Родственные души. Отношения, пронесенные сквозь время

Ричард Уэбстер, 2001

Ричард Уэбстер написал большое количество книг о парапсихологических явлениях и скрытых возможностях человека. Он ежегодно путешествует по миру, читает лекции и проводит семинары по экстрасенсорике. По мнению автора, если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы ищете кого-то, с кем можно пойти не только на одно свидание, а построить долговременные и серьезные отношения. Вы хотите найти кого-то, с кем можно было бы разделить ваши надежды и мечты, кого-то, с кем бы вы были прочно и нераздельно связаны на протяжении многих жизней – вашу родственную душу. Или, возможно, вы один из тех счастливчиков, кому уже удалось обрести свою вторую половину, и теперь вы хотите убедиться в том, что ваши отношения надолго. Прочитав эту книгу, вы сможете: изучить теорию реинкарнации, кармы и души; самостоятельно провести сеансы медитации и выполнить целый ряд упражнений, разработанных специально для того, чтобы помочь вам открыться любви и привлечь свою родственную душу.

Оглавление

Из серии: Прошлые жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родственные души. Отношения, пронесенные сквозь время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Родственные души

Лишь сон и забывание — рожденье,

Душа — Звезда, что к жизни восстает,

Но мы не знаем, где ее заход,

Издалека ее явленье…

Вильям Вордсворт,«Ода: откровения о бессмертии»(Перевод Я. Пробштейна)

Прежде чем начать разговор о родственных душах, нам необходимо выяснить, что же, собственно, такое — душа. Большинство словарей дает следующее определение: это духовная составляющая человеческого существа; другие заходят еще дальше, добавляя, что она также может быть бессмертной. На самом деле, верны оба варианта, но это еще не все. Душа отвечает за все высшие аспекты жизни, которые делают нас людьми. Без нее мы не смогли бы выражать или испытывать любовь. Все самые благородные поступки в нашей жизни совершаются исключительно благодаря душе. Она также представляет собой живой аспект человеческого тела. Как только она покидает физическую оболочку, организм умирает. Таким образом, можно сказать, что душа также отвечает за все функции тела и рассматривается как синоним разума или духа. Однако и это еще далеко не все. Душа являет собой саму жизнь, и если она бессмертна, то и мы не можем умереть. Мы просто перемещаемся в другую сферу бытия. Наша душа существовала прежде, до того как мы вступили в эту реинкарнацию, и будет продолжать жить после того, как мы покинем свои физические тела. Джон Брэдшоу говорит, что душа «открывает глубины и тайны человеческих существ»[5].

Уильям Фолкнер, американский романист, в своей благодарственной речи по поводу вручения ему Нобелевской премии дал следующее определение душе: «Я считаю, — сказал он, — что человек не просто выживает, но и, торжествуя, достигает целей. Он бессмертен не потому, что у него, как и у других живых существ, не знающий усталости голос, а из-за того, что у него есть душа — дух, способный к состраданию, жертвам и долготерпению»[6].

Много лет назад я знал одну женщину, которая ужасно боялась потерять — случайно — свою душу. Она слышала, что такое может произойти, когда человек чихает или зевает. В результате каждый раз, чихнув, она говорила себе: «Да благословит меня Бог», чтобы удостовериться в том, что душа не покинула ее. Естественно, женщина произносила эти слова и тогда, когда кто-то чихал в ее присутствии. Также она старалась всячески подавлять зевоту, полностью закрывая рот, чтобы не позволить душе выпорхнуть в образовавшееся отверстие. Конечно, я не стал говорить ей о том, что представители некоторых рас верят, будто душа может покинуть тело человека во время сна[7].

По счастливому стечению обстоятельств, работы Томаса Мора, Майкла Ньютона и других деятелей вернули слово «душа» в наш лексикон. На протяжении последнего столетия идея постепенно забывалась, что стало одним из факторов современной жизни, которым больше всего интересовался Карл Юнг[8].

