Кортик фон Шираха

Рубен Маркарьян, 2020

К адвокату Артему Каховскому попадает кортик лидера нацистской молодежи Германии Бальдура фон Шираха. За этим мистическим артефактом, дающим власть над правосудием, охотится тайное общество «Немецкий клинок». Таинственные события, начавшиеся в олимпийском Берлине времен Третьего Рейха, получают неожиданное продолжение уже в наше время… Читайте новый роман Рубена Маркарьяна, автора «Ключевой фразы», лауреата литературной премии имени Анатолия Кони Академии литературной документалистики и премии Козьмы Пруткова Санкт-Петербургского детективного клуба. Известный российский адвокат Рубен Валерьевич Маркарьян принимал участие в ряде громких судебных процессов и является лицом популярных телепроектов «Суд присяжных» и «Окончательный вердикт».

Оглавление

Из серии: Исторические приключения

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кортик фон Шираха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 9

Артем приехал в аэропорт «Шереметьево», набравшись по дороге гнетущих впечатлений от перестроенной по вкусу нового градоначальника Тверской улицы. Главный исторический тракт Москвы стал похож на большую аллею мемориального кладбища. Гранитные тротуары, мраморные цветочные клумбы-гробницы в отсутствие больших деревьев играли в голове депрессивной музыкой «Лакримозы». Большие деревья москвичам обещали со временем, но ходили слухи, что их не будет, ибо клумбы задуманы летом под юные деревца и цветы, а зимой под елочки.

«Москва — зимний город, елки с лампочками — будет красиво», — думал Артем. Летом все равно москвичи на дачах со своими клумбами, планктон катается в скоростных лифтах офисов, депутаты и сенаторы в отпуске на яхтах в Ницце, а город остается для туристов. Для китайцев и прочих шведов Москва — это мавзолей из мрамора, стереотип незыблемости тоталитарной власти, так что все правильно.

Быстро пройдя формальности и предполетный досмотр, Артем оказался в бизнес-лонже Jazz, где было битком ожидавших пассажиров рейсов в Нью-Йорк и Токио. Огромные лайнеры с большим количеством посадочных мест категории «бизнес» перед полетом обеспечивают лаунжи аэропорта посетителями до полного исчезновения чипсов в буфете. Артему было предложено либо подождать, пока пассажиры какого-нибудь из рейсов освободят места и двинутся на посадку, или попытаться посидеть за буфетной стойкой, где еще сохранились пустыми пара вертящихся стульев. Артем решил пошататься по магазинам беспошлинной торговли, хотя уже давно там ничего не покупал. Раньше заходил опробовать новые ароматы мужских одеколонов, щедро брызгая на запястья, шею, ладони и щеки. Прохаживался вдоль стеллажей, принюхивался, впитывал через ноздри истекающее перед полетом время. В этот раз летел с Оксаной, а она не любила букет запахов «чужих мужиков от своего мачо», как она выражалась. Поэтому Каховский с утра использовал традиционный парфюм, остатки которого заботливо упаковал с собой.

Оксана примчалась в аэропорт за пятнадцать минут до окончания посадки. Артема уже начало посещать легкое чувство разочарования, совмещенное с радостью от ее опоздания. Он вообще испытывал к Оксане странное чувство, как он его называл, — «чувство одного шага». Как от любви до ненависти. Судя по всему, Оксана отвечала взаимностью. Она была слишком прямой в выражении чувств и уж когда ненавидела, то как врага. Правда, надо отдать ей должное, и любить умела, как никто не умел.

«Хочу стать для тебя облачком любви, чтобы окутать полностью», — так она выражалась, залюбливая его до обморока. Хотя чаще Артем всё же чувствовал себя не в облаке, а в туче, причем понять, когда туча станет грозовой, было непредсказуемо.

— Это ужас просто какой-то! — задыхаясь, поприветствовала Оксана Артема у выхода номер 29. — Собрала все пробки, этот идиот поехал по «трешке», ты мне с этой идеей, как снег на голову, я не успела собрать чемодан толком, я не знаю, какой план, пришлось брать два платья, мало ли что, а джинсы я, похоже, забыла, вот и приперлась в своем рубероидном костюме на все случаи жизни, тут эти еще не хотели брать багаж, я ноготь сломала, как ты мой маленький? У тебя-то все в порядке?

