Понятие о логистике. Unified Modeling Language

Роман Борисович Кудряшов

Книга знакомит читателя с широко востребованной профессией «Логист».В книге затронуты вопросы ограниченности ресурсов, показаны подходы к разработке моделей логистических систем на основе языка UML.Показана работа логиста, приведены способы решения сложных проблем.Материал представлен в максимально доступной форме и может быть использован: как при профессиональном ориентировании выпускников школ, так и в процессе обучения студентов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Оглавление

Первая попытка оптимизации интересов участников логистической системы

Выявим участников логистического взаимодействия при исполнении заказа покупателя на поставку продукции. Определим основные интересы участников данной системы, а так же определим их основные интересы, в том числе и противоречащие интересам самой системы, выработаем предложения по согласованию интересов участников системы с целью максимизации совокупного полезного эффекта.

Система состоит из двух участников. На самом деле участников данной системы должно быть намного больше, но налоговой службой, различными фондами и прочими участниками на данном этапе можно пренебречь.

Самому общему представлению о данной системе соответствовал бы рисунок 8.

Эта самая общая схема позволяет определить основных действующих лиц (“actor”ов) моделируемой системы:

1. Внешняя неконтролируемая или слабо контролируемая часть системы — «Заказчик»;

2. Собственно система с вложенными подсистемами — «Производитель»

Основной интерес «Заказчика» — максимизация чистого получаемого дохода. Этот интерес реализуется в другой логистической системе, аналогичной этой, но при условии, что данный заказчик поменяет свою роль и станет продавцом. В рассматриваемой логистической системе интерес «Заказчика» реализуется при минимизации закупочной цены на товары (продукцию) указанной в спецификации к заказу.

Основной интерес «Производителя» — так же максимизация чистого получаемого дохода, но по своему отношению к цене на продукцию, входящую в спецификацию к заказу, цена реализации должна быть максимизирована.

Противоречие в интересах может быть проиллюстрировано рисунком 9.

Но это крайне упрощённый подход. Грамотный экономист должен указать, что важен не разовый максимальный доход или максимизация дохода от продажи единицы товара, а важно добиться максимизации долговременного дохода при реализации максимального количества товара, пусть и не по самой высокой цене. Эта «аксиома» экономики доказана ещё отцами основателями: Джон Локк (XVII век); Джеймс Стюарт (XVIII век); Адам Смит (XVIII век); Альфред Маршалл (XIX век).

Графическое представление «Закона спроса и предложения» разработал Альфред Маршал. Все мы видели эти знаменитые кривые (см. рис. 10).

Нас интересуют не столько сами кривые, а прямоугольные области, обозначенные буквами. Эти прямоугольные области соответствуют денежным суммам:

A-B-C-G — сумма дохода от реализации товара продавцом третьим лицам;

G-E-H-D — сумма дохода от реализации продукции производителем продавцу;

F-C-D-G — сумма затрат производителя на производство товара;

A-B-H-E — чистый доход продавца товара;

E-H-C-F — чистый доход производителя продукции.

Однако это идеальная модель, не учитывающая множественность участников рынка, вернее все производители и все продавцы объединены каждый в свою категорию. Кроме того, между продавцами и конечным потребителем поставлен знак равенства.

Более точная модель для локального рынка предполагает наличие единственного производителя (“actor” — производитель) в показанной модели (см. рис. 8) и множества покупателей. Предполагается, что все покупатели имеют одинаковые побудительные мотивы и их поведение стандартно.

В таком случае в модель должно быть введено ещё одно действующее лицо — «Коллективный конечный потребитель». Уточнённая модель представлена на рисунке 11.

В этой модели производитель лишён возможности продавать свою продукцию конечному потребителю напрямую, а «Продавец», он же «Заказчик» вынужден балансировать между конечным спросом со стороны «Потребителя» товара и возможностями (желаниями) «Производителя» по изготовлению продукции.

В данном случае, модель логистической системы лучше представить в табличном виде. (см. таблицу 3)

Таблица 3

Наиболее важные переменные параметры логистической системы выделены жирным обрамлением рамок.

Производитель товара может работать при условии, что его прибыль имеет положительные значения, а это означает то, что производить не будет производить товар при конечной цене реализации равной 0 рублей и 60 рублей.

Продавец товара достигает максимума прибыли при конечной цене реализации товара равной 40 рублям. Эта же цена максимизирует прибыль производителя при договорной цене равной 13,2 рубля за единицу товара (условие «Рентабельность равна 30% от затрат на производство единицы продукции).

В таких условиях могут существовать все участники логистической системы, но согласованы ли их интересы? Очевидно, что нет.

При производстве 40 единиц товара производитель получает прибыль в размере 82 рубля, в то время как продавец этого же количества товара получает прибыль равную 1072 рубля. Полная гармония должна наступить в том случае, когда прибыль производителя товара и прибыль продавца товара будут равны.

В таблице 4 представлены гармонизированные данные по взаимодействию участников логистической системы.

Таблица 4

Как видно из таблицы:

1. Покупатель принимает предложенную цену (40 рублей) за единицу товара;

2. Продавец не может продавать товар дешевле 3 рублей за единицу;

3. Продавая товар по конечной цене реализации равной 40 рублям продавец должен закупать 40 единиц товара, а производитель изготавливать эти 40 единиц товара;

4. Цена реализации продукции производителем равна 25,11 рубля;

5. Прибыль продавца при этом составит 595,60 рублей, а прибыль производителя будет равна 594,4 рубля, что обеспечивает равенство их интересов.

В рассматриваемой логистической системе «Заказчик — Производитель» Заказчик будет являться «Центром прибыли», а Производитель, соответственно — «Центром затрат». В соответствии с коммерческой логикой, любое пожелание Центра прибыли должно быть исполнено, если его исполнение приводит к увеличению оптимизированного совокупного дохода системы, то есть дополнительный доход, получаемый Производителем от Заказчика должен превышать дополнительные затраты производителя, связанные с исполнением пожеланий «Заказчика» и получением этого дополнительного дохода.

Можно рекомендовать разработчикам логистической системы, кроме экономических ограничителей на базе соотношения ΔПрибыли/ΔЗатрат (соотношение должно быть больше единицы), разработать и критерии «Ограничители» не относящиеся к коммерческой области, например: юридические ограничители, моральные ограничители, репутационные ограничители и т.д.

В связи с ограниченностью времени на анализ состояния системы и принятие экономически обоснованного решения аналитики, разрабатывающие проекты решений и лица, принимающие решения должны пользоваться специальными автоматизированными программными средствами. Диаграммы, разрабатываемые на языке UML, в этом случае, будут абсолютно необходимы для составления технического задания на разрабатываемую модель логистической системы, для проектирования системы и составления рабочей документации по разрабатываемой системе, написания программного кода и его отладки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я