Однако слово «душа» постепенно возвращается в наш лексикон. Мы все издавна пользуемся такими выражениями, как «задушевный», «пропащие души», «глаза — это зеркало души» и так далее. Теперь мы можем добавить в этот список такие выражения, как «пища для души», «душевные струны[9]».

Ноэль Стрит в своей книге «The Man Who Can Look Backward» («Человек, который может смотреть назад») рассказывает о своем друге — акушере-гинекологе, который любит смотреть в глаза новорожденным младенцам. Таким образом он научился отличать новые души от старых. В глазах некоторых детей читается «дурное предчувствие и страх», другие же смотрят на мир «более небрежно, как бы оценивая „новую“ ситуацию». Гинеколог прокомментировал, что «они как будто говорят: „А теперь — в этот раз — что?“»[10] Глаза — поистине — зеркало души.

Если мы принимаем определение отношений между родственными душами как прочную связь двух людей, которая существовала на протяжении многих реинкарнаций, то нам также нужно признать и идею реинкарнации.

Реинкарнация есть доктрина, которая гласит: все мы духовно эволюционируем, проживая столько жизней, сколько нужно для достижения совершенства. Другими словами, хотя наше физическое тело и личность умирают, душа остается бессмертной. Она пережила множество существований, и еще больше реинкарнаций ей только предстоит испытать в будущем. Когда мы рождаемся, наша душа приносит с собой знания, опыт, мудрость и карму, накопленные за предыдущие существования. Таким образом, качество нашей текущей жизни напрямую зависит от того, что мы делали в своих предыдущих воплощениях. То, чему мы научимся в текущей своей реинкарнации, прибавится к уже имеющемуся списку и будет использовано в последующих периодах существования. То, как мы живем сейчас, непременно повлияет на качество нашей жизни в будущем.

Реинкарнация — чрезвычайно старый концепт, дарующий успокоение бесчисленному множеству людей на протяжении веков[11]. Он был неотъемлемой частью многих религиозных учений, включая иудаизм и христианство. Сегодня, пожалуй, он стал популярным как никогда, поскольку более половины населения мира воспринимает его как факт. Признание возможности реинкарнации в Соединенных Штатах постепенно возрастает.

В 1969 году Институт Гэллапа[12] провел опрос населения, результаты которого показали, что 20 % американцев верят в жизнь после смерти.

Точно такое же исследование было проведено в 1981 году, и в результате установлено: 23 % американцев верят в жизнь после смерти[13].

Опрос, проведенный в 1994 году, показал: 27 % американцев верят в жизнь после смерти[14].

Причина, по которой многие придерживаются идеи реинкарнации, заключается в том, что на протяжении всей истории встречалось бесчисленное количество людей, сохранивших воспоминания о своих прошлых жизнях. Некоторые из них вошли в свою текущую реинкарнацию, отлично помня свое ближайшее существование, информацию о котором зачастую оказывалось вполне возможным проверить.

Доктор Иан Стивенсон — ведущий мировой эксперт в области изучения феномена людей, сохранивших сознательные воспоминания о предыдущих воплощениях (сейчас ему уже за восемьдесят). Большую часть своей жизни он провел, исследуя истории, рассказываемые о прошлых жизнях[15]. Оказалось, что только сравнительно небольшое количество людей сознательно помнит предыдущие свои существования. Это не значит, что они не жили прежде — гипнотические регрессии показывают, что практически каждый человек может возвратиться не только к одной, но ко многим своим прошлым жизням.

Одним из аргументов против реинкарнации является тот факт, что сейчас живет гораздо больше людей, чем в любой другой период существования нашей планеты. Между I и XVI столетиями численность населения Земли удвоилась, затем, к XIX веку, она вновь увеличилась вдвое, после чего возросла еще в четыре раза. Откуда взялись все эти души? Вполне возможно, что все это время создавались новые души. Однако наиболее вероятным объяснением может послужить то, что сейчас люди реинкарнируют гораздо быстрее, чем когда-либо прежде. На самом деле, шансы таковы, что, умерев, вы сможете вновь возродиться примерно через пятьдесят два года[16].