— У меня все — ок. Паспорт и посадочный дай дяде? — улыбнулся Артем и взглядом показал на сотрудника авиакомпании, уже несколько секунд тянущего руку.

Оксана осознала, что от нее требуется, и уже через мгновение смогла продолжить историю сегодняшнего дня, семеня за Артемом сквозь посадочный рукав к самолету.

Услужливая стюардесса «Аэрофлота» сразу предложила напитки. Артем взял шампанское, Оксана попросила белого вина, которое тут же принесли.

— Ну, в общем, конец недели перестает быть томным, — сказала она и сделала глоток.

Артем тоже пригубил.

— Какой у нас план? — спросила Оксана.

— План пятилетки? Или этого года? — съязвил Артем, хотя прекрасно понимал, о чем его спрашивают.

— Поездки. Мне надо знать. Мы сразу в отель? Обниматься? Я тебя не видела неделю. Или тебе надо куда? Я с тобой? Тогда мне нужно время на прическу и глажку. Чего ты улыбаешься?

Артем пространно попытался объяснить спонтанный план.

— Окси, сегодня мы в нашем распоряжении. Остановимся в Westin Grand на Фридрихштрассе, может, поедим в итальянском ресторане, там рядом.

— Мы поедим сейчас, тут же бизнес-класс. И накатим тоже. Так что из номера не пойдем никуда, я тебя давно не видела. «Цезарь» тебе закажем в номер, если начнешь умирать с голоду, — перебила Оксана. — Дальше что?

— Ладно, хорошо! — Артем понял, что девушка сегодня будет тем самым облачком из любви. — В субботу мы до вечера в нашем распоряжении, ужин в Сан-Суси в двадцать ноль-ноль. Но тут есть проблема: мне надо слетать в Цюрих на пару часов. Это я должен сделать или завтра днем, или в воскресенье. Обратный рейс в Москву у нас вечером в воскресенье, так что я должен успеть туда-сюда.

— А я? — Оксана нахмурилась.

— А ты? Ты… ну, как хочешь?! Можешь лететь со мной, можешь походить по магазинам в Берлине. Купишь платьишко в горошек.

— У меня есть платьишко в горошек! — сердито сказала Оксана. — У меня нет… У меня нет…

— Все у тебя есть! — вспомнил Артем анекдот.

— Пошляк! — Оксана демонстративно отвернулась к иллюминатору. — Ой, мы сейчас полетим!

Она начала креститься и что-то бормотать под нос. Артем глянул в иллюминатор, выруливали на взлетку.

Во время набора высоты Оксана крепко держала Артема за руку и пришла в себя, только употребив еще пару бокалов белого. Обычно после третьего она начинала гладить Артема за щеку, чесать за ухом, говорить ласковые слова и откровенно приставать. В такие минуты, находясь на людях, Артем старался отвлечь подругу от непристойностей разговорами. Оксану цепляло всего несколько тем: кино, религия и классическое искусство (живопись и скульптура). Об искусстве Артем начинал разговор крайне редко, так как Оксану быстро раздражал дилетантский взгляд Артема, различающий только два вида — «нравится» и «не нравится». Чаще всего они говорили о кино. И то, только потому, что смотрели разные фильмы, рассказывая друг другу их содержание, приправленное собственным мнением.

— Ты смотрела… — начал, было, Артем, пытаясь подобрать название фильма.

— Не заговаривай мне зубы, милый, — Оксана улыбнулась и погладила его по щеке. — Мы летим в Цюрих. С тобой. В субботу ведь нам лучше не отлучаться из Берлина, у нас твой званый ужин. Негоже куда-то улетать, мало ли… Погода, отмена рейсов или диарея путешественников. Так что сначала ужин, потом в воскресенье в Цюрих и назад в Берлин. В воскресенье, милый…

Оксана легонько щелкнула Артема по носу.

— В воскресенье никакого шоппинга в Берлине не получится, магазины закрыты. Платьишко я посмотрю в аэропорту Цюриха. В крайнем случае купишь мне швейцарские часы, часовые бутики работают.

