Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров

Римма Байбурова, 2022

Это первая книга из серии «Интерьеры в меняющемся мире». Анализируются интерьеры народов, живших вокруг моря в середине земли (Средиземного). Прослеживается развитие интерьера от доцивилизационных времен, когда окружающий мир воспринимался как живой организм, по античность с убеждением, что миром и судьбами людей управляют боги. За прошедшее время были пройдены важнейшие этапы становления интерьера, с нуля и до создания шедевров античности, которые восхищают нас и сегодня. Книга адресована всем интересующимся историей интерьера, но в первую очередь – дизайнерам интерьера.Для быстрого ознакомления с основными тезисами, развернутыми в пособии подробно, соответствующие фрагменты выделены жирным шрифтом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Древний Египет

5-е тысячелетие до н. э. — 332 г. до н. э.

Когда сегодня заходит речь о Древнем Египте, в памяти сразу всплывают гигантские пирамиды, знаменитый Большой сфинкс, стройные фигуры древних египтян, характерные иероглифы и удивительные египетские изделия из музейных коллекций. Египетские образы не спутаешь ни с какими другими — настолько они самобытны и художественно убедительны.

Вся жизнь в Древнем Египте была сосредоточена в долине реки Нил, протянувшейся длинной лентой из глубин срединной Африки до берегов Средиземного моря (ил. 11).

Ил. 11. Карта Древнего Египта

По обеим сторонам нильской долины простирается выжженная пустыня. Жаркое солнце, плодородные наносные почвы, искусственное орошение водой, которую древние египтяне собирали в каналы во время разлива великой реки, способствовали расцвету в долине Нила жизни, источником и гарантом которой была река.

Особенные природные циклы определили три древнеегипетских времени года: наводнение, процветание и засуха. О начале года оповещал восход Сириуса в июле, тогда же широко разливался Нил. Это время года — наводнение — длилось с июля по ноябрь. Река возрождала землю, и наступало процветание, продолжавшееся с ноября по февраль. Третье время года — засуха — тянулось с марта по июнь. По образному определению, нильская долина бывает «пресным морем», «цветущим ковром» и «пыльным полем».

Время существования Древнего Египта занимает несколько тысячелетий. На их протяжении представления древних египтян о мироустройстве мало менялись. Природные явления, сверхъестественные существа, различные абстрактные понятия обросли антропоморфными свойствами; возникло множество культов местных богов. По разным причинам те или иные местные культы становились общепринятыми и даже государственными. Наиболее известными богами стали: Ра — бог-Солнце, Осирис — судья душ усопших, Сет — бог ярости, войны и смерти и др. В Древнем Египте царило язычество.

Отметим сразу, что однозначного определения термина «язычество» не существует. Им обозначают разные религиозные системы: и доцивилизационные, и цивилизаций Древнего мира, и не авраамические (противопоставленные иудаизму, христианству и исламу) религии, и политеистические (многобожие), и идолопоклонство, и др. Мы воспользуемся определением, согласно которому язычество — это религиозные системы цивилизаций Древнего мира, повсеместно пришедшие на смену анимистическим тотемным верованиям. Возникновение его было обусловлено, возможно, развитием социальных отношений у людей: укрупнением общин, появлением вождей, дифференциацией племени и др. Но в каждом регионе язычество получило свои особенности, обусловленные сложившимися здесь культами, ментальными свойствами жившего здесь народа, местными условиями, климатом и др.

Что касается судьбы людей, то в Древнем Египте существовало убеждение, что земная смерть человека была началом его загробной жизни. Считалось, что человек, помимо тела, имеет также духовные сущности: личность или душу (Ба), жизненную силу (Ка) и др. Когда умирало тело, духовные сущности не покидали физические останки человека (оставались в мумии).

Культура Древнего Египта в течение долгого его существования оставалась в целом достаточно статичной, но изменения все же происходили, что позволяет обособить разные исторические эпохи. Основой периодизации обычно являются периоды правления египетских династий. У разных авторов и в разных изданиях периодизация несколько не совпадает, часто отмечаются также переходные периоды междуцарствия. Мы воспользуемся следующим упрощенным вариантом.

Периодизация:

додинастический период: 5-е тысячелетие до н. э. — 3050 г. до н. э.;

Древнее царство: 3050–2191 гг. до н. э.;

Среднее царство: 2061–1665 гг. до н. э.;

Новое царство: 1569–1081 гг. до н. э.;

поздний период: 724–332 гг. до н. э.

Додинастический период

5-е тысячелетие до н. э. — 3050 г. до н. э.

Из додинастического периода известны только захоронения, сохранившиеся в нильской долине с 5-го тысячелетия до н. э.

Захоронения

Самые древние могилы были овальными ямами. Но, когда появился сырцовый кирпич, им начали обкладывать могилы, и форма могил стала прямоугольной. Поскольку древние египтяне верили, что со смертью жизнь человека не обрывается, в захоронения помещали сосуды с пищей и питьем, а также предметы обихода, необходимые умершему в посмертной жизни. К могиле вождя внимание было особенным: считалось, что благоденствие общины напрямую зависело от того, как будет существовать его дух после земной смерти.

Древнее царство

3050–2191 гг. до н. э.

С 3050 г. до н. э. Древний Египет становится царством. Отныне страной управляли цари сменявших друг друга династий. По представлениям древних египтян царь являлся сыном бога, и, соответственно, его почитали как бога. Чтобы божественная кровь не смешалась с человеческой, египетские цари женились на сестрах или, в крайнем случае, внутри родственного круга. Про придворных, ежедневно обихаживавших царя, говорили: «Они ежедневно славят бога». Называть царя по имени считалось непочтительным, о нем можно было сказать: «Так решил Великий дом», т. е. царский дворец. По-египетски «Великий дом» звучит как «пар-хо». С X в. до н. э. так стали официально называть самого царя. В Библию это слово вошло как фараон; из Библии оно стало известно всему миру.

Комплексы захоронений

Во все времена людей поражали знаменитые каменные египетские пирамиды. Это главные сооружения Древнего царства, монументальные усыпальницы фараонов, их «дома вечности». Наиболее грандиозными были ранние пирамиды. Самая большая — пирамида Хеопса (2609–2584 гг. до н. э.), причисленная к одному из семи чудес света: первоначальная ее высота равнялась 146,6 м (почти 49-этажный дом, если считать по 3 м на этаж), а длина стороны основания составляла примерно 230 м.

Но свою совершенную форму пирамиды обрели не сразу. Этапом на этом пути явилась, например, ступенчатая пирамида фараона Джосера, сооруженная в 1-й пол. XXVII в. до н. э.