Хелен Уэмбэх провела тщательнейшее исследование этого вопроса и установила: все ее клиенты полностью отражали историческую реальность. К примеру, они возвращались в различные временные периоды именно в той пропорции, которая представляла собой мировое население той эпохи. Кроме того, доктор Уэмбэх сумела установить, что количество мужчин и женщин было примерно равным, хотя соотношение подвергавшихся регрессии клиентов мужского и женского пола разительно отличалось.

Очень многие заблуждаются, думая, что подвергаемые процедуре регрессии люди предпочитают оказываться в прошлом какими-то видными историческими деятелями. Лично мне еще не приходилось сталкиваться с подобными случаями, равно как и Хелен Уэмбэх, получившей точно такие же, как и у меня, результаты. Подавляющее большинство подвергаемых регрессии узнают, что в прошлом они вели далеко не гламурную, сытую и успешную жизнь. Один из клиентов доктора Уэмбэх вернулся к прошлой реинкарнации в Пакистан, где он был жалким калекой, который, в конце концов, умер от голода. Другая пациентка вспомнила, что работала официанткой в убогом английском баре, когда была изнасилована и забита до смерти группой пьяных посетителей. Никто бы добровольно и целенаправленно не выбрал себе такие жизни, подвергаясь процедуре регрессии.

Хелен Уэмбэх классифицировала результаты, охватывающие период более чем в четыре тысячи лет. Она задавала своим клиентам такие вопросы, которые позволили ей разделить их на представителей высшего, среднего и низшего сословий в каждый период исторического развития. Жизни высшего класса всегда оказывались в подавляемом меньшинстве, большинству же приходилось существовать в реалиях низшего класса. Это открытие, опять же, соответствовало реальности различных историко-временных отрезков[17].

Реинкарнация — удовлетворяющий и успокаивающий на многих уровнях концепт. Он помогает объяснить карму. Это закон причины и следствия. В конце концов, мы получаем то, что сами даем. Как говорится в Библии: «Что посеет человек, то и пожнет» (Послание к Галатам, глава 6, стих 7). Тем, как мы проживаем свои жизни, мы творим собственную карму. Если мы сейчас совершаем благие поступки, то рано или поздно мы будем за это вознаграждены, правда, необязательно в этой жизни. И наоборот, если мы делаем что-то плохое, то, в конце концов, нам придется понести наказание. Если в текущей жизни мы богаты, но ленивы, то когда-нибудь нам нужно будет трудиться изо всех сил и бороться за свое существование, едва сводя концы с концами, чтобы как-то уравновесить и сбалансировать свой опыт праздного безделья.

Карма предоставляет нам свободу выбора. Она справедлива и автоматична. Она не имеет ничего общего с нравственностью, и в ней нет ни капли осуждения. В мире существует много несправедливости, но закон кармы, в конце концов, берет это под свой контроль и все уравновешивает. Платон очень четко сказал по этому поводу: «У добродетели нет хозяина, и то, как она отнесется к нам, зависит от того, почитает или презирает ее сам человек. Ответственность лежит на том, кто принимает решение, а не на Боге»[18].

Карма также влияет и на наши личности. Поскольку мы являемся в этот мир для того, чтобы усвоить определенные уроки, нам при рождении даются конкретные физические, ментальные, эмоциональные, психологические и духовные качества, которые формируют всю нашу жизнь. Глядя на реальность через призму этих личностных свойств, мы переживаем некий ряд ситуаций, способствующих нашему росту и развитию. Конечно, в текущей жизни мы не только выплачиваем кармические долги. Опыты, с которыми нам приходится сталкиваться, и наши реакции на них также формируют новые долги, которые нам придется вернуть либо позднее в этом существовании, либо уже в следующем. Кроме того, мы так же получаем и кармические кредиты за все свои хорошие поступки.

Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы реагируем на случившееся. Воспринимая негативную ситуацию позитивно, мы скорее создаем хорошую карму, а не плохую. Это значит, что мы усвоили урок и можем двигаться дальше. И наоборот, если мы реагируем на ситуацию негативно, становимся злыми, раздраженными, испытываем горечь, ревность и желание отомстить, то рано или поздно нам придется столкнуться с похожими обстоятельствами. Подобное будет продолжаться до тех пор, пока мы, наконец, не усвоим урок. Я встречал многих людей, которые сталкивались с практически идентичными ситуациями в нескольких предыдущих существованиях. Очевидно, урок повторялся снова и снова до тех пор, пока они его не усвоили и не смогли двигаться дальше.

Когда-то у меня был книжный магазин. Спустя несколько лет после того, как я его продал, мне по почте пришел чек на небольшую сумму от человека, который однажды украл у меня книгу. В анонимном письме, приложенном к чеку, он извинялся за свой поступок, выражая надежду на то, что сможет таким образом выплатить кармический долг, образовавшийся после воровства. К счастью, этот человек осознавал содеянное и предпринял определенные меры для того, чтобы исправить положение. Но многие люди воруют в магазинах и даже не задумываются о своих поступках. Их не мучает чувство вины, и они совершенно не понимают, что создают себе кармические долги, которые им же самим и придется вскоре выплачивать.

Не каждому нравится идея необходимости возвращаться снова и снова. Я уже сбился со счету, сколько раз люди говорили мне: «Я не хочу являться сюда опять. Мне вполне достаточно и одного раза». Мне приходится отвечать им, что они вернутся на Землю уже не самими собой. Тот человек, которого они являют ныне, рано или поздно умрет, и их нынешняя личность полностью исчезнет. Однако душа бессмертна, и ей, в конце концов, будет дана новая индивидуальность. Таким образом, когда двое людей чувствуют необыкновенное притяжение друг к другу, считают себя «родственными душами», это может значить, что их души состояли в «родственно близких» отношениях в предыдущих воплощениях.

Если у нас было бесчисленное множество прошлых жизней, то почему мы их не помним? Полагаю, нам крупно повезло, что мы смогли стереть их из памяти. Забвение — это не всегда плохо. Только представьте себе, как бы трудно вам было строить одну жизнь, сохраняя в то же время абсолютно все воспоминания о прежней реинкарнации. Мы далеко не все помним даже о текущем своем существовании: например, о том, как овладевали жизненно важными навыками ходьбы или говорения. Кроме того, еще не родившийся ребенок (на последних стадиях беременности) буквально купается в окситоцине, гормоне, вырабатываемом задней долей гипофиза матери. Опыты показали, что окситоцин вызывает потерю памяти у лабораторных животных, что также может объяснять отсутствие у нас воспоминаний о прошлых жизнях[19].

Таким образом, маловероятно, что родственные души могут помнить какие-то сокровенные интимные подробности о проведенных вместе прошлых жизнях. И это неудивительно, поскольку их нынешние личности не имеют сознательных воспоминаний о своих предыдущих существованиях. А вот душа все помнит. Однако такие люди, встречаясь впервые, мгновенно ощущают необыкновенное притяжение друг к другу, а сердца их широко открываются. Каждая реинкарнация укрепляет и углубляет отношения до тех пор, пока они не достигнут состояния полнейшей, абсолютной, совершенной любви.

Мне часто говорят, что вера в реинкарнацию противоречит основным принципам христианства. Второй Константинопольский собор[20] отверг учение Оригена[21], верившего в существование души еще до рождения человека. Каждый, соглашавшийся с идеями теолога, предавался анафеме (с такими людьми переставали общаться, и церковь их игнорировала)[22]. Однако из Библии следует, что реинкарнация считалась признанным фактом. В Евангелии от Матфея (глава 16, стихи 13–14), например, говорится:

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков».

В Евангелии от Иоанна (глава 9, стих 2) ученики спрашивают Иисуса о слепом с рождения человеке, думая, что он, таким образом, несет наказание за свои грехи. Они спрашивают: «Равви! Кто согрешил: он, что родился слепым, или родители его?» Очевидно, имелась в виду реинкарнация, поскольку человек этот был лишен зрения с самого рождения, поэтому нагрешить мог только в прошлой жизни.

