Забытые в изгнании. Франция, Париж

Ростислав Смольский, 2020

Книга посвящена необычному и трагическому феномену – Русской эмиграции. Вы сможете познакомиться с выдающимися деятелями, похороненными в столице Франции и практически забытыми, за редким исключением, в современной России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытые в изгнании. Франция, Париж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Кладбище Сен-Венсан

(Cimetière Saint-Vincent, 6 rue Lucien-Gaulard, Paris)

Это очень маленькое кладбище, которое со всех сторон зажато новым строительством. Здесь вы не встретите особо громких имен, кроме того, оно находится в стороне от туристских троп, знаменитой площади Тертр."Тем лучше! — говорят обитатели Монмартра и считают это кладбище"самым монмартрским".

Гази-татарин (Гази-Игна Гирей Хан)

(1900, Бахчисарай(?) — 1 ноября 1975, Париж)

Живописец, график, акварелист.

Гази и Сюзан Валадон. Париж, весна 1937 года. Фотография из архива В.Н.Мясоедова

Его Светлость князь Гази Игна Гирей родился в Крыму. Точную дату и место рождения установить не удалось из-за отсутствия официальных документов: 1900 год называется самим художником, который редко доверял людям — только самым близким друзьям и не любил распространяться о своей жизни до приезда в Париж в 1920 году.

В Приходском реестре смертей и похоронных бюро прихода церкви Сен-Пьер де Монмартр (1974-1978 г.г.) указано: «Скончался 31 октября в возрасте 75 лет», в книге записи актов гражданского состояния дата смерти указана 1 ноября, сведений о возрасте и месте рождения нет. Генеральный реестр регистрации захоронений на парижском кладбище Пантен, где он был первоначально похоронен, также указывает даты 1900-1975.

Здесь следует подчеркнуть, что именно под своим первым именем Гази (GAZI) художник станет официально известен как инициатор восстановления культа Богоматери Монмартра — покровительнице художников; в сохранившихся документах он указывал свое имя так: GAZI — I. G. т. е. GAZI IGNA (его второе имя) GHIREI, имя ханской династии, к которой он себя причислял. Художник считал себя представителем крымской ханской династии Гиреев, восходящей к Чингисхану. Во французских источниках указывается место его рождения — некий Château de Batshi-Saraihl. Это ничто иное, как Бахчисарай. Но обратимся к истории.

Когда Императрица Екатерина II претворила в жизнь свой план и лишила Турцию ее «правой руки» — Крыма, русские войска заняли все города полуострова. Для засвидетельствования дружбы с полномочной миссией в Петербург осенью 1771 года отправился калга* и последний крымский наследник Шагин-Гирей. Это был красивый и образованный татарин, который вел европейский образ жизни. Он мечтал о создании Крымской черноморской империи Гиреев. В 1776 году в результате побед русских войск Шагин-Гирея возвели на крымский престол. В 1783 году хан отрекся от престола и перешел под покровительство России. За это ему пообещали 200 тысяч рублей ежегодного жалования и ханство в Персии. Крым стал Таврической губернией. В мае 1784 года Шагин-Гирей оставил в Крыму свою свиту, состоявшую из 2 тысяч человек, весь свой гарем — более 100 жен с детьми, имущество. В сопровождении приближенных лиц на фрегате «Святой Николай» он отправился в Таганрог, а затем — в Воронеж. В России его окружили заботой и вниманием, хан не имел ни в чем недостатка. Целый год он ожидал решения своей судьбы. И только в конце 1785 года стало известно, что его новым местопребыванием Екатерина II назначила губернскую столицу — Калугу. Вполне возможно, что сын одной из 100 жен являлся предком Гази. Но ханский дворец отошел в ведение министерства внутренних дел Российской Империи — так что, Гази не мог родиться и жить во дворце, хотя, как место его рождения город Бахчисарай возможен.

В 1917 году Гази с отцом эмигрирует в Италию, где поступает в Академию изящных искусств Неаполя. Отец художника погибает при невыясненных обстоятельствах.

В 1920 Гази приехал во Париж. Он поселился в Латинском квартале, где познакомился со многими художниками, которые увидели в нем подлинный талант. В 1934 году Гази знакомится с известной художницей Сюзанн Валадон, матерью Мориса Утрилло, которая становится его наставником и советчиком. После Латинского квартала и непродолжительного проживания в районе Монпарнаса, художник окончательно переселяется на Монмартр. С 1935 по 1937 он живет на вилле Валадон на авеню Жюно (Junot). Он считал художницу своей приемной матерью, а она находила в своем духовном сыне утешение от многочисленных неприятностей, которые ей причинял ее родной сын Морис. С самим Утрилло Гази связывали настоящие братские отношения, он часто бывал у него и его жены Люси Валор в их доме (они называли его Bonne Lucie) в пригороде Парижа — Ле-Везине.

Гази влюблен в Монмартр — он пишет его постоянно: площадь Тертр, Дом Мими Пенсон, кабаре «Проворный кролик», мельницу Ла Галетт…

В 1935 году в канун Успения Сюзанн Валадон рассказала Гази о статуе Мадонны Монмартра. Она вспомнила, как в детстве увидела фрагмент статуи Богоматери: французские революционеры, в яростной попытке стереть прошлое, разбили статую, а дед Сюзанн подобрал фрагмент, сохранил его и передал по наследству.

После смерти Валадон в 1938 году Гази переехал в квартиру на площади Кальвэр (Голгофы).

Гази писал пейзажи, близкие по манере к Утрилло, но его рисунки более четкие. А его акварели и рисунки несут в себе больше поэзии, чем полотна. Многие работы посвятил культу Богоматери Монмартра (Notre-Dame de Montmartre). В 1947 году Богоматерь получила второе имя: Богоматерь Красоты (Notre-Dame de Beauté), а в 1948 — третье — Царица Мира (Reine de la Paix). В преддверии праздника Всех Святых (а, возможно, и в сам праздничный день) Гази скончался в своей маленькой квартире на Монмартре, в которой он прожил 37 лет. Он ушел в вечность улочками Монмартра, которые он воспел в своих картинах, нищий и всеми покинутый. Такова странная судьба далекого потомка величайшего завоевателя в истории, закончившего свою жизнь христианином.

Гази Игна Гирей был похоронен на кладбище Пантен, затем прах перенесли на кладбище Сен-Венсен, вблизи могилы Утрилло.

* титул второго по значимости после хана лица в иерархии Крымского ханства.

Могила Гази. Фотография автора

Библиография:

André Roussard, Dictionnaire des Peintres à Montmartre, Gallerie Roussard, Paris, 1999

Willot Martine et Bertrand, Gazi le Tartar, fils imaginaire et ami véritable de Suzanne Valadon, La Vie d’artiste awd/Jean-Paul Villain, Paris, 2007

Лашков Ф. Ф. Шагин-Гирей, последний крымский хан, Репринт, Симферополь, 1991

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытые в изгнании. Франция, Париж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я