Эта книга своего рода гимн предпринимательству. О его сложном и увлекательном пути, о его подводных камнях и сверкающих звездах, о том как относиться к поражениям, деньгам и рабочему процессу. О тонкостях и сложностях восхождения к успеху, которые открываются только в самом пути.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планирование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как найти свое дело
— Чтобы вы посоветовали тем, кто сейчас только начинает свой путь в бизнесе?
— Люди, которые еще не начали двигаться, очень долго составляют правильный план. Не так важна сама цель, как планирование ее достижения. Планирование должно быть твердым, а цели — гибкими. Это значит, что многие, кто достиг успеха, изначально тянулись к другим целям. Только ваше стремление подскажет вам верную дорогу, не бойтесь менять цели в процессе движения вперед. Правильный путь начинаешь понимать, только углубляясь в первоначальную цель, которая в процессе реализации начинает меняться до неузнаваемости.
— То есть вы хотите сказать, что цель в бизнесе не так важна, как само стремление к ней?
— По сути, для успешных людей нет конкретных целей, они живут в самом процессе их достижения, это и есть их великий путь. Помню, когда я начинал, то строил совсем другой бизнес, чем тот который стал мне приносить первую прибыль, но вырос он как цветом из семени он из первого моего горшка. То, что вы делаете должно, быть рассчитано на вторичное использование затраченных ресурсов. Цели нужны только для того чтобы начать, но не нужно боятся когда обстоятельства начнут их менять. Ставьте себе недостижимые цели и идите вперед, и я уверяю вас, вы обязательно найдете «свою нишу», которая будет приносить вам не только деньги, но и удовольствие. Цельтесь только в солнце, и окажетесь на луне, цельтесь в луну и точно оторветесь от земли. Стремление важнее цели.
— Хотите сказать, что и вы начинали свой бизнес без конкретной цели достичь успеха?
Я старался продумать каждую мелочь, каждую деталь перед тем, как начать дело, чтобы минимизировать будущие потери и непредвиденные расходы. Но каждый раз появлялись новые неожиданности, которые требовали новых затрат. В какой-то момент, но не сразу, я понял, что в планирование нет никакого смысла, и даже не из-за того, что ситуация постоянно меняется, сколько из-за того, что никто не знаю заранее как и что нужно делать. Нельзя или даже просто невозможно спланировать заранее свой успех, это иллюзия. На практике происходит так, что на каждом этапе наши ожидания не соответствуют реальности. Мало того, что приходится унимать свою гордость, и рушить свой тщательно выстроенный заранее план, но и прислушиваться к критике и жалобам тех, ради кого создается продукт, для того чтобы быстро меняться.
— Вы хотите сказать, что предприниматель не должен ничего продумывать заранее?
— Фактически предприниматель должен красть идею продукта у своих потребителей, но делать это незаметно. И вот, весь план предпринимателя должен состоять лишь в том, как собрать более достоверную и разноплановую подобную информацию у потребителей. Не придумывать самому план и цель, а слушать пожелания покупателей и тут же воплощать их мечты в своем продукте. Поэтому всякое планирование бесполезно, важно лишь как можно быстрее начать действовать и понять что самое важное это мнение потребителей. Они наши проектировщики, дизайнеры, рекламщики, дегустаторы, техники, экономисты и продавцы. Они не просто должны рушить наш первоначальный план, а обязаны это делать. И самая главная проблема в том, если нет возможности собирать и правильно интерпретировать подобную информацию.
— Да все потребители такие лицемерные. Лично я тоже всегда вру, когда меня о чем-то спрашивают.
— С тех пор я больше никогда ничего не планировал, а лишь создавал тестовые лаборатории с максимальной эффективностью. И да. Все дело в том, что потребители не всегда приветливы и искренне в своих ответах, поэтому нужно было научиться не только незаметно собирать их критику, так и перепроверять ее другими способами. Вот, только в правильном понимании желаний потребителей и должен заключаться наш план. Не прогнозировании, не фантазировании, не навязывании, а именно в сборе фактического материала. Таким образом, он стал понимать, как ничтожен любой даже самый совершенный индивидуальный план. До этого раз за разом, все его планы рушились, и он признавал себя побежденным раз за разом. Успех или неуспех зависит только от того, какой план вы ставите перед собой, жесткий или гибкий. Вот в чем секрет.
— Это все хорошо, но цели то все умеют ставить и мечтать, а как справляться с неудачами и препятствиями?
— Я и не говорю, что предпринимательство это полностью беспроигрышное дело. Возможно, где-то вы проиграете, и не достигнете того, чего хотели, но проиграв, вы получите то, о чем даже не мечтали, и это вас приятно удивит, и докажет, что все это было не зря. Когда вы это поймете, вы обыграете многих, кто будет с вами соревноваться. На вашем пути стремление должно расти, а цель должна растворяться. Цель — это не конец пути, цель — это только мотивация, она нужна только для того, чтобы начать. Цель должна быть яркой, чтобы заставить нас действовать прямо здесь и сейчас. Если вы сталкиваетесь с трудностями, то это хороший признак, в противном случае, если бы это было бы легко, то повторить ваш путь мог бы каждый, и разобрать все результаты в конце пути. Каждая сложность, появляющаяся на вашем пути, это не препятствие или повод бросить все, а дополнительный признак того, что когда вы доведете все до конца, вас ждет больше всего нетронутых ягод. Чем сложнее путь, тем прочнее успех.
— Хорошо, тогда не могли бы вы прояснить какими должны быть первоначальные цели?
— Если идея не кажется на первый взгляд безумной, то значит, она бесполезна. Только то, что выходит за существующие рамки, может установить новые гораздо шире. Делать, как все, значит ходить протоптанными путями, где уже нет ягод. Подумайте, кому могут быть интересны ваши идеи, кто готов будет за них платить, или обменяться на что-то. Секрет успеха заключается в контроле собственного восприятия. Чтобы крупное не пугало относитесь к нему, как малому, а чтобы достичь крупного относись к малому, как крупному. То, что когда-то казалось большим, позже будет казаться маленьким, то, что казалось когда-то значимым, позже будет малозначительным. Значимость чего-либо всегда снижается по мере приближения, звезды кажутся прекрасными только на расстоянии. Иногда, чтобы увидеть прекрасное, нужно не приблизиться, а наоборот отойти. Приближаясь, мы лишаемся иллюзий, но получаем истинную значимость, не судите о чем-либо издалека. Наоборот, если хотите побудить человека, покажите ему вид издалека, но сами всегда старайтесь касаться того, к чему стремитесь. Не ленитесь тратить время на создание 5 летнего плана на любой даже пустяковый проект. Восприятие любого мелкого дела в длинной временной ретроспективе открывает пред вами всю картину провалов и побед. Если вы будете относиться к малому как крупному, то будете готовы к любому неожиданному, которое может случиться с этим малым. Не бойтесь строить долгие планы на пустяковые задачи, но и не разлетайтесь далеко в мечтах. План от фантазии отличается тем, что он всегда опирается на будущие реакции людей, а мечты всегда строятся по одностороннему субъективному движению без сопротивления.
— Вы предлагаете ставить такие невероятные цели, которые никто раньше не ставил?
— Понимаете, уровни конкуренции разные на разных масштабах риска. Чем меньше риск, тем больше желающих испытать удачу. Чем больше риск — тем меньше очередь. Повышенный уровень конкуренции становится в таком случае повышенным риском не достигнуть результата. Именно поэтому, достичь успеха на высоких ставках гораздо выше, чем на низких. Если у вас мало денег используйте свою молодость; если мало времени восполняйте это своими накоплениями. Есть детали, которые присущи только вам — это знания и знакомые. Подумайте, что вы знаете такого, чего не знает больше никто, это ваш личный опыт. Подумайте о людях, с которыми вы знакомы, чем они конкретно могут вам помочь. Чтобы подчинить чью-то волю добровольно к себе, нужно просто убедить человека, что его настоящие цели это средства для достижения ваших целей. Все искренне убеждены, что их цель сохранить свое рабочее место всеми силами, но на самом деле их цель, это средство достижение цели владельца бизнеса. В качестве целей для других, можно использовать как материальные ценности, так и моральные убеждения. Хороших идей всегда хватает, сложней найти людей, готовых умереть за эти идеи, ведь они сами по себе не становятся реальностью, их таковыми делает только человек. Главный дефицит в любом деле — безумные единомышленники, а деньги и прочие ресурсы всегда найдутся.
— Все таки не до конца понятно, какие цели нужно ставить и из чего они должны состоять?
— Используйте четыре кубика: время, деньги, люди, опыт, и начинайте их соединять друг с другом, пока не построите устойчивую модель будущего. Вы должны использовать свои способности для того, чтобы ваши способности стали популярными, иначе они бесполезная ноша для вас. Как определить, что это именно та идея, которая стоит реализации и долгих лет работы. Ведь если мы ошибемся, то потратим очень много времени и денег. Нужно браться только за те проекты, о которых говорят «это слишком сложно!» или «это нереально!», значит там и спрятан успех. И значит, у вас есть шанс прийти первым, не спотыкаясь и стать победителем. Ниша крупных проектов и сложных целей всегда будет свободна. Поэтому начинать нужно не с малого, а сразу с крупного. Люди ставят легкие (короткие) цели, предполагая, что на это потребуется меньше сил и времени. Это верно для одного, и не верного для остальных, которые думают точно так же. Прежде, чем начать короткий путь, посмотри сколько людей его уже делают, или почему столько-то людей его не делают. Люди боятся и остерегаются сложных (длинных) целей, потому что думают, что у них не хватит ресурсов и времени для их реализации. Но необходимо не путать дефицит целей, и дефицит средств, на первые деньги тратятся, а со вторыми зарабатываются. Лучше продавать кирки и лопаты, чем искать золото, так как золото одно, а золотоискателей много. Временный дефицит рождает временную монополию. Время побеждает все, капля камень точит. Время, терпение и настойчивость.
— Если посмотреть на начинающих предпринимателей, то большинство из них просто копируют бизнес друг друга. Большинство просто двигаются по пути наименьшего сопротивления.
— Никогда не изобретайте велосипед, это изобретение займет огромное количество сил и времени, и даст, скорее всего, отрицательный результат. Зачастую новые продукты редко пользуются спросом, поэтому новаторы рискуют в разы гораздо больше тех, кто просто копирует чужие бизнесы. Чтобы понять какой продукт создать, нужно уметь слушать людей, и слышать их боль, даже когда они молчат. Потребители в большинстве своем сами кричат или мечтают о каком-то продукте, очень часто можно слышать от недовольных клиентов, а почему не сделали продукт другим способом. Никто не расскажет вам о массовом и востребованном продукте, как недовольный или голодный потребитель. Как правило, тем, кто изобретают востребованный продукт в узкой нише, очень часто общаются с представителями этой ниши. Технологии изобретают физики, а новые блюда шеф-повара, и никогда на оборот. Чтобы найти свой продукт, оглянитесь в какой группе вы находитесь, чьи интересы вы могли бы представить на рынке. Очень часто предприниматели достигают успеха в той отрасли, в которой потерпели крах в качестве наемного сотрудника. Всякий продукт рождается не из радости, а из боли. Будущий клиент может не знать чего он хочет, но он может чувствовать боль при его отсутствии. Поэтому успешный предприниматель рождается из чувства искреннего сострадания. Увидев чужую боль можно создать интересный продукт, и лишь почувствовав чужую боль, как свою собственную можно создать по-настоящему востребованный и необходимый продукт. Закрывая глаза на чужие проблемы, мы закрываем глаза и на своих потребителей.
— Последний вопрос: как все таки стать лидером в своей отрасли и обогнать конкурентов?
— Чтобы стать лидером, создавайте свое конкурентное преимущество, то которое позволит вам стать монополистом, и которое должно быть сложным для повторения, чтобы его нельзя было легко и быстро скопировать. Лидер — это тот, кто делает в группе что-то первым: тот, кто ведет, кто первым открывает дверь, входит в темную комнату, предлагает, просит, хвалит, ищет, и даже говорит, когда другие молчат. Самое главное завоевать уровень доверия, ведь его невозможно скопировать легко и быстро. Во-первых, лидеры — это продукт среды, в которой они живут. Во-вторых, в каждой среде по одному лидеру. Лидерами не становятся в нужное время, лидерами являются в нужном месте. Вы уже лидер, только еще не нашли свою среду обитания, где вы будете чувствовать себя максимально уверенно. Лидеры не живут, они плавают в своей среде, как рыбы в воде, как хищные рыбы в воде. Они не боятся проблем в своей среде, потому что точно знают, откуда они возьмутся и как их решить. То что для одних является трудной работой, то для других значит быть собой. Своя среда — это то, где вы хорошо разбираетесь в деталях, которые даже не всегда можешь объяснить другим. О чужих средах люди имеют общее представление, в своей среде разбираются до мелких деталей. Ищите свою среду, и вы автоматически станете ее лидером.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Планирование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других