Материал, предложенный автором в этой книге, – это бесценный практический опыт многолетнего служения, позволивший открыть и взрастить успешные церкви в разных странах мира. Ричард и Кэтрин Грин посвятили свою жизнь насаждению церквей. Церковь, пасторами которой они сейчас являются, была основана ими в Сиднее, Австралия, в 1999 году. Со времени основания церкви «C3 Ryde» Ричард обучил более 1500 миссионеров, участвующих в открытии новых церквей, и тысячи лидеров из 27 разных деноминаций и 42 стран мира. Служение, которое он сейчас возглавляет, представляют собой одну семью церквей С3 под названием «С3 Reach» с общей численностью 12000 человек, к которым относятся также 1500 домашних церквей и малых групп. Ричард признан как специалист по развитию лидеров, разработке стратегий и оказанию помощи в росте отдельных людей и церквей. Благодаря использованию принципов, описанных в этой книге, церкви открываются и растут, как духовно, так и количественно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть II. Необходимость меняться
Глава 1. «Для всех я сделался всем…»
Мы все созданы Богом по-разному и реагируем на людей определенным образом: кто-то из нас черпает энергию, находясь в одиночестве; после общения с людьми тебе нужно время наедине с самим собой, а кто-то, наоборот, приобретает энергию, находясь среди людей; им очень комфортно постоянно быть среди толпы. Также есть те, кто любят бывать одни, но и с людьми тоже с удовольствием проводят время. Даже если какой-то тип личности для нас комфортнее всего, это не значит, что мы не можем функционировать в других, менее комфортных для нас типах темперамента.
Например, я люблю людей, постоянно думаю о людях, всем сердцем хочу привести всех к Иисусу, но, если я провожу слишком много времени среди людей, меня это изнуряет. У нас в выходные дни проходит пять служений, и это немало для человека моего типа. Поэтому я очень уставший в понедельник; у меня такое ощущение, что из меня вытянули все жизненные силы. Мне необходимо побыть в одиночестве, чтобы отдохнуть.
Нам нужно понимать, каков наш тип личности. Однако если наша цель — служение людям, то мы должны выходить за пределы наших естественных возможностей или комфорта — нам нужно «растягивать» себя, потому что именно тогда мы будем полагаться на Божью благодать и помощь. В то же время нам не стоит делать что-то только исходя из рвения или законнического духа.
Вот в чем суть: ты должен знать, каким Бог тебя сотворил, чтобы восстанавливать свои запасы энергии, а также ты должен понимать, что необходимо, чтобы эффективно служить людям.
Я думаю, что одна из самых больших ошибок, допускаемых при открытии и росте церкви, — мы не понимаем, что мы должны делать и какими быть, а потому не знаем, как нам управлять собой.
Апостол Павел пишет в 1 Коринфянам 9:19–23: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».
Апостол Павел говорит, во-первых, что не принадлежит людям, — он свободен. Я верю, что он также говорит, что люди не принадлежат ему. Когда мы насаждаем церкви и ведем церкви, мы должны понять, что мы рабы Бога и не принадлежим людям. Но и равным образом люди не принадлежат нам. Если мы начнем верить, что принадлежим людям в церкви, то очень сильно изнурим себя и будем раздавлены ожиданиями людей по отношению к нам. Есть еще один очень важный момент в отношении этого: если мы позволяем себе откликаться на каждую просьбу и ожидание людей, мы тем самым говорим им, что они нуждаются в нас. Делая это, мы мешаем им полагаться на Бога. Мы должны помнить, что не мы их спасители, а Иисус. Когда мы поймем, что мы свободны, что мы рабы одного только Господа, а не людей, это поможет нам иметь ясность ума и понимание, как развивать людей в плане ученичества.
Павел также говорит, что для немощных он стал немощным. Он не говорит, что для немощных он стал сильным. Я объясняю это так: для того, кто улыбается, я улыбаюсь. Для того, кто плачет, я плачу с ним. Для того, кто гневается, я ощущаю гнев. Мы должны эмоционально откликнуться на то, что проходят люди. Это первый шаг в открытии церкви — соединиться с людьми на уровне переживаний сердца. На их уровне, а не нашем. Иисус продемонстрировал это нам, придя на землю в образе человека и став подобным нам. Он пришел к нам, не ожидая, что мы пойдем к Нему. И мы, начиная церковь, должны пойти к людям, быть с ними в их среде обитания. Нам нужно создавать возможности для общения, где люди будут чувствовать себя комфортно.
Нам нужно задать себе вопросы: как часто мы встречаемся с людьми так, чтобы это было комфортно для них? На какие мероприятия мы можем позвать людей с собой?
