Данная книга (второй том) является продолжением и дополнением первого тома, который целиком состоит из практических примеров (графических моделей, схем, таблиц, бизнес-кейсов) для всех компонентов ИТ-архитектуры организации и связанных областей. Во второй том включены детальные описания методик и технологий по проектированию, анализу, оптимизации и трансформации ИТ-архитектуры. Приведены примеры документов, проектный опыт, полезные материалы для работы системных аналитиков, бизнес-аналитиков и ИТ-специалистов. Особое внимание уделено процессному и архитектурному подходу, как фундаменту для развития организации.Книга предназначена для широкого круга руководителей и специалистов: бизнес-аналитики, системные аналитики, ИТ-специалисты, ИТ-архитекторы, методологи, менеджеры проектов, специалисты по организационному развитию, управлению рисками, аудиторы, консультанты.Информация будет полезна для организаций всех отраслей, особенно высокотехнологичных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Методика построения и развития ИТ-архитектуры организации
ИТ-архитектура является одним из важнейших компонентов организации (корпоративной архитектуры). Есть различные стандарты, подходы и модели (framework) к построению и развитию ИТ-архитектуры и корпоративной архитектуры, например: ITIL, TOGAF, ISO 15288, 20000, 27000, Zachman, COBIT, IT4IT и др. В данной главе рассмотрим комплекс основных этапов, который уже многократно зарекомендовал себя и апробирован во многих организациях. Каждый этап состоит из набора взаимосвязанных задач и инструкций. Детальные примеры приведены в источниках [1] и [2].
Для создания всех графических моделей, реестров и справочников (классификаторов) по ИТ-архитектуре рекомендуется использовать специализированные программные продукты, например Business Studio + IT Architect [5], Archi, Microsoft Visio + Excel. Ключевыми исполнителями данных работ являются: ИТ-архитектор и ИТ-департамент в целом, процессный офис (или департамент бизнес-архитектуры), рабочие группы (команды) по соответствующим направлениям.
Хотелось бы обратить внимание, что перечисленные далее этапы и задачи не являются разовыми, а должны выполняться постоянно с определённой периодичностью. Т.е. необходимо актуализировать и развивать все модели, справочники (классификаторы) и документы, выпускать новые версии, управлять изменениями. Иначе всё это потеряет ценность и перестанет соответствовать реальной внутренней деятельности организации и внешним факторам (требованиям, условиям).
Для данных этапов не обязательна строгая последовательность, некоторые из них могут выполняться параллельно (в зависимости от специфики организации).
1. Разработка ИТ-стратегии
Включает стратегические карты, планы проектов и задач, бюджеты по всем компонентам и уровням ИТ: архитектура приложений, данных, системных технологий, оборудования и др. Эффективность, результативность и качество выполнения планов рекомендуется оценивать с помощью комплексной системы показателей KPI, которые также включаются в систему мотивации соответствующих специалистов и руководителей.
Особенно важно при разработке ИТ-стратегии выделить критичную архитектуру и сконцентрировать на ней максимальные ресурсы и внимание. Критичная архитектура — это совокупность бизнес-процессов, ИТ-систем и других компонентов в работе организации, имеющих приоритетное значение в области операционной надёжности, обеспечения непрерывности и стабильности деятельности.
ИТ-архитектура организации — это совокупность взаимосвязанных технологических и технических (программно-аппаратных) решений и компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование бизнеса.
2. Разработка иерархического реестра (каталога) всех ИТ-систем и ИТ-платформ организации
В точки зрения TOGAF должно быть построено два иерархических реестра (дерева): слой приложений (application layer), слой системных технологий и ИТ-платформ (technology layer).
Первый слой (реестр) необходимо детализировать до модулей и функций (см. Рис. 1.1). В зависимости от размера организации данный реестр может иметь 5–8 и более уровней детализации (иерархии).
Перечислим минимальный набор ИТ-систем (приложений), которые работают практически в каждой организации.