Как уже отмечалось, одним из важнейших божеств Древнего Египта считался Ра, бог-Солнце. Солнце рождалось на Востоке и умирало на Западе, поэтому Запад в Древнем Египте ассоциировался со страной мертвых. Соответственно, пирамиды сооружали на западном берегу Нила, в стране мертвых, в пустыне. Рядом с пирамидами обитали те, кто совершал необходимые ритуалы, их помощники и слуги, а также строители погребальных сооружений. Сами египтяне жили на восточном берегу реки.

К загробной жизни тщательно готовились. Пирамиду с усыпальницей для фараона начинали строить с самого начала его царствования. Погребальная камера состояла из нескольких художественно оформленных помещений (см. далее), которые отделывали одновременно с возведением пирамиды. Пирамида являлась лишь частью комплекса захоронения, примером которого является, например знаменитое захоронение фараона Хефрена (2576–2551 гг. до н. э.; ил. 12).

Ил. 12. Пирамиды в Гизе. Реконструкция.

Слева — комплекс захоронения фараона Хефрена. 2576–2551 гг. до н. э.

Входом в комплекс служил нижний заупокойный храм (ил. 13), расположенный достаточно далеко от пирамиды, на границе разлива Нила.

Ил. 13. Нижний заупокойный храм в комплексе захоронения фараона Хефрена.

2576–2551 гг. до н. э.

1. План. 2. Современное состояние

В нем жрецы «готовили» умершего фараона к вечной жизни. Это массивное каменное сооружение с симметрично построенным интерьером (ил. 13.1). Два входа (1) на восточном фасаде располагались на одинаковом расстоянии от боковых углов и охранялись четырьмя сфинксами. От входов по зеркально подобным коридорам можно было пройти в длинный неширокий вестибюль (2), расположенный перпендикулярно центральной оси симметрии, и далее центральный продольный коридор приводил в главный центральный зал Т-образной формы (3). Ранее здесь находились три статуи фараона Хефрена. Обычно еще одну статую фараона замуровывали в центральной нише, чтобы фараон мог наблюдать обряды, совершавшиеся в его честь.

Перекрытия из плоских каменных плит поддерживали балки, опиравшиеся на 16 монолитных прямоугольных столбов и стены (ил. 13.2). Поначалу так было и в других храмовых сооружениях. На поверхности некоторых из опорных столбов можно видеть рельефы. Однако уже в Древнем царстве в этой роли стали использовать и разнообразные колонны, имеющие базу, ствол и капитель (завершение). Но широкое распространение колонны получат в Среднем царстве, поэтому будут рассмотрены в разделе «Среднее царство».

Рядом с нижним заупокойным храмом находится знаменитая скульптура Большого сфинкса — льва с головой человека (ил. 14).

Ил. 14. Большой сфинкс. 2576–2551 гг. до н. э.

Сфинкс высечен из естественной известняковой скалы, добавлены лишь недостающие части. Высота скульптуры 20 м, длина ок. 73,5 м, один только нос (в настоящее время утрачен) занимал 1,7 м. Существует неподтвержденное предположение, что лицо Большого сфинкса запечатлело черты фараона Хефрена, представленного по древней традиции в образе льва.

От нижнего заупокойного храма по длинной дороге, которую огораживали стены (см. ил. 12), украшенные рельефами, торжественная похоронная процессия следовала к верхнему заупокойному храму (ил. 15); он находился уже непосредственно перед пирамидой.

Ил. 15. Верхний заупокойный храм в комплексе захоронения фараона Хефрена.

2576–2551 гг. до н. э. План

Пирамида стоит посреди прямоугольного двора, окруженного стеной. Длина стороны квадратного основания пирамиды Хефрена составляет 210 м, а первоначальная высота равнялась 143,9 м. Как и во всех других пирамидах, стороны исключительно точно ориентированы по странам света, вход расположен на северной стороне, выше уровня земли. Погребальная камера (см. далее) находится в глубине монументальных каменных масс, местами облегченных разгрузочными камерами; от входа к ней вела система коридоров.

Рядом с пирамидой фараона устраивались небольшие пирамиды-спутницы с гробницами цариц и неподалеку гробницы придворных в форме мастаба́ (арабск. — скамья, лавка). Мастаба — усеченная пирамида, прямоугольная в плане, наклоненные слегка внутрь грани обведены общим карнизом (см. ил. 12). Известны мастаба двух типов: 1) глухие монолитные и 2) с помещениями, воспроизводившими дом умершего. В обоих случаях сама гробница располагалась ниже уровня земли. В монолитных мастаба саркофаг с телом умершего опускали через отверстие в крыше, после чего шахту заполняли камнями и отверстие замуровывали. Поминальные обряды в этом случае проводились перед «ложной дверью» с изображением умершего. «Ложная дверь» обозначала переход из мира реального в мир невидимый. В мастаба с помещениями гробница находилась под полом; здесь также была «ложная дверь» с изображением умершего и его статуя, замурованная в нишу, так что придворный, как и фараон, мог «лицезреть» обряды в его память.

Погребальные камеры

Погребальные камеры украшали. Например, стены гробницы фараона Джосера в упоминавшейся ранее ступенчатой пирамиде были облицованы частично известняковыми плитами, частично вдавленными в сырую штукатурку голубыми керамическими плитками, глазурованными стеклом (ил. 16); на них был изображен ритуальный бег фараона, подтверждавший его мощь и способность управлять Египтом.

Ил. 16. Фрагмент стены, облицованной глазурованной плиткой, из гробницы фараона Джосера. 1-я пол. XXVII в. до н. э.

В дальнейшем для гробниц выполняли из керамики декоративные архитектурные элементы, но самыми распространенными приемами оформления гробниц стали росписи или рельефы. Все принципиальные особенности оформления гробниц, выработанные в Древнем царстве, сохранялись в Среднем и в Новом царстве, поэтому для их иллюстрирования будут привлекаться также образцы, более поздние по времени. Росписи или рельефы в гробницах фараонов повествовали об их божественном происхождении и о предназначении обитателя «дома вечности»; здесь воспроизводились различные ритуалы, праздники богов, процессии, войны, строительные работы, охота, трапезы, пляски танцовщиц и т. д.

