», «умного делания» и для обозначения поэтапного процесса, ведущего к созерцанию и открывающего видение изначальных причин мира5.

В современной научной и популярной литературе термин «медитация» применяется для обозначения практик, относящихся к практикам сосредоточения, управления вниманием, развития метакогнитивных состояний и осознанности, а также к созерцательным практикам в различных традициях мудрости6.

Термин «медитация» используется при переводе санскритского термина «дхьяна» (dhyāna), означающего сосредоточение, созерцательное размышление, созерцание, слова «бхавана», означающего развитие, культивирование, культура ума, а также термина «сати/смрити», означающее внимательность, осознанность, памятование.

Определения медитации

в современной научной литературе

Национальный институт здоровья США предлагает такое определение медитации:

Медитация — практика ума и тела, в которой человек сосредотачивает свое внимание на чем-либо, например, на предмете, слове, фразе или дыхании, чтобы минимизировать отвлекающие или стрессовые мысли или чувства. Медитация может помочь расслабить тело и разум и улучшить общее самочувствие и здоровье.

В журнале «American Psychologist» Шапиро и соавторы дают следующее определение:

Медитация относится к семейству практик саморегуляции, которые фокусируются на тренировке внимания и осознанности с целью достижения большего контроля психических процессов и тем самым способствуют общему психическому благополучию и развитию, и обретению таких состояний, как спокойствие, ясность и концентрация7.

В своем мета-анализе Оспина и соавторы предлагают определение медитации, которое фокусируется на общих свойствах разных типов:

Несмотря на отсутствие консенсуса в научной литературе по определению медитации, большинство исследователей согласятся, что медитация подразумевает форму умственной тренировки, которая требует либо успокоения ума, либо разотождествления с содержанием ума и которая нацелена на состояние «отделенного наблюдения», в котором практикующие знают о своем окружении, но не вовлекается в размышление о нем. Все виды медитативных практик основаны на концепции самонаблюдения за психической деятельностью, тренировке осознанности и культивирование отношения принятия процесса8.

Нейробиолог Ричард Дэвидсон отметил в одном из своих выступлений9, что медитация это «гигиена ума», направленная на улучшение психического и физического здоровья. «Когда мы выполняем простые медитативные практики для развития доброты и сострадания, мы не создаем эти качества de novo, а скорее развиваем качества, которые могут присутствовать с самого начала», — сказал он.

Виды медитации

Медитация является зонтичным термином, объединяющим различные подходы и методы. Даже в рамках одного и того же типа практики медитации можно обнаружить большие различия в зависимости от контекста, объекта и формата созерцательной практики. Все эти вариации могут способствовать дифференциальной модуляции психологических и нейрокогнитивных механизмов, измененных медитацией10, но их легко не заметить, если мы используем широкие категории типов медитации в качестве предмета исследования в созерцательной науке. В научных исследованиях, посвященных медитации, и текстах школ мудрости приводятся различные классификации медитации. Например, одна из ранних классификаций, распространенная в академических источниках, объединяет различные техники в два обширных кластера:

1. Медитация концентрации внимания. Она подразумевает добровольное сосредоточение внимания на выбранном объекте, дыхании, образе, эмоции, звуках или формуле (мантре). Медитирующий направляет внимание на выбранный объект. Чтобы поддерживать этот фокус, медитирующий также должен постоянно следить за качеством внимания. Сначала внимание отвлекается от выбранного объекта, и задача состоит в том, чтобы распознать блуждание мысли и затем восстановить фокусировку внимания на выбранный объект11.

2. Медитация открытого наблюдения (мониторинга) включает нереактивный метакогнитивный мониторинг содержания опыта от момента к моменту, прежде всего как средство для распознавания природы когнитивных паттернов и отслеживания автоматических моделей эмоций12. В ней нет явного сосредоточения на один объект, доминирует нереактивный мониторинг (например, для новичков, маркировка опыта), нереактивное осознание автоматических когнитивных и эмоциональных интерпретаций сенсорных, перцептивных и эндогенных стимулов. Медитация осознанности13 по своей сути является упражнением в метакогнитивном контроле и мониторинге психических процессов. Этот вид медитации, практикуемой как практика осознанности (майндфулнесс) или практика внимательности получил разностороннее освещение в научных исследованиях.

В статье, опубликованной в Гарвардском журнале психиатрии14, приводятся три категории медитации: сосредоточенная, диффузная и инсайт-медитация.

Другие исследователи15 добавляют четвертую категорию — этические методы саморазвития.

Обобщив наиболее исследуемые практики, можно классифицировать их следующим образом:

Медитация осознанности (внимательности, безоценочного наблюдения и т.д.). Объектом осознавания может быть дыхание, тело, какое-либо действие, эмоции, содержание ума и т.п., то есть все то, что происходит в данный момент. Основная характеристика описывается как открытое, внимательное восприятие и не вовлекающееся наблюдение.

Медитация, направленная на успокоение ума. Цель — спокойствие, умиротворенность, избавления от изматывающего ментального диалога.

Медитация, направленная на развитие сосредоточения и управление вниманием16. Объектом созерцательного сосредоточения может быть образ, идея, звук, мантра, процесс наблюдения и т. п. Выбор объекта часто основывается на принципе «ум обретает свойства объекта, который созерцает».

Медитация прозрения включает комплекс практик, направленных на понимание и видение истинной природы явлений (например, випассана).

Медитация трансцендентирования, направленная на развитие мета-осознания, разотождествления с умом, обретение различения и избавление от заблуждения.

Медитации любящей доброты, сострадания и т.д., относятся к «конструктивной семье»17, включающей в себя различные медитативные практики, которые укрепляют психологические паттерны, способствующие росту благоденствия. Это происходит благодаря замене неадаптивной самосхемы более адаптивными представлениями о себе18.

