Антихрист и его храм

Роман Береснев

Книга предлагает больше, чем просто изучение библейского пророчества об антихристе. Кроме работы с библейским текстом, которая является основой исследования, в монографии уделяется внимание анализу развития богословия антихриста в контексте церковной и мировой истории. Обращаясь к самым разным традициям толкования, автор задает широкий круг вопросов, благодаря которому у читателя возникает целостное представление не только об антихристе, но и о стереотипах, с ним связанных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антихрист и его храм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II.

В поисках антихриста

1. Кого люди считали антихристом?

Кто-то из иудеев

Как мы уже отметили, попытки разобраться, кто же будет антихристом и как его узнать, уходят корнями в ранние дни христианской Церкви. С тех пор как Иоанн в посланиях предупредил о пришествии антихриста, ни одно поколение не отказывалось от желания разгадать эту тайну.

Вот, например, как решил эту проблему Ипполит Римский (ок. 170 — ок. 236 по Р.Х): «Итак, когда Христа провозгласило Писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: „Дан, скимен львов, и изскочит от Васана“ [Втор. 33: 22]. Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. „Дан“, говорит, „скимен львов“; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так — Иаков говорит: „да будет Дан змий“, на земли „седяй, угрызая пяту конску“ [Быт. 49: 17]. Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3: 1), обольстивший Еву и запнувший Адама? Но как это надобно доказать еще многими свидетельствами, то мы от сего и не отказываемся»12.

Ипполит Римский (170—236)

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Hippolytus_of_Rome

Очевидно, что хотя Ипполит и не может назвать имя антихриста, он точно предлагает сузить наши поиски до иудеев. В подтверждение он приводит тексты Писания, которые, по его мнению, недвусмысленно указывают не просто на иудеев, но, еще больше упрощая нашу задачу, говорят о колене Дана.

Мнение Ипполита было почти обречено на успех и поддержку со стороны хотя бы части Церкви, но не потому что оно обладало непогрешимой библейской доказательной базой, а по той простой причине, что с самого начала Церкви существовал конфликт между христианами из иудеев и христианами из язычников. К сожалению, в этом Ипполит оказался заложником настроений своей эпохи. Вместо беспристрастного исследования Писания мы видим, как он шагает в ногу со временем и вычитывает из текстов Священного Писания идеи, чуждые последнему. Однако они становились популярными, поскольку были понятны и взывали более не к благородным мотивам (где брат готов положить душу за брата, не важно, какой тот национальности), а к низменной природе человека, особенно если последний находился в личном конфликте с кем-либо из иудеев. Сильно (а зачастую и вовсе) не утруждая себя изучением Писаний, в таком толковании легко мог найти оправдание своей неприязни к иудеям всякий, кто ее испытывал, но при этом выглядеть теперь не антисемитом, а набожным и умудренным Писанием последователем Христа. Но если современники Ипполита могли себе позволить не обращать внимания на его вольное толкование Библии, то в наши дни противоречия стали не просто кричащими, они стали неразрешимыми. Что, например, нам делать с коленом Дана? Где, по-вашему, его можно найти? Уже начиная с эпохи второго храма большинство еврейских семей не могли доказать своей принадлежности к тому или другому колену, а сегодня тем более. Зачем тогда Богу указывать на колено Дана, если его все равно невозможно найти? Тем не менее идея искать антихриста среди иудеев не была забыта вовсе. Некоторые считают, что именно иудеи первыми поклонятся антихристу. Что это? Новые открытия в области древних библейских пророчеств или древняя неприязнь к нации в новом обличии?

Кто-то из мусульман

Некоторые из христиан сегодня готовы утверждать, что своим происхождением антихрист будет обязан мусульманскому миру. Приводятся даже некоторые подробности внешнего вида, чтобы его было легче узнать. «Махди — из моих потомков. У него выступающий лоб и орлиный нос. Он наполнит мир беспристрастностью и справедливостью так же, как он был наполнен (до этого) несправедливостью и притеснением. Он будет править в течение семи лет»13. Сравнивая пророчества о Махди, последнего пророка Мухаммеда, который должен прийти перед концом света, и библейские пророчества об антихристе, некоторые приходят к следующему выводу: «Мы можем наблюдать, что наиболее характерные отличительные черты антихриста из Библии, его миссия и действия удивительным образом совпадают с описанием Махди в исламской традиции»14.

Книга Д. Ричардсона об антихристе из ислама

Скриншот, источник: https://www.amazon.com

Хотя было бы полезно иметь описание внешнего вида антихриста, нам трудно согласиться с этой точкой зрения по следующим причинам.

Во-первых, за основу взято описание Махди в исламской традиции. По сути, это означает признание, что пророки ислама говорили правду и им можно доверять так же, как Библии. В данном случае заключение делается на основании священных книг как христиан, так и мусульман, и таким образом уравнивается их авторитет. Но если это так, то христианам стоит добавить книги исламской традиции к своему канону. Однако христиане занимают, может быть незаметно для себя, интересную позицию: тому, что говорят пророки ислама о Махди, можно верить, а остальному — не обязательно. Это не что иное, как избирательное богословие и двойные стандарты на практике.

Во-вторых, антиисламские настроения стали новой нормой в современном западном мире после 11 сентября 2001 года. События в Сирии, война с ИГИЛ15, иммиграция, террористические акты в Европе только усиливают неприязнь между христианами и мусульманами. На этом фоне идея исламского антихриста легко может найти немало сторонников, однако, как уже было не раз в истории, ее убедительность основана на заголовках газет, а не на Библии. На самом деле вряд ли кто-то обратил бы внимание на то, что написано в священных книгах мусульман, если бы не так называемый исламский терроризм и миграция.