Но впервые рельефы и росписи появились на стенах мастаба. В гробницах придворных изображения рассказывали о членах их семей и слугах, о повседневной жизни египтян, об их садах, сборе и обработке винограда, сельскохозяйственных работах на полях или выпасе скота, ловле рыбы, различных мастерах-ремесленниках, занятых своей работой, о вытесывании статуй, о писцах; встречались также изображения различных ритуальных сцен и т. д. и т. п. Возможно, в сознании древних египтян изображенные персонажи и сцены были носителями особого мистического назначения, ведь в вечной жизни они постоянно будут рядом с умершим, с ними будет сообщаться его душа, но, быть может, такими приемами просто воссоздавалась привычная для умершего атмосфера земного дома. Для нас, живущих почти пять тысячелетий спустя, эти стенные композиции, живописные и рельефные, — своего рода энциклопедия жизни Древнего Египта.

С древнейших времен у народов средиземноморской ойкумены существовал четкий канон изображения (рельефного или живописного) людей и животных, хотя сами изображения в разных местах и странах получали свои неповторимые особенности. Согласно этому канону, и в рельефах, и в росписях люди и животные представали как бы одновременно в нескольких ракурсах: голову и ноги изображали в профиль, но в профиле головы глаз представал в фас; также в фас изображались плечи и грудь, а нижняя часть тела — примерно на три четверти повернутой. Возможно, таким способом стремились передать объем фигуры. Социальная значимость изображенного обозначалась размерами. Эти правила, лишь слегка изменяясь, будут удерживаться в египетской живописи в течение тысячелетий.

Персонажи египетских изображений (ил. 17) — стройные и худощавые; мужчины — мускулистые, женщины — изящные и грациозные.

Ил. 17. Образец канонической живописи Древнего Египта

Роспись из гробницы Небамуна (Фивы)

При этом мужские лица и тела обычно красно-коричневые, как будто загорелые на жарком солнце, у женских персонажей лицо и тело более светлые. Более важные персоны представлены более крупными, фигура фараона намного больше всех других. Древние египтяне верили в магию изображений, поэтому враги представали поверженными, а звери — пронзенными стрелами.

Предназначенные для росписи стены гробницы предварительно покрывали слоем гипса или глины; росписи по большей части выполняли по сухой поверхности минеральными красками. Их разводили водой с клеем и наносили плоскими мазками кистью из растительных материалов. Иногда делали фигурные углубления, которые заполняли цветными пастами.

Что же касается рельефов, то для Древнего Египта характерны две его техники: обычный барельеф и врезанный углубленный рельеф, когда вырезались контуры изображений, так что изображение не выступало над камнем (ил. 18).

Ил. 18. Образец врезанного рельефа

По словам египетского скульптора XXI в. до н. э., этими приемами можно было создавать, «образ выхождения [барельеф] и вхождения [врезанный рельеф]»[13]. Барельефные «образы выхождения» предполагали, что при поминании умерший «выходит» из небытия; врезанные рельефы передавали запечатленную в камне историю. Рельефы раскрашивали. В Древнем царстве цвета локальные, палитра цветов: белый, черный, серый, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый.

Примерно во 2-й пол. 3-го тысячелетия до н. э. (начиная с пирамиды последнего императора V династии, правившего с 2367/2317 по 2347/2297 до н. э.) в оформлении гробниц, наряду с изображениями, появляются тексты, выполненные египетским иероглифическим письмом и раскрашенные. Ими заполняли свободное поле вокруг живописных или рельефных изображений (ил. 19).

Ил. 19. Образец размещения текста вокруг изображений. Потолочная роспись с использованием геометрических и растительных орнаментов. Фриз

Гробница Сеннефера в Фивах. Ок. XV в. до н. э.

Иероглифы следовали вертикальными или горизонтальными рядами, слева направо и справа налево. В царских гробницах это были формулы-заклинания, а также тексты, рассказывавшие о путешествии фараона на Небо и преодолеваемых на этом пути препятствиях, о преображении духа фараона в загробном мире, приобретении им познаний и о возвращении на Землю в виде света.

Потолки в гробницах украшали чаще всего цветными орнаментальными композициями. Популярными были как геометрические орнаменты из прямых и ломаных линий, шашечный узор, розетки, сетки, спирали и т. д., так и растительные, например, сплетающиеся ветви растений и плодов (ил. 19), а также их сочетания. Известен потолок гробницы, украшенный цветами и порхающими среди них птицами и бабочками; отметим также мотив бычьей головы (ил. 20).

Ил. 20. Мотив бычьей головы в росписи потолка одной из гробниц

И так же как в настенных росписях, потолочные композиции не исключали иероглифические надписи, например, единый потолочный узор могли составлять орнаменты и иероглифы, означающие имя и титул умершего (см. ил. 19). По верху стены обычно потолок окаймлял своеобразный фриз в виде «шнура» с нанизанными на него кистями винограда, цветами голубого лотоса и другими растениями (см. ил. 19).

Мумифицированное тело умершего, подготовленное для вечной жизни, помещалось в саркофаг. Точнее, это была система вкладывавшихся друг в друга саркофагов, мумия находилась в самом «сердце» этой «матрешки».

Однако считается, что древние египтяне не были уверены в вечной сохранности мумии и, чтобы посмертной жизни важной персоны ничего не угрожало из-за повреждения мумии, в гробницу помещали статую (порой и не одну), изображавшую умершего, куда могли перейти его духовные сущности. Статуи выполняли из известняка или из дерева и раскрашивали. Умершие изображены во фронтальных позах: они либо стоят, слегка выдвинув вперед одну ногу, либо сидят. Все персонажи черноволосы; мужские фигуры — красновато-коричневые, женские — светлые. Одежды их белые, в отдельных случаях дополнительно украшены золотом (ил. 21).

Ил. 21. Скульптуры из мастабы Рахотепа и Нофрет. Нач. IV династии.

Раскрашенный известняк

Заметим, что в Древнем Египте над изваянными статуями совершался обряд «отверзания уст и очей», после чего в представлениях египтян они становились одушевленными.

Как и ранее, гробницу заполняли различными предметами, которые, считалось, могли понадобиться умершему в вечной жизни и знакомые ему в земной. Это были предметы быта, украшения, утварь: художественно оформленная мебель, сосуды из алебастра, порфира, яшмы и других камней, изделия из меди, бронзы, керамики.

Некоторые нюансы, возникшие при оформлении гробниц в Среднем и в Новом царстве, будут отмечены по ходу изложения.

Жилые интерьеры

Сведения о жилых интерьерах Древнего царства весьма фрагментарны.

В этом периоде, как и позднее, стены дворцов и жилых домов возводили из сырцового кирпича, потолки обычно делали бревенчатыми. Сырцовый кирпич, увы, весьма непрочный строительный материал, так что постройки скоро разрушались.