Она опять улыбнулась и потрепала Артема за щеку. Несмотря на простоту поведения, начиная еще от первого дня знакомства, перетекшего в ночь, Оксана была далеко не простушкой. Она умела включать и «хабалку», и распутную стерву, но и светскую даму. У нее было прекрасное образование, здоровая наследственность и врожденный вкус принцессы. С самого первого мгновения Оксана вела себя так, как обычно себя с Артемом женщины не вели. Дурочки пытались казаться умными, что его веселило; у умных зашкаливала высокомерность, что раздражало; скромные недотроги отпугивали целомудренностью из-за вечной нехватки времени и нежелания Артема «серьезных отношений». Оксана была такая, какая нужно, этакая Татьяна из аксеновского «Остров Крым», только не отягощенная замужеством и детьми.

— Ты что-то хотел сказать о кино? — спросила Оксана в заключительной части полета и бутылки белого. — Мы летим в Германию. Давай что-то об этом? Поспорим, а то найду другой повод тебя позлить.

Артем задумался на секунду.

— Смотрела фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 3: Цитадель», про Вторую мировую войну?

Оксана утвердительно кивнула.

— Помнишь эпизод, когда немецкий солдат насиловал девушку в какой-то деревне, а никто из жителей не пришел на помощь?

— Побоялись. Нормальная реакция обывателей.

— И только одна женщина, убив фашиста, помогла сбежать и обе спрятались в поле. Помнишь, что сказали каратели, когда выгнали всех из хат, ища убийцу?

— Предложили ее выдать, иначе всех сожгут.

— Да, — подтвердил Артем. — А она, спрятавшись в высоких стеблях, хотела признаться, что-то крикнуть. Чтобы спасти ни в чем не повинных людей. А спасшая ее женщина вдруг говорит: «Ты что? Хочешь меня выдать? Никто из них тебе не помог, только я. Ты хочешь сдать меня, ради них?» В итоге всех жителей деревни сожгли.

— Они просто садисты были, эти каратели. Что ты такого нашел в этом эпизоде? Мне кажется, «Цитадель» — плохой фильм про войну, бывали и лучше.

— Да он вообще не про войну, а про людей. Про человеческую психологию в условиях войны. Смерть жителей должна была состояться в любом случае, а попытка выявить убийцу — просто находка режиссера, чтоб заставить зрителя задуматься: «Как бы поступил я?».

— Что значит в любом случае жители бы погибли? С чего ты взял? Ведь очевидно, сдай они убийцу — их бы не сожгли, — Оксана пожала плечами.

— Окси, вовсе не очевидно. И Михалков это знает. А зритель — нет. Слышала о признаке избыточного насилия, что отличало Вторую мировую войну на территории СССР от той же войны на территории Европы? — продолжил диспут Артем.

— Нет. Что такое избыточное насилие?

Артем потянулся к иллюминатору, слегка отстранив сидящую у окошка подругу. Глянул вниз на проплывающие подушки облаков, отбрасывающих пузатые тени на ровные границы сельхознаделов. С этой высоты не видно людей, просто кластеры разноцветных полей, предназначенные для кого-то высшего. Будто этот кто-то, большой такой, взял линейку и кисть с красками, все расчертил и раскрасил, до самого горизонта нарезал себе лакомые куски, чтобы потом по очереди прожевать и запить из колодцев сверкающих чуть поодаль озер. Будто это создали вовсе не люди, эти маленькие злобные существа, готовые друг друга уничтожить, ради вот этих самых кусочков пирога для пропитания. А кто-то добрый и милый, питающийся желтыми квадратиками там внизу.

— Эй, сладкий? Уснул? — Оксана подала голос. Ей стало некомфортно сидеть в ожидании, пока Артем насмотрится в окно.

Артем чмокнул ее розовую щеку и занял свое место.

— Не хватит на всех еды. Вот этих самых полей внизу.

Оксана тоже глянула вниз. Артем продолжил:

— Признак избыточного насилия — это пересчёт жизни одного высшего человека на значительное число жизней представителей низшей расы. Нацисты не вели войну против большевизма, как представляла их пропаганда. Они вели обычную колониальную войну за территорию. Как Колумб в Новом Свете: именно он впервые оценил жизнь одного христианина в сто индейских.

— И они были просто садисты, вот и все! — возразила Оксана.