В-третьих, если признать в Махди антихриста, то что делать с тем фактом, что он должен прийти перед концом света, а не в конце V — начале VI века, как утверждает пророчество? Фактор времени остается беспощадным и неумолимым ко всем околобиблейским учениям.

Некоторые известные политики

Некоторые не ограничиваются общими фразами, но идут дальше и желают назвать имя антихриста, не оставляя места двусмысленности. Так, например, звание антихриста было присуждено:

Петру I

Фридриху II

Наполеону Бонапарту

Вильгельму II

Адольфу Гитлеру

Иосифу Сталину

Бенито Муссолини

Никите Хрущеву

Джону Ф. Кеннеди

Маргарет Тэтчер

Михаилу Горбачеву

Рональду Рейгану

Борису Ельцину

Биллу Клинтону

принцу Уильяму

Бараку Обаме

Список далеко не полный, но достаточный, чтобы увидеть принцип, по которому кандидаты были отобраны и заняли в нем свои «почетные» места. Главное — быть выдающимся политическим деятелем своего времени и желательно со знаком минус. Чем больше злодеяний ты совершаешь, тем больше шансов быть причисленным к лику «святых» и тем убедительнее выглядят аргументы для широкой публики.

Давайте взглянем на некоторых персон в этом списке. Почему, например, был выбран Рональд Рейган? Кто-то, чьим хобби было считать количество букв в именах, решил сделать это в очередной раз. Оказалось, в каждом из трех имен Рейгана шесть букв16. Поскольку Библия что-то говорит о зловещем числе 666, этого было достаточно, чтобы Рональд Рейган оказался в этом списке. А вот Биллу Клинтону повезло меньше. Никаких совпадений с деталями пророчеств у него не обнаружилось, поэтому здесь все выглядит гораздо прозаичнее. Для поместивших его в этот список было достаточно сказать: он способен представить истину так, что она будет казаться нам ложью, а ложь — истиной. Однако для убедительности все-таки библейские параллели были необходимы, и они вскоре были найдены. Как известно, антихрист должен будет совершать свои злодеяния в паре с лжепророком, и его было необходимо срочно «назначить». Кто бы, вы думали, им оказался? Догадались? Конечно же, его супруга — Хиллари Клинтон (благо она тоже не обременена репутацией честного политика). Кроме того, в архивах были найдены фотографии, где один из американских индейцев, по всей видимости шаман, произносит молитву над Хиллари. Можно ли желать лучших доказательств? Дело в шляпе, а Билл Клинтон — в списке.

Американский индеец благословляет Хилари Клинтон

Источник: https://www.care2.com

Но самым железобетонным кандидатом является Барак Обама. В поддержку этой позиции цитируют Лк. 10: 18: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Далее нам напоминают, что хотя текст был написан на греческом, Иисус сказал эти слова на арамейском. А на арамейском, по их мнению, фраза «молния с неба» звучит как «барак о бама». Таким образом, текст надо читать следующим образом: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как Барак Обама». Если вас это не убеждает, то зря. По данным опроса агентства «Харрис», 24% республиканцев и 14% всех американцев считают Барака Обаму антихристом17.

Многие склонны считать антихристом Барака Обаму

Источник: https://www.wnycstudios.org

Ну а если говорить серьезно, то из многих аргументов против достаточно будет сказать, что слово «небо» («шамаим») сознательно заменили на слово «возвышенность» («бама»), потому что только таким образом может получиться что-то похожее (подчеркиваем, только похожее) на «барак о бама». Это уже не только вычитывание из текста того, чего там нет, но и вписывание в Библию желаемого с последующей выдачей его за действительное.

Печально, но подводя некий итог подобным попыткам назвать имя антихриста, нельзя не согласиться с неизвестным автором следующих строк: «К сожалению, газетная экзегеза — один из самых распространенных видов толкования Библии сегодня. Люди прибегают к ней всякий раз, когда ошибочно полагают, что все, что они слышат в выпусках новостей, можно и нужно связать с пророчествами. Они читают Писания через призму новостных программ, и вдруг президент становиться антихристом, компьютерные чипы — начертанием зверя, а вертолеты — саранчой. На самом деле винить во всем нужно собственную близорукость18, эгоцентризм, этноцентризм, социоцентризм и многие другие „центризмы“. Мы склонны видеть себя и тех, кто вокруг нас, как центр вселенной и мировой истории. Таким образом, если наша жизнь, наша культура, наша страна приходят к концу, мы ошибочно полагаем, что весь мир приходит к своему концу. Именно это делает газетную экзегезу такой популярной и убедительной, по крайней мере в наших собственных глазах»19.

Поэтому, для того чтобы у нас не возникало искушения вычитать из текста Библии или, тем более, вписать в него наши собственные идеи, Бог указал на фактор времени. Напомним, что согласно пророчеству, время пришествия антихриста совпадает со временем появления десяти царей, сменивших Римскую империю, три из которых вскоре должны быть повержены. Кроме событий, произошедших в Европе в VI столетии, ничего подобного в истории найти не удастся. Пытаться применить пророчество к XXI веку — значит, игнорировать как Писание, так и историю. Если мы примем во внимание фактор времени, мы легко сможем обнаружить наличие махинаций в толковании библейских пророчеств. Это фундамент, на котором и нужно строить это здание. Все спекуляции об антихристе как о каком-то политике современности или будущего в свете фактора времени не имеют ни единого шанса ввести нас в заблуждение. Если наш уважаемый читатель все еще сомневается, предлагаю ему перечитать первую главу.