• CRM и Front-office (маркетинг, продажи, работа с клиентами)
• Электронный документооборот (ЭДО)
• Кадровые и зарплатные системы
• Бухгалтерские системы
• Офисные системы (работа с документами и таблицами)
• BPMS (управление процессами и задачами)
• Юридические системы (договора, законодательство)
• Системы информационной безопасности (Firewall, Antivirus)
Второй слой (реестр) включает в себя: операционные системы, системы виртуализации, системы управления базами данных, платформы для ИТ-разработки и другие системные компоненты, на базе которых работают приложения.
Далее на основе реестров (каталогов) ИТ-систем и ИТ-платформ выполняется разработка иерархических графических моделей ИТ-архитектуры на разных уровнях. Они позволяют визуализировать большие объёмы информации. Их удобно использовать на совещаниях, презентациях, при проведении аналитических работ. Иногда эти модели печатают на листах формата А3, склеивают скотчем и размещают на стене, чтобы постоянно иметь перед глазами всю ИТ-архитектуру организации. На них делается много корректировок и заметок маркерами или карандашами в режиме реального времени, чтобы заново всё не печатать.
3. Заполнение детальных параметров (карточек, спецификаций) всех ИТ-систем и модулей
Карточка ИТ-системы (см. Рис. 1.1) должна давать наиболее полную, структурированную и актуальную информацию, которая включает следующее.
• Контуры функционирования: test (development), pre-production, production
• Площадки и расположение: «облачное, cloud based» (за пределами организации), собственные ресурсы
• Типы лицензий: временные (подписка), постоянные
• Оборудование и ИТ-платформы, на которых работают ИТ-системы (приложения)
• Владелец ИТ-системы в организации (ответственный)
• Сроки (периодичность) обновления, сроки оплаченной внешней техподдержки
• Версия и тип (категория) ИТ-системы
• Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX)
• Операционные риски и риски информационной безопасности
• Влияние на критичную архитектуру организации
• Требования к отказоустойчивости, дублированию компонентов и резервному копированию
• Срок восстановления системы в случае сбоев
• Максимальное количество пользователей
• Зависимость от иностранного программного обеспечения
• Комментарии и техническая информация
На основе данных параметров очень удобно автоматически формировать отчёты (точные аналитические срезы) по ИТ-архитектуре. Например, выборка ИТ-систем, которые работают на «облачном формате», имеют самые высокие расходы (OPEX), влияют на критичную архитектуру, имеют высокие риски. Далее на основе данной выборки можно принять решения о модификации ИТ-архитектуры.
4. Разработка архитектурных моделей ИТ-систем
Архитектурная модель ИТ-системы (см. Рис. 1.2) показывает основные её технические и логические компоненты, а также их взаимодействия (потоки данных). Например, серверная часть (приложение), сервер баз данных, внешние и вспомогательные сервера, клиентская часть (приложение), другие виды устройств и компонентов.
5. Разработка графических моделей по интеграции (связям) ИТ-систем
Необходимо отобразить ключевые потоки данных между ИТ-системами организации (ИС1 <=> ИС2), между ИТ-системами и базами данных (ИС1 <=> БД1), между ИТ-системами организации и внешними субъектами, другие виды связей (в зависимости от специфики организации). Дополнительно может быть указана информация о протоколах, шлюзах, сервисах, требованиях и т.п.
6. Разработка иерархического реестра (каталога) всех баз данных (структур данных) и их параметров
На тему управления базами данных есть большое количество книг и открытой информации, поэтому оставим этот этап без детализации.
7. Разработка технической архитектуры и дополнительных моделей (в зависимости от задач)
В техническую архитектуру (физический уровень) включаются: сетевая архитектура, архитектура оборудования (инфраструктура), модели центров обработки данных (ЦОД) и производственных площадок (локаций). Обязательно указание (отображение) требований по отказоустойчивости, дублированию (резервированию).
