Россия и мусульманский мир № 11 / 2010

Группа авторов, 2010

В журнале публикуются научные материалы по текущим политическим, социальным и религиозным вопросам, касающимся взаимоотношений России и мировой исламской уммы, а также мусульманских стран.

Оглавление

Из серии: Научно-информационный бюллетень «Россия и мусульманский мир»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 11 / 2010 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КУЛЬТУРНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ

А. Салагаев, С. Сергеев, Л. Лучшева,публицисты

Социокультурное пространство Республики Татарстан исторически складывалось из православно-русской и тюрко-мусульманских культур, что отразилось на формировании менталитета, традиций правовой и политической культуры, языков, литературы, искусства проживающих здесь народов. Руководство Республики Татарстан официально проводит политику мультикультурализма, всячески подчеркивая полиэтничный состав населения республики и уважение этнокультурных нужд и запросов населения. Эта политика на российском и мировом уровне подается в качестве образца успешного развития этнических культур и их мирного взаимообогащения. Однако декларирование мультикультурализма нередко сочетается с проведением этноцентристской политики. Это проявляется даже на уровне принятых правовых норм. Например, в Законе «О культуре» говорится, что одной из главных задач культурной политики региона является «содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан». Большинство указанных в этой программе мероприятий касается развития культуры всех народов, проживающих в республике, однако предполагаемые в ней действия по возрождению и сохранению татарской национальной культуры являются приоритетными. Сохранение и развитие культур народов Республики Татарстан направлено главным образом на удовлетворение культурных запросов и потребностей татарского народа, проживающего за пределами РТ. Раздел VII второй программы (2004–2007) полностью посвящен поддержке и развитию культуры и языка татар, проживающих на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Это позволило татарстанским руководителям направлять средства республиканских налогоплательщиков на оказание помощи татарскому народу, проживающему за пределами Республики Татарстан. В пункте 29 раздела II второй программы, где речь идет о сохранении и использовании недвижимого историко-культурного наследия, говорится о подготовке и издании Свода памятников истории и культуры только татарского народа.

Языковая и образовательная политика. Согласно пункту 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, «государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык». Пункт 2 этой же статьи закрепляет право республик самим «устанавливать свои государственные языки». Вместе с тем Конституция не дает ответа, в каком соотношении между собой должны находиться государственный и республиканский языки. Законом «О языках народов Республики Татарстан» закрепляется равноправие татарского и русского языков. Но в связи с необходимостью введения особых мер по возрождению и развитию татарского языка «Республика Татарстан содействует сохранению, развитию и изучению татарского языка татарами и лицами других национальностей, проживающими за ее пределами». Программные документы, выпущенные в РТ, оказывают поддержку в первую очередь развитию татарского языка, что наглядно продемонстрировали руководители ряда учреждений, прибавив 15 % к окладам работников за знание русского и татарского языков. Нетатарское население республики в этой ситуации было сориентировано на необходимость знания татарского языка, и при этом руководство республики принимало меры по усилению его важности.

Специфика развития русского языка в современной языковой политике и системе образования Татарстана определяется рядом особенностей.

1. Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального государства являлся для многих этносов проводником в мировую культуру и науку, он выступал и выступает частью интеллектуального потенциала всех народов, живущих в России. Российская Федерация от советского общества по наследству получила сформировавшуюся русскоязычную общность, которая значительно превышает собственно русский этнос.

2. Суверенизация Республики Татарстан стимулировала обсуждение, а в последствии и принятие законодательных мер в поддержку развития языков народов Татарстана, на деле же условия для развития татарского языка получили приоритетное значение.

С 1989/90 учебного года изучение татарского языка вводится во всех ПТУ и техникумах, а с 1991/92 учебного года для всех учащихся русскоязычных школ независимо от национальности и желания учащихся, в это же время открываются новые типы татарских учебных заведений — лицеи и гимназии. Количество часов на изучение русского языка, по сравнению с другими регионами РФ, было сокращено в два раза. С введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) тенденции дисбаланса в языковой политике обозначили проблему слабых знаний русского языка среди выпускников общеобразовательных учреждений.

Тем не менее русский язык остается лидирующим во многих сферах жизнедеятельности татарстанцев: бизнесе, делопроизводстве, науке (естественной и обществоведческой), среднем и высшем образовании (за исключением специального гуманитарного).

Несмотря на введение татарского языка в обязательную школьную и вузовскую программы, татарский язык не стал актуальным для большинства татарстанцев. Способных его использовать на работе среди русских РТ в конце 1990-х годов было всего 0,4 %. Наше исследование показало, что татарский язык, как наиболее важный, выделяют 4,7 % из числа опрошенных русских студентов и 0,8 % школьников (среди татар этот показатель составляет соответственно 4,2 % и 2,7 %). Учащаяся молодежь из двух государственных языков РТ в большей степени отдает предпочтение изучению русского языка. Однако по сравнению с официальными языками РТ наиболее необходимым для дальнейшей жизни, по мнению учащейся и студенческой молодежи, является английский язык, как язык международного общения.

Таким образом, несмотря на усилия республиканских властей, значимость языка в регионе определяется в первую очередь его социальной потребностью. Государственный статус русского языка, его роль в приобщении к западной культуре, успешная языковая адаптация в системе образования и науки для народов Татарстана являются более востребованными факторами, чем региональная языковая политика, актуализирующая значимость татарского языка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 11 / 2010 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я