2. Подходит ли папство на роль антихриста?

Отдельно стоит сказать о еще одном мнении, согласно которому антихристом является глава Католической церкви — Папа Римский. Хотя первые высказывания на эту тему появились намного раньше, окончательно эти взгляды оформились и получили широкое признание в эпоху реформационного движения. Именно в это время возникает сдвиг богословской мысли с представлений об антихристе как об отдельно взятой личности к пониманию антихриста как некоей системы, управляемой антихристом. Как пишет Рон Роудс, преподаватель богословия в семинарии Далласа, «на самом деле реформаторы склонялись к тому, чтобы видеть римских пап, сменяющих один другого, и римскую церковь как антихриста»20. Что касается папства, с этим можно согласиться, но римская церковь — это не только папство, но и миллионы простых католиков, которые, по мнению реформаторов, были обмануты антихристом. Именно поэтому свою миссию они видели в просвещении масс (католических), а не борьбу с ними, как это было в случае с папством. Поэтому мы считаем принципиально важным видеть эту разницу: «В католической церкви есть много добросовестных христиан, чья жизнь проходит в согласии с тем светом, который сияет над ними. Бог будет совершать Свое дело в отношении этих людей»21. Поэтому, как и первые реформаторы, мы видим залог успеха не в противостоянии, а в просвещении и свободе выбора. Наша задача — сделать так, чтобы свет сиял ярче в жизни тех христиан, кто хочет следовать свету Библии больше, чем свету традиции, кто не хочет прожить всю жизнь в лунном свете, но хочет увидеть зарю.

Среди наиболее известных реформаторов, поддержавших идею о папстве как антихристе, были Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Николас Ридли, Хью Латимер, Уильям Тиндейл, Томас Кранмер, Джон Фокс, Джон Нокс и др. Все они верили, что папство и папы, сменяющие друг друга (не путать с рядовыми католиками), — это система антихриста. Никогда раньше в истории церкви не было так много ответственных ученых, проповедников, лингвистов, богословов и простых исследователей Библии, которые были бы единодушны в своих взглядах на антихриста! Эти взгляды достойны того, чтобы мы обратили на них серьезное внимание и проанализировали более подробно.

Мы много слышали о пришествии антихриста. Мы слышали, что он должен сделать и когда придет. Почему же тогда мы не можем назвать его имя? Причина в том, что ответ на этот вопрос похож на попытку найти в толпе человека, о котором мы много слышали, но ни разу его не видели. Нам рассказали, как он выглядит, но не показали фотографию. Это напоминает мне историю, как однажды меня встретили в аэропорту.

Источник: https://www.vectorportal.com

Я летел в город Гонолулу. Мой самолет должен был приземлиться в самом большом международном аэропорту этого города. Предварительно я договорился, чтобы меня встретил мой знакомый. Города я не знал, и поэтому его помощь была весьма кстати. Однако я не догадывался, что незадолго до прибытия самолета в пункт назначения мой знакомый, из-за непредвиденных обстоятельств, должен был попросить другого человека встретить меня. С этим человеком мы ни разу не виделись. Моей фотографии у него не было. Писать табличку с моим именем было бесполезно, поскольку я не собирался обращать на них внимание и прошел бы мимо. Телефона у меня не было, и ответить я не мог. Все, на что я надеялся, — это предварительные договоренности. Почти как в фильме «Место встречи изменить нельзя». Все это понимал и встречающий меня человек. Перед ним стояла очень непростая задача. Если бы кто-то однажды попросил вас оказать такую услугу, что бы вы сказали? Правильно. Как в толпе в международном аэропорту я смогу узнать того, кого никогда не видел? Как он будет выглядеть? Мой приятель понятия не имел, какая одежда будет на мне, и не знал, как описать меня, чтобы меня можно было узнать и чтобы я не затерялся среди сотен и сотен людей. Однако он не растерялся и описал меня примерно так: «На самом деле это просто: он не гаваец, не филиппинец, не испанец, не японец или кореец, не мексиканец, не китаец или вьетнамец, не афроамериканец, он, как и я, — русский». На что тот незамедлительно ответил: «Хорошо, этого мне достаточно, я его узнаю». Когда мой самолет приземлился, я получил свой багаж, вышел в зону свободного доступа для встречающих и почему-то обратил внимание на человека, который, казалось, сканировал лица всех людей. Как только наши глаза встретились, его лицо засияло, и он направился в мою сторону. Я не знал, чего ожидать. Подойдя ко мне, он назвал меня по имени и потом объяснил, что произошло и почему он сегодня стал моим встречающим. Удивительно, но такого странного описания моей внешности было достаточно, чтобы встречающий мог узнать меня.

В Библии мы тоже находим описание антихриста, которого нам нужно узнать или «встретить». Его описание как ужасного зверя тоже весьма странно, тем не менее его достаточно, чтобы мы могли это сделать, ведь дано оно самим Богом. В этом описании не одна, а несколько отличительных особенностей, характеристик, которые вместе должны исключить вероятность ошибки. Но основной (с которой необходимо начать) мы продолжаем считать время. Подумайте только, что было бы, если бы меня встречали на час или два позже? Скорее всего, к тому времени я бы покинул аэропорт. Но ведь именно это происходит сегодня, когда некоторые ожидают пришествия антихриста в будущем, в то время как самолет уже приземлился и пассажиры разъехались.