— Э, нет! — не согласился Артем. — Убийство женщин и детей для целей колониальной войны делает больше, чем убийство мужчин. Это подрыв биологической силы противника. Это не просто садизм. Это — умышленный геноцид. Я тебе сейчас все легко докажу. Вот, смотри, в июле 1916 года британцы в битве против немцев при Сомме потеряли 60 000 человек в первый же день, а всего в сражении почти полмиллиона. Война длилась еще два года, миграция и болезни выкосили еще сотни тысяч. Но! К 1921 году население Британии не уменьшилось, а, наоборот, выросло на 2 миллиона человек по сравнению с 1911 годом. Почему? Потому что в обычной войне непропорционально гибнут мужчины и женщины. Уложили миллион мужчин, но кто-то остался. И эти кто-то могут произвести потомство через миллион оставшихся в живых женщин. Дети вырастут и тоже плодятся. Но совсем другая картина, когда гибнут женщины и дети, тогда толку от оставшихся в живых мужчин мало. В колониальной Южной Америке в XVI веке конкистадор Франсиско де Чавес, покоряя империю инков, приказал убить шестьсот индейских младенцев младше трёх лет. Где теперь эти инки?

— Арти, ну ты правда считаешь «Цитадель» хорошим фильмом? — спросила Оксана.

— За этот только эпизод — да, — уверенно ответил Артем.

— Весь фильм за один удачный эпизод? — усмехнулась Оксана. — Забавный ты, Каховский. Михалков попытался в этом кино постичь тайну советской жизни. Иррациональная советская жизнь: кузов с ранеными, баба какая-то изнасилованная, младенец, названный Иосифом в честь вождя, частушки вечные посреди, как ты говоришь, колониальной войны на уничтожение. Абсурд какой-то с гармошкой и частушками среди ада. И все это под управлением мрачных тиранов, один нападает, другой обороняется. У обоих работает только зверская логика целесообразного насилия. И этот еще эпизод со взятием цитадели… Обязательно им было взять эту цитадель, или что там автор имел в виду? Поразить Германию? Кровавый диктатор Сталин посылает солдат в атаку с деревянными кольями на пулеметы. Перед ними Цитадель-Германия впадает в ступор и взрывается. Чтобы всем было понятно почему, автор стреляет в глаза зрителю кадрами, будто из пулемета строчит. Немецкий снайпер целится в смелого генерала Михалкова, но ему мешает паук на прицеле. Пока снайпер возился с пауком, его уложил советский снайпер, и тут мертвый падающий фашист разливает керосин на газетку, а там очки, и через их линзы солнечный луч поджигает керосин, что-то начинает гореть и цитадели настает пипец, все взлетает на воздух. На самом деле заслуга паучка или нашего снайпера — непонятно, но философия простая — с кольями тоже можно победить врага. Безумие какое-то!

К концу полета Оксана изрядно «накидалась» вином. Сказались небольшое расстояние от Москвы до Берлина, скромная величина порционной еды и излишняя щедрость «Аэрофлота» на напитки.

В итоге Артем грузил в такси три места багажа, вместо двух.

В номере «Westin Grand» Оксана пришла в себя и сделала несколько робких попыток «приставания», но отключилась, как только услышала первый хруст чистого постельного белья под ухом.

Уложив свою пассию, Артем присел у окна за рабочий стол полулюкса, открыл банку Berliner Kindl из мини-бара и проверил электронный почтовый ящик. Среди мелкой дисперсии деловых писем внимание привлекло одно — Сигизмунда Причалова.

Антиквар писал:

«Дорогой Арти! Простите великодушно, что не позвонил Вам сам, закрутился. Надеюсь, долетели хорошо. Завтра жду Вас в Сан Суси, ужин под звездами обещает быть весьма приятным. Я Вас представлю руководству общества «Немецкий клинок», Вам будет интересно, уверен. Единственная просьба, когда объявят о просмотре коллекции раритетов, постарайтесь объяснить Вашей спутнице, что она не сможет составить Вам компанию. Это мероприятие крайне закрытое, так что ей придется поскучать под звуки музыки в обществе других дам, для которых в это время запланирован показ дизайнерских шляпок фрау Тирбах. Скажите что-то о заранее составленных списках для посещения хранилища или что-то такое. До встречи.

Обнимаю. Ваш Сизи».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кортик фон Шираха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я