Древние обитатели долины Нила оставили после себя огромный пласт духовной культуры, неотъемлемой частью которой являются мифы и легенды. В этой книге вы познакомитесь с основными сюжетами древнеегипетских мифов и легенд. Дословный перевод древнеегипетских текстов не всегда может быть понятен современному читателю, поэтому здесь представлен точный пересказ с необходимыми пояснениями и представлением различных деталей одного и того же сюжета из разных источников. Все это позволит познакомиться с миром Древнего Египта, где боги, мифы и легенды сливались воедино с реальностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и легенды Древнего Египта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I. Мифы о сотворении мира
Гелиопольский миф творения
(Этот миф возник в древнеегипетском городе Иуну (Гелиополь) — центре поклонения солнечному богу-творцу. За основу взят пересказ «Книги познаний Ра и свержения Апопа» из тайника царских мумий в Дейр-эль-Бахри VII-VI вв. до н.э.)
Прежде чем был сотворен мир, не существовало ничего, кроме бескрайнего океана Нун. Из этого океана появился бог-творец сам себя создавший. Чтобы ступить на твердую землю, он поднял из Нуна первозданный холм — Бен-Бен.
В разных вариантах мифах бога-творца называют по-разному, но иногда он трансформируется из одного бога в другого. В период Древнего царства, согласно Текстам пирамид, им является бог Атум или Атум-Ра. В период Нового царства его называют Хепри, Амон-Ра или Неб-ер-джер. Так или иначе, имеется ввиду все тот же бог-творец, связанный с солнечным культом.
Прежде всего, бог-творец породил вселенский порядок — Маат, с помощью слова и по воле своего сердца. После этого он соединился со своей ладонью.
В Текстах пирамид в качестве «руки Атума» выступает богиня Иусат. Таким образом, первоначальный миф предполагал наличие мужского и женского начала, в отличие от более позднего варианта, где бог оплодотворяет сам себя.
И, проглотив свое семя, бог-творец зачал первую божественную пару. Он выдохнул (либо изрыгнул) бога Шу и выплюнул богиню Тефнут. Шу и Тефнут затерялись среди вод бескрайнего Нуна, но по истечении некоторого времени они возвращаются к своему отцу и приносят ему его Око.
В одном из вариантов мифа бог Атум отправляет свое Око на поиски Шу и Тефнут и оно находит их.
Слезы радости, которые проливает бог-творец из своего Ока, превращаются в мужчин и женщин.
Во многих источниках, в особенности на рельефах в храме Исиды на острове Филэ, создание человека приписывается богу Хнуму, который лепил людей из глины на гончарном круге. Ему помогала богиня Хекат, вдыхая жизнь в глиняные фигурки.
После этого бог-творец создает второе Око (первое — солнце, второе — луна) и помещает его на своем лике.
С древних времен бога Хора — небесного сокола почитали как одно из высших божеств, одно Око которого было солнцем, а второе луной. Поздний миф, который сохранился на стенах гробницы Сети I, рассказывает о том, как луной (Ях) становится бог Тот. Будучи божественным писцом бог Тот прибывает к богу Ра. Владыка небес и творец наделяет Тота силой повергать его врагов, он создает двух священных животных Тота — ибиса и павиана. Дарует ему власть над чужеземными странами. И, в конце концов, повелевает освещать своим светом обе земли Древнего Египта, следуя по тому же пути (с востока на запад), что и он — Ра. Так Тот становится богом Луны.
Было время, когда на оба Ока творца нашли тучи, подобные растениям. Творец рассеял тучи, вернув и ночному и дневному Оку то, что у них отняли (т.е. их свет). Бог-творец создал всех животных, а Шу и Тефнут породили вторую пару богов: Геба — бога земли и Нут — богиню неба. В свою очередь Геб и Нут дали жизнь пятерым великим богам Хору (Хор, Владыка Истины или Хор Великий — одно из самых древних воплощений этого бога в образе небесного сокола), Осирису, Сету, Нефтиде и Исиде.