В апокрифах написано: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую. Притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (Премудрости Соломона, глава 8, стихи 19–20).

Многие христианские секты на протяжении веков верили в реинкарнацию[23]. В частности, это катары[24], павликиане[25] и богомилы[26]. Однако они были сурово осуждены и наказаны господствовавшей церковью. Джордано Бруно (1548–1600), ведущий философ, ученый и поэт эпохи Ренессанса, был казнен через сожжение на костре за то, что верил в возможность реинкарнации[27].

Другие религии с большей готовностью принимали идею реинкарнации. Например, в Коране говорится: «Бог порождает существ и отправляет их снова и снова — до тех пор, пока они вновь к нему не возвратятся».

В Китае существует поговорка, охватывающая и реинкарнацию, и родственные души: «Требуется десять лет тяжелой работы в прошлой жизни для того, чтобы создать необходимую судьбу, дающую возможность пересечь реку на одной и той же лодке с другим человеком. Затем потребуется еще сто лет работы для того, чтобы получить возможность разделить с ним подушку».

Согласно китайской легенде, наши судьбы в отношении будущих мужей и жен заранее предопределены старцем, живущим под луной. Он с помощью красных нитей связывает ножки мальчиков и девочек, которым суждено пожениться. Это гарантия того, что рано или поздно они все-таки встретятся. Данная легенда объясняет популярную поговорку: «Те, кого судьба связала, найдут друг друга, даже если судьба разделила их тысячами ли[28]»[29].

Пифагор учил принципам реинкарнации. На протяжении всей истории многие выдающиеся люди верили в концепт перерождения. Эти идеи встречались также в работах многих поэтов, включая Гёте, Мильтона, Шекспира, Кольриджа, По, Лонгфелло, Уитмена, Шелли, Саути, Вордсворта, Браунинга, Блейка, Йейтса и Мейсфилда. Знаменитая эпитафия Бенджамина Франклина, которую он написал сам себе, когда ему было двадцать два года, демонстрирует его интерес к данной теме:

Тело Бенджамина Франклина,

издателя, словно обложка потрепанной книги

с вырванными страницами,

со стертым шрифтом и старой позолотой,

лежит здесь

и кормит червей.

Но это еще не конец:

работа на этом не прекращена,

и, по его глубокому убеждению,

появится новое и более совершенное издание,

измененное и откорректированное

самим Автором.

Истории о родственных душах также привлекали и множество авторов, занимающихся художественной литературой.

Уильям Шекспир — отличный пример писателя, прекрасно понимающего, какую силу воздействия на публику имеют любовные истории. Ромео и Джульетта, очевидно, были родственными душами, и их трагический роман вновь и вновь увлекал зрителей и читателей с тех самых пор, как впервые появился в 1594 или 1595 году. Через двенадцать лет он также воспользовался историей двух родственных душ, когда писал «Антония и Клеопатру».

Ромео и Джульетта — первые имена, которые приходят в голову каждый раз, когда речь заходит о родственных душах. Шекспир в своей реальной жизни часто совершал ошибки, когда дело касалось любви. Его личные опыты могут объяснить, почему столь многие его герои находятся под постоянным давлением и вынуждены жениться только для того, чтобы оправдать ожидания других людей. В «Ромео и Джульетте» Джульетта обручена с графом Парисом. Если она выйдет за него замуж, она будет жить в роскоши, ни в чем никогда не нуждаясь. Родители будут счастливы, и все было бы просто идеально, если бы не одно «но» — она его не любит. Встретив же впервые Ромео, она тут же в него влюбляется! Однако незадача: он — Монтекки, а она — Капулетти. Их любовь невозможна! Но Джульетта — сильная духом и потому следует велению своего сердца. А в те времена это было как никогда сложно, если не сказать опасно. После того, как Ромео убил в схватке Тибальта, двоюродного брата Джульетты, юные возлюбленные решают вместе бежать, но их побег обречен на провал, и история заканчивается чрезвычайно трагически. Как сам Шекспир написал в последних двух строках пьесы:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте[30].