Но кроме времени, Бог предоставил нам и другие характерные особенности «внешности» антихриста. И здесь еще одна ошибка, которую часто допускают многие. Из всего описания они находят сходство лишь по одной характеристике и с радостью спешат сообщить миру, что антихрист обнаружен. Правильно ли это? Представьте, что я прошу вас встретить меня в аэропорту и даю краткое описание своего внешнего вида: белая рубашка, синий галстук, без усов или бороды, глаза зеленые, волосы русые. Тогда и только тогда, когда все детали описания будут вами найдены в одном человеке, вы сможете объявить, что нашли того, кого искали. Что же получается на самом деле? Многие, как только видят белую рубашку и синий галстук, заканчивают поиски. А ведь в случае с антихристом дела обстоят еще хуже — сегодня часто достаточно одной «белой рубашки»! Вы можете иметь бороду до пояса, быть лысым и носить черную повязку на оба глаза, но вы все равно будете названы антихристом, так как в противном случае слишком многим придется назвать свои книги кучей мусора, а свое богословие — лженаукой. Реальность такова, что скоро так называемые исследователи Библии не будут нуждаться в Библии вовсе — будет достаточно личной неприязни, чтобы объявить кого-то антихристом. Неудобные места Писания не цитируются, как если бы их не было. Выбирается только какой-нибудь один критерий («белая рубашка»), остальное не в счет.

Какое же описание антихриста находим мы в Библии? И может ли оно быть применено к папству, как об этом говорили реформаторы? Вот то, что мы с вами уже могли узнать. Суммируем все в один список.

1. Антихрист должен прийти после распада Римской империи (Дан. 7: 23—24).

2. Это должен быть человек и/или царство (Дан. 7: 17, 23).

3. Три царя должны быть «исторгнуты пред ним» (Дан. 7: 8, 24).

4. Он осуществит гонения на святых (Дан. 7: 21, 25; Откр. 13: 7).

5. Он должен пытаться изменить Божий закон (Дан. 7: 25).

6. Его господство будет продолжаться три с половиной года (Дан. 7: 25; Откр. 13: 5).

7. Он получит смертельную рану (Дан. 7: 11; Откр. 13: 3).

8. Рана будет исцелена (Откр. 13: 3).

9. Он будет богохульствовать (Дан. 7: 8, 11, 25; Откр. 13: 5—6).

10. Он будет сидеть в храме Божьем (2 Фес. 2: 4).

Как видите, Бог позаботился, чтобы мы имели весьма обширное описание антихриста. Возможно, в нем использованы необычные символы и образы22, но его достаточно, чтобы мы могли не ошибиться. Теперь давайте посмотрим, может ли папство быть исполнением пророчества. Для этого заглянем в его историю и кратко сравним с каждой из характеристик антихриста23.

1. Антихрист должен прийти после распада Римской империи.

Хотя христианство стало официальной и признанной религией еще во времена Константина, власть епископа Рима существовала лишь параллельно власти императора и была весьма ограничена. Однако именно в этот период было заложено мощное основание папской власти в Европе. До Константина на место одного кесаря приходил другой. С переездом же Царьграда на восток на смену преемственности кесарей пришла преемственность римских понтификов. Папы заняли вакантное место императора Рима, что, безусловно, возвысило статус Церкви, однако не дало полной свободы действий. Ситуация кардинально изменилась после падения империи. Папа Римский стал новой политической силой, природа которой была отлична от власти государства24. В 476 году, когда Ромул Август был вынужден отречься от престола, папство стало существенно влиять на историю, быстро и уверенно становясь новой политической силой, обязанной своим происхождением языческой Римской империи.

2. Это должен быть человек и/или царство.

Как мы выяснили в предыдущей главе, согласно Дан. 7: 17, 23, мы должны понимать, что антихрист — это и человек, и царство, которое он возглавляет. Можно ли говорить, что исполнение этой детали пророчества вполне применимо к папству? Да, конечно. Очевидно, что папство имеет как первое — папу римского во главе, так и второе — сам институт папства, имеющий не только религиозную, но зачастую и политическую власть.

С тем, что антихрист будет человеком, возглавляющим царство, и тем, что папство имеет как первое, так и второе, никто не спорит. Однако у нас должны возникнуть справедливые вопросы: если это папа, то какой именно? Все ли папы вместе являются коллективным антихристом или один из них? Может, следует ожидать папу, который будет править три с половиной года, как об этом говорит пророк Даниил? Или же папа-антихрист уже был у власти, так как должен был прийти в эпоху распада Римской империи? Чтобы разобраться в этом, нам необходимо изучить другие детали пророчества, потому что только в сумме всех свидетельств можно получить наиболее достоверную картину.

3. Три царя должны быть «исторгнуты пред ним».

Удивительно, как точно исполнилось пророчество. На место мощной и единой Римской империи после ее распада пришли десять варварских племен, но только семь из них смогли пережить VI столетие. Сегодня они известны как алеманны, бургунды, франки, ломбарды, саксы, свевы и вестготы. Все они приняли католическое христианство и в течение столетий находились не только под огромным влиянием, но зачастую и в полной зависимости от воли папы25. Другие три — герулы, вандалы и остготы — не просуществовали долго. После сокрушительных военных поражений их потомки должны были ассимилироваться с другими племенами и навсегда раствориться в плавильном котле истории. Каждое из этих трех племен не приняло католическую версию христианства и исповедовало арианское учение. Их поражение открыло папству путь к единоличному контролю религиозной, а вскоре и политической жизни Европы. Впоследствии это время назвали началом темного Средневековья.

4. Он осуществит гонения на святых.

