В журнале публикуются научные материалы по текущим политическим, социальным и религиозным вопросам, касающимся взаимоотношений России и мировой исламской уммы, а также мусульманских стран.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 9 / 2013 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — НЕТ!
ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ — ДА!
Современная Россия: идеология, политика, культура и религия
Социальные отношения в современной России
Социальные отношения — многогранное и многомерное понятие. Оно фокусирует все аспекты, непосредственно касающиеся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности по поводу социального статуса, условий и качества жизни, равенства или неравенства, справедливости или несправедливости.
В современных условиях эффективность или неэффективность деятельности государства в области разработки и реализации социальной политики напрямую влияют на уровень легитимности власти, выбор приоритетов общественного развития, характер взаимодействия акторов социально-политического процесса, а именно: сотрудничества, партнерства, взаимопомощи или, напротив, конкуренции, противостояния, борьбы как доминирующих типов социальных отношений. Об этом красноречиво свидетельствуют масштабные протестные действия наемных работников в странах Европы в 2009–2012 гг. Они не согласны с политикой своих правительств по выводу стран из кризиса, секвестрованием социальных прав, эрозией права на труд, повышением пенсионного возраста и т.д.
Будем исходить из того, что социальные отношения — это тип общественных отношений, формирующийся под непосредственным влиянием проводимой государственной властью социальной, макроэкономической и иных видов политики, обусловливающий либо социальную стабильность, развитие и процветание, либо стагнацию, дестабилизацию и распад социально-политической системы. Характер господствующих в обществе социальных отношений (общенационального консенсуса относительно стратегических целей и путей их реализации или противоборства, конфронтации) является показателем эффективности деятельности властвующей элиты, управления социальными процессами в целом со стороны государства. Задача власти заключается в том, чтобы, учитывая специфические потребности и интересы социальных слоев и групп, создать необходимые условия для реализации общих интересов, минимизации социального неравенства, несправедливости и незаконности. Только в этом случае взаимоотношения и взаимодействия социальных слоев будут способствовать укреплению социально-политической стабильности, формированию гражданской ответственности и солидарности.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., констатируется, что РФ является демократическим, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления, в котором права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью, гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Конституции, в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, функционирует система государственных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Российской Федерации признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология и никакая религия не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных.
Становление социально-правового государства — процесс длительный. Анализируя социальные процессы и отношения в современной России, отметим, что многие острые социальные проблемы, характерные для России, имеют место и в других странах. Демография, как ни одна другая область социального знания и практики, адекватно отражает результаты экономических и других преобразований, фиксирует цену, которую приходится платить обществу за порожденные политическим курсом социальные явления и процессы. Динамика изменения численности населения в разных странах имеет особенности. В европейских странах, за исключением Албании, наблюдается сокращение численности населения, в Китае проводится политика сдерживания его роста, а в государствах Азии, Африки, Латинской Америке, напротив, происходит стремительный рост населения.
На протяжении 500 лет — с 1490 по 1990 г. — в России наблюдалось феноменальное явление: постоянный рост численности населения страны и расширение ареала его распространения. Накануне Первой мировой войны в России проживало около 190 млн. человек, из них 130 млн. русских, т.е. примерно 8% мирового населения. Ежегодный прирост населения России достигал 2 млн. человек и был самым высоким в Европе. Статистические данные свидетельствуют о том, что и на всем протяжении развития советского общества наблюдался устойчивый рост численности населения во всех регионах страны. Причем более высокими темпами оно росло с 1937 по 1939 г. Среднегодовой прирост в этот период составил 1,5 млн. человек. Демографическую ситуацию в современной России исследователи оценивают как кризисную. С 1951 по 1981 г. ежегодный прирост населения колебался в пределах от 1 до 1,5 млн. человек, затем он замедлился и в начале 90-х годов XX в. остановился. По некоторым расчетам, при сохранении существующей динамики к 2050 г. численность населения России уменьшится до величины меньше 100 млн. человек, и по данному показателю страна окажется примерно на 18–20-м месте в мире.