Если вы в большей степени интроверты, как я, вам важно выделить время и бывать наедине с самим собой, чтобы восстанавливаться. Интровертам сложнее в начале церкви, потому что необходимо больше внимания уделять общению. На более поздних периодах жизни церкви наоборот: большим церквям нужны интроверты, когда лидеру нужно больше времени проводить в размышлении и изучении. Тогда труднее становится экстравертам.
Глава 2. Уровни роста церкви
Теперь, заложив определенный фундамент, я хочу перейти к практическим вещам. Идеи, которыми я буду делиться, взяты из моего предыдущего опыта служения, а также из изученных материалов о лидерстве. Когда я старался применять на практике то, что изучал и наблюдал у других людей, у меня появлялись новые, свежие идеи, и именно ими я буду делиться с вами в последующих главах.
Ниже приведу далеко не полный список авторов и их произведений, которые оказали влияние на весь последующий материал:
Рик Уоррен «Целеустремленная церковь» (Warren, R., 1995. Purpose Driven Church. Grand Rapids);
Гордон Мур «Переход на следующий уровень» (Moore, G., 2007. Going to the Next Level);
Гордон Мур «Стили лидерства и уровни церкви» (Moore, G., 2009. Leadership Styles and Levels of Church);
Эд Стетзер «Открывая церкви с миссией» (Stetzer, E. J., 2006. Planting Missional Churches);
Кристиан Шварц «Естественный рост церкви» (Schwarz, C., 1996. Natural Church Development);
Тим Келлер «Теология Евангелия» (Keller, T., 2008. Gospel Theology).
Более полный список изученных мною книг прилагается в отдельном разделе в конце книги.
Чтобы извлечь максимум пользы из всего последующего материала, давайте помнить, что не мы создаем рост; мы лишь делаем все необходимое, чтобы быть готовыми к тому моменту, когда Бог даст нам рост.
Есть много способов рассмотреть рост церкви с практической точки зрения. Один из способов — поразмышлять о разных этапах роста и размерах церкви. Есть немало церковных лидеров, исследователей и авторов, которые изучали разные церкви по всему миру и разделяли их на определенные категории или уровни. Многие из этих авторов считают, что именно в момент перехода от одного уровня роста к другому лидеры церкви сталкиваются с барьерами роста. Возникает необходимость приложить усилие, требуются перемены, которые часто даются нелегко. Если лидер не меняется, церковь упирается в барьер и остается на прежнем уровне.
Разные варианты деления церкви на уровни роста приведены в Приложении 3.
Один из наиболее часто используемых вариантов деления церкви на уровни роста включает четыре этапа:
1. От 0 до 75 человек.
2. От 75 до 200 человек.
3. От 200 до 500 человек.
4. От 500 человек и выше.
Рассмотрим подробнее особенности служения на каждом из этих этапов.
Этап 1. Церковь от 0 до 75 человек. Пастор/служитель
Средний размер церкви по всему миру — 70 человек. Мы часто слышим о мегацерквях, но лишь 0,5 % всех церквей в мире насчитывают более 2000 человек. В Америке средняя церковь — 70 человек, в Австралии — 50 человек, в Англии — 45 человек, в Индонезии — около 70, в Новой Зеландии — около 80, в Чехии — 30 человек. Итак, средняя церковь по всему миру насчитывает от 35 до 70 человек. Это означает, что около 50 % всех церквей приблизительно такого размера.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что один человек может более-менее хорошо знать около 70 человек. Когда церковь находится на первом этапе роста от 0 до 75 человек, все внимание сосредоточено на служении людям. Пастор или лидер церкви этого уровня сам за всех молится, сам проповедует и посещает людей.
Этап 2. Церковь от 75 до 200 человек. Служитель/лидер
При переходе на каждый следующий уровень нам необходимо меняться. На этапе 75–200 человек служитель начинает больше действовать как служитель/лидер. Это значит, что мы должны перейти от уровня, когда все служение делаем сами, к тому, чтобы нести служение и одновременно привлекать кого-то еще. Другие люди должны начать служить вместе с нами.
Позволь другим людям начать служить вместе с тобой.
Как правило, церкви не вырастают больше 75 человек по трем причинам. Во-первых, пастор не уверен в себе и боится позволить другим стать более важными, чем он сам. Во-вторых, пастор считает, что только он должен обо всех заботиться. В-третьих, пастор считается экспертом по всем вопросам, и никто другой не может ничего делать, потому что у них нет должного уровня образования, опыта или зрелости. Как сам пастор, так и люди могут считать, что только пастор имеет теологическое образование и может принимать решения, только пастор проповедует и навещает людей. Изменение, которое должно произойти, если вы хотите преодолеть барьер 75 человек, — нужно начать привлекать других людей к пасторской работе, посещению людей и, если приемлемо, к проповеди в церкви. Другой альтернативы на данном этапе просто нет.