Каким было внутреннее устройство и убранство дворцов и домов Древнего царства, не известно. Выше мы предположили, что, оформляя гробницы, древние египтяне стремились создать для умершего атмосферу, привычную ему по земной жизни. И то, что при этом использовались красочные орнаменты, живопись или рельефы, мебель и различные предметы, необходимые в быту или просто красивые, свидетельствует, что, возможно, таким же, ярким и колоритным, было оформление и наполнение жилых интерьеров этого времени.

В обжигающе знойном египетском климате бесценными оказывались тень живой растительности и необходимая для растений вода, в свою очередь тоже носитель прохлады. Уже в Древнем царстве при доме заводили сады и сооружали водоемы. Письменные источники сообщают о построенных домах и о посаженных при них деревьях, о плодовых культурах — сикоморах и винограде, а также о вырытых прудах, необходимых для полива растений. (Эти пруды наполнялись либо во время разливов Нила, будучи связанными с системой каналов, либо за счет подпочвенных вод.) Так же в росписях гробниц Древнего царства среди прочих сюжетов встречаются сцены, в которых люди заняты посадками и уходом за растениями и др. Выращиваемые растения и водоемы ассоциировались с различными божествами и имели в Древнем Египте также символические значения. При этом инстинктивное чувство красоты заставляло древних египтян придавать своим садам и садовым прудам декоративный, четко организованный характер. Такие сады более известны для Среднего царства (см. далее).

Среднее царство

2061–1665 гг. до н. э.

Комплексы захоронений

Возникшие в Древнем царстве комплексы захоронений с пирамидой получат развитие в Среднем и далее в Новом царстве. Пирамиды с усыпальницами будут уменьшаться и вновь увеличиваться, их начнут складывать из кирпича и облицовывать известняком, но неизменными останутся принципиальные особенности египетских ритуалов захоронения. Это, в частности, демонстрируют литературные памятники Среднего царства. От этого времени сохранился «Рассказ Синухе». Вернувшийся в Египет после долгого отсутствия герой находится в особой чести у фараона. «Построили мне, — рассказывает он, — пирамиду из камня среди пирамид. Начальник над строителями размерил место для постройки. Начальник над художниками писал изображения. Начальник над ваятелями работал резцом. Начальник над зодчим города Вечности следил за пирамидой. Все, что кладут обычно в гробницу, было наготове. Назначили жрецов для посмертных священнослужений. Отвели посмертный надел с полями в должном месте, как подобает царскому другу первой близости. Изваяние мое украшено золотом, набедренник из тонкого золота. Его величество повелели сделать так. Нет человека толпы, которому сотворили подобные благодеяния!»[14]

Вместе с тем в Среднем царстве возникает новый вид захоронений, так называемые скальные гробницы, весьма отличающиеся от комплексов захоронений Древнего царства. Рассмотрим их на примере захоронения фараона Ментухотепа II, 2005(1995?) гг. до н. э., в Дейр эль-Бахри. Из долины к нему вела длинная (1 200 м) и широкая (33 м) Дорога процессий. Она подводила к поднимавшемуся уступами двухъярусному сооружению, по-видимому, с пирамидой в центре второго яруса (ил. 22); по периметру каждый ярус обрамляли портики. Это был заупокойный храм.

Портик (лат. porticus, от porta — проход, навес) — прилегающая к зданию крытая галерея с колоннами.

Ил. 22. Заупокойный храм Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри.

2005(1995?) гг. до н. э. Реконструкция

При приближении к нему Дорога процессий переходила в пандус, поднимавшийся на второй ярус храма. Здесь в окружении четырех портиков располагался колонный зал, а в его центре, возможно, высилась пирамида, основанием для которой служила скала. Из зала через выход с противоположной от входа стороны один за другим по главной оси следовали: двор, обрамленный по периметру портиками, далее — крытый колонный зал и наконец святилище. Но собственно гробница с мумией фараона находилась примерно на расстоянии 150 м от храма, в скале (возможно, так пытались защитить гробницу от воров).

Однако остались неизменными, во-первых, оформление гробницы рельефами или росписями с использовавшимися при этом канонами; правда, в цветовой палитре Среднего царства, наряду с локальными, появились полутона. А, во-вторых, мумификация и изготовление заупокойных скульптур.

Также архитектурной особенностью для Среднего царства стало применение колонн. С возникновением скальных гробниц многочисленные колоннады превращаются в характернейшую черту египетской архитектуры.

Древнеегипетские колонны очень разнообразные. При квадратном основании их стволы бывали гладкими круглыми, гранеными, пучкообразными; различались и завершения, например, колонну мог увенчивать рельеф в виде головы богини Хатор (Хатхор, Гатор). Но в основном широко распространились возникшие еще в Древнем царстве колонны, в капителях которых в некоторых случаях и в стволах) использовались растительные мотивы.

По одной из достаточно приблизительных классификаций различают четыре основных типа колонн. Три из них уподоблены растениям (ил. 23).

Ил. 23. Основные типы египетских колонн

1 — лотосообразная; 2 — папирусообразная. 3 — пальмообразная; 4 — колоколообразная

Это лотосообразная (лотосовидная, в форме лотоса) колонна (1), капитель которой напоминает стилизованный цветок лотоса с закрытым или открытым бутоном. Это папирусообразная (папирусовидная, в форме папируса) колонна (2): ее ствол представляет связку папируса с капителью в форме стилизованных цветов папируса — бутонов или распустившихся. Это также пальмообразная (пальмовидная, в форме пальмы) колонна (3) с капителью в форме пучка стилизованных листьев пальмы. И, наконец, колоколообразная колонна (4) с капителью в форме «колокола».

Чтобы предохранить тонкие края капители от давления тяжелой балки, часто между ними укладывалась дополнительная каменная плита, скрытая за «распустившейся» капителью. В результате египетская колонна как будто уподобляется гигантскому растению грандиозных масштабов, при этом вовсе не обремененному поддерживанием перекрытий. Создается впечатление, что эти колоссы не несут никакой тяжести, что колонна-«растение» сама по себе царственно пребывает в пространстве, а опирающаяся на колонну балка перекрытий существует вне могучей растительной формы, что перекрытие «парит» над колоннами (ил. 24).

Ил. 24. Перекрытие «парит» над колоннами

Рядом с этими вечными и могучими каменными гигантами человек предстает маленьким хрупким существом.

Храмы, посвященные богам

Важной особенностью периода Среднего царства является активное сооружение храмов, посвященных богам, хотя их появление относится еще к Древнему царству.