Для объектов архитектуры оборудования могут задаваться следующие параметры
• Владелец оборудования в организации (ответственный)
• Зависимость от иностранных производителей
• Сроки периодического технического обслуживания и ремонта
• Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX)
• Влияние на критичную архитектуру организации
• Расположение оборудования (локация)
• Операционные риски и риски информационной безопасности по оборудованию
• Требования к отказоустойчивости, дублированию, резервированию
• Комментарии и другая информация
По технической архитектуре необходимо иметь полный набор актуальных отчётов (таблиц), которые формируются на основе соответствующих графических моделей и реестров (справочников).
В дополнение к технической архитектуре могут разрабатываться другие модели под разные задачи, например в форматах (нотациях): BPMN, ArchiMate, UML. Большое количество примеров содержатся в источниках [1], [2] и [6].
8. Установление связей объектов и моделей ИТ-архитектуры с объектами и моделями бизнес-архитектуры
Очень важно, чтобы построение и развитие ИТ-архитектуры и бизнес-архитектуры выполнялось внутри одной базы данных и платформы, например Business Studio [5]. Только в таком случае мы сможем быстро и эффективно установить большое количество связей (со стратегией, бизнес-процессами, показателями KPI, организационной структурой), проследить взаимные влияния, оценить функционирование и полноту (целостность) всей корпоративной архитектуры.
9. Проработка операционных рисков (ИТ-рисков) и системы информационной безопасности
Параллельно с этапами 1–8 выполняется идентификация, оценка и проработка рисков. Разрабатываются предупреждающие действия (мероприятия) для минимизации и предотвращения рисков. Подробная информация по этой теме содержится в источнике [3]. Следует отменить, что сейчас и на многие годы вперёд для российских организаций главная задача — это уменьшение зависимости от иностранных производителей программного обеспечения и защита критичной архитектуры от внешних угроз.
В рамках системы информационной безопасности разрабатываются модели (матрицы) ролей пользователей и прав доступа к ИТ-системам и базам данных, механизмы защиты информации и другие компоненты в соответствии с международными и российскими стандартами.
10. Разработка нормативных документов и форм документов
Все рассмотренные выше этапы (работы) и их результаты должны быть детально документированы, см. [1]. Разрабатываются и актуализируются нормативные документы, например:
• Положение об ИТ-архитектуре
• Положение об интеграции ИТ-систем
• Порядок ввода (передачи) программного обеспечения в эксплуатацию и вывода из эксплуатации
• Порядок установки, модификации и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры
• Регламент доработки, тестирования и внесения изменений в ИТ-системы
• Положение о распределении прав доступа к ИТ-системам
• Положение об информационной безопасности
• и многое другое
Под формами документов подразумеваются различные образцы и шаблоны: технические задания, заявки, планы, отчёты, приказы, договора, SLA-соглашения и др.
11. Проведение аудита (оценки) ИТ-архитектуры по чек-листу и аналитических работ
Необходимо разработать и заполнить чек-лист с детальными требованиями (более 100). Фрагмент приведён на Рис. 1.3. Способы оценки требований: наблюдение за работой ИТ-систем и оборудования, наблюдение за работой ИТ-персонала, интервью и опросы сотрудников, изучение документов и отчётов (включая историю значений показателей, историю операционных рисков и др.). На основе проведённого аудита составляется план задач для проработки выявленных недостатков и включается в план развития (оптимизации) ИТ-архитектуры на следующий период (этап 1).
12. Сбор новых требований и задач к автоматизации и цифровизации от подразделений
Требования и задачи к автоматизации формируются непрерывно (практически ежедневно). Они должны быть сгруппированы и ранжированы по приоритетам (важности и срочности). Срочные задачи могут оперативно выполняться в рамках методологий гибкого управления Agile (Scrum, Kanban). Крупные глобальные задачи включаются в план развития ИТ (этап 1).
Рис. 1.1. ИТ-архитектура (на примере банка, фрагмент) и карточка (набор параметров) ИТ-системы
Рис. 1.2. Архитектурная модель программного продукта (на примере Business Studio)
Рис. 1.3. Фрагмент чек-листа «Диагностика и аудит ИТ-архитектуры организации»
Рис. 1.4. План-график проекта по построению ИТ-архитектуры (диаграмма Ганта)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других