Низкая рождаемость и массовая малодетность характерны не только для России. Исследования фиксируют следующую тенденцию: зависимость рождаемости от условий жизни обратно пропорциональна уровню благосостояния. Наименьшая рождаемость наблюдается в наиболее благополучных государствах. В приоритете витальных ценностных ориентаций обеспеченных и образованных супругов нередко доминируют ценности карьеры, профессионального роста, достижение еще большего материального достатка для приобретения престижных и дорогих вещей, а не рождение детей. Общественную потребность в воспроизводстве населения они не воспринимают как гражданскую обязанность. В России снижение рождаемости было обусловлено не только ориентацией части семейных пар на однодетную семью, увеличением количества бесплодных пар, распространением своеобразной «моды» на рождение внебрачных детей пар, состоящих в гражданском браке. Основная причина резкого уменьшения численности россиян обусловлена существенным снижением уровня и качества жизни, повышением затрат на содержание и воспитание детей, коммерциализацией социальной сферы и услуг в связи с переходом страны к рынку, самоустранением государства от решения социальных проблем в 90-е годы XX в.
Старение населения — мировая мегатенденция. Этот процесс идет так стремительно, что в отношении ряда стран (Германия, Великобритания, Южная Корея) уже сегодня утвердилось понятие «стареющее общество». Россия не исключение в этом ряду. Различные исследования прогнозируют значительное уменьшение доли экономически активного населения в общей численности постоянного населения страны. К 2050 г. она составит 42,2% против 50,3% в 2005 г. Главная причина — старение населения. Пожилые люди старше 60 лет — самая быстрорастущая социальная группа России. Прогнозируется, что численность населения в возрасте старше трудоспособного увеличится с 29,2 млн. человек в 2005 г. до 34,71 млн. человек в 2050 г. В свою очередь, снизится удельный вес занятого населения. К 2050 г. он составит 38,75%, соответственно уменьшится доля плательщиков страховых взносов в пенсионную систему.
Смертность в России почти в два раза превышает рождаемость. В определенной мере естественную убыль населения компенсировали миграционные процессы. Вместе с тем неконтролируемая миграция, неэффективная миграционная политика государства, массовый приток неквалифицированной рабочей силы создавали серьезные проблемы для экономики, социальной политики страны, влияли на криминализацию общественных отношений. Прогрессирует смертность среди мужчин трудоспособного возраста. Разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России составляет 12–13 лет, что ухудшает неблагоприятное соотношение полов, порождает острую социальную проблему, связанную с женским одиночеством. В подавляющем большинстве стран мира наблюдается аналогичная динамика: средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин. Однако в развитых странах эта разница составляет, как правило, от пяти до семи лет.
Сокращение численности населения России происходит неравномерно. По оценкам Всероссийского центра уровня жизни, в период с 1989 по 2002 г. в 20 субъектах Российской Федерации численность населения росла, в 20 субъектах она уменьшилась не более чем на 5%, в 22 — сократилась не более чем на 10%, в 16 — уменьшилась на величину от 10 до 67,3%. При этом в Магаданской области численность населения сократилась наполовину, в Чукотском автономном округе — почти на две трети. Процесс снижения численности населения в течение 2007–2009 гг. замедлился, но не прекратился. Значительная депопуляция, характерная для Крайнего Севера, в определенной мере будет компенсироваться заметным ростом населения в Южном федеральном округе. В 2006–2009 гг. ситуация с уменьшением численности населения приобрела обнадеживающую направленность: ежегодные потери стали уменьшаться, а в августе 2009 г. рождаемость, пусть всего лишь на 1000 человек, но превысила смертность.