Современному человеку порой трудно себе представить масштабы гонений и степень нетерпимости ко всякому инакомыслию, которые имели место в Средние века. Папство контролировало не только религию, но и науку, медицину, искусство, законодательство — а значит, и все государство. Если Джордано Бруно — скорее ученый-вольнодумец, нежели еретик — был казнен, то на что могли надеяться те, для кого главным конфликтом с папством стали их религиозные убеждения? Миллионы были сожжены на кострах, брошены в тюрьмы, подверглись пыткам или были вынуждены скрываться от гонений. Ужасно, что совершалось это для Бога и во имя Его. Таким образом, антихрист достигал сразу две цели: первая — он избавлялся от «святых Всевышнего», тех, кто мог изобличить его обман; вторая — совершая злодеяния под маской религии, он вызывал отвращение к ней и дискредитировал самого Бога. Естественным результатом этой стратегии стало появление и распространение атеизма. Но еще более возмутительными сегодня выглядят попытки некоторых оправдаться. Например, Джон Аллен, главный аналитик Ватикана для CNN, говорит, что инквизиция — излюбленный аргумент атеиста26. Отсюда напрашивается вывод: если вы не хотите, чтобы вас считали атеистом, то лучше не вспоминайте об этом. Но это только полбеды. Журналист изящно предлагает нам идею о том, что, мол, таков был мир, таковы были время и нравы. Кроме того, это органы государственных структур непосредственно осуществляли инквизицию — а значит, ответственность можно перенести на них27. Мы можем видеть, как на наших глазах реабилитация инквизиции набирает обороты.

5. Он должен пытаться изменить Божий закон.

Пророку Даниилу было сказано, что антихрист «даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон» (Дан. 7: 25). Если папская власть и есть то, о чем говорит пророчество, то мы должны иметь возможность понять, как оно исполнило и эту его деталь. Для этого можно сравнить текст десяти заповедей в Библии и в католической церкви. Даже ребенок, который научился читать и уже знает, как играть в игру «найди пять отличий», без труда увидит несоответствие второго первому. Вторая заповедь о непоклонении изображениям изъята из текста полностью, а четвертая заменена на заповедь о соблюдении воскресенья вместо субботы. Таким образом, миллионы прихожан католических28 церквей становятся жертвами элементарного мошенничества — подмены закона. Закон и его «праздничные времена» пытаются отменить, заменив человеческой традицией.

6. Его господство будет продолжаться три с половиной года.

О том, что власть антихриста продлится три с половиной года, мы узнаем из Книги пророка Даниила (Дан. 7: 25). Этот же срок в Книге Откровения назван 42 месяцами (Откр. 13: 5). Мы не знаем, было ли открыто Иоанну, что его читатели будут пользоваться другим календарем, но по какой-то причине Иоанн считает важным уточнить, что этот период также равен 1260 дням (Откр. 12: 6), то есть в каждом из этих 42 месяцев должно быть ровно 30 дней. Бог Библии весьма пунктуален.

Как мы узнали из первой главы, уже на раннем этапе Отцы Церкви на основании пророчеств также говорили, что антихрист будет иметь власть в течение трех с половиной лет. Они также верили, что его приход будет предварен падением Римской империи. Однако уже к середине VI века возникла серьезная проблема с этим толкованием. Рим пал, десять царей пришли на его место, а отчаянные попытки обнаружить антихриста ни к чему не приводили. К концу VI столетия стало очевидно: что-то пошло не так, что-то было неверным в толковании пророчеств, но что именно, никто точно сказать не мог. Если Рим давно пал, а три с половиной года власти антихриста должны были изменить мир, то почему до сих пор никто не может назвать этого «человека греха»? Кроме того, было известно, что вскоре после прихода антихриста наступит конец мира — в таком случае, даже если предположить, что антихрист уже был у власти и по какой-то причине не был опознан, почему не наступил конец мира и Христос не пришел, чтобы убить противника «Духом уст Своих»? Единственное, о чем оставалось думать: пророчество еще должно исполниться в будущем. Если же прихода антихриста следует ожидать в будущем, то как быть с утверждением, что он придет вскоре после падения Рима? С каждым годом, и тем более с каждым веком, это «вскоре» все больше и больше дискредитировало себя. Богословы оказались на распутье: привязывать приход антихриста и его три с половиной года ко времени падения Рима или ко времени пришествия Христа? Первое более соответствовало Библии и преданиям Отцов Церкви, второе — суровой реальности, в которой имя антихриста до сих пор было неизвестно. Чем дальше время уносило церковь от эпохи падения Рима, тем популярнее становилась вторая точка зрения.

Однако на рубеже XVIII и XIX столетий произошли события, которые реанимировали веру в слова пророков. Что же произошло? В 1798 году французский генерал Бертье пленил папу римского Пия VI. Это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ключевой фигуре в христианском мире, на протяжении многих веков влиявшей на судьбы миллионов, был объявлен шах29. Папство лишилось власти и было отодвинуто на задворки политической жизни. Эти события вызвали небывалый интерес к библейским пророчествам. Благодаря Реформации многие уже были убеждены, что папство и есть антихрист, однако вопрос о трех с половиной годах его власти оставался не решенным. И вот теперь, когда Реформация дала людям возможность самостоятельно изучать и читать Библию на своем родном языке, многие искренние исследователи, ученые и простые люди вновь обратились к пророчествам и сделали удивительные открытия.

Одним из таких открытий стал принцип «день за год»30. Согласно этому принципу, один день в библейском пророчестве должен быть равен одному календарному году в истории. На самом деле об этом принципе было известно и раньше, так как Писание часто говорит о нем и всякий, кто читал Библию, был знаком с этим31. Тем не менее этот принцип не был использован для толкования трех с половиной лет власти антихриста32. Все или почти все были убеждены, что речь идет о буквальных годах. Теперь же многие обратили внимание, что этот период также равен 42 месяцам, или 1260 дням. Случайно ли это уточнение, сделанное пророком Иоанном? Когда 1260 пророческих дней были приравнены к буквальным годам и вычтены из 1798 года, то получился 538 год33. Оказалось, что полученная дата не только приводит нас ко времени десяти царей, когда папство заняло главенствующее положение, но и помогает увидеть в свете пророчеств историю Средневековья как историю антихриста. Стало очевидно, что антихрист — это не только и не столько папа, сколько сам институт папства, где папы сменяют один другого.

У кого-то может возникнуть вопрос: справедливо ли истолковывать пророчество не до его исполнения, а после — так сказать, с высоты веков? Ответить несложно. Сам Иисус много раз говорил ученикам, что Он пострадает, будет распят и на третий день воскреснет. Понимали ли они его слова? Нет. Даже после того, как они не нашли его в гробнице, они рассуждали между собой: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24: 21). Если Иисусу пришлось заново объяснять им пророчества, когда они уже исполнились, то тем более им было трудно понять их до того, как все совершилось. Как же все-таки трудно человеку отказаться от пусть ошибочного, но общепринятого мнения! Зная нашу слабость, Иисус сказал: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14: 29). Согласно этим словам, вполне нормально, когда пророчество становится понятным не до, а после его исполнения. Это происходит не из-за его сложности, а из-за нашей слабости. Но в случае с пророчествами Даниила есть и вторая причина, почему Отцы Церкви и первые толкователи не могли понять всех деталей пророчества. Даниилу было сказано, что его книга должна быть «запечатана», недоступна для понимания до последнего времени (Дан. 12: 9—10). Многое из сказанного Отцами Церкви было верно, но очевидно, что вопрос о трех с половиной годах оставался загадкой, был «запечатан», пока не исполнился весь отведенный срок. Почему? Наверное, потому, что истинное христианство всегда жило надеждой на скорое второе пришествие Иисуса Христа. Вряд ли было бы мудро сообщать тем, кто жил в VI веке, что история греха так затянется. Но «не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

7. Он получит смертельную рану.

Те, кто все еще ожидает пришествия антихриста в будущем и верит, что он будет неким злодеем, получившим власть на буквальные три с половиной года, обычно обходят стороной «смертельную рану», которую он должен получить. По их мнению, Иисус придет сразу после антихриста. Такой подход понятен: зачем толковать неудобное, когда можно просто не обращать на это внимание и надеяться, что большинство всегда будет больше читать комментарии на Библию, нежели саму Библию? При таком положении дел можно просто пропустить неудобные отрывки, и вскоре почти все будут верить, что таких слов в Библии просто нет. Однако именно понимание смертельной раны помогает найти ответ на важный вопрос: если папство — это антихрист, который потерял свою власть в 1798 году, и это было его «смертельной раной»34, то почему Христос не пришел вскоре после этого, как об этом учили Отцы Церкви? Действительно, давайте вспомним, как учил Кирилл Иерусалимский: «В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста „Духом уст Своих“, предаст его огню гееннскому». Откуда Кирилл взял такую последовательность событий? Напомним, что он комментировал 7 главу пророка Даниила. Сразу после того, как Даниил видел зверя-антихриста, он говорит: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями. <…> Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7: 9—10). Что это? Очевидно, Даниил видит сцену небесного суда. Пророк ни слова не сказал о втором пришествии, но рассказал нам, что видел суд. Кирилл же понимал под судом конец мира, а потому допустил себе вольность отойти от текста и назвать суд не судом, а Вторым пришествием. Однако небесный суд потому и был так показан пророку, что имел место не на земле, а на небе, в это же самое время на земле зверь-антихрист не мог ничего сделать из-за смертельной раны (Дан. 7: 11). Эти два события — небесный суд и второе пришествие Христа — не происходят одновременно.

Вопрос суда не является основной темой этой книги35, и потому мы не будем останавливаться на нем подробно. Скажем только, что второе пришествие — это лишь исполнение приговора, который уже был вынесен, к этому дню участь каждого будет уже решена. Но исполнение приговора не может быть без предварительного суда. Именно поэтому суд на небе начинается раньше, а не во время второго пришествия и конца мира. Людей, живущих на земле, об уже идущем на небе суде также предупреждает первый ангел из 14 главы Книги Откровения (Откр. 14: 6—7). Из этого следует, что люди еще будут жить и история греха пока не закончится, но ангел уже будет послан предупредить, что суд на небе начался. Это помогает нам понять, почему сразу после того, как была нанесена смертельная рана, Иисус не вернулся на землю, чтобы закончить историю греха.

8. Рана будет исцелена

Как Даниил, так и Иоанн сообщили нам, что зверь-антихрист будет смертельно поражен (Дан. 7: 11; Откр. 13: 3). Но неожиданно для многих в Книге Откровения антихрист воскресает, и его смертельная рана исцелена: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела36. И дивилась вся земля, следя за зверем» (Откр. 13: 3). Иоанн подчеркивает, что воскрешение антихриста вызовет удивление. Все было думали, что с антихристом покончено, но он возвращается к жизни для своей последней битвы с Христом и Его народом. Таким образом, пророк Иоанн продолжает говорить об антихристе там, где Даниил закончил свой рассказ.

Воскрешение антихриста также является неудобной темой для ожидающих его появления в последние три с половиной года земной истории. Перед ними стоит трудный вопрос: как объяснить исцеление смертельной раны, если сам Христос должен поразить антихриста, после чего наступит конец греха? Однако если рассуждать об антихристе как о папстве, то все встанет на свои места. В 1798 году глава Рима был уведен в плен, где вскоре и умер. Это было сокрушительным ударом по Церкви, но это был только шах, а не мат. Фигура папы надолго ушла в тень с мировой арены событий, но не навсегда. Согласно словам пророка, рана должна быть исцелена. Процесс исцеления — это скорее последовательность событий, чем какое-то одно из них. В то время как богословы по-разному объясняют исцеление раны, они сходятся во мнении, что влияние католической церкви и ее главы продолжает неуклонно расти.

9. Он будет богохульствовать

Зачем антихристу богохульствовать? Разве тем самым он не разоблачает сам себя? Это действительно так, если под богохульством понимать проклятия в адрес Бога или Его народа. Именно поэтому в конфликте христианской и мусульманской цивилизаций некоторые склонны видеть конфликт Христа и антихриста. Но это слишком упрощенный подход. Настоящий антихрист действует намного более утонченно. Он не будет изрыгать проклятия в адрес Бога, что, естественно, вызвало бы отвращение, но все же его обман можно будет обнаружить. Дело в том, что в первую очередь Библия называет богохульством не ругательства, а действия или заявления, которыми человек ставит себя на место Бога37. Таким образом, если мы называем себя Его именами или прощаем грехи38, то тем самым мы занимаем Его место и богохульствуем.

Пророк Иоанн обращает наше внимание, что на головах зверя он видел имена богохульные (Откр. 13: 1). Мы не знаем, какие имена прочитал Иоанн на головах зверя, но мы точно знаем, что пророк считал богохульством называть себя именами Божьими. Сам зверь и его действия заставили пророка ужаснуться, но самая большая трагедия в том, что это происходило под прикрытием, под маской набожности и благочестия. Назвавшись именами Божьими, зверь-антихрист действовал от Его имени.

Photo by rawpixel on Unsplash

Зачем антихристу имена Бога? Ответ на этот вопрос можно проиллюстрировать на примере кражи личных данных, взлома вашей электронной почты, вашей учетной записи в социальной сети или открытия таковых от вашего имени, но без вашего согласия. Подумайте только, что могут сделать ваши недоброжелатели, если они будут знать пароль вашей электронной почты. Или если они откроют новую учетную запись в социальной сети от вашего имени, а для правдоподобия выставят вашу фотографию. В переписке люди будут считать, что общаются с вами, в то время как вы не будете иметь к этому никакого отношения. От вашего имени могут распространять вредоносные программы, рассылать дезинформацию или прибегать к вымогательству, чем и занимается большинство мошенников. Чем выше ваше положение, тем больше возможностей его неверно использовать, взломав ваш пароль и действуя от вашего имени. Когда же кто-то берет на себя смелость назваться именем Бога, его возможности вводить других в заблуждение вырастают соразмерно присвоенному им статусу. Буквальный перевод слова «антихрист» означает не «против Христа», а «вместо Христа». Выдать себя за Христа или Его представителя — это как раз то, что нужно антихристу. Зачем быть агрессивным и разоблачать самого себя? Пусть люди думают, что идут к Богу (или Его представителю), молятся или получают наставления, в то время как Бог не будет иметь к этому никакого отношения39.

Если реформаторы были правы в своих взглядах на антихриста, то нам нужно рассмотреть, какое отношение богохульство имеет к папству. Сегодня глава католической церкви больше известен под именем Папа Римский, или просто папа40. Однако это далеко не единственное имя или титул, которым он обладает. Если мы обратимся к Католической энциклопедии, то найдем в ней довольно интересный список имен папы. Среди них будут такие, как Великий понтифик, Верховный первосвященник Вселенской церкви, раб рабов Божьих41. Википедия расширяет этот список и дополняет его такими титулами, как епископ Рима, наместник Христа, преемник князя апостолов, примас (архиепископ) Италии и др.42 В то время как имена папы могут стать отдельной и интересной темой для разговора, в этой книге в первую очередь нас будет интересовать его титул первосвященника — Верховный первосвященник Вселенской церкви43, так как из всех титулов только этот имеет непосредственное отношение к храму и служению в нем.

Вот что говорит Католическая энциклопедия о значении этого титула для Рима: «Термины Pontifex Maximus, Summus Pontifex с самого начала, несомненно, указывали на иудейского первосвященника, чье положение было отдано епископам церкви в их епархиях. <…> После XI столетия44 этот термин встречается только по отношению к папе римскому»45. Таким образом, по мнению Рима, на место иудейского первосвященника в эпоху Нового Завета пришел не Иисус Христос, а ни много ни мало сам Папа Римский. Вот так поворот. Разве это не подмена понятий и кража титула Христа?

Однако миллионы и даже миллиарды людей принимают это за чистую монету. И это в то время, как сам Христос не смел присвоить себе этот титул. Писание говорит: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не сам себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»» (Евр. 5: 4—5). Согласно Библии, именно Иисус и только Он является первосвященником. Послание к Евреям не оставляет никаких сомнений, что только Иисус достоин обладать этим титулом: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]» (Евр. 4: 14). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого» (Евр. 7: 26—27). Разве Папа Римский или те люди, которые называют себя первосвященниками в Восточной церкви, безгрешны? Разве они не имеют нужды исповедовать свои собственные грехи? Поэтому первосвященник Нового Завета — это Иисус Христос, «отделенный от грешников и превознесенный выше небес». Все другие не могут называться этим именем, тем более притязать на его вселенское значение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антихрист и его храм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

12

Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе. 14.

