Она. Глубинные аспекты женской психологии

Роберт Джонсон, 1976

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость? Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии. Книга адресована широкому кругу читателей.

Оглавление

Из серии: Юнгианская психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Она. Глубинные аспекты женской психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рождение Психеи

Наша история начинается так: «В одном королевстве…» И, сами того не осознавая, мы проникаем внутренним взором в то самое королевство, которое называется нашим внутренним миром. Если вслушаться в мелодию древних языков, можно услышать, как звучит в них внутренний мир, редко доступный современному рациональному сознанию. А это может означать, что всего несколько слов «в одном королевстве.» обещают нам золотые россыпи ценных открытий и прозрений.

Начало истории

Жили-были король и королева, и было у них три дочери. Две старшие — обычные принцессы, ничего примечательного.

Третья дочь — воплощение человеческой души, даже имя у нее подходящее — Психея, или, в переводе с греческого, душа. Она возьмет нас с собой в путешествие в глубину внутреннего мира.

Психея имеет такое же отношение к мифическому королевству, как и к земному.

Вы узнаете в себе всех троих? Кто не сможет узнать самую обычную часть самого себя и вместе с тем — уникальную духовную самость, которая чувствует себя весьма неуютно в обыденной, повседневной жизни?

Личность этой необычной принцессы была столь притягательной, что люди стали говорить: «Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо скоро превзойдет ее во всех отношениях!» Афродита мучилась и страдала, глядя на пепел, оставшийся от священного огня в остывающем храме, ибо ее культ уступал место культу новой прекрасной девы.

В те времена Афродита была богиней женственности, которая правила с давних пор, с каких именно — никто не мог вспомнить точно. Она не могла спокойно смотреть на восхождение этой новой богини женственности. Ее ярость и ревность напоминали апокалипсис; разбудить божественную ярость или потребовать смены внутреннего бога или богини — значит потрясти все основы внутреннего мира[1].

Элементы мифологии

Обратим внимание на происхождение обеих богинь — Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и, бросив его гениталии в море, таким образом оплодотворил его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты увековечил Боттичелли в своей знаменитой картине «Рождение Венеры»[2]: из морской пены появляется богиня во всем своем женском великолепии. Это рождение как бы олицетворяет неземную природу женственности в ее архетипической форме, находящуюся в разительном контрасте с человеческим происхождением Психеи[3], которая, по преданию, появилась на свет от выпавшей росы! Обратите внимание на этот удивительный язык! Он становится полон психологических инсайтов, если вы в состоянии услышать содержащееся в нем архаическое послание.

Поняв разницу между этими двумя рождениями, можно понять природу двух типов женственности. Афродита — богиня, рожденная морем. Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя с незапамятных времен в своих владениях — на морском дне. Психологически это значит, что она правит в бессознательном, символизированном морской пучиной. Она почти недоступна обычному сознанию: с таким же успехом можно пытаться управлять приливами и отливами. Такой архетипической женственностью можно восхищаться, ее можно боготворить или быть ею раздавленным, но войти с ней в контакт чрезвычайно трудно. Задача Психеи как раз и состоит в том, чтобы использовать свою человечность для обуздания и смягчения великой архетипической женственности. В этом суть мифа.

Каждая женщина имеет внутри себя Афродиту. Ее можно распознать по переполняющей ее женственности и по величию, которое бросается в глаза, но не имеет конкретного отношения к реальности.

Об Афродите и ее владычестве существует много занимательных историй. Например, у нее есть слуга, который постоянно носит перед ней зеркало; в это зеркало богиня время от времени смотрится. Кто-то готовит для нее превосходную парфюмерию. Афродита очень ревнива и нетерпима даже к малейшему соперничеству. Она постоянно устраивает брачные союзы и никогда не бывает удовлетворена. Все вокруг должны приумножать ее богатство.

В образе Афродиты воплощается принцип отражения любого переживания в нашем сознании. В той же мере, в которой мужчина занят поиском, исследованием и распространением нового, Афродита отражает и ассимилирует. Зеркало Афродиты — символическое воплощение самых глубинных черт богини любви. Она часто предлагает человеку посмотреть на отражение в зеркале, где он может увидеть себя, безнадежно застрявшего в своих проекциях, которые до сих пор были неразличимы. Процесс осознания происходящего может начаться с вопроса, что же именно отражается. Ответ на него поможет человеку избежать вовлечения в спутанный клубок эмоций. Все это может происходить на фоне внешних событий. Однако очень важно представлять себе и понимать, что многие явления внутреннего мира оказываются от нас скрытыми и проявляются как внешние события, если они полностью не отрефлексированы в субъективном внутреннем мире, где они, собственно, и возникли. Афродита заставляет смотреть в зеркало чаще, чем нам хочется. Когда человек влюбляется и начинает видеть в другом черты бога или богини, это значит, что он видит свое бессмертие и богоподобие, отраженные Афродитой. Мы настолько не готовы видеть в себе и добродетели, и недостатки, что между их рефлексией в сознании и окончательным принятием обычно лежит длинный путь страданий. Психея совершила длительное путешествие, начавшееся с ее влюбленности в Эроса и закончившееся открытием своего бессмертия[4].