В каждом городе Египта чтили особое божество, которое считалось покровителем округи или области. В отличие от заупокойных комплексов храмы богам возводили на восточном берегу Нила, со стороны, где ежедневно возрождается Солнце, где египтяне жили. К храму вела аллея сфинксов, их скульптурные изображения симметрично стояли по обеим сторонам аллеи, обращенные друг к другу (ил. 25).

Ил. 25. Одна из сторон аллеи сфинксов

В Новом царстве появятся сфинксы с головами сокола, или крокодила, или змеи, или шакала, позднее — с человеческими или бараньими[15]. За сфинксами на аллее сфинксов могли находиться деревья. Аллея подводила к входу в храм.

Египетский храм — это, прежде всего, жилище бога. Но это также место совершения различных ритуалов и место поклонения божеству. Вместе с тем храмы стали своего рода ареной прославления построившего храм фараона — земного бога, верховного жреца Египта. Все перечисленные функции египетского храма нашли отражение в его устройстве и оформлении.

Мы разберем принципиальное схематическое устройство храма, посвященного богу, хотя в реальной жизни каждая из его частей могла получить более развитый характер.

Храм — это массивный протяженный прямоугольный объем с глухими стенами, сплошные нерасчлененные поверхности которых представали цельными и монументальными. Привычных для нас окон в стенах древние египтяне, как правило, не делали, быть может, из каких-то мистических соображений, быть может, чтобы сохранять комфортную прохладу в интерьерах.

Лицевую сторону храма представляют с два высоких слегка наклонных пилона, обведенных карнизом, и вход-портал в храм.

Пилон (греч. πυλών — ворота, вход) в древнеегипетской архитектуре — сооружение в форме усеченной пирамиды, прямоугольной в плане.

Вход расположен в точности посередине между пилонами (ил. 26 и 27).

Ил. 26. Схематическое устройство древнеегипетского храма, посвященного богу

A — перистиль; N — гипостиль; S — святилище

Ил. 27. Схема организации главного фасада храма, посвященного богу

Поверхности пилонов покрывали рельефные изображения, выполненные в соответствии с древними канонами, и иероглифические тексты (ил. 27); рельефы и иероглифы были раскрашенными. Это была своего рода иллюстрированная каменная летопись великих подвигов и деяний царствующего фараона. Тексты, как и в гробницах, располагались на свободном от рельефов пространстве и следовали либо по вертикали (сверху вниз), либо по горизонтали (слева направо или справа налево, предпочтительнее была строка слева направо); в симметричных композициях надписи располагались симметрично. Четкая геометрия пилонов, ярко раскрашенные рельефные изображения и цветные иероглифы, представленные на фоне натурального камня, придавали главному фасаду храма особенную выразительность.

Перед пилонами, симметрично по отношению к оси входа (ил. 27 и 28), помещались колоссальные статуи царствующего фараона и высокие обелиски, два или четыре, с заостренными медными наконечниками-верхушками, сверкавшими на солнце.

Ил. 28. Фасад египетского храма, посвященного богу

Поверхности обелисков также заполняли цветные тексты, прославлявшие фараона. При приближении к храму по аллее сфинксов обелиски долгое время оставались в поле зрения. Если они несколько различались по высоте, чтобы сохранить симметрию фасадного образа, меньший выдвигали чуть вперед, так что участники процессий, следовавших к храму, воспринимали их как равные по высоте. В вертикальные щели, специально оставленные в кладке пилона (ил. 28), вставлялись кедровые мачты с развевавшимися флагами в виде ярких цветных лент. Наконец, перед главным фасадом храмов могли посадить деревья.

Внутри (см. ил. 26) храмы для богов разделялись на три принципиальные части, следовавшие одна за другой вдоль центральной оси, продолжавшей аллею сфинксов. Это — открытый двор (А), колонный зал (N) и святилище (S), т. е. структура храма повторяла структуру, сложившуюся еще в заупокойных храмах Древнего царства.

Войдя через портал, человек попадал в открытый прямоугольный двор (А); он предназначался для молящихся (рабы далее не допускались). Двор окружали портики, причем колонны в них нередко стояли в два, а то и в три ряда. Это первое помещение египетского храма в литературе принято называть «перистилем».

Перистиль (др.-греч. περί — вокруг; στῦλος — столб, опора) — обрамленный портиками двор.

Сразу отметим, что поверхности стен, потолков, колонн (во всех частях египетского храма) либо расписывались, либо оформлялись рельефами. Сюжеты подобного «убранства» соответствовали религиозным представлениям древних египтян. Потолок как правило символизировал небо: по синему «небу» бывали «рассыпаны» звезды или на «небе» изображали летящих коршунов. Стены, считается, символизировали поля Иалу, т. е. часть загробного мира; пол — загробное царство[16]. На свободных от живописных или рельефных изображений поверхностях могли разместить сопроводительные тексты.

За перистилем следовало прямоугольное перекрытое помещение (N), предназначавшееся для жрецов. Оно было довольно значительных размеров, и, чтобы его перекрыть каменными балками и плитами кровли, необходимо было много опор-колонн; их располагали рядами. Тем самым это помещение обретало облик колонного зала. Соответственно оно получило в литературе название «гипостиль».

Гипостиль (др.-греч. ὑπόστυλος — под колоннами /ὑπό — под, внизу, στυλος — столб, опора/) — помещение с многочисленными регулярно стоящими колоннами.

Свет в гипостиль поступал только через дверной проем из перистиля, и этого было явно недостаточно. Чтобы, сохраняя стены глухими, осветить зал для жрецов, колонны центральных рядов увеличили по высоте, благодаря чему появились потолки двух уровней: высокий — в центре и более низкие — по сторонам; в образовавшийся между ними просвет поступал свет (ил. 29).

Ил. 29. Схема двухуровневых потолков в гипостиле египетского храма

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Реконструкция

Эти просветы оформляли решетками (ил. 30), т. е. в гипостиле возникли своего рода окна.

Ил. 30. Известняковое окно из помещения, примыкающего к тронному залу дворца Мернептаха. Из раскопок в Мемфисе

Поверхности потолка, стен и колонн в гипостиле, как и предшествующем ему перистиле, были оформлены символическими росписями или рельефами, изображения сопровождались текстами.

По сравнению с открытым двором (перистилем), раскалявшимся под жарким египетским солнцем зал для жрецов (гипостиль) представал как регулярный тенистый и прохладный «сад» из гигантских каменных колонн-растений. Забегая вперед, отметим, что в Новом царстве капители центральных «подросших» колонн-«растений» нередко будут воспроизводить форму распустившегося лотоса или папируса, а капители остальных — форму бутонов.

