Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века. IV том учебного курса «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI века»

С. В. Венчакова

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ явилась, прежде всего, систематизация современной музыковедческой литературы, а также анализ сочинений, ранее не находившихся в ракурсе рассмотрения данной дисциплины. Показательны в данном контексте основные сферы творческой проблематики Д. Д. Шостаковича и культурно-историческая атмосфера середины XX века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века. IV том учебного курса «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI века» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОТ АВТОРА

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX — XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной), представляющей личность и творчество русского композитора XX века — Д. Д. Шостаковича.

Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого — подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также анализ большого количества авторских сочинений. Последовательность работ и их объем, а также общие эстетико-стилевые проблемы музыки XX — первой половины XXI веков, представленные в лекционных курсах, могут варьироваться в зависимости от специализации студентов. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы и нотное приложение, что может послужить добавочным учебно-методическим материалом для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора, также фигурировать в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков с созданием мультимедийной презентации, содержит итоговые вопросы и текстовый материал для ответов.

Реализуя задачу сохранения и развития русской национальной культуры, автор усматривает настоятельную необходимость в обращении к значимым произведениям литературного и музыкального творчества. В число задач современного музыковедения входит создание специальных учебных пособий и других видов интеллектуальной продукции, обладающей новизной и практической целесообразностью для объективного рассмотрения многих исторических ситуаций XX века, индивидуально «спроецировавших» появление образцов композиторского творчества.

Целостный охват культурной проблематики XX века обуславливает диалектический подход в анализе многих художественных явлений. Этот факт послужит обоснованию понятия системности в объективных критериях оценки различных музыкальных явлений и художественных стилей.

Как известно, музыковедческая и научно-исследовательская литература, посвященная творчеству Д. Д. Шостаковича (1906 — 1975) обширна, но определенная временная дистанция выявляет некоторые новые аспекты в анализе его музыки.

Творчество Д. Д. Шостаковича — эпоха не только в русской, но и в мировом искусстве XX века. Многие произведения композитора сейчас нуждаются в дополнительной «дешифровке», в целях восполнения нового слышания звуковых реалий. Музыка Шостаковича демонстрирует его истинную личностную суть — он всегда оставался «художником своей эпохи». Композитор являет собой пример высочайшего интеллектуала, сумевшего постичь сложнейшие современные исторические коллизии. Парадоксально, что наряду с музыкой, обладающей философской глубиной и значимостью, композитор широко использовал известные широкой массе слушателей популярные жанры, «говоря на языке народа».

Сферы центральной проблематики в анализе музыкального наследия Шостаковича составляют: рассмотрение одной из вечных тем в искусстве — «художник и время»; эволюция стиля композитора, образная сфера, новаторство в оперном, камерно-вокальном и камерно-инструментальном жанрах и др. Особого внимания в творчестве Шостаковича заслуживает анализ его уникального симфонического творчества.

Настоящая работа ориентирована на тщательный отбор музыкального материала, что, несомненно, будет способствовать возможности полноценного изучения и научно-творческого осознания художественных проблем музыки композитора. Как уже было отмечено, в зависимости от специализации возможна гибкая система профильного обучения, что послужит углублению профессиональных навыков и творческой активизации студентов в процессе работы.

Цикл методических разработок, посвящённый творчеству Д. Шостаковича:

1. «Творчество Д. Д. Шостаковича. Некоторые этапы творческого стиля» — в работе отражены наиболее актуальные проблемы композиторского творчества — эволюция стиля, процессы взаимодействия музыкальных форм, жанров; последовательный «отбор» собственных стилевых критериев и жанров; периодизация творчества, представлен обширный список сочинений. Автор также рассматривает проблемы «авторской» аккордики, особенности сонатной формы, некоторые принципы оркестрового письма.

2. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №1, №5, №7» — представлен краткий обзор всего симфонического наследия композитора, но, прежде всего, сделан акцент на трех симфониях, созданных в разные периоды творчества. Анализ симфоний выполнен с позиции истории создания, драматургических принципов, особенностей сонатной формы.

3. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №8, №11» — в работе продолжается изучение симфонического творчества композитора. Анализ произведения направлен на выявление основополагающих драматургических принципов, особенностей компоновки симфонического цикла, специфики тематизма, ладогармонических и тембровых решений.

4. «Д. Д. Шостакович. Симфония №14. Комментарии к текстам» — анализ произведения выявляет центральный аспект проблемы — влияние жанровой интеграции оперы, камерно-вокальных циклов, музыки к кинофильмам на драматургию и структурную логику симфонии. Творческое мышление автора демонстрирует свое видение одной из вечных тем в искусстве — философское осмысление темы Смерти.

5. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №13, №15» — в работе завершается обзор симфонического наследия композитора. Анализ симфоний выполнен с позиции истории создания, стилистики, драматургии, структурной логики. Можно утверждать, что в симфоническом наследии Шостаковича отражены многие этапы русской истории; обращение к вечным философским проблемам приводит к необходимости использования определенной семантики, дающей возможность представить модель художественного замысла.

6. «Д. Д. Шостакович. Камерно-инструментальное и камерно-вокальное творчество» — цель работы: рассмотрение специфических черт жанра квартета, наличие классических и новаторских тенденций, полифонических принципов мышления. К жанру вокальной лирики Шостакович обращался на всем протяжении творческого пути. В мировую культуру композитор вошел, прежде всего, как величайший симфонист, и симфонизм как принцип мышления распространяется на остальные жанры. Вокальная лирика Шостаковича уникальна и разнообразна; прежде всего, в мастерстве воплощения слова в музыке композитор выступает наследником традиций Даргомыжского и Мусоргского. Проблематика вокального творчества Шостаковича многообразна, во многих случаях продемонстрировано философское обоснование важнейших проблем.

7. «Д. Д. Шостакович Оперное творчество» — в работе представлен анализ опер «Нос» по Н. Гоголю и «Катерина Измайлова» по Н. Лескову. Анализ произведения выполнен с позиции текстовых комментариев, драматургических и структурных принципов. Опера «Катерина Измайлова» иллюстрирует применение приема «очуждения» (термин Б. Брехта).

8. «Полифония Д. Д. Шостаковича» — в музыке композитора полифония выступает как принцип мышления и активный фактор развития тематического материала. Так, в условиях сонатной формы полифония ориентирована на реализацию сложных драматургических задач. Специфические черты отличают полифоническую технику в цикле «24 прелюдии и фуги». Самобытный полифонических стиль Шостаковича является одним и высших достижений мирового музыкального искусства.

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова», член Союза композиторов России.

Автор выражает благодарность Венчакову П. В. за помощь в подготовке материала рукописи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века. IV том учебного курса «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI века» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я