Дрессировка и обучение щенков и собак. Руководство по воспитанию и дрессировке щенков и взрослых собак

Роланд Бергер

Дрессировка собак и щенков: от щенка до взрослой собаки.С помощью этого руководства Вы узнаете, как правильно воспитывать и обучать вашего маленького питомца. В книге будут обсуждаться следующие темы:– Общие знания о дрессировке собак.– Различные формы обучения.– Понимание языка собак.– Аксессуары для обучения.– Проблемы в обучении.Используйте знания из этой книги, чтобы быть в курсе общих правил дрессировки собак и узнать о различиях в воспитании щенка и взрослой собаки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дрессировка и обучение щенков и собак. Руководство по воспитанию и дрессировке щенков и взрослых собак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основы различных

Формы обучения

Iэта глава посвящена различным формам обучения. Важно знать, какие варианты воспитания и дрессировки вам доступны, потому что это поможет вам найти подходящий метод для вас и вашей собаки. В различных справочниках вы найдете все возможные мнения об отдельных методах, потому что у каждого дрессировщика есть свои представления о том, что работает, а что нет. По этой причине здесь вы найдете нейтральный список различных методов и сможете составить собственное мнение. Кроме того, некоторые методы особенно подходят для определенных команд. Объяснение каждого метода всегда сопровождается примером применения.

Однако прежде чем рассматривать отдельные формы обучения, имеет смысл рассмотреть поведение собак при обучении в целом. Важно создать правильные условия для всех форм обучения. Собака должна чувствовать себя комфортно, да и вы должны излучать позитивное настроение. Общее чувство безопасности очень важно, потому что в условиях стресса и давления собаки могут добиться таких же успехов в обучении, как и люди. Страх или даже боль являются абсолютным табу и не имеют места в общении с собаками. Также убедитесь, что обучение может проходить в подходящей обстановке. Особенно в первое время собаке необходима спокойная, знакомая обстановка, свободная от отвлекающих раздражителей. Другие домашние животные, маленькие дети или отвлекающие звуки, такие как включенный телевизор, не должны присутствовать в среде обучения, особенно на начальном этапе. Ваша собака должна хотеть учиться. Если вы заметили, что в данный момент не можете до него дозвониться и он явно занят чем-то другим, то нет смысла принуждать его к обучению. Однако прежде чем сдаваться, стоит попытаться создать правильную мотивацию. Заинтересуйте собаку и убедитесь, что ей нравится учиться чему-то новому. Выясните, что особенно нравится вашей собаке, и используйте это знание для мотивации ее к дрессировке. Также имейте в виду, что собаки — умные существа. Недоразумения часто возникают, когда люди считают, что собаки не настолько умны только потому, что они общаются не так, как люди. Но если собака не говорит на человеческом языке, это не значит, что у нее нет интеллекта. На самом деле, собаки говорят на очень сложном языке, основанном в основном на языке тела. Этот язык гораздо более выразителен, чем многие думают. Уже одно это доказывает, насколько умны собаки на самом деле. Кроме того, эти животные обладают высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Они чрезвычайно эмпатичны и обычно даже лучше нас, людей, знают, что чувствуют другие существа в данный момент. Насколько высоко развито логическое мышление и способность к сложным мыслительным процессам, также зависит от породы. Бордер-колли и далматинцы, например, отличаются особенно высоким уровнем интеллекта, который вы, как владелец, также должны учитывать. Существует множество заблуждений не только относительно интеллекта собак. Это часто повторяющееся клише, что собаки способны учиться новому только до определенного возраста. Это неправда. Хотя дрессировка в раннем возрасте, безусловно, может иметь хороший эффект, поскольку вы можете научить собаку важным основам в раннем возрасте, что облегчит последующий процесс обучения, этот факт не обязательно приводит к выводу, что взрослые собаки уже не могут учиться. Конечно, взрослая собака все еще может учиться, иначе эта порода была бы совсем потеряна в дикой природе. Что произойдет, если пожилая собака столкнется с опасностью, например, с опасным представителем другого вида? Если бы оно было неспособно учиться новому, оно рисковало бы снова и снова попадать в опасную ситуацию, хотя этого можно было бы избежать, если бы оно понимало, что от этого вида исходит опасность. Поэтому только потому, что взрослых собак не так легко вылепить, как щенков, не думайте, что вы должны терять надежду. Каждая собака может научиться чему-то новому, и при правильном подходе это возможно. Правильный подход также включает в себя знание того, как протекают процессы обучения у собак.

С одной стороны, важен контекст. Если у собаки есть положительный или отрицательный опыт, она свяжет этот опыт с другими стимулами, которые воздействовали на нее во время опыта. Если не принимать во внимание контекст, может случиться так, что собака примет нежелательное поведение. Это часто происходит на прогулках, например, когда собака встречает других собак той же породы. Владельцы обычно держат собаку на очень коротком поводке, как только она сталкивается с другими собаками. Если оттягивать поводок назад и держать его коротким, собака будет чувствовать давление от ошейника или шлейки или даже боль, если оттягивать его слишком резко. В результате собака ассоциирует вид чужой собаки с этим неприятным чувством и, соответственно, воспринимает других собак как нечто негативное.

Кроме того, собаки не обладают способностью к дифференциации. Они быстро обобщают опыт. Если продолжить пример с давлением поводка при встрече с сородичем, то последствием здесь будет не то, что собака конкретно воспринимает этого сородича как негативного, а то, что она обобщает этот опыт и изначально связывает всех других собак с неприятным ощущением.

В описанных методах обучения снова и снова упоминается, как важно проводить обучение небольшими шагами. Особенно поведение, которое требует особенно высокого уровня дисциплины или является трудным для собаки, поскольку она усвоила противоположное поведение, должно осваиваться шаг за шагом.

Более того, собаки не учатся, внезапно прозревая и понимая, чему их учат. Вместо этого им требуется много повторений, чтобы усвоить поведение. Поэтому будьте терпеливы с вашей собакой. Проводите короткие тренировки и регулярно тренируйтесь. Именно так учатся собаки.

Кондиционирование

Кондиционирование — это, пожалуй, самый популярный метод тренировки. В принципе, принцип заключается в том, чтобы связать два события для собаки. Первое событие — это определенный стимул, который исходит от тренера. Это может быть, например, сигнальное слово, сигнал рукой или предлагаемое лакомство. Второе событие — это реакция собаки на данный конкретный знак. Например, стимулом, исходящим от дрессировщика, является произнесенная команда «Сидеть». Желаемой реакцией собаки в этом случае будет «сидеть». Простой, но эффективный принцип, который не зря пользуется большой популярностью.

Менее известно, что существует два типа обусловливания — классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Разница между этими двумя типами обусловливания заключается в том, сознательная или бессознательная реакция вызывается у собаки. В случае классического обусловливания реакция является бессознательной, в случае оперантного обусловливания — сознательной.

Классическое обусловливание

Принцип классического обусловливания заключается в том, чтобы вызвать у собаки автоматическую реакцию на определенный стимул. Таким образом, собака не может контролировать свою реакцию, потому что стимул был интернализирован в форме, в которой он вызывает рефлекс.

Такое классическое обусловливание часто происходит в повседневной жизни без специального руководства со стороны владельца. Возможно, вы уже заметили, что собака начинает пускать слюни, как только вы поднимаете ее миску. Это происходит потому, что он ассоциирует поднятие миски с кормлением. Неосознанно организм собаки реагирует на это выделением слюны для лучшего усвоения пищи.

Для того чтобы объяснить, как можно целенаправленно использовать классическое обусловливание, необходимо заранее ввести несколько терминов.

Необусловленный стимул: необусловленный стимул — это стимул, который инстинктивно вызывает определенную реакцию. Например, собака автоматически начинает вилять хвостом, когда вы обращаетесь к ней высоким дружелюбным голосом. Или у него начинают течь слюни, когда он чувствует запах чего-то вкусного. Высокий, дружелюбный голос и запах вкусной еды являются безусловными стимулами.

Безусловный рефлекс: Безусловный рефлекс — это неконтролируемая реакция на определенный стимул, который собака не может контролировать. В связи с уже приведенными примерами, виляние хвостом и слюнотечение являются безусловными рефлексами.

Нейтральный стимул: Нейтральный стимул — это сенсорное впечатление, которое не вызывает специфической реакции. Например, если вы подойдете к собачьей миске и собака не будет ассоциировать это действие с кормлением, она не начнет пускать слюни. Поэтому прикосновение к миске является для собаки нейтральным раздражителем, не вызывающим специфической реакции.

Условный стимул: Целью классического обусловливания является создание условных стимулов. Условный стимул вызывает специфическую реакцию, усвоенную в процессе классического обусловливания.

Условный рефлекс: Условный рефлекс — это реакция на условный стимул. Этот рефлекс не является инстинктивной реакцией на раздражитель, ему нужно научиться искусственно. Так, например, если у собаки начинают течь слюни, когда вы просто подходите к ее миске, не замечая запаха еды, это условный рефлекс.

Теперь, когда наиболее важные термины разъяснены, мы можем продолжить на простом примере классического обусловливания собаки.

Как уже говорилось, это безусловный рефлекс, когда у собаки начинают течь слюни при запахе чего-то съедобного. Теперь мы пытаемся превратить этот необусловленный рефлекс в условный рефлекс. Для этого вам нужен нейтральный стимул, который вы превращаете в условный стимул с помощью тренировки. Нейтральным стимулом может быть, например, слово «еда». Пока у собаки ничего не ассоциируется с этим словом, оно не вызовет реакции. Однако можно связать стимул запаха еды с сигнальным словом «еда». Каждый раз, когда вы выкладываете что-то для собаки, чтобы она поела, произносите слово «еда». Это заставит собаку связать сигнальное слово и запах еды, и с этого момента у нее начнут течь слюни, когда она услышит слово «еда», даже если она не чувствует запаха еды. Таким образом, нейтральный стимул стал условным стимулом. Безусловный рефлекс пускать слюни стал условным рефлексом.

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание также называют инструментальным обусловливанием. В этом процессе собака сознательно учится реагировать на посылаемый вами стимул. В отличие от классического обуславливания, он может решить, хочет ли он реагировать желаемым образом. Таким образом, оперантное обусловливание, а не классическое, представляет собой форму общения между вами и вашей собакой. Собака сознательно принимает решение реагировать определенным образом. Это означает, конечно, что он также может решить не реагировать. Более того, в случае оперантного обусловливания существует несколько градаций, которые определяют, насколько вероятно, что собака продемонстрирует определенное поведение.

Также в случае оперантного обусловливания мы начинаем с примера обусловливания, которое может происходить непреднамеренно. Известный пример — лай. Предположим, что ваша собака время от времени лает на вас и таким образом пытается привлечь ваше внимание. Каждый раз, когда вы отвечаете на лай так, как хочет собака, вы подкрепляете ее поведение. Увеличивается вероятность того, что собака будет использовать лай как средство привлечения внимания.

В оперантном обусловливании также есть несколько технических терминов, которые вы обязательно должны знать.

Положительное подкрепление: слово «положительное» в случае оперантного обусловливания означает, что добавляется стимул. При положительном подкреплении за поведением собаки следует ответная реакция, которая приятна или желанна для собаки. Так, например, если собака лает, а в ответ ее успокаивают добрыми словами, это является положительным подкреплением, и собака будет чаще демонстрировать такое поведение.