Из зала для жрецов был вход в святилище (S) — сокровенную часть храма, собственно жилище бога, тоже прямоугольное, но небольшое, также без окон и также оформленное рельефами или росписями и иероглифическими текстами. В святилище находилось изображение бога (его символ) в виде статуи, которое хранилось в небольшом ковчеге-камере, сделанном иногда из цельного куска гранита. Другими важнейшими атрибутами святилища были священная ладья и жертвенный стол. Справа и слева к святилищу симметрично примыкали дополнительные помещения: зал для жертвоприношений, мог быть отдельный зал для священной ладьи и др.

Ритуалы поклонения богу были столь же устойчивыми, как приемы устройства храмов и убранства гробниц. Описание происходивших в храме ритуалов оставил древнегреческий автор[17]: «Утром приходит служащий богу жрец, наполняет святилище дымом благоуханий и отпирает крепкий затвор камеры [ковчега]. Несколько раз он преклоняется до земли, поет священные гимны, опрыскивает статую водой из 8 кувшинов, обвязывает ее затем повязками 4 цветов, белого, зеленого, красного и розового, мажет маслом и подводит зеленой и черной краской. Затем кормит бога, т. е. ставит перед статуей [на жертвенный стол] хлеб, гусей, уток, окорока, вино и воду; на столе должны быть также цветы.

В большие праздники, в новый год, в первый день месяца город и окрестные деревни принимают участие в служении богу. Приносят хлеб, пироги, жаркое, которыми угощают собравшийся народ. Ему показывают «красоту владыки»: статую выносят из святилища в переднюю часть храма [перистиль] на носилках, которые имеют вид лодки [священная ладья] и ставят на каменный столб [по-видимому, подобные столбы не сохранились]; жрецы отдергивают занавески и открывают народу изображение. Иногда статую переносят на богатую украшенную барку под балдахин и везут по Нилу, при большом стечении народа; везут в соседний город, к другому богу в гости».

При храме устраивали сад. Позади храма, за святилищем, располагался двор со служебными храмовыми постройками, учебными заведениями, со складами, в которых хранились жертвоприношения и подать (это были обширные сооружения, поскольку то и другое были натуральные продукты). Все постройки окружала кирпичная стена. В результате возникал целый храмовый город.

Как можно видеть, египетские храмы для богов, с могучими монолитными пилонами входа, с колоссальными статуями, с гигантскими колоннами и т. д. — монументальные, массивные, как и другие каменные сооружения Древнего Египта (пирамиды, мастаба, граненые обелиски и т. д.). Для всех них характерны строгая геометрия построений, регулярные ритмы колоннад. В целом же массивная, симметричная, геометрически и ритмически организованная каменная архитектура предстает статичной, неподвижной, кажется, что никакие волнения не способны поколебать ее мощные телесные формы. Величаво-невозмутимая архитектура египетских храмов для богов как будто обращена в вечность.

Тем не менее в интерьерах подразумевается динамичное развитие храмового пространства. Оно как будто последовательно «сжимается»: просторный перистильный двор переходит в меньший по размерам гипостильный зал, а тот — в небольшое святилище. В храмовых интерьерах также используется динамика освещения. Открытый двор перистиля залит ярким южным солнечным светом. За ним следует затененное пространство перекрытого гипостильного зала, причем неяркий свет сосредоточен только вдоль центральной его оси, резко ослабевая от центра к периферии. В святилище свет проникает из затененного гипостиля и только через дверной проем, так что находящийся здесь священный символ погружен в сумрак.

При сооружении храмов, посвященных богам, древнеегипетские зодчие прибегали и к другим приемам. Например, уже зная, что человек не совсем точно воспринимает углы, они осознанно допускали в планах помещений неуловимые для восприятия некоторые неточности. Или использовали оптические иллюзии, как в случае с разновысокими обелисками. Другой пример: в ряде храмов уровень пола по направлению к святилищу слегка повышался, а колонны, по мере удаления их от входа, уменьшались в размерах. В результате перистиль и гипостиль казались глубже, протяженнее, чем это было в действительности.

Жилые интерьеры

В Среднем царстве стены дворцов и домов, как и ранее, возводили из сырцового кирпича, в перекрытиях использовали дерево. Их внутреннее пространство функционально разделялось на три зоны: общественную (в жилых домах здесь могли присутствовать посторонние), жилую (для семьи) и вспомогательную (хозяйственную). Существовали также открытые дворы и сады.

Дворцы. Если в Древнем царстве мы только предполагали, что жилые интерьеры оформляли, как и интерьеры гробниц, росписями и рельефами, то в Среднем царстве письменные источники напрямую свидетельствуют, что во дворцах стены и потолки расписывали. Упоминавшийся ранее персонаж Синухе так описывал свои апартаменты, которые предоставили ему по прибытии в Египет: «Отвели мне место в доме царского сына. Прекрасно там — прохладительная палата, и лики богов [в росписях стен. — Р. Б.], и образ небосвода [в росписи потолков. — Р. Б.]. И повсюду бесценные сокровища…»[18].

Дома знати. Известно, что в Среднем царстве в домах знати обрамления дверей были из камня. Согласно давней и общей для древних культур традиции дверь, как и в храмах, служила некой сакральной границей между наружным окружением и внутренним пространством. Не случайно в одном из египетских литературных памятников этого времени, восхвалявшем книгу, упоминание двери предшествует упоминанию собственно дома:

Построены были двери и дома [выделено мною. — Р. Б.],

Но они разрушились.

Жрецы заупокойных служб исчезли,

Их памятники покрылись грязью.

Гробницы их забыты,

Но имена их произносят, читая эти книги,

Написанные, пока они жили…

…Книга лучше расписного надгробья

и прочной стены[19].

Дома египтян. С домами египтян периода Среднего царства познакомили нас раскопки первого из обнаруженных археологами целого древнего города Хетеп-Сенусерта (1895 г. до н. э.)[20], известного ныне как Эль-Лахун (Кахун) и расположенного к юго-западу от Каира, в районе Фаюма. Город возник при сооружении пирамиды Сенусерта II. В нем были дома всех сословий: семей рабочих-строителей, вельмож и надзирателей, следивших за работами, различных служителей погребального комплекса пирамиды, врачей, писцов, ремесленников и торговцев. По неизвестной причине город был оставлен жителями внезапно, так что многие дома и имущество их владельцев сохранились.