Ты можешь думать, что люди не прошли обучение в библейской школе, но, если ты действительно хочешь вырасти и перейти на следующий уровень, тебе нужно их вовлекать. Люди вырастут в своих способностях и навыках и еще удивят тебя. Посмотрите на Иисуса, Он не ждал, пока ученики станут идеальными. С того момента, как ты только начинаешь церковь, нужно начать выявлять тех людей, которые смогут помогать тебе нести служение. Когда мы начали нашу церковь, в течение первых нескольких недель я определил тех, в кого планировал инвестировать, чтобы, когда мы дорастем до 75 человек, они были бы готовы.
Традиционная западная модель XVII–XX веков — это когда человека отправляют в семинарию или библейский колледж, где его обучают профессора. Эта модель до сих пор практикуется сегодня, но быстро теряет популярность, так как не производит эффективных церковных лидеров. Студентов обучают высокообразованные люди, которые при этом в жизни не открывали и не вели ни одной церкви. Кого-то из них назначили пастором в их деноминации, но большинство из них не вело церковь с нуля.
Модель, которой придерживаюсь я, основана на Евангелии от Луки 6:40: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
Ученик становится таким, как его учитель. Поэтому если тебя научит пастор, ты станешь пастором; если тебя научит пророк, ты будешь пророком. Если тебя научит человек, который открывает новые церкви, ты будешь открывать новые церкви. Основатели церквей воспроизводят основателей церквей, лидеры церквей воспроизводят лидеров.
Открывая церковь, мы начинаем с «семени» церкви, из этого семени вырастает дерево, которое производит плод, в котором еще много семян. С самого первого дня мы понимаем, что не просто открываем церковь и все; мы открываем церковь, которая откроет другую церковь. Когда мы начали нашу церковь, я сказал: «Господь, мы не просто открываем одну церковь, я хочу, чтобы от нее родилась дочерняя церковь и церковь-внучка». Мы настраиваемся на это с самого начала. Вот поэтому мы должны определять лидеров также с самого начала.
Многие церкви застревают именно на этом уровне по нескольким причинам. Одна из них — нам комфортно в том, что мы имеем, и поэтому мы не хотим никаких перемен. Если мы начнем расти, это вызовет изменения, а если мы к ним не готовы, то захотим отказаться от них, потому что нам не понравятся ощущения. Часто в момент перемен нам неприятно, что люди начинают говорить, мы чувствуем дискомфорт и неудобство, то же самое чувствуют люди, и нам всем не хочется платить цену за изменения.
Тебе нужен Дух Святой, потому что только с Его помощью ты сможешь меняться и становиться другим человеком, подходящим для следующего уровня.
Принимая во внимание все сказанное выше, этап от 75 до 200 человек требует, чтобы служитель начал функционировать как служитель/лидер; когда мы не перестаем быть служителем, но все меньше времени делаем это самостоятельно и включаем в работу других, а сами больше сосредотачиваемся на лидерстве. На этом уровне нам необходимо уделять равное количество времени служению и лидерству. Эти перемены сложны следующим: мы можем чувствовать, что людям не нравится, когда мы делегируем свое служение кому-то еще.
Этап 3. Церковь от 200 до 500 человек. Лидер/служитель
На этапе от 200 до 500 человек мы еще дальше удаляемся от выполнения служения и пасторства. Мы направляем наше внимание на развитие лидеров и фокусируемся на лидерстве и менеджменте. Чем больше становится церковь, тем больше мы должны отходить от служения людям, и это может нас пугать. Иногда мы чувствуем, что проще все сделать самим, что другие еще не готовы или что люди не смогут принять служение и пасторство кого-то еще, кроме нас. Чем больше становится церковь, тем больше нужно идти на риск. Соответственно, требуется больше веры, необходимо больше полагаться на Духа Святого.
Этап 200–500 требует от лидера церкви необходимости проводить больше времени в молитве и в Библии, в размышлениях о стратегиях спасения и развития как можно большего количества людей.
Пастор церкви уровня 200–500 человек должен перенаправить свое внимание с отдельных людей на ключевую команду и потенциальных лидеров.
Немецкий исследователь, разработавший модель естественного роста церкви, по имени Кристиан А. Шварц взял интервью у христиан из нескольких тысяч церквей по всему миру и выявил несколько факторов роста церкви. Он обнаружил, что те пасторы, которые имеют формальное теологическое образование, чаще возглавляют церкви, меньшие по размеру, чем те, кто не имеют такого образования. Оказывается, люди, не имеющие формального теологического образования, чаще больше открыты к привлечению консультантов и постоянному обучению и, соответственно, имеют большие по размеру церкви.
И вот в чем суть: дело не в формальности образования, а в желании продолжать учиться. Если лидер больше сконцентрирован на формальном подходе к проповеди и учению, чем на развитии лидеров и менеджменте, церковь не будет расти. На данном этапе проповедь должна быть более мотивирующей, чем формальной, которой обучают в семинариях. Это должно быть простое слово, относящееся к реальной жизни людей, а не сложные теологические концепции. Также на данном этапе нужно больше смирения, чтобы не показывать глубины своего теологического образования. Такая «глубина» обычно нужна не новообращенным людям, а тем, кто давно сидит в церкви и на практике ничего не делает.
Нам не нужно знание ради знания. Нам нужно дать людям любовь. Любовь назидает, а знание надмевает (1 Коринфянам 8:1). Мы сосредоточены на том, чтобы помочь людям в их обычной жизни. Соответственно, нам надо учиться проповедовать слово, которое будет касаться людей, и доносить это слово более эффективно. На этом этапе роста церкви должна возрастать способность к обучению — такому, которое вдохновляет как нас, так и наших людей. Если твое обучение не зажигает в тебе огонь, любовь к Богу, людям, церкви и т. д., то что-то не так с обучающим механизмом. Пусть твое обучение не угасит огонь и будет всесторонним.
Считается, что этап 200–500 человек — самый сложный для роста, потому что именно здесь появляется большой риск столкнуться с непониманием людей. Когда церковь меньше 200 человек, пастор участвует в жизни многих прихожан и всем служит, когда же церковь перерастает 200 человек, пастор становится для многих недоступным. Те, кто много лет близко знал пастора и всегда считал, что он доступен для них в любое время, испытывают недовольство. Пастор больше не может быть так же доступен, потому что должен фокусироваться на лидерстве. Некоторые пасторы не могут справиться с чувством, что они разочаровывают или огорчают людей. Конечно, в этом нет ничего неправильного — оставаться на уровне 200 человек, если ты не способен преодолеть себя и измениться, но в таком случае церковь должна быть готова высылать людей, чтобы они начинали новые церкви, а иначе эта церковь не исполнит своего призвания, останется на прежнем уровне и, в конце концов, умрет.
Этап 4. Церковь 500 человек и более. Лидер/менеджер
На этом этапе происходит еще одно изменение, когда необходимо стать лидером/менеджером. На предыдущем этапе 200–500 человек наш фокус смещался, мы становились лидерами/служителями или лидерами/пасторами. Теперь нам нужно снова меняться, чтобы стать лидером/менеджером. Это означает, что, переходя рубеж 500 человек, ты ведешь своим голосом и осуществляешь управление посредством своей команды. Ты уже не делаешь работу служения сам, и это может очень пугать. Ты можешь решить, что ты ленивый; люди могут решить, что ты ленивый и больше не заботишься о них. Здесь нужно умирать для себя и возвращаться к тому, что сказал Павел: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя». Как раб Божий, я позволяю Ему, а не людям определять, что я должен делать.
При переходе на каждый новый уровень ты будешь ощущать давление. Например, при переходе на уровень от 75 до 200 человек из-за этого давления тебе нужно будет немного отойти в сторону. Получается, что ты уже не один выполняешь все служение, не ты посещаешь людей. Некоторым это не понравится, поскольку люди хотят, чтобы все это делал именно ты. Они хотят, чтобы ты говорил им, что делать, получал для них слово от Бога, молился за них и был их каналом к Богу.
Мы должны помочь нашим людям стать учениками Иисуса, научить их быть Его последователями, брать на себя ответственность за собственное развитие и духовный рост.
В маленькой церкви пастор знает каждого, и людям это нравится. Если церковь здравая, она будет расти, однако людям становится настолько комфортно, что они ожидают, что так будет всегда и пастор будет продолжать все делать сам. Когда церковь становится больше, нужно учить людей познавать Бога и восполнять свои нужды в Нем.
Когда мы подходим к уровню 1000 человек, нам нужно снова меняться и переходить в статус лидер/лидер. Это значит, что мы ведем церковь через лидеров разных служений внутри церкви. Этот этап означает, что нам необходима команда лидеров высшего звена, которые понимают ценности церкви, посвящены им и общему видению.
Кому-то может показаться, что все эти принципы больше основаны на социологии, чем на Библии. Однако если мы посмотрим в Писание, то увидим схожее деление на группы людей и уровни.
1 Коринфянам 15:6 — Иисус явился 500.
Деяния 1:15 — в день Пятидесятницы было 120 учеников.
Луки 10 глава — Иисус посылает 70 учеников на служение.
У Иисуса была команда из 12 учеников.
Луки 9:28 — на гору преображения Он взял только троих.
Иисус служил множеству народа, являлся 500 людям, Дух Святой сошел на 120 учеников в день Пятидесятницы, Иисус послал 70 учеников на проповедь, но большую часть Своего времени Он проводил, обучая и развивая команду из 12, и был особенно близок к троим.
Мы строим церковь снаружи вовнутрь, это значит, что мы начинаем с восполнения нужд людей — мы служим множеству. Иисус был движим состраданием к людям, за Ним следовало множество народа, и Он им служил, но это не происходило постоянно. Потом Он удалялся со Своими учениками, чтобы учить и развивать их. Нам тоже нужно служить множеству людей и спасать их, понимая, однако, сколько мы можем уделить этому времени. Большую часть времени Иисус проводил со своей ключевой командой, развивая и направляя ее. Мы также должны служить нуждам множества, но большую часть времени тратить на лидерство и развитие своей ключевой команды. Мы ведем церковь изнутри наружу, вкладывая то, что есть внутри нас, в нашу основную команду, а она уже несет это дальше.
Это звучит просто, но в реальности есть большая разница в том, чтобы вести изнутри наружу и строить снаружи вовнутрь. Порой церкви не растут, потому что пастор делает все наоборот. Он проводит много времени, восполняя нужды множества, и думает, что, делая так, он их ведет, но в то же время у него не остается времени, чтобы уделить внимание основной команде. Будучи эффективным служителем, он путает это с хорошим лидерством и расстраивается, потому что церковь не растет. Вместо того, чтобы менять образ мысли и действия, он идет начинать другую церковь, и там происходит то же самое.
Я встречал сотни прекрасных проповедников, пророков, евангелистов, служителей с сильным служением исцеления, но при этом церкви, которые они вели, не росли. Они огорчались, потому что, хоть у них и было очень сильное служение, не было роста. Тогда у некоторых возникало искушение стать «путешествующими» служителями вместо того, чтобы предпринять необходимые изменения.
Как же понять, не слишком ли мы сосредоточены на служении и не пренебрегаем ли лидерством? Просто посмотри, на что ты тратишь большую часть своего времени и с каким постоянством это делаешь.
Невозможно вести 500 человек. Ты можешь вести 3 или 12, но невозможно качественно вести людей, если не проводить с ними достаточное количество времени, строя близкие отношения. Лидерам необходимо проводить время со своей основной командой отдельно от всех людей, вместе есть и общаться в непринужденной обстановке.
С первого дня, когда ты открываешь новую церковь, ты должен определить 3–5 ключевых людей и начать готовить их к предстоящему росту церкви. Твоя ключевая команда — это те, с кем ты делишься ценностями и видением.
Некоторые церкви слишком фокусируют внимание на видении и ожидают, что все собрание с радостью его подхватит. Но всему собранию видение неинтересно, люди больше заинтересованы в том, чтобы были восполнены их нужды. Если мы все это поменяем местами, то наши церкви будут неэффективными. Мы пытаемся сказать множеству людей то, во что они должны верить или что делать, вместо того, чтобы восполнить их нужды. Но вот с нашей командой, ядром, мы развиваем ценности и видение.
Когда мы достаточно часто собираемся вместе с ключевой командой, мы делимся с ней тем, что есть в нашем сердце, — то есть тем, что для нас наиболее важно, что мы очень ценим. Те ценности, которых мы придерживаемся, позволят нам отличаться от всех остальных. У многих церквей одинаковое видение, часто оно соответствует тексту в Евангелии от Матфея 28:19–20, и я думаю, что так и должно быть. Сложно что-то улучшить в той миссии, которую Иисус определил для церкви. Но вот наши ценности могут очень различаться. Ценности лидера станут культурой церкви. Ценности имеют огромную силу. Они создают культуру. Не важно, насколько сильным и вдохновляющим будет ваше видение, если ценности противоположны ему или не оказывают ему должной поддержки, это видение не удастся реализовать. Мы будем больше говорить об этом в 4 главе части III.
На каждом этапе роста есть момент прогрессии для тех, кого мы хотим развивать в качестве лидеров — что-то вроде ворот, в которые они должны войти. Нечто должно произойти, чтобы человек перешел из толпы в число 500, из категории 500 в 120, из 120 в 70, из 70 в 12 и из 12 в 3. Эти врата открываются только тогда или люди прогрессируют только тогда, когда им удается вырасти в своих убеждениях, характере и навыках. Мы будем подробно говорить об этом в части IV книги. Эти уровни, или врата, являются моментами роста.