13

Абу Дауд. Хадис №4285.

14

Richardson Joel. The Islamic Antichrist: The Shocking Truth about the Real Nature of the Beast. Washington D.C.: WND Books, 2009. P. 50.

15

Организация запрещена в РФ.

16

На английском — Ronald Wilson Reagan.

17

David Gardner. Obama is the Antichrist, say one in four Republicans // Daily Mail, March 25, 2011.

18

Имеется в виду неспособность видеть в целом мир, в котором мы, наша культура, религия или даже целая страна не занимаем ни центрального, ни даже одного из ведущих мест.

19

Newspaper Exegesis https://pousto.wordpress.com/2013/11/04/newspaper-exegesis.

20

Ron Rhodes. Unmasking the Antichrist. Harvest House Publishers, Oregon, 2012. P. 41.

21

Елена Уайт. Свидетельства для церкви, т. 9. — Заокский, 2001. С. 243.

22

На самом деле язык сравнения, язык символов и образов выбран Богом не для того, чтобы запутать нас, а потому, что это, наверное, единственный способ описать события и явления, которые еще не произошли, а потому и самих слов, их описывающих, еще нет.

23

Здесь мы приводим лишь краткий обзор, так как подразумеваем, что читатель уже знаком с пророчеством 13 главы Откровения и его толкованием.

24

См.: Дан. 7: 24.

25

В контексте Дан. 7 под «малым рогом» понимается папство как 11-й. или малый. рог. Пророк также подчеркнул, что он будет отличаться от других (Дан. 7: 24), и очевидно, что власть папы отличалась от власти царей варварских племен.

26

John Allen Jr. The Catholic Church. What Everyone Needs to Know. Oxford University Press, 2013. P. 65.

27

Наверное, многие из живших тогда были бы несказанно удивлены таким прочтением их истории. Получается, что папство оказалось заложником (пострадавшим) того времени и ничего не могло поделать с жадными до крови еретиков монархами.

28

В православии не видоизменили вторую и четвертую заповеди. Однако при сохранении буквы закона его суть и дух были изменены. Это привело к тому, что на практике православие мало чем отличается от католичества, разрешая поклонение изображениям и возвеличивая празднование воскресного дня.

29

Пока еще не мат.

30

Для более подробного изучения принципа «день за год» рекомендую ознакомиться со статьей: William H. Shea. Selected Studies on Prophetic Interpretation. // Daniel and Revelation Committee Series. V. 1. P. 56—93.

31

Лев. 25: 1—8; Чис. 14: 34; Втор. 32: 7; Иов 10: 5; 15: 20; 32: 7; 36: 11; Иез. 4: 4—6 и др.

32

Возможно, глаза исследователей «были удержаны» (Лк. 24: 16), и они не смогли применить известный принцип толкования, пока пророчество не исполнилось. 538 и 1798 годы как начало и конец 1260 лет продолжают обсуждаться и сегодня. Например, Александр Болотников приходит к выводу, что, «несмотря на отсутствие точных дат начала и конца пророческого периода 1260 дней в Библии, общее понимание сути этого периода, который начался после распада Римской империи и закончился после Французской революции, не меняется» (см.: http://boruh.info/khristianstvo/issledovaniya/977-538-god-i-ukaz-yustiniana).

33

В этом году племя остготов было изгнано из Рима, и вскоре вместе с герулами и вандалами их след в истории был потерян. Многие исследователи пришли к выводу, что этот год является началом периода власти антихриста.

34

Некоторые исследователи считают «смертельной раной» протестантскую Реформацию, а ее исцелением — экуменическое движение, стирающее различия между протестантизмом и Римом. В этом случае пророческий период имеет отношение только ко времени гонений, а не к смертельной ране. Несмотря на различный подход в понимании смертельной раны и ее исцеления, и первые и вторые сходятся во мнении, что в этом пророчестве речь идет о папстве.

35

Для подробного изучения вопроса суда рекомендую обратиться к книге: Clifford Goldstein. 1844 Made Simple. Pacific Press, 1988.

36

Возможно, эпизод в русских народных сказках, в котором на месте отрубленной головы Змея Горыныча вырастает новая, обязан своим происхождением пророчеству Иоанна об антихристе.

37

Ин. 10: 33.

38

Мк. 2: 5—11.

39

Мф. 7: 22—23.

40

Не об этом ли говорил Иисус, когда учил не называть кого-то отцом в Мф. 23: 9?

41

Католическая энциклопедия: Папство.

42

Википедия: Папство.

43

На латыни — Summus Pontifex или Pontifex Maximus.

44

В 1054 году произошел раскол на Западную и Восточную, то есть на католическую и православную церкви. Для того чтобы ни у кого не было искушений думать, что епископы Восточной церкви по своему статусу равны епископам Западной церкви, ранг первосвященника был закреплен только за одним человеком — Папой Римским. По аналогии с ветхозаветным институтом священства всем остальным оставалось довольствоваться положением рядовых священников. Это поставило Восточную церковь в положение подчиненной по отношению к Риму. В ответ православные патриархи продолжали называть себя первосвященниками в своих епархиях, но никогда не смели называть себя первосвященниками Вселенской церкви, как это сделал Папа Римский. (Для дальнейшего исследования читайте: http://foma.ru/patriarh-i-papa-v-chem-raznitsa.html).

45

Catholic Encyclopedia: The Pope.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я