План Хетеп-Сенусерта решен с соблюдением строгой геометрии, что было нормой для Древнего Египта. Город окружала массивная стена из сырцового кирпича; внутренняя стена делила его на восточную и западную части (ил. 31).

Ил. 31. Генеральный план города Хетеп-Сенусерт. 1895 г. до н. э.

Восточная часть города составляла примерно 2/3 общей площади. Посередине улиц были сделаны каналы для отвода дождевых и сточных вод. Здесь сохранилось несколько больших домов чиновников, наблюдавших за ходом строительства пирамиды. В обширных комфортабельных домах число комнат доходило до 70 (ил. 32). Богатые дома порой чередовались с домами менее знатных особ.

Ил. 32. План богатого дома в городе Хетеп-Сенусерт. 1895 г. до н. э.

В западной части вдоль переулков, обращенных к главной улице, стояли ряды домов рабочих. Одноэтажные, приподнятые над землей, они были сложены из сырцового кирпича, с крышами на деревянных балках (в интерьере деревянные балки предварительно обвязывали связками соломы или тростника). В отдельных случаях крыша была сводчатой, из сырцового кирпича. Единственная внешняя дверь открывалась прямо на улицу; во многих дверных проемах были деревянные пороги. Внутри несколько комнат; в одной из комнат лестница вела на крышу. В больших помещениях крышу дополнительно поддерживали колонны. Стены снаружи и внутри дома, а также потолки были оштукатурены. Иногда стены покрашены в красный, желтый и белый цвета; главную комнату часто украшал цоколь.

При раскопках в домах Хетеп-Сенусерта обнаружено множество предметов: деревянная мебель, керамическая посуда, женские украшения, косметические приспособления, игровые доски, мячи, волчки, глиняные игрушки, сделанные детьми, и др. В одном из домов жил, по-видимому, мастер кукол — здесь нашли деревянных кукол с отверстиями в голове, в которые вставлялись волосы (волосы находились здесь же). Среди множества артефактов инструменты, местного производства и привозные, в том числе с острова Крит. Они как каменные, так и металлические: сельскохозяйственные орудия, рыболовные, орудия текстильного производства и др. Ценнейшей находкой, характеризующей жизнь египтян периода Среднего царства, стали обнаруженные археологами папирусы со сведениями юридического, медицинского, ветеринарного толка и др.

Сады, пруды. В Среднем царстве при дворцах и состоятельных домах сооружались сады и пруды. У того же Синухе читаем: «Мне пожаловали дом с садом, приличествующий придворному сановнику»[21]. Склонность древних египтян к геометрическим построениям сказалась и в этом случае — сады и пруды в них имели прямоугольную форму (ил. 33).

Ил. 33. Фреска с изображением прямоугольного древнеегипетского сада. Гробница в Нубии

В дополнение к деревьям в садах Среднего царства появились декоративные кустарники (олеандр, жасмин) и цветы (хризантемы, алтей, а также завезенные василек и мак); в прудах выращивали лотосы и папирусы (ил. 34.1).

Ил. 34. Сады Древнего Египта

1. Изображение древнеегипетского сада с плодоносящими деревьями, кустарниками и прудом с утками, рыбой, лотосами. 2. Погребальный сад у входа в каменную гробницу в некрополе Дра Абу эль-Негга, Луксор. Период правления фараонов XII династии (Новое царство). 3×2 м

Посадки осуществлялись в квадратные «клумбы» (для цветов со стороной 35–52 см, для деревьев — 90–95 см), заполненные плодородной землей и обнесенные низенькой (20 см) стенкой[22]. Именно такими они были в дворцовом саду в Телль эль-Дабе (XVIII в. до н. э.), к тому же, как показали раскопки, расстояния между деревьями здесь соотносились с архитектурой. Кстати, по такому же принципу сооружались погребальные сады при входе в гробницы, в том числе в Новом царстве (ил. 34.2).

Новое царство

1569–1081 гг. до н. э.

Храмы, посвященные богам

Описанный ранее тип храма для богов стал основным в Новом царстве. Правда, появились и некоторые нюансы. Вступавший на царство фараон мог построить новый храм, на фасадах которого он увековечивал свое царствование. Или новый фараон возводил перед уже существовавшим храмом новый перистиль с пилоном, с фланкирующими статуями, обелисками, мачтами. Изображения и надписи на новых пилоне и обелисках должны были рассказывать о свершениях и триумфах нового фараона. Подобные «достройки» стали обычным явлением, так что храмы разрастались за счет пристраивания новых дворов. Знаменитые египетские храмы Нового царства — Луксорский (ил. 35) и Карнакский — примеры последовательных разрастаний храма за счет пристраивания новых дворов с пилонами входа.

Ил. 35. Храм в Луксоре. Фивы. План и разрез. Время достраивания — 1388–1351 гг. до н. э.

В Новом царстве сооружались также пещерные храмы. В их основе те же принципы устройства наземного храма. Пример — вырубленный в скале знаменитый храм Рамсеса II в Абу-Симбеле XIII в. до н. э. (ил. 36).

Ил. 36. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э.

1. Фасад. 2. План. 3. Разрез

Поверхность скалы уподоблена слегка наклонному могучему пилону высотой 30 м и шириной более 35 м, обращенному к востоку. В его середине расположен вход, по сторонам которого симметрично восседают 20-метровые колоссы (ил. 36.1). Храмовые помещения вытянулись на 65 м вдоль главной оси (ил. 36.2–3 и 37).

Ил. 37. Интерьер храма Рамсеса II в Абу-Симбеле

Первое помещение (А) (ил. 36.2–3) самое большое, имитировало перистильный двор наземных храмов, к столбам прислонены статуи фараона (ил. 37). Второй зал гипостиль, зал жрецов (Б) (ил. 36.2–3); он, как это было принято в храмовой архитектуре, меньше «двора» (часть исследователей считает, что в храме Рамсеса II было два «гипостиля».

В глубине на главной оси находилось небольшое святилище (В) (ил. 36.2–3). В святилище стояли 4 статуи: трех богов (Ра-Хорахте, Амон-Ра, Птах) и фараона Рамсеса II. В живописных и рельефных композициях, украшающих поверхности стен, представлены военные и ритуальные сцены. По направлению от входа к святилищу сумрак постепенно сгущался до полной тьмы. У храма Рамсеса II была исключительная особенность: дважды в году, 22 октября (день рождения фараона) и 22 февраля (день вступления его на царство), в 6 часов утра луч восходящего Солнца достигал самой сокровенной зоны, и всегда погруженные во тьму скульптуры ярко озарялись светом: изображения Амона и Ра-Хорахте были освещены по 6 минут, размещенная между ними фигура Рамсеса II — 12 минут. Но солнечный луч никогда не касался скульптуры Птаха — творца мира и бога мертвых. В 1960 г. в связи с возведением Асуанской плотины храму стало грозить потопление, вследствие чего его, разрезав на блоки и вновь собрав, перенесли на 60 м выше в искусственно возведенную скалу.

