Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное

С. А. Четвертаков

Второе издание книги «Кувшин Маслоу – психология от страха боли до совести» излагает основы общей психологии на базе парадигмы адаптации. Даны новые определения психики, информации, потребности, гипотеза появления воли, сознания и языка. В иерархию потребностей Маслоу включены состояния страха боли, творчества и совести, что позволяет применять теорию в социальном прогнозе и реконструкции истории. Теория с новациями автора (2002—2017) получает имя МАСЛЧЕТ, отражающее её отличие от классической.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие ко второму изданию

Это дополненная и исправленная версия первого издания 2016-го года очерка «Кувшин Маслоу — психология от страха боли до совести» [Четвертаков С. А., 2016]. Второе издание получило и исправленное наименование. Теорию, усовершенствованную на основе иерархии потребностей Абрахама Маслоу, ранее и на своем сайте автор этих строк именовал третьей версией Маслоу-3 (2011—2016). Однако нумерация третьим номером не помогает читателю обратить внимание на дополнения к теории Маслоу и не отражает новый состав при сохранении общего принципа — иерархии потребностей. А классическая теория Маслоу-1 (1943) и Маслоу-2 (1970) сама по себе не вызывает интереса в рамках опыта её урезанного применения на Западе. Теперь мы придали нашему расширенному варианту имя МАСЛЧЕТ — «Маслоу-Четвертаков». Новое имя дается результату последних пятнадцати лет работы. Расширенная система и образует тот самый синтез социального и исторического с психологией, что позволит читателю увидеть или более точно понимать историческое прошлое и предвидеть будущее, уже не на интуиции и вере, а на знаниях.

А теперь дополнения по существу. Серьезным изменениям и упрощениям первого издания подверглись главы 2.13. — представления сознания Человека, а также главы, посвященные высшим потребностям: уважению — 3.10, творчеству — 3.11. и совести — 3.12. как самому новому материалу.

Тема появления сознания (2.13.) в гипотезе «отложенной потребности», рожденной в 2014-15-м годах, за последний год дала неожиданные ответвления. Работа с «критикой практического разума» Канта в связи с совестью случайно вывела нас на понимание ошибок Канта в части «априорных простых идей» — пространства, времени, причинности, генеза математики и пр. Механизм построения языка и в опыте каждого ребенка с такой простотой демонстрирует «априорные» ошибки великого философа, что об этом теперь промолчать или искать снисходительных объяснений и ссылок на родовую «априорность» (априорные идеи как накопленный философский опыт человечества) невозможно. Теория познания Канта сыграла свою роль в борьбе с идеализмом, но сейчас является контрафактом на границе знаний и требует нового досмотра на научной таможне.

К теме уважения (3.10.) добавлен фрагмент с новыми результатами. На базе теории Маслоу ранее была установлена суть и функция ранжирования (уважения). У животных уважение строится на силе, а у людей как на силе, так и с помощью новых производимых материальных и информационных ресурсов. Из наличия у личности ресурсов следует неформальное (то есть с учетом ресурсов и способности их применения) уважение окружающих. На этой основе обычно доказывается социал-дарвинистский тезис: «человек — политическое животное». Именно с его помощью в современном обществе до сих пор абсолютизируется роль насилия. Так делается, несмотря на призывы к Вечному миру при развитии индустрии и обмена и к отказу от войн уже двухсотлетней давности, начиная с И. Канта, О. Конта, А. Сен-Симона и до Г. Спенсера [Спенсер Г., (1898/1997), сс. 330—363]. Но тезис необходимой роли войн и угроз до сих пор бытует на вере и практике. Он представлен до сих пор в «политической науке», например, [Кола Д.] и др. Необходимость для ряда ситуаций известного на вере принципа формального равенства «прав» людей независимо от их уважения, статуса и ресурсов, был логически выведен нами из анализа явления самоуважения при различии культур и представлен уже в первом издании книги.

В новом издании значение равенства прав выделено особо как важнейшее здесь потому, что мы обнаружили появление равенства прав как результат определенного вида хозяйственной деятельности, о котором будет сказано особо в работе по социологии. Частично и на уровне семьи он выполнялся с самого начала — в родовом обществе мужчина — физически сильный — уже вынужден был ограничить свое господство над женщиной, стариками и детьми. Так было до появления новых опасностей и насилия, возникших с началом войн из-за производства новых ресурсов — запасов пищи и технологии железа. Но основные к тому аргументы будут представлены лишь в будущем материале по социологии на основе психологии Маслоу-3.

К теме творчества (3.11.) добавлен материал о нашем представлении явления инсайта (озарения). Инсайт — тема подсознательного ассоциативного замыкания связи непроизвольно накопленных и хранимых в памяти образов в момент психического расслабления и отдыха. Появление связи построено на вероятностном механизме подсознательного накопления потенциалов связи между группами нейронов, а, может быть, и между «гностическими нейронами» по Е. Н. Соколову.

Тема совести (3.12) отредактирована и упрощена. Но она дополнена критической оценкой совести на Вере, данной Иммануилом Кантом. Философский акцент лишь намечен на будущее. Читатель может пропустить примечания, где даны комментарии для специалистов. В работе и впервые тема совести формируется на Знаниях, а не в виде интуиции от Бога (по Канту) в его технике проектирования «закона для всех» или утилитаризма — счастья, пользы и удовольствий в Этике Спенсера. А именно: совесть возникает как потребность тревоги на основе сознания и одновременно условий окружающей социальной среды. Защита представлений о совести как личной высшей потребности является главным достижением в работе над иерархией потребностей Маслоу.

Совесть — НЕ соблюдение социальных норм и традиций в режиме навыка и привычки (например, по поводу Заповедей Моисеевых). Этот наш независимый вывод, идущий от психологии в 2015-м году, совпал, как сейчас, в 2017-м году выяснилось, с взглядом Канта. Совесть оказывается надстройкой над творчеством и выступает как тормозной процесс в отношении к скрытым и неявным в социальной среде ошибкам личного или социального творчества. Прогнозом на совести тогда оказывается и размышление о «законе для всех», в частности, совестным обязано быть всякое законотворчество. Потому мораль в обществе реализуется как для сохранения (правил и традиций), так и для их совершенствования или смены. И то, и другое есть тоже процесс личного творчества, но он построен на тревоге за наши ошибки и о пользе близких людей в прямом общении или о пользе общества в целом.

И на основе работы читатель узнает, что его особое мнение о любой традиции или законе и всякое публично выраженное мнение влияет на мир. Такое важно, если оно не повторяет общее мнение. Тогда при желании улучшить мир возникает феномен нравственности. Мораль есть то, что принято большинством. Нравственность — личное в каждом, что способно изменить законы, мораль и общество в лучшую сторону. За это отвечает наша совесть… а за разрушение всех трех — её отсутствие.

Сергей ЧетвертаковНоябрь 2017

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести. Второе издание, исправленное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я