Позитивное наказание: Позитивное наказание — это реакция на неприятное для собаки поведение. Поскольку собака не хочет снова вызывать неприятную реакцию, она будет реже демонстрировать нежелательное поведение. Так, например, если собака склонна грызть обувь, а вы в ответ наказываете ее четким и твердым «Нет!», это приведет к тому, что со временем она будет грызть обувь реже.

Отрицательное подкрепление: слово «отрицательное» в случае оперантного обусловливания означает, что стимул удаляется. При отрицательном подкреплении собака получает подкрепление в определенном поведении путем удаления негативного стимула. Это полезно, например, при тренировке ходьбы на поводке. Если собака не идет рядом с вами, как хочется, вы можете остановиться в ответ и держать поводок натянутым до тех пор, пока собака не перестанет тянуть за поводок. Только после этого ослабьте поводок, и негативный стимул для собаки исчезнет.

Негативное наказание: В случае негативного наказания собака лишается положительного стимула. Поскольку собака не хочет, чтобы положительный стимул исчез, она будет стараться вести себя так, чтобы сохранить его в будущем. Например, если собака во время игры становится слишком дикой, вы можете прервать игру и тем самым лишить ее положительного стимула совместной игры.

Теперь вы также знаете самые важные термины оперантного обусловливания, и мы можем продолжить пример, приведенный в начале.

Значит, ваша собака лает, потому что хочет таким образом привлечь ваше внимание. Вы можете использовать оперантное обусловливание, чтобы реагировать четырьмя различными способами. Какой ответ будет лучшим, зависит от ситуации и от того, какой метод лучше всего подходит индивидуально для вас и вашей собаки. У вас есть метод позитивного наказания и подкрепления и метод негативного наказания и подкрепления. В случае с лающей собакой, которая хочет привлечь ваше внимание, вы можете использовать так называемый захват морды в виде позитивного наказания. Для этого нужно ненадолго приложить область ладони между указательным и большим пальцами к морде собаки. Если вы хотите реагировать положительным подкреплением, вам нужно дождаться момента, когда собака не будет лаять, потому что вы хотите подкрепить, так сказать, «отсутствие лая». Поэтому, если собака перестала лаять, похвалите ее спокойным голосом. Важно, чтобы вы последовательно игнорировали его заранее и никак не реагировали на его лай. Отрицательное подкрепление в данном случае означает, что вы реагируете прямо противоположно тому, чего хочет собака, то есть намеренно игнорируете ее, пока она не перестанет лаять. Не все четыре метода могут быть использованы в каждом случае. Например, негативное наказание в данном случае не подходит.

Привыкание

Термин «привыкание» происходит от латинского слова «habitus» — отношение. Слово habitus также можно перевести как «привыкание». По сути, этот метод обучения заключается в том, чтобы приучить собаку к определенному раздражителю настолько, что она больше не реагирует на него так сильно или вообще никак. Это делается путем более частого воздействия на собаку, чтобы она все меньше и меньше интересовалась стимулом. Противоположностью привыкания является «сенсибилизация», еще один метод обучения, о котором подробнее рассказывается в следующем пункте. Эти два метода относятся к неассоциативным методам обучения, при которых собака неоднократно подвергается воздействию стимула, и в результате этой конфронтации со стимулом должен быть достигнут определенный эффект обучения. Привыкание не использует механизмы вознаграждения, такие как кормление лакомствами. Недостатком привыкания является то, что привыкание к стимулу сохраняется надолго только в том случае, если собака подвергается воздействию стимула регулярно. Если стимул отсутствует в течение некоторого времени, привыкание уменьшается, и собака снова реагирует сильнее. По этой причине вам следует тщательно обдумать, для каких стимулов вы выбираете привыкание как метод обучения. Для впечатлений, которые всегда так или иначе влияют на собаку и на которые она постоянно или очень регулярно демонстрирует нежелательное поведение, это очень подходящий метод. Хорошим примером может служить собака, которая гонится за каждой проезжающей машиной, или собака, которая лает на каждого прохожего из своего сада.