Следует отметить, что все типы практик содержат компоненты других подходов и нет строгих разграничений.

Процессная модель медитации

Медитация — динамический процесс, направленный на достижение желаемого когнитивного или психического состояния, основанный на различных мировоззренческих установках и включающий в себя различные интенции, подходы и техники.

Медитация как процесс включает в себя:

1. Рефлексия текущего состояния (привычного состояния). Это может быть ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия или предиктивный анализ.

2. Неудовлетворенность текущим состоянием. К текущему состоянию относятся: физическое, эмоциональное и когнитивное состояния, отношения с миром, привычная картина мира и т. п. Неудовлетворенность может исходить из сравнений своего состояния с определенными целевыми моделями, а также предчувствий экзистенциальных рисков, соматических опасностей в случае отсутствия изменений и т. д.

3. Формирование образа желаемого состояния. Формирование целевого состояния основывается на различных факторах (влияние контекста, аналитический или исследовательский подход, предыдущий опыт, поиск новых переживаний, влияние окружения, мода и т.п.). Определение критериев и маркеров, по которым можно судить о достижении желаемого состояния.

4. Намерение. Намерение изменить текущее состояние (включающее намерение начать, практиковать и завершить практику) является важным фактором в практике медитации.

5. Когнитивная стратегия. Формирование, разработка или выбор операционных когнитивных стратегий определяет оптимальные пути достижения цели, необходимые внутренние ресурсы и риски. Это также относится к исследовательскому подходу, экспериментальному моделированию и игровому подходу в медитационных практиках.

4. Подготовительная фаза. Традиционно подготовка к медитации включает нравственный аспект (яма и нияма в йоге, шила в буддизме, хранение сердца в чистоте в христианстве), когнитивный и писхосоматический аспекты.

6. Метод. Методы могут рассматриваться как процедуры, мероприятия или практики, которые используются для достижения желаемого состояния. Актуализация методов требует постоянного анализа, рефлексии изменений, поэтапной и динамичной корректировки, понимания благоприятных факторов и препятствий на пути к целевому состоянию.

6. Достижение улучшенного состояния. Это является следствием успешной реализации стратегии и применения методов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 преимуществ медитации. Научные исследования о позитивном влиянии медитационных практик на здоровье и качество жизни человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Dorjee D. Definition of contemplative science: the metacognitive ability of self-regulation of the mind, the context of meditation practice and the methods of existential awareness. Front Psychol. 2016 November 17; 7: 1788. Doi: 10.3389 / fpsyg.2016.01788.

6

Детальное описание медитационных практик в различных созерцательных традициях (индуизме, буддизме, христианстве и т.п.) представлено в книге Неаполитанский С. М. «Энциклопедия медитации» (готовится к публикации издательством PARC)

7

Walsh R., Shapiro Sh. «The meeting of meditative disciplines and western psychology: A mutually enriching dialogue». American Psychologist. 2006. 61 (3): 227—39. doi:10.1037/0003—066X.61.3.227.

8

Ospina M. B., Bond K., Karkhaneh M., Tjosvold L., Vandermeer B., Liang Y. et al. Meditation Practices for Health: State of the Research. Evidence Reports/Technology Assessments, No. 155. Agency for Healthcare Research and Quality (US). 2008. Available Online a https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/n/erta155/.

9

https://www.hsph.harvard.edu/news/features/richard-davidson-well-being/

10

Amihai I., Kozhevnikov M. Arousal vs. Relaxation: A Comparison of the Neurophysiological and Cognitive Correlates of Vajrayana and Theravada Meditative Practices. PLoS ONE. 2014. 9 (7): e102990. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0102990.

11

Lutz A.; Slagter H. Dunne J. D.; Davidson R.J. «Attention regulation and monitoring in meditation». Trends in Cognitive Sciences. 2008. 12 (4): 163—69. doi:10.1016/j. tics.2008.01.005

12

Лутц и соавторы предлагают использовать термин «открытое наблюдение» вместо распространенного термина «майндфулнесс» (Lutz A. at al. Attention regulation and monitoring in meditation». Trends in Cognitive Sciences. 2008. 12 (4): 163—69.)

13

Teasdale J.D. Metacognition, mindfulness and the modification of mood disorders. Clin. Psychol. Psychother. 1999. 6: 146—155. doi:10.1002/(SICI)1099-0879(199905)6:2<146::AID-CPP195>3.0.CO;2-E

14

Mehrmann C., Karmacharya R. Principles and Neurobiological Correlates of Concentrative, Diffuse, and Insight Meditation. Harvard Review of Psychiatry: July/August 2013. Vol. 21. Is. 4. p. 205—218. doi: 10.1097/HRP.0b013e31828e8ef4

15

Vago D.R., Silbersweig D.A. Self-awareness, self-regulation, and self-transcendence (S-ART): a framework for understanding the neurobiological mechanisms of mindfulness. Front Hum Neurosci. 2012 Oct 25; 6:296. doi: 10.3389/fnhum.2012.00296.

16

Например, в Йога-сутрах описываются различные стадии сосредоточения: дхарана, фиксация на объекте; дхьяна, длительное и устойчивое удержание внимания на объекте; самадхи, состояние поглощенности объектом, в поле внимания остается только объект сосредоточения. Также в сутрах и комментаторских работах указываются различные модификации самадхи.

17

Dahl C.J., Lutz A., Davidson R.J. Reconstruction and deconstruction of the self: cognitive mechanisms in the practice of meditation. Trends Cogn Sci. 2015. 19 (9): 515—23. doi: 10.1016 / j. tics.2015.07.07.001.

18

Hazel M. Self-schemata and Processing Information about the Self. Journal of Personality and Social Psychology. 1977. 35: 63—78.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я