Одной из самых острых проблем в современном мире стала наркомания. В XXI в. незаконный оборот наркотиков для всех стран является источником широкого спектра угроз и рисков личности, обществу и государству. Сегодня наркологический ряд значительно расширился за счет крайне опасных видов. Годовая распространенность употребления наркотиков в мире составляет около 5%, а ежемесячная — 2,7%. Группа наркозависимых в возрасте от 15 до 64 лет составляет уже 0,6% населения Земли. Наркомания относится к числу самых распространенных пороков, а наркобизнес приобрел международный уровень. В России, как и других странах, наркомания является одним из важнейших источников социального неблагополучия. Сегодня Россия рассматривается не только как канал транспортировки наркотиков на Запад, как было раньше, но и как зона их производства и огромный рынок сбыта. Злоупотребление наркотиками ежегодно уносит из жизни более 30 тыс. человек, т.е. по 80 человек ежедневно. Последствия употребления наркотиков выходят за пределы здоровья отдельных личностей, затрагивают проблемы генофонда, социокультурного кода нации, торговли оружием, социальной и национальной безопасности. По признанию директора Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков В.И. Иванова, сделанному в феврале 2009 г., ежедневно наркозависимыми становятся 250 человек, т.е. почти 100 тыс. в год. Реальное количество наркозависимых, рассчитанное по методике ООН, превышает в России 2,5 млн. человек, что в пять раз превышает данные официальной статистики. Особую озабоченность вызывает употребление наркотиков в детской и подростковой среде. Зарегистрировано более 140 тыс. детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Основная причина нарастающего давления наркопотока на Россию, по мнению специалистов, представителей правоохранительных органов, связана не только с военно-политической и социальной ситуацией в Афганистане. Эта страна превратилась в абсолютного лидера, производящего более 90% всех опиатов в мире. Однако масштабы контрабанды опиатов в Россию ежегодно увеличиваются также в связи с недостаточной технической оснащенностью государственных границ с государствами, находящимися в зоне транзита наркотиков, несовершенством законодательной базы, бесконтрольностью и попустительством со стороны соответствующих органов и многими другими. Со стороны государства, гражданского общества предпринимаются экстренные меры по минимизации этого социального порока по всем направлениям. Они предусматривают создание системы мониторинга и оценки развития наркоситуации, разработку стратегии государственной антикризисной политики, усиление уголовной ответственности за наркопреступления, повышение эффективности профилактической работы, оказание лечебной и профилактической помощи таким больным на основе новейших разработок, координацию антикризисной деятельности всех уровней исполнительной власти (федеральной, региональной, органов местного самоуправления), а также международную координацию.
Серьезную социальную проблему для России представляет употребление алкоголя, который является одной из главных причин убийств, самоубийств, распада семей, дорожно-транспортных происшествий, деградации личности. В России повышенное содержание алкоголя регистрируется у 66 умерших из 100 в трудоспособном возрасте. С начала 90-х годов XX в. и до настоящего времени алкоголь стал причиной половины смертей мужчин в возрасте от 15 до 54 лет. Ежедневно злоупотребление алкоголем уносит жизни примерно 500 тыс. человек, т.е. фактически население крупного областного центра. Отмечая широкое распространение этого социального порока в России, следует вместе с тем подчеркнуть, что представление о нашем государстве как стране пьяниц и алкоголиков относится к числу самых распространенных мифов. Водка — напиток не русского происхождения. До начала XV в. в стране не знали крепких напитков. В Москву водку завезли при Иване III, в 1428 г., но сразу же ее запретили, а первый питейный дом в Москве появился спустя лишь 137 лет, в 1565 г. Он был единственным на всю Россию и пить в нем разрешалось только опричникам (представителям власти). Остальные жители Москвы могли выпить безнаказанно лишь три раза в год по праздникам. Русская водка до изобретения Д.И. Менделеевым новых пропорций воды и спирта была слабоградусной. Например, в период правления Петра I ее крепость составляла 14 градусов, а в отношении пьяниц применялись жесткие меры. Во второй половине XIX в. стало развиваться винокуренное производство, у истоков которого стояли представители из числа иноверцев — не русских. Расширение производства и потребления алкоголя вызывало негативную реакцию общественности. В середине XIX в. по всей России прошли антиалкогольные бунты.
В течение почти 30 лет (с 1925 по 1953 г.) ежегодное душевое потребление алкоголя было в 2 раза ниже, чем в 1913 г., т.е. до Октябрьской революции. После смерти Сталина в 1953 г. начался заметный рост производства и потребления алкогольных напитков, а монополия государства на производство и торговлю ликероводочными изделиями стала мощным источником пополнения бюджета. Кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом 1985 г. дала лишь кратковременный успех. При этом резко возросло употребление некачественных напитков и самогона. Отмена государственной монополии на производство и торговлю алкоголем в 1992 г. привела к увеличению его токсичности, появлению на рынке значительного количества изделий из технического спирта и других вредных веществ. Сегодня предпринимаются меры по восстановлению государственной монополии на производство, сбыт, оборот и розничную продажу алкогольной продукции; введению уголовной ответственности за ее нелегальное изготовление и сбыт; установлению прямого налогообложения для предприятий, производящих алкогольную продукцию; обеспечению государственного регулирования цен. Ряд политических и общественных деятелей России требуют установления уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, ликвидации торговых точек, реализующих такую продукцию, расположенных в шаговой доступности от учреждений науки, образования, культуры, спорта, просвещения. В ряду мер борьбы с алкоголизацией населения важное место принадлежит проведению широко-масштабных кампаний по утверждению здорового образа жизни, разработке и распространению социальной рекламы, возрождению системы медико-психологической помощи алкоголикам, социальной адаптации их к нормальной жизни. В январе 2010 г. в России утверждена антиалкогольная концепция, в рамках которой планируется за десять лет более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции, а также добиться исчезновения нелегального алкогольного рынка.