Рассмотрим конкретный пример: у вас есть пугливая собака, которая настолько скептически относится к незнакомцам, что лает на них. При привыкании важно постепенно приучать собаку к раздражителю и не расстраивать ее слишком быстрыми движениями. Начните с воздействия на собаку ослабленной формы раздражителя. Например, попросите соседа пройти мимо по противоположной стороне дороги. Он должен игнорировать собаку до поры до времени. Так собака поймет, что никакой серьезной опасности от незнакомца нет. Вы можете подкреплять стимул, заставляя ходунки проходить все ближе и ближе к вам. Наконец, собака может приветствовать собаку и стремиться к прямому контакту с ней. Последний шаг должен заключаться в том, чтобы подойти непосредственно к собаке и прикоснуться к ней. Общепринятым советом при ласкании собак является то, что не следует подходить к собаке сверху, держа ее за руку. Вместо этого ищите контакт, начиная сбоку, тогда не будет риска недопонимания между вами и собакой.

Сенсибилизация

Как уже говорилось, сенсибилизация является противоположностью привыкания. Строго говоря, это метод обучения, но целью здесь скорее должно быть противодействие обучению через сенсибилизацию, например, путем применения ситуации привычки. Кроме того, при использовании ситуации привычки существует опасность, что вместо этого произойдет сенсибилизация, например, если собака подвергается воздействию стимула слишком внезапно. Пошаговый подход очень важен, иначе это может привести к огромному стрессу для собаки.

Примером сенсибилизации может служить собака, которая очень сильно реагирует на определенный звук. Например, многие собаки испытывают стресс от звонка в дверь. Чем чаще собака слышит звон, тем больше возрастает стресс, который она испытывает, и, соответственно, интенсивность ее реакции. Постарайтесь ассоциировать раздражитель, к которому собака чувствительна, с чем-то положительным. Например, попросите другого человека специально позвонить в дверь и одновременно наградите собаку лакомством или другим положительным стимулом. Со временем собака усвоит, что при звонке в дверь происходит нечто замечательное, и перестанет бояться этого звука.

Имитационное обучение

Обучение подражанию — это социальная форма обучения, для которой присутствие сородичей очень полезно, но не абсолютно необходимо. При этом собака наблюдает за поведением воспитателя или другой собаки и учится на его примере. Это очень естественное поведение: интерес к чему-либо возрастает, когда этим занимается кто-то другой. Вы можете воспользоваться этим. Например, если ваша собака боится какого-то предмета, это будет формой имитационного обучения, если вы займете себя этим предметом и тем самым вызовете ее любопытство. Любопытство может привести к тому, что собака преодолеет свой страх и познакомится с предметом. Затем можно сочетать обучение подражанию с привыканием и постепенно приучать собаку к контакту с объектом.

Если у вас есть возможность привлечь к дрессировке другую собаку, вы можете использовать имитационную дрессировку — форму подражания. Принцип заключается в том, что ваша собака наблюдает за желаемым поведением другой собаки и затем подражает ей. Например, вы можете попробовать познакомить свою собаку с незнакомым кормом, который принесенная вами собака ест без проблем. Таким образом, ваша собака сможет убедиться в том, что другая собака чувствует превосходный вкус корма, и, как следствие, с большей вероятностью решится попробовать его тоже. Это также хороший способ борьбы со страхом перед определенными ситуациями. Если боязливая собака находится в ситуации вместе со спокойной собакой, которая вызывает негативные реакции у боязливой собаки, боязливая собака может заметить, что спокойная собака, очевидно, не воспринимает ситуацию как опасную. Это поможет ему понять, что бояться не нужно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дрессировка и обучение щенков и собак. Руководство по воспитанию и дрессировке щенков и взрослых собак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я