Итак, что требуется от нас, чтобы расти? Нам нужно выйти из зоны комфорта. Тогда возникает вопрос, что заставит нас выйти из зоны комфорта? Это цель, которая больше, чем мы сами. А если цель больше нас, она требует перемен и роста от нас самих и необходимости оказывать помощь другим — а значит нам нужно будет поднимать команду.
Глава 3. Меняясь на каждом уровне
Все, о чем я говорил в предыдущей главе, представляет собой очень важные принципы, которые в определенной мере зависят от нашего желания — от желания меняться. Что мешает нам меняться? Это наши прошлые успехи и прошлые неудачи. Они препятствует росту. Успех в прошлом мешает нам меняться, потому что мы боимся потерять то, что у нас уже есть. Сейчас у нас большая церковь и мне сложнее меняться, чем когда мы были меньше. Что если я начну все менять и потерплю неудачу? Что если я потеряю ключевого члена команды, если отправлю его начинать новую церковь?
Нас останавливает страх. Вот почему нам нужен Божий Дух. Во 2 Послании Коринфянам 3:17 сказано: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
Хороший способ проверить, действует среди вас Бог или нет, это посмотреть, является ли церковь свободной и гибкой. Законничество и зацикленность на правилах являются показателем контролирующего человеческого духа. Если присутствует нежелание отпускать людей, то это также является признаком страха.
Во 2 Послании Тимофею 1:7 сказано: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».
Страх неудачи может также фокусироваться на прошлых успехах. Вот как это работает: помните начало 1990-х, когда Дух Святой двигался, мы достигали больших успехов, церкви быстро росли, и мы думаем, что сегодня нужно продолжать делать то же самое, что мы делали тогда. Нет, сейчас другое время. Господь всегда творит все новое, и в каждом сезоне Ему нужны новые мехи, в которые Он будет вливать новое вино: это новые структуры, новый стили, новые цели, новые люди, новые пути.
Мы должны понять, что Бог делает именно сейчас, а не держаться за прошлое и за то, что работало вчера.
Рост — это не какой-то стиль, система, звучание или модель поклонения. Рост находится в руках Господа, когда Он работает через открытые сердца людей, верных слову Божьему, посвященных Иисусу и водимых Духом Святым.
Рост проистекает через тех, кто посвящен жизни веры, надежды и любви, кто все время делает новые шаги, надеется на лучшее в других людях и любит людей. Важно то, кто мы сейчас, а не то, что мы когда-то делали.
Давайте не будем оглядываться на нашу прошлую историю, не важно, была ли это история успехов или поражений. Наша прошлая история — это не показатель будущей эффективности. Наше прошлое показывает нам на моменты, когда Божья благодать и дары совершали свою работу в нас, но оно не указывает нам, как реагировать на Божье водительство сегодня. Поэтому если мы услышим сегодня Его голос, то давайте не ожесточим сердца. Мы не знаем, каким будет наше завтра, поэтому нам нужно молиться и слушать, а также готовиться и поднимать команду людей. Именно люди принесут Божье влияние в предстоящее нам будущее.
В Библии сказано, что без видения народ гибнет, можно также сказать, что без народа видение не осуществляется. Какие же люди тебе нужны?
Помни, что будущее — это то, что приходит свыше (оно от Бога). В первую очередь тебе нужен Бог. Самая главная часть пазла — это отделить время для общения с Богом.
Помни, что будущее впереди нас (так же, как мы хотим, чтобы за нами шли люди, мы сами должны в смирении следовать за кем-то). Тебе нужен тот, за кем ты можешь следовать. Вторая часть пазла — найти человека, которому ты сможешь подчиниться и кому позволишь быть твоим наставником или духовным отцом.
Помни, что наше будущее рядом с нами (нам нужны люди, мы одно тело, команда, и не сможем ничего сделать в одиночку). Тебе нужны твои братья и сестры.
Помни, что наше будущее следует за нами (не только потому, что мы развиваем молодое поколение и что оно менее подготовлено, чем мы, но потому что именно ему мы передадим эстафетную палочку. Те, кто идет за нами, видят все новым и более свежим взглядом, а потому могут дать нам прекрасные идеи для будущего). Тебе нужны молодые лидеры, вкладывай в них свое время.
Нам также нужно учесть, что если мы хотим меняться, нам важно понимать, как мы созданы. Один из способов это сделать — выяснить, к какому типу личности мы относимся. Иногда личностные качества, которые нам необходимы на разных этапах роста церкви, отличаются от тех, которые для нас комфортны или естественны. Перед нами встает вызов «для всех сделаться всем», как говорит апостол Павел, и с силой Духа Святого, наполняющей нас, мы можем быть такими, какими нам нужно быть.