Острой социальной и дискуссионной проблемой являются аборты. В настоящее время аборты легализованы более чем в 50 странах, но при этом существует достаточно много ограничений на их производство. Например, в Англии, Венгрии, Исландии, Кипре, Люксембурге, Финляндии аборты разрешены по медицинским и социальным показателям. В Испании, Португалии, Польше, Швейцарии аборт возможен лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, дефекты плода, изнасилование и инцест. В Северной Ирландии существует строгое законодательство, при котором аборт или вообще запрещается, или разрешается в исключительных случаях. В России, где демографическая ситуация оставляет желать лучшего, одно из самых либеральных законодательств в этой сфере. В России аборты разрешены без ограничений. Искусственное прерывание беременности входит в перечень услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, что предполагает государственное финансирование каждого аборта, сделанного в стенах учреждения, находящегося в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Среди причин прерывания беременности исследования фиксируют неустойчивость брака, неуверенность в партнере, неудовлетворительное материальное положение, плохие жилищные условия, низкий уровень сексуальной культуры, медицинские показатели и другие. Последствия от аборта выходят далеко за медицинские рамки, включают духовно-нравственные, психологические и другие аспекты. Репродуктивное здоровье — это показатель физического, социального и духовно-нравственного состояния общества. Оно требует государственного подхода в финансировании, разработке и реализации целевых программ.
Сегодня в рамках Правительства РФ и Государственной думы ведется трудоемкая работа по решению социальных проблем. В социальный сектор России вкладываются колоссальные средства. Несмотря на то обстоятельство, что последствия мирового кризиса, начавшегося в 2008 г., полностью не преодолены, государство не отказывается от выполнения социальных обязательств. Органы федеральной, региональной и местной власти стремятся сделать решение социальных проблем приоритетными направлениями своей деятельности. Повышенное внимание государства к социальной сфере находит адекватное выражение в разработке и реализации национальных проектов, долгосрочных программ «Здоровье», «Доступное жилье», росте инвестиций в человеческий капитал, внедрении принципов адресной поддержки социальных слоев, социально ориентированных бюджетах. С 1 января 2006 г. в Российской Федерации стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье», целью которого является совершенствование медицинской помощи. В свою очередь многие субъекты РФ приняли региональные программы «Здоровое материнство и детство», которые призваны улучшить показатели здоровья женщин и детей, в целом демографическую ситуацию в стране. Беременные и молодые мамы получают различные пособия: по беременности и родам, единовременное, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Женщине, родившей второго ребенка, государство выплачивает «материнский капитал», который она может потратить на разные нужды: покупку жилья, образование ребенка, пополнение накопительной части своей пенсии. Размер выплат по «материнскому капиталу» постоянно растет, после индексации размер этих выплат уже превысил 312 тыс. руб. С 2009 г. в региональных органах российской власти функционируют специальные структуры, ответственные за семейную политику. В России регулярно индексируются пенсии, существенно увеличился объем социальной помощи, оказываемой российским семьям, активизировалась деятельность институтов гражданского общества, выражающих интересы семей, усилилась пропаганда духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, отказа от курения.
Избирательный цикл в России в 2011 и 2012 гг. (выборы в Государственную думу Федерального Собрания и Президента РФ) красноречиво свидетельствует о том, что конкуренция кандидатов сфокусировалась вокруг социальных программ. Вновь избранный Президент РФ В.В. Путин в качестве первоочередных мер по повышению эффективности демографической политики предлагает усилить поддержку многодетных семей. В субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, планируется ввести специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей до достижения ими трехлетнего возраста в размере прожиточного минимума ребенка. Это будет означать прибавку около 7 тыс. руб. в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 г. с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 г.