Афродита — великая богиня-мать с точки зрения ее будущей невестки. Когда женщина несет свою грацию и красоту в мир, это свидетельствует о влиянии внутренней энергии Афродиты (или Венеры). Но если Афродита находится в конфликте со своей невесткой, она бывает ревнива, неуступчива и на каждом шагу чинит Психее препятствия. Такая драма между свекровью и невесткой характерна для любой культуры; она вносит свой вклад в развитие личности каждой молодой женщины. Для нее совладать с властью свекрови — значит достичь женской зрелости. С этого момента она больше не росинка, наивно попавшая в мир и вступившая в брак.

Современная разумная женщина очень смущается, обнаружив в себе сущность Афродиты, которая проявляется в примитивных трюках и в игре инстинктов. Афродита часто демонстрирует свой деспотический характер, считая, что ее слово — закон.

Вполне естественно, что на определенной стадии эволюции человечества, при появлении нового воплощения фемининности, богиня, которая воплощала ее прежде, переполняется гневом. Афродита будет использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы унизить свою соперницу. Каждая женщина это знает, вспоминая регрессивные импульсы живущей глубоко внутри Афродиты; как только женщина становится ее добычей, возникает ужасная картина. Только в редкой и весьма незаурядной семье в момент проявления своей сущности Афродита может быть названа своим настоящим именем, а энергия — сублимирована для полезного применения.

Энергия Афродиты имеет большую ценность. Она способствует развитию личности и стимулирует к росту все ее окружение. В момент роста все старые способы поведения и старые привычки должны уступить свое место новым. Кажется, что старое постоянно мешает появлению и развитию нового, но при определенной настойчивости в «старом» сознании зарождаются и вызревают ростки нового.

Есть притча о первом слоне, родившемся в плену. Сначала хозяин очень обрадовался, но затем пришел в ужас, увидев, как все слоновье стадо собралось в круг и взрослые слоны стали гонять новорожденного слоненка от одного слона к другому. Хозяин думал, что они хотели замучить его до смерти, но слоны просто заставляли слоненка дышать.

Очень часто в момент появления нового кажется, будто случилось что-то страшное, но вскоре мы начинаем понимать, что произошло именно то, что требовалось. Афродита, которую можно упрекать постоянно, тем не менее создает все необходимые условия для эволюции Психеи. Очень легко сохранять оптимизм после того, как событие произошло, но крайне трудно — в момент, когда оно происходит. Это может напоминать постоянно движущуюся внутреннюю хаотическую эволюционную борьбу. Прежний способ жизни, отраженный в природе Афродиты, регрессивен. Он тянет женщину назад, в бессознательное, одновременно заставляя ее идти к новой жизни, при этом всегда — с большим риском. Может случиться так, что эволюция пойдет другим путем или влияние Афродиты окажется единственным стимулом к росту. Например, бывают женщины, которые не могут достичь зрелости, пока не столкнутся лицом к лицу с властолюбивой свекровью или мачехой.

Внутренняя борьба

Многие неприятности современной женщины связаны с противостоянием ее двух внутренних сущностей — Афродиты и Психеи. Такая метафора помогает воссоздать картину психологического процесса; если женщина сможет понять, что с ней происходит, она окажется на верном пути к обретению нового сознания.

Оглавление

Из серии: Юнгианская психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Она. Глубинные аспекты женской психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Более подробно об этом можно прочитать в книге: Shapira L. L. The Cassandra Complex. Living with Disbelief. A Modern Perspective on Hysteria. Toronto: Inner City Books, 1988. (Примеч. пер.)

2

Венера — римское имя Афродиты. Согласно олимпийскому мифу творения, природа и население Земли появились в результате дождя (или росы), выпавшего с Урана-неба на Гею-Землю. (Примеч. пер.)

3

Согласно олимпийскому мифу творения, природа и население Земли появились в результате дождя (или росы), выпавшего с Урана-неба на Гею-Землю. (Примеч. пер.)

4

Я благодарю Бетти Смит за этот инсайт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я