Кладовая сердца

Роман Викторович Овчаренко, 2022

Сборник авторских проповедей и размышлений на великие христианские праздники. В книге реализован авторский замысел представить сложные истины христианства простым и доступным языком для большинства верующих или просто интересующихся религией людей.

Оглавление

ПРОПОВЕДИ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Проповедь в неделю о блудном сыне (2022 год)

Несколько буднично звучит знакомая нам с детства притча о блудном сыне. Едва мы слышим её первые слова, и наш интерес к ней гаснет, внимание пропадает. Знаем мол, читали, слушали. Да сколько же можно её повторять? Воля, конечно, ваша друзья, но что, если мы в своей суете всё же упустили основную мысль этого замечательного поучения? А что если мы так и не смогли понять, чему учит нас Господь в этой притче? Может, стоит всё же разобраться с ней? Итак, приступим. Что мы знаем о ней?

В некой восточной стране живет человек, почтенный отец семейства. Он богат, достиг преклонного возраста, есть наследники его состояния — у него два сына. Для восточного человека это несказанное счастье. Казалось бы, живи, да радуйся, но мир, увы, не идеален. Как и жизнь, которую мы проживаем.

Младший из его сыновей (здесь возможно указание не только на его физический возраст, но и на меру его восприятия Истины, на его духовную зрелость), избалованный с детства, не знавший отказа ни в чём, едва достигнув возраста совершеннолетия, заявляет о своих правах на наследство, не желая ждать кончины отцы, и законного порядка наследования. Отец не возмущается, а созывает совет и честно делит свое имущество между двумя своими сыновьями.

Младший сын, получив желаемое, отправляется в дальние страны, где его никто не знает и мораль не столь строга, как на Востоке. Там он очень скоро проматывает свое значительное состояние. Из принца он превращается в нищего. Вот так поворот. Ко всем его финансовым злоключениям добавился ещё и голод. Тот, кто еще вчера не знал, как зашнуровать собственные сандалии, вынужден был искать себе работу.

То ли в насмешку над ним, то ли из большой нужды его берут свинопасом. Ну и что, скажете вы? А то, что он — еврей и по закону Моисея не должен был, есть и касаться свиней, которые считались нечистыми животными. Но его гордость сломлена, он соглашается на всё, и как сказано в Писании: «и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15, 16). Теперь представляете, до какой степени он опустился? А дальше уже край: ненависть к Богу, к людям, к себе и самоубийство.

И тут ему на память пришли картины прошлого. Это отрезвило его, и наполнило слабой надеждой: «Придя же в себя, он сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 17 — 19). Он принял единственно возможное правильное решение: признает свою вину, и решает исправить свои ошибки.

Он, конечно, понимал, что как раньше уже ничего не может быть, но, по крайней мере, можно попытаться начать всё заново. Как там сказано у древних: «Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее». И вот он, окрылённый своими мечтами и надеждами, спешит в отчий дом. И даже ещё не дойдя до дома, он встречает своего отца, идущего к нему на встречу.

Сердце и любовь подсказали старцу о приближении сына. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20). Разве это не трогательно, скажите мне? Неужели, вы ещё не догадались, что речь в этой притче о Боге и божьих детях — людях?

Человек, получив от Бога свободу, часто употребляет её не по назначению, делает всё наперекор, и само собой ошибается. И это нормально с точки зрения логики. Ошибка — это ещё не конец. Главное уметь признавать её и просить прощения у тех, кого мы обидели своими действиями. Прекрасно сказал об этом английский поэт Александр Поуп: «Ошибаться — человечно, прощать — божественно». В честь возвращения своего сына, Отец приказывает дому веселиться и радоваться, потому что «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24).

Но с этим не согласен старший брат, он даже не желает входить в дом. Обычно все забывают о старшем брате, уже после первых слов повествования. Заранее наделяя его положительными качествами. Ах, какой он молодец. Ничего не просит, отца не бросил, работает. Внешне может быть да, но внутренне он ещё более распущен, и недоволен, чем младший сын до падения.

Два сына в притче — это две крайности между Истиной. И когда каждая из этих крайностей пытается к себе эту истину притянуть, прибегая к горячности и силе, то вместо приближения получают отклонение. Таков математический закон логики при доказательстве истинности явления. Об этом писал еще Рене Декарт.

Об этом хочет сказать нам и Господь в своей притче. Не притягивайте Истину за уши, живите спокойно и по совести. Не завидуйте и не раздражайтесь. Радуйтесь по жизни даже мелочам. Умейте признавать свои ошибки, и не повторяйте их вновь. А, главное, помните, дом Отца нашего Небесного всегда открыт, как и Его объятия. С праздником, дорогие друзья. (2022 год)

Проповедь на прощеное воскресенье (2004 год)

Смысл всей мировой истории зиждется на постоянной, ожесточенной борьбе добра со злом. Становится ясным, откуда все эти экономические и социальные потрясения, откуда эти войны и распри. Но борьба идет не только во внешнем мире, но и в душе человека. По слову Ф.М. Достоевского, великого русского писателя: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Борьба за души человеческие идет, потому что каждая из них дороже всей Вселенной. Человек упав нравственно, подверг своё тело разрушению. Но ведь душа человеческая, обнимающая собой пространство и время, это горящая в плоти искра Божия, которая просто не может угаснуть. Господь не желает смерти человека, но желает, чтобы все спаслись и пришли к жизни вечной и нестареющей.

Определив срок существования для планеты Земля, Господь тем самым назначает нам время для покаяния, дабы затем произвести праведный суд и воздать каждому по делам его. Из Откровения Божия мы знаем, что Страшный Суд — суд на котором решится окончательная участь каждого человека, соответственно тому, что творил он, живя в земном теле своем.

Даже сейчас, живя в земном мире, мы ежедневно мыслим, говорим, делаем что-то. По существу, это семена, которые произрастут в вечности либо в благоухающие цветы, либо в колючие ядовитые растения. Суд называется Страшным еще и потому, что на нем будут судить не только людей, но и духов-ангелов. Демоны увидят всю свою прежнюю жизнь, вспомнят о тех днях, когда они воспевали херувимскую песнь Богу, и только плач вырвется из их уст. Диавол и ангелы его плели сложную паутину, чтобы уловить в неё как можно больше сторонников, но в итоге попали в неё сами, и не могут выпутаться из нее. Для них всех уготован Ад, страшное состояния безысходности, отсутствие радости и покоя.

В своей жизни каждый человек делает выбор между Истиной и ложью, между Богом и дьяволом. Выбор этот возможен благодаря свободе воли, которая словно некая узкая дорожка между добром и злом. Вот почему человек бывает то на стороне друга, то на стороне неприятеля.

Во время земной жизни человека происходит божественное домостроительство его души, становление в плане нравственности. Вот почему тела наши на Суде изменятся и будут подобны душе. У праведных они будут по образу создавшего их Творца, а у грешников — наверное, лучше не представлять себе этих безобразных и ужасных тел.

Всё на Суде обнажится, выйдет наружу. Все наши дела, наши помышления, слова и глубинные желания сердца. Как это произойдет? — спросите вы. Святые отцы говорили о том, что есть некая «память сердца», запечатлевающая всё, всю нашу жизнь — и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, как черный ящик, потерпевшего катастрофу лайнера, и тогда мы увидим, какие мы есть на самом деле, а не какими рисовало нас наше воображение и наша гордость.

На Страшном Суде произойдет окончательное разделение добра и зла, света и тьмы. Как говорил великий святой и богослов Григорий Нисский: «Самые мелкие преступления будут исследованы». Души грешников будут пылать ярым пламенем ненависти и злости к Богу и всему святому, только за факт их существования. Ненависть эта, способная спалить всю Вселенную и Небо, будет обращена против них самих. А вот блаженство Рая будет состоять в постоянном общении людей с Богом, во всё объединяющей всех любви.

Преподобный Серафим Саровский писал, что «если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь на земле». Только в Раю, в вечной жизни, человек узнает тайну страдания и поймет, что те скорби, труды, болезни и печали, которые были в земной жизни — были лишь благословением Божиим перед истинной радостью.

Для всех человеческих грехов есть два Суда: первый на земле, где судьей выступает любой ближний или священник, а второй — на небе, праведный Суд Сына Божия. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если в этой жизни мы сможем исповедью омываться от прегрешений, то отойдем туда чистые от грехов. Страшен и ужасен Суд Господень для грешников, но и он же вселяет радость и ликование в сердца праведников».

Будем же молить Великого и Щедрого Бога очистить нас от всякой скверны плоти и духа, и да сподобит Он нас восхвалить Его Всесвятое Имя в день Суда. С началом поста, дорогие друзья! С Прощеным воскресеньем! (2004 год)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я