Понятие о логистике. Unified Modeling Language

Роман Борисович Кудряшов

Книга знакомит читателя с широко востребованной профессией «Логист».В книге затронуты вопросы ограниченности ресурсов, показаны подходы к разработке моделей логистических систем на основе языка UML.Показана работа логиста, приведены способы решения сложных проблем.Материал представлен в максимально доступной форме и может быть использован: как при профессиональном ориентировании выпускников школ, так и в процессе обучения студентов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Оглавление

Основы UML (Unified Modeling Language) ПРОДОЛЖЕНИЕ

В предыдущем материале были рассмотрены правила составления трех видов диаграмм из языка UML:

· Диаграмма классов;

· Диаграмма объектов;

· Диаграмма последовательностей.

Вернёмся к рассмотрению других диаграмм UML.

Диаграммы взаимодействия (диаграммы кооперации)

Диаграммы взаимодействия очень схожи с ранее рассмотренными диаграммами последовательностей, так как показывают потоки сообщений между объектами системы и является удобным средством моделирования системы. При проектировании логистической системы можно пользоваться как диаграммами последовательностей, так и диаграммами взаимодействия, по выбору разработчика.

Объекты на диаграммах взаимодействия обозначаются стандартно — прямоугольниками с написанными и подчёркнутыми именами (подчёркивание обозначает конкретный индивидуализированный объект).

Взаимодействия между объектами обозначаются линиями (лучами). Над ними обозначаются названия и порядковый номер. Продолжительность взаимодействия (срок жизни) в данной диаграмме не обозначается.

Мы уже говорили, что диаграммы последовательностей и диаграммы взаимодействия выполняют одну и ту же роль: Показывают порядок взаимодействия объектов в системе. Для наглядности покажем эти диаграммы рядом, а какой вид диаграмм предпочтёте использовать лично Вы, решать Вам.

Созданная нами диаграмма последовательностей отражала взаимодействие «Заказчика» и объектов логистической системы по обработке принятого заказа и отгрузке товаров покупателю на условиях последующей оплаты.

Диаграмма последовательностей приведена на рисунке 7, но мы приведём её для удобства читателей ещё раз.

А теперь спроектируем диаграмму взаимодействия (рисунок 12)

Как уже было сказано — эти диаграммы равнозначны, но я предпочитаю диаграмму последовательностей, для меня она более понятна и информативна. Диаграммы состояний

Любой объект системы в разное время может находиться в различных состояниях. Например, в начальный момент времени объект не взаимодействует ни с одним из прочих объектов системы и является пассивным. В следующий момент времени он меняет своё состояние на ожидание взаимодействия, потом получает управляющий сигнал, после чего выполняет какое-либо конкретное действие, далее отправляет отчёт, и снова переходит в состояние покоя. В данном примере объёкт последовательно сменяет пять состояний, характеризующих его деятельность.

Диаграмма состояний определяет условия и возможности объекта по переходу из одного возможного для него состояния в другое в результате реакции на внешнее событие.

Диаграмма состояний составляется для каждого конкретного объекта системы.

Переход объекта из одного состояния в другое возможен только с учётом предыдущего состояния объекта.

Диаграмма состояний объекта «Заказ» показана на рис. 13.

Диаграммы деятельности (диаграммы активности)

Диаграммы деятельности позволяют разработать (представить) алгоритм по которому работает объект системы. По своему внешнему виду диаграммы деятельности напоминают выше рассмотренные диаграммы состояний.

Пример диаграммы деятельности с объектом «Заказ» представлен на рисунке 14.

Толстая жирная линия на диаграмме действия показывает одновременность происходящих событий.

Объект «Заказ» является информационным объектом, который может иметь материально-вещественную форму, но сам этот объект своих интересов и целей, которые могли бы вступать во взаимодействие (противоречие) с интересами и целями других участников системы не может. Если Вы вспомните обобщённую модель логистической системы с тремя участниками и постараетесь в этой модели определить место возникновения информационного объекта «Заказ», то становится очевидным, что «Заказ» мог появиться только в части системы, обозначаемой словом «Заказчик». В процессе взаимодействия частей системы объект «Заказ» передаётся от Заказчика к Исполнителю. Противоречия при взаимодействии Заказчика и Исполнителя мы постарались изучить на модели представленной в главе «Первая попытка оптимизации интересов участников логистической системы». Теперь нам предстоит разобрать интересы подсистем подчинённых вышестоящей системе «Исполнитель» и согласовать их интересы на этом уровне, что и будет осуществлено в следующей главе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я