Плутарх пересказывает миф о рождении этих пяти великих богов, в качестве объяснения появления пяти дополнительных дней в году. Согласно этой версии, Ра путешествует по небу, которое олицетворяет богиня Нут в образе коровы, в своей солнечной лодке. Однажды Нут непочтительно махнула хвостом перед солнечной ладьей, и Ра проклял ее. Она не могла зачать ребенка ни в один из дней года. На помощь богине пришел бог Тот. Он отправился на небо и стал играть с Луной в сенет (древнеегипетская настольная игра). Ставкой в игре Тот предложил Луне сделать свой свет (т.е. время суток). Луна так заигралась, что проиграла Тоту целых пять дней. Тот прибавил эти дни к году и, таким образом сделал его длиннее. Ра разгневался, но потом сменил гнев на милость, и богиня Нут смогла родить пятерых великих богов (их имена соответствуют именам богов в гелиопольском мифе творения). Дни в конце года были посвящены этим пятерым богам.
Гермопольский миф творения
(Этот миф возник в городе Хемену (Гермополь). Отдельные фрагменты мифа представлены на монументах этого города и дополнены сведениями из различных вариантов Книги Мертвых)
Изначально существовал первозданный океан, в котором жили четыре пары божеств: Нун и Нуанет (символизировали водную стихию), Хех и Хаухет (олицетворяли бесконечность времени и пространства), Кук и Каукет (символизировали первозданную тьму), Амон и Амаунет (сокрытые силы).
Женские божества изображаются с головами змей, мужские божества с головами лягушек. Они поднимают со дна океана первозданный Огненный остров, а после из земли и воды создают яйцо, которое помещают на Первозданный холм (подобный холму Бен-Бен в гелиопольском мифе)
В Книге мертвых упоминается Великий Гоготун — птица, которая снесла на Первозданном холме яйцо. Своим криком эта птица обозначила начало времен и творения мира.
Из яйца на Первозданном холме вылупился солнечный бог Хепри, создавший все сущее.
В другом варианте мифа на первозданном холме вырос лотос, из которого появился молодой бог Ра. От радости Ра заплакал, и слезы его превратились в первых людей. Во времена Среднего царства из восьмерки богов выделился бог Амон, который стал особо почитаемым в городе Фивы. Культ Амона был соединен с культом Ра и появился бог Амон-Ра.
Мемфисский миф творения
(Этот миф возник в древнейшей столице Древнего Египта Инбу-хедж (Мемфис). Его фрагменты найдены на стеле VIII в. до н.э. и получили название «Памятник мемфисской теологии». Повествование дополнено деталями из других источников)
Изначально существовал лишь Первозданный океан Нун. Из него в образе бога-творца Атума, посредством божественной мысли (Сиа) и произнесенного слова (Ху), возникает Птах.
По одной из версий Птах возникает в виде Первозданного холма и создает свою плоть из земли. Откуда впоследствии и его эпитет Татенен — «поднимающаяся земля».
Затем он дает жизнь богам и их Ка (воплощениям на земле), культовым статуям. Он создает девятку богов и жизнь (Анх)
В некоторых источниках он создает первую восьмерку богов (имена их соответствуют восьмерке богов из гермопольского мифа).
В сердце бога возникла мысль, а в устах его слово, и так он создал все сущее. Птах установил порядок — Маат, благодаря чему вершится правосудие. Он дал жизнь всем существам и судьбу людям, подарил им движения, ремесла, искусство, пищу и все прекрасные вещи, которые существуют на Земле. После этого Птах построил города, основал номы и воздвиг статуи божествам, в которые они вселились. Он учредил ритуалы и жертвоприношения. Птах был доволен и остался во всех вещах, которые существуют в мире.
После этого бог Геб помирил рассорившихся Хор и Сета, отдав первому во власть земли Нижнего Египта, а второму земли Верхнего Египта (см. миф о споре Хора и Сета). Границей этих земель стала местность в Нижнем Египте, где был утоплен отец Хора, Осирис. Таким образом произошло разделение Египта на два отдельных региона, которое стало традицией. Спустя какое-то время Геб решил, что такое разделение было несправедливым по отношению к законному наследнику Осириса и отдал в правление Хору все земли Египта. Так Хор стал объединителем Двух Земель. Объединение это произошло в мемфисском храме Птаха.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и легенды Древнего Египта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других