Государственный сертификат на материнский капитал, размер которого в 2011 г. составил 365 тыс. 698 руб., получили более 3 млн. российских семей. В 2011 г. Государственная дума продлила действие стимулирующей программы, рассчитанной изначально до 2017 г., до 2025 г. В ближайшие три года на материнский капитал будет выделено 70 млрд. руб. дополнительных бюджетных средств. С 1 января 2012 г. повышены пособия при рождении ребенка до 12,4 тыс. руб., проиндексированы выплаты по уходу за детьми, с 1 января 2012 г. они выросли на 6%. В ближайшие три года муниципальные власти планируют решить проблему нехватки мест в детских садах. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, получит новые возможности по дополнительному профессиональному обучению, а работодатель, принимающий ее на работу, — поддержку от государства.
Доступность жилья — одна из острейших социальных проблем. В России развивается ипотека, но пока нет ощутимых результатов. Власти считают, что цена ипотеки будет снижаться вместе со снижением инфляции. В ближайшей перспективе получат развитие сберегательно-накопительные механизмы типа немецких строй-сберкасс, ряд региональных пилотных проектов в этой области. Планируется расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора, в частности, за счет высвобождения средств после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил.
Трудовые пенсии в России в 2012, 2013 и 2014 гг. будут проиндексированы дважды в год. Согласно Федеральному закону о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2012 г. и на плановый период 2013–2014 гг., в следующем году трудовые пенсии будут проиндексированы на 9,6% (с 1 февраля на 7% и с 1 апреля — на 2,4%). В 2013 г. индексация пенсий составит 8,7% (6 и 2,5% соответственно), в 2014 г. — 9% (5,5 и 3,3%). Повышение пенсионного возраста в России в ближайшее время не планируется.
Образование признается властью важнейшим фактором социального развития страны, формирования ценностей, объединяющих россиян, поэтому инвестиции в эту сферу станут ключевым бюджетным приоритетом. В области образования предстоит большая работа по обновлению программ и методов работы школ и вузов. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5–6 профилей обучения, адекватных интересам, склонностям и жизненным планам подростков. В 2012–2014 гг. предстоит аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по экономике, юриспруденции, управлению, социологии. Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников и не ведут серьезных научных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов «присоединенных» вузов. Стипендия студентам должна достигнуть прожиточного минимума, что на сегодняшний день означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. руб. в месяц. При этом продолжится практика выделения именных стипендий и грантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и научной работе.
В статье В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» поднимался один из острейших вопросов, оказывающих непосредственное влияние на социальные отношения не только в России, но и многих других странах, — национальный вопрос. В.В. Путин высказал идею о необходимости разработки стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. «Любой человек, живущий в нашей стране, — подчеркнул он, — не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». В системе федеральных органов власти планируется создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов.
В XXI в. социальная сфера России развивается по направлению инновационности. До недавнего времени инновации в социальной сфере не рассматривались как самостоятельный феномен, а лишь только как следствие инновационного процесса в технике, технологиях и экономике. Отчасти это справедливо, ибо технический и технологический прогресс обеспечивает ускорение общественного развития, существенно модифицируя и трансформируя общественные отношения, характер труда, потребления, стиль, уровень и качество жизни. К середине XX в. четко обозначилась, а в XXI в. усилилась тенденция обратного влияния социальных процессов на количественные и качественные показатели экономического развития. Оставаясь базисом социально-политической системы, экономика стала зависимой от характера социальных отношений и инноваций в этой сфере. В XXI в. в условиях глобализации уровень развития человеческого капитала определяет инновационность экономики и наоборот. Реальный вклад человеческого потенциала в экономический рост 30 наиболее развитых стран мира достигает, по разным оценкам, от 50 до 70%.
Среди тенденций, оказывающих влияние на социальные процессы и отношения в России в XXI в., следует отметить сохранение дезинтегрированности амальгамности (разнородности) общества и власти. Несмотря на масштабность трансформаций, тесное переплетение старого и нового, традиции, стереотипы, архетипы национальной психологии оказывают и будут оказывать влияние на социально-политическое развитие. Неразвитость инфраструктуры гражданского общества, слабость сетевых структур, отсутствие или недоступность каналов самовыражения будут отчасти компенсироваться структурированием множества сообществ со своими группами корпоративных интересов.
В этой связи резко возрастает проблема обеспечения общественной консолидации и сплоченности, которые являются качественными характеристиками социально-политической системы любого типа. Высокий уровень сплоченности общества является свидетельством устранения в обществе антагонистических противоречий и диспропорций, преодоления разобщенности, а также готовности власти и общества, государства и граждан выстраивать такую топологию отношений, которая рассчитана на долгосрочную коммуникацию, организацию конструктивного дискурса и эффективных взаимодействий. Сплоченность является следствием и показателем укрепления доверия граждан к институтам власти, достижения долгосрочной стабильности и общественного согласия.
Специалисты признают, что для России более характерен конгломеративный тип консолидации, при котором складывается межэтническое сообщество, а государство строится исходя из геополитических, а не этнических принципов. В современных условиях важной задачей является консолидация внутри властвующей элиты, в том числе региональной и центральной ее частей. Побудительными факторами для сотрудничества элиты являются совместное стремление противостоять внешней угрозе, неспособность той или иной группировки единолично контролировать государственный аппарат, а также угроза гражданских столкновений, опасность которых будет возрастать в случае игнорирования социальных проблем и внешних рисков. Данное обстоятельство вынуждает первых лиц государства давать прямые указания губернаторам взять под личную ответственность контроль над социальной ситуацией в регионе, недопущением обнищания и массовой безработицы. Власть также надеется, что институты гражданского общества будут содействовать тому, чтобы недовольство не вылилось в открытые столкновения, гражданские акции неповиновения. В этой связи необходимо создать правовые основания и реальные механизмы, с помощью которых институты гражданского общества могли бы контролировать бизнес и органы власти, а также влиять на распределение ресурсов.
На развитие социальных процессов и отношений оказывает и будет оказывать влияние в дальнейшем глобализация, которая ведет к унификации в мировом масштабе. Относительно социальной сферы это образование, уровень здравоохранения, социальной защиты, стоимость рабочей силы, качество жизни. Под воздействием глобальных процессов реальностью стали и такие явления, как утрата государством части своего внешнего суверенитета, нарастание хаотичности и агрегативности общественных связей, активизация девиантных практик, развитие международных связей, преступных группировок, деидеологизация представительства групповых интересов, снижение роли групповых идентичностей, деинституционализация политики, уменьшение интенсивности политического участия рядовых граждан, изменение соотношения публичной и частной сфер общества в пользу последней, медиатизация политического пространства и многие другие. Бурное развитие информационных технологий, повышение роли медийных инструментов в завоевании власти и распределении властных ресурсов, виртуализация политики объективно обусловливают распространение децентрализованных, локальных методик взаимодействия и сплочения общественной организации. Усиление роли сетевых и горизонтальных структур в информационном обществе минимизирует публичное пространство для властвующей элиты и представителей общественности. Под влиянием этих и других факторов формируется уже не открытое, а сверхоткрытое общество, существование которого разрушает идею локальной гомогенности, существенно трансформирует деятельность властей и политику в целом.
До экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., при всем многообразии европейская социальная модель предполагала общность действий государства и гражданского общества, направленных на то, чтобы для всех граждан обеспечивались удовлетворение основных материальных потребностей, участие в жизни общества, усиление социальной сплоченности. По состоянию на начало 2012 г. сохраняется полевение социальных отношений и ориентаций граждан европейских стран, что выражается в массовых протестных акциях в Европе. Данная тенденция сохранится и даже усилится в ближайшей перспективе, так как она во многом обусловлена политикой европейских правительств по выводу стран из кризиса и неизбежными в этой связи безработицей, сокращениями социальных выплат, повышением оплаты за обучение и т.д.
Современная российская модель социальной политики и социальных отношений находится в процессе формирования. Многие считают, что она является переходной от системы государственного патернализма к смешанной модели, в которой будут переплетаться патерналистские и либеральные компоненты. Данная модель призвана создать все необходимые условия для проявления социальной активности граждан, позволяющей трудоспособным слоям реализовать свой потенциал, а нетрудоспособным группам вести достойный образ жизни благодаря государственной поддержке.