Во второй сцене второго акта есть указание на то, что Шекспир считал эту трагическую пару родственными душами. Услышав, как Джульетта произносит его имя, Ромео говорит:

Душа моя зовет меня. Как сладко,

Как серебристо голоса влюбленных

Звучат нежнейшей музыкой в ночи![31]

Пьесы Шекспира показывают, как хорошо он понимал природу души, и само это слово неоднократно встречается в его работах. Вот лишь несколько примеров:

Ты — светлая, блаженная душа,

Я ж к огненному колесу прикован,

И на него мои стекают слезы

Расплавленным свинцом[32].

«Король Лир»

Всё, всё — на короля! За жизнь, за душу,

За жен, и за детей, и за долги,

И за грехи — за всё король в ответе![33]

«Генрих V»

Ляг, не броди в потемках

И силу больше попусту не трать.

Чем яростнее силишься, тем глубже

Увязнешь. Подведи черту. Кончай.

Иду, моя царица. — Эрос, Эрос! —

Любимая, постой! Рука с рукой,

Вдвоем в поля блаженные умерших,

Где души отдыхают на цветах,

Мы вступим гордо — им на загляденье.

Не вкруг Дидоны и Энея будут

Они теперь толпиться, а вкруг нас[34].

«Антоний и Клеопатра»

Обет, обет, я дал обет. Неужто

Принять на душу клятвопреступленье?

Ни за Венецию![35]

«Венецианский купец»

Сядь, Джессика. Смотри, как небосвод

Усеян золотистыми кружками!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Прошлые жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родственные души. Отношения, пронесенные сквозь время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

John Bradshaw. Creating Love: The Next Great Stage of Growth. N.Y.: Bantam Books, 1992, p. 121.

6

William Faulkner, Les Prix Nobel en, 1950. P. 71.

7

Richard Webster. Astral Travel for Beginners. St. Paul, Minn.: Llewellyn Publications, 1998, pp. xi–xii.

8

C. G. Jung. Memories, Dreams, Reflections. London, UK: Collins and Routledge and Kegan Paul, 1963, p. 183.

9

Музыка «соул» — от английского слова soul, что в переводе значит «душа». — Примеч. пер.

10

Noel Street. The Man Who Can Look Backward. New York, N.Y.: Samuel Weiser, Inc., 1969, p. 43.

11

Хотя концепт реинкарнации чрезвычайно стар, само это слово пришло в английский язык всего сто пятьдесят лет назад. Оно представляет собой компиляцию пяти латинских слов, обозначающих «процесс возвращения к плоти» (John Algeo. Reincarnation Explored. Wheaton, Ill.: The Theosophical Publishing House, 1987, pp. 133–134.) Слово «переселение» восходит корнями к XVI веку и означает «переход души из одного тела — в другое». Синонимический ряд можно продолжить и другими словами, обладающими сходным значением: «метемпсихоз» и «палингенез».

12

Институт Гэллапа — Американский институт изучения общественного мнения, а также другие учреждения по изучению общественного мнения, основанные Джорджем Гэллапом. — Примеч. пер.

13

George Gallup, Jr. and William Procter. Adventures in Immortality. New York. N.Y.: McGraw Hill, Inc., 1982, pp. 137–138.

14

Joe Fisher. The Case for Reincarnation. Toronto, Canada: Somerville House Publishing, 1998, pp. 5–6. (Originally published by Bantam Books, New York, in 1984.)

15

Доктор Иан Стивенсон — профессор психиатрии университета Виргинии, директор подразделения исследования личности отделения бихевиористской медицины и психиатрии. Характеризует свои открытия как «наводящие на мысли» о реинкарнации, поскольку очевидно, что доказать реальность данного явления невозможно, хотя полученные результаты крайне убедительны. Его наиболее известная работа — «Twenty Cases Suggestive of Reincarnation» («Двадцать случаев, наводящих на мысли о реинкарнации») (Charlottesville, Va.: University Press of Virginia, 1974). Эта книга впервые была опубликована в 26-м томе «Подборок результатов экспериментов американского общества психических исследований» в 1966 году.

16

Ian Currie. You Cannot Die. Rockport, Mass.: Element Books, 1995, p. 253. (First published in 1978 by Somerville House Printing Limited, Toronto, Canada.)

17

Helen Wambach, Ph.D.. Reliving Past Lives: The Evidence Under Hypnosis. New York, N.Y.: Harper & Row, Publishers, Inc., 1978 (My edition was published by Hutchinson and Company [Publishers] Limited, London, UK, 1979), pp. 114–118.

18

Plato. The Republic. Перевод A. D. Lindsay. London: Heron Books, 1969, p. 322.

19

Joe Fisher. The Case for Reincarnation, p. 139–140.

20

Второй Константинопольский собор — Пятый Вселенский Собор; был созван в 553 году по инициативе императора Юстиниана I в городе Константинополе. Отверг учения богословов Феодора из Мопсуестии, Феодорита и Ивы (так называемая «антиохийская школа»), близкие несторианству. — Примеч. пер.

21

Ориген (185–254) — греческий христианский теолог, философ, ученый. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. — Примеч. пер.

22

Анафемы против Оригена можно найти в A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, Vol. 14, S. 2, edited by Henry R. Percival (New York, N.Y.: Charles Scribners Sons, 1900), pp. 318–320.

23

Geddes MacGregor. Reincarnation in Christianity. Wheaton, Ill.: Quest Books, 1978, p. 45.

24

Катары — название, данное католиками христианскому религиозному движению, распространенному в XI–XIV веках в ряде стран и областей Западной Европы (особенно были затронуты Лангедок, Арагон, север Италии и некоторые земли Германии). Период расцвета движения пришелся на XII–XIII века, а противодействие катаризму долгое время было одним из главных мотивов политики римских пап. — Примеч. пер.

25

Павликиане — средневековая христианская церковь. В трактовке ортодоксального православия и католичества — ересь. Зародилась в VII веке в Армении, основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильван. В VIII–IX веках получила широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью павликиане считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. Название, употребляемое в отношении этой церкви современными историками, было в ходу в основном среди противников павликиан; сами они называли себя просто «христианами», в то время как последователей государственной религии Византийской (Восточной Римской) империи они именовали «ромеями» (римлянами), считая их отступниками от истинного учения Христа. Название «павликиане» происходит от имени апостола Павла, предположительно чтимого ими выше других апостолов. — Примеч. пер.

26

Богомилы — название антиклерикального движения в христианстве X–XV веков, появившегося на Балканах (Болгария) и оказавшего влияние на французских катаров. Основателем движения был болгарский поп Богомил. Согласно римско-католическим источникам, богомилы учили, что на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и так далее. Иисус Христос, погибнув на кресте, как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад. Изначально богомилам удавалось сохранять свою деятельность в секрете. Но император Алексей I Комнин смог уличить главу движения и его ближайших сподвижников. Несмотря на удар по руководству, вскоре богомильство утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, в начале XII века оно достигло Франции, откуда вскоре было вытеснено другими ересями. В Северной Италии богомильство сохранилось до XV века; в XIV веке оно было занесено и на юг Италии. Из Болгарии богомильские идеи, вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской, проникли на Русь. — Примеч. пер.

27

Steven Rosen. The Reincarnation Controversy. Badger, Calif.: Torchlight Publishing, Inc., 1997, p. 72.

28

Ли — китайская единица измерения расстояния. В древности составляла 300 или 360 шагов, современное общепринятое значение — 500 метров. — Примеч. пер.

29

Hsueh Wen-yu. Fate Brings People Together; Trademarks of the Chinese, Volume II, edited by Chen Li-chu (Taipei, Taiwan: Sinorama magazine, 1994), p. 201.

30

Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник.

31

Перевод А. Радловой

32

Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник.

33

Перевод Е. Бируковой.

34

Перевод О. Сороки.

35

Перевод И. Б. Мандельштама.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я