В данном случае нам может помочь идея применения разных типов личности к разным этапам роста церкви. Призвание быть всем для всех необходимо нам, чтобы спасти как можно больше людей. Я не экстраверт, но могу побыть и экстравертом. Иногда нужно, чтобы я вел себя как экстраверт, — был очень общительным, дружелюбным, полным энергии. Но это не мой привычный стиль поведения. Иногда мне кажется, что я не совсем искренний, потому что веду себя не в соответствии с тем, кто я на самом деле.
Любовь требует от нас, чтобы мы облекались во Христа ради других.
Тот факт, что я не экстраверт, не означает, что я не могу им быть; Христос совершенен и целостен, и в Нем я могу быть всем, чем необходимо быть, даже если это не самый комфортный или предпочтительный для меня образ. Любовь требует, чтобы мы заботились больше о других, а не о себе.
Если ко мне подойдет ребенок с рисунком, на котором нарисовано что-то, что, безусловно, не так красиво, как если бы это нарисовал взрослый, то я «облекусь» в улыбку, «облеку» свой голос в очень дружелюбный и приветливый тон и скажу то, что вдохновит ребенка и позволит ему почувствовать себя любимым.
Это проявление любви, когда мы «облекаемся» во что-то, что нам не свойственно, в отношение и поведение экстраверта, даже если по натуре мы такими не являемся. Нет ничего неправильного в том, чтобы «облекаться» в другую личность ради любви к людям. Лицемерием это можно назвать только в том случае, если мы облекаемся во что-то, чтобы скрыть свой грех, обман или манипулировать людьми.
Конечно, время, когда мы должны быть полностью самими собой, это время общения с Богом. Также при общении с людьми, которые очень близки нам, мы должны открываться, чтобы они могли узнать нас, какие мы есть на самом деле.
Есть несколько способов определения типов личности, ниже я привожу наиболее общепринятый и знакомый, хотя не обязательно самый лучший. К четырем основным психологическим типам личности относят следующие.
Флегматик
Человек, относящийся к этому типу, очень спокойный, тихий, надежный, общительный. Обычно такой человек нравится окружающим. Считается, что 70 % населения относится к этому психологическому типу. Это не мой тип, однако когда того требует любовь, я становлюсь таким, принимаю на себя данный стиль поведения, если это поможет людям чувствовать себя более уверенно и безопасно.
Сангвиник
Когда такой человек входит в комнату, все сразу оживляются. Это харизматичный человек, полный энтузиазма, свободный, очень общительный, склонный к самопродвижению. Я не отношусь к данному типу, но становлюсь таким, когда нужно вдохновить или мотивировать человека.
Холерик
Такой человек любит все держать под контролем, он решителен, продуктивен и практичен, имеет стратегическое мышление. Он легко вступает в конфронтацию. Это тоже не я. Когда мы идем в кафе и у меня спрашивают, что я хочу, мой ответ: «То же, что и ты. Мне все равно». Но я понимал, что для некоторых людей это создавало сложность, и мне приходилось учиться принимать решения, и учился я, практикуясь на мелочах.
Моей жене было непросто в этом плане. Она спрашивала меня, что я хотел бы на ужин, и я говорил: «То, что будет проще всего для тебя». Она говорила: «Нет, скажи, что бы ты хотел». «Перечный стейк». «Но у нас его нет!» «А что у нас есть?» «Курица». «Я хотел бы курицу!» Я учился просто принимать решения, любые решения. Я учился на мелочах, но, не научившись на мелочах, я не смог бы делать этого и в отношении серьезных вещей. В серьезных вопросах, конечно, это не может быть какое угодно решение. Оно должно быть правильным!
Меланхолик
Это человек с аналитическим складом ума, с хорошо развитой интуицией, который любит во всем порядок. Он творческий, много размышляет, представляет в образах. Я отношусь к этому типу личности. Но тут возникает проблема: если я буду использовать этот тип личности, открывая новую церковь, то эта церковь не перерастет предел 35 человек. Если я буду использовать этот тип личности, когда наша церковь на уровне 150 человек, она не перерастет за 200. Этот стиль подходит для этапа, когда церковь достигает уровня 500 человек. Но если я хочу, чтобы церковь доросла до этого уровня, я должен функционировать в других типах личности до тех пор, пока мы не дорастем до 500.
Для того чтобы нам меняться в определенный тип личности ради того роста, который дает нам Бог, важно понимать, какой тип личности необходим на каком этапе.
На этапе от 0 до 75 человек мы должны быть флегматиками. Мы называем его уровнем рождения. Мы должны нравиться другим, быть легкими в общении, доступными, дипломатичными, очень любящими, не замечающими чужие недостатки и ошибки. Важно посещать людей, приглашать к себе домой, разговаривать с ними об их жизни, вместе ужинать, ходить в кафе, пить кофе и так далее. Люди будут приходить к нам, потому что почувствуют любовь и принятие. Это время, когда мы навещаем людей, молимся за них, их семьи и нужды.
Флегматик очень ровный и спокойный, он воспринимается как надежный человек, рядом с которым безопасно. На начальном этапе церкви нам важно быть спокойными, легкими в общении и надежными.
Мне всегда любопытно, что пасторы маленьких церквей постоянно очень заняты; они непросты в общении, но делают себя слишком важными. Если ты всегда слишком занят или хочешь показаться очень занятым, напряженным, это помешает тебе перейти на следующий уровень.
Есть две причины, почему люди слишком заняты: они либо гордые, либо ленивые. «Если я выгляжу очень занятым, тогда люди будут очень высоко обо мне думать», — так рассуждают гордые. А ленивые всегда заняты, потому что они духовно и эмоционально ленивы, чтобы сказать «нет»; поэтому другие люди определяют, что они будут делать. Мы должны быть дисциплинированными и неленивыми в принятии решений. Очень важно выправить это на самом начальном этапе.
Будь простым, общительным и дипломатичным. Бывает, что церковь всего 70 человек, но пастор зачем-то начинает вовлекаться в политику, призывает людей протестовать против чего-нибудь. Но наше дело, как сказал Иисус, призвать людей к себе. Позвать их так, чтобы они последовали. Никто не пойдет за тобой, если ты будешь слишком серьезным и напряженным. Поэтому, когда ты открываешь церковь, это должно быть подобно вечеринке. Иисус ходил на многие праздники, и нам надо создавать много возможностей для веселого общения. Люди должны увидеть свободу, любовь и радость, которые приносит спасение. Радость — это показатель Божьей жизни и Его присутствия.
В Псалме 15:11 сказано: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим». Радость — это внешнее выражение нашего спасения.
Исайя 12:3: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».
Никто не захочет принимать спасение, если мы будем серьезные, жесткие, скованные религиозными правилами. Люди открывают свои сердца, когда видят и переживают радость, принятие и любовь.
Люди должны увидеть, что наши взаимоотношения с Иисусом реальны и что мы получили в Нем свободу.
Не трать целый день на подготовку проповеди, потрать на нее пять минут. Позже ты будешь тратить больше времени, а на этом этапе строй связи с людьми, сосредоточь свое внимание на людях и на созидание радости и веселья на проводимых тобой встречах. Вместо того, чтобы готовить проповедь, подготовь свою жизнь. Пусть наше сердце будет всегда наполнено Словом Божьим, чтобы, когда появится возможность, ты в любой момент был готов поделиться Евангелием. Я постоянно вижу, что люди тратят очень много времени на не те вещи не на тех этапах жизни церкви. Они не строят отношения с людьми, а погружаются в глубокие духовные вещи. И потом наоборот, когда церковь уже 200 человек, а пастор ведет себя как в самом начале, и вдруг его брак разваливается, дети его ненавидят, и он сам вымотан, потому что его все время нет дома, у него постоянные встречи с людьми, он по-прежнему сам всем служит.
Итак, этап флегматика при размере церкви от 0 до 75 требует от нас, чтобы мы вкладывали всю свою энергию в пасторскую заботу о людях, молитву о них и создание различных возможностей для встреч и общения. Атмосфера должна быть легкой и дружеской, настроенной на построение отношений. Язык общения должен быть простым и понятным людям.
Согласно исследованиям церквей по всему миру, многие из них не выживают после первых четырех лет жизни. Я думаю, это происходит отчасти потому, что мы не понимаем, каким должен быть нормальный рост церкви. Наши ожидания могут быть неправильными. Мы можем мерить успех количеством людей. Какова же истинная мера успеха? В Деяниях 8:26–40 Филипп находился в уединенном месте и привел к Господу одного человека, и это было огромным успехом в глазах Божьих. Согласно исследователям ранней церкви, церковь в Колоссах была не более 50–70 человек, в то время как церковь в Ефесе была от 10 до 40 тысяч человек, и Павел любил обе эти церкви и заботился о них одинаково. Я веду большую церковь, но мы все равно считаем людей по одному. Если мы любим одного и спасаем одного, то спасем и множество.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свежий взгляд. Новое видение на открытие и рост церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других