Россия располагает всеми необходимыми резервами для придания социальным процессам позитивной динамики: материальными, природными, интеллектуальными, кадровыми, духовными. В силу исторической традиции, выгодного геополитического положения, обладания мощным ядерным потенциалом Россия по-прежнему входит в число стран, которым принадлежит ведущая роль на мировой арене, с мнением которых не могут не считаться. Она является членом Совета Безопасности ООН, «Восьмерки», участвует в саммитах ЕС и т.д. В России есть реальные возможности для демографического бума, развития страны по восходящей социальной траектории. За последние 15 лет численность населения трудоспособного возраста возросла на 6,2 млн. человек. Положительный результат приносят целевые программы по стимулированию рождаемости, сокращение которой в 90-е годы XX столетия в определенной мере компенсировалось и относительно высокой рождаемостью на закате советской эпохи. Уже в первой половине 90-х годов прошлого столетия произошел качественный скачок в уровне образования трудоспособного населения. Доля лиц с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием стала преобладающей, что также будет компенсировать предстоящее неизбежное сокращение его численности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г., Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, других документах определены механизмы и сроки реализации стратегических социальных задач, что делает стратегию социального прорыва страны реалистичной.
Сегодня властвующая элита, политические лидеры, первые лица государства осознали тот факт, что невозможно построить инновационную экономику без вложений в человеческий капитал. Современные социально-политические реалии России обусловливают акцентуацию деятельности власти на решении следующих основных задач: усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных групп населения; обеспечение основных социальных гарантий; сдерживание массовой безработицы; расширение источников доходов (от собственности, участия в распределении прибыли, ценных бумаг и т.д.), что позволит россиянам быть не только объектами социальной политики, но и ее активными участниками, ответственными за последствия принимаемых решений, сроки и способы их воплощения в жизнь. Размещение государственных заказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе позволит привлечь дополнительные средства, квалифицированных специалистов, полнее учитывать потребности конкретных групп населения. Сегодня необходимо увеличение инвестиций на решение инновационных проблем науки, техники, культуры, образования, здравоохранения, формирование и внедрение системы дополнительного негосударственного социального страхования как одного из факторов социальной стабильности. В системе критериальных оценок деятельности властвующей элиты определяющую роль должна играть социальная эффективность экономического роста. Законодательно установленный государственный минимум социальных стандартов должен обеспечить каждому гражданину уверенность в будущем, достойный уровень жизни и высокое качество жизни.
В XXI в. социальный фактор все более влияет на политические процессы, усиливая зависимость легитимности и эффективности власти. Динамичное социальное развитие выступает важнейшим фактором и показателем конкурентоспособности стран, компаний, фирм и отраслей. Практика свидетельствует о том, что эффективность коммерческого использования научно-технических достижений определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом социальных показателей, составляющих инновационный социальный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами. Достойная жизнь, обеспеченная старость, стабильность, постоянно растущий интеллектуальный, образовательный, нравственный потенциал населения, уровень развитости социального мышления личности и общества, социальная ответственность лидеров, элиты и граждан обусловливают высокую результативность любой общественной системы.
Общая культурно-цивилизационная основа — фактор реинтеграции постсоветского сообщества
Экономические, политические, военные катаклизмы, переживаемые человечеством с учащающейся периодичностью, свидетельствуют о том, что мир стоит накануне системных трансформаций. Нет оснований для уверенности в безболезненном протекании грядущей метаморфозы, по крайней мере ни у кого не вызывает сомнений, что мировое сообщество будет вынуждено пересмотреть многие, казалось бы незыблемые, установки и ценности.
В этих условиях для России, потерявшей в последние два десятилетия ориентиры социальной перспективы, было бы наименее продуктивным стремиться воспроизвести на национальной почве привлеченный извне проект общественного развития. Тем более бесперспективно обращение нашей страны в ряды трансляторов «прогрессивных» ценностей в сообщество постсоветских стран, культурно-исторически связанных с Россией, претендующей на роль нового интеграционного центpа. Хотя именно такая роль России наиболее приемлема для Запада, переживающего не лучшие времена.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 9 / 2013 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других