Комплексы захоронений

В комплексах захоронений Нового царства царские гробницы и заупокойные храмы располагались уже отдельно. При этом гробницы высекали в скалах, а заупокойные храмы к ним возводили на равнине. По своей структуре (с трехчастным делением) эти храмы, как это уже отмечалось, походили на храмы восточного берега, посвященные богам. Заупокойные храмы оформляли росписями или рельефами, рассказывая изобразительными средствами о делах, заслугах, а также о повседневной жизни умерших и др.

Особое явление в египетской архитектуре Нового царства — заупокойный храм царицы Хатшепсут, фараона-женщины (XV в. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри. Он раскинулся на трех террасах, его залы с фасадами-портиками были высечены в скалах. Двери в храме инкрустированы бронзой, полы выложены золотыми и серебряными плитами. Особенностью интерьеров храма было обилие (более 200) скульптур царицы; Хатшепсут представала в разных образах: фараона, бога Осириса, сфинкса.

Что касается собственно гробниц, то со времен Древнего царства их оформление менялось лишь в деталях. В росписях Среднего царства появились колерные полутона, а в Новом царстве в дополнение к этому отмечаются отступления от практиковавшегося не одно тысячелетие канона «нескольких точек зрения» позы персонажей стали более разнообразными. Однако подобные отступления допускались только при изображении менее значимых фигур. Также к концу Нового царства в гробницах исчезают росписи потолков и фризы с изображением нанизанных на «шнур» цветов и плодов.

Жилые интерьеры

Наиболее информативно представить устройство и оформление дворцов и жилых домов периода Нового царства позволяют раскопки города Ахетатона (совр. Тель эль-Амарна). Это была новая роскошная столица, основанная фараоном Аменхотепом IV (1350–1334 гг. до н. э.). Он объявил единым египетским божеством бога Солнца Атона (изображался в виде солнечного диска) и взял себе имя Эхнатон («Полезный для Атона»). Новая столица стала называться Ахетатон («Небосклон [горизонт] Атона»). Спустя примерно 15 лет Аменхотеп IV умер. После смерти фараона старые религиозные каноны были восстановлены, столица возвратилась в Фивы, а город Ахетатон прекратил свое существование. Но в том-то и состоит особая ценность раскопок Ахетатона — здесь нет никаких позднейших наслоений, переделок и т. п.

Столица Аменхотепа IV располагалась вдоль Нила, в 287 км к югу от Каира. Условно Ахетатон разделялся на северную, центральную и южную части. В северной находились храмы, дворцы царской семьи и административные здания; центральную часть города занимали дома чиновников и торговцев и др., южную — дома придворных, квартал скульпторов и др. В гористой части был царский некрополь; рабочие некрополя жили в отдельном квартале, обнесенном стеной с воротами. Через весь город параллельно Нилу пролегала главная Царская дорога.

Дворцы

Дворцов семьи фараона в северной части города было несколько. Большой (главный) состоял из двух частей: одна предназначалась для проведения официальных церемоний, в другой располагался Царский дом. Они соединялись мостом над Царской дорогой. В этой же части города находились Северный прибрежный дворец и Южный; считается, что они символизировали Верхний и Нижний Египет. Южнее всех в этой части города был дворец, к концу правления Эхнатона принадлежавший старшей из трех его дочерей (в литературе он получил название Северный дворец).

Дворцы включали открытые дворы, залы и комнаты разного назначения, включая молельни, дворцовый сад; были также помещения для содержания домашнего скота и птиц. При этом повсюду выдерживалась строгая геометрия и четкое осевое построение. Крыши опирались на колонны. Как и в храмах, стены домов были глухими. Чтобы осветить интерьеры, как в храмовых гипостилях, колонны делали разной высоты, образуя два уровня потолков; в межуровневые пространства вставляли окна. Другой вариант: в жилой части Большого дворца две стены в одном из дворов поднимались не до самой крыши, между стеной и крышей устанавливались либо окна-решетки, либо ряд небольших колонок, служивших опорами для кровли. Благодаря такому устройству в расположенные за этими стенами коридоры поступал свет.

В устройстве дворцов бывали и свои особенности. Например, «изюминкой» наиболее хорошо сохранившегося Северного дворца (ил. 38) стал занимавший почти все пространство второго двора открытый прямоугольный пруд (2) глубиной 4,5 м.

Ил. 38. Северный дворец в Ахетатоне. План

Кстати, на плане этого дворца хорошо видно, что в первом открытом дворе (1) помещение справа (3) предназначалось для домашнего скота.

Дворцы Ахетатона продемонстрировали приемы внутреннего убранства, которыми пользовались египтяне Нового царства[23].

Во-первых, это использование рельефов. Обнаружено множество фрагментов рельефов с изображением оленей, лошадей, уток, слуг, спящего человека, иноземцев и др.

А, во-вторых, декоративные росписи. По нижнему уровню стен обычно проходил фриз-цоколь, высотой ок. 30 см, окрашенный в красный, синий или белый цвет; выше поверхность стены оформлялась по-разному. Например, в одном протяженном (15,4×6,4 м) колонном зале над подобным фризом располагалась живописная «лента»[24], в которой слева направо развертывалось целое повествование (ил. 39(1–9); вверху «лента» приведена в масштабе 1:10, ниже представлены фрагменты (1–5) в масштабе 1:2).

Ил. 39. Живописная «лента» на стене одного из помещений Царского дома

Вверху — живописная «лента», м-б 1:10. Ниже — фрагменты (1–5) живописной «ленты», м-б 1:2

Открыватели этой живописи предположили, что речь идет о подготовке к приезду хозяина. Сначала (ил. 39, вверху, слева направо) видна открытая дверь (1); чуть поодаль служанка подметает пол (2), следуя за другой, которая обрызгивает пол водой (5). Между этими фигурами запечатлены торопящийся управляющий с палкой (3) и поспешающий за ним озабоченный, с поджатыми губами повар (4), в обеих руках он держит небольшие подставки с яствами. Еще дальше — группа из двух больших украшенных чаш на подставках (6). Следующее изображение (7) из-за сильных утрат трудно интерпретировать. И сразу затем сцена, в которой посыльный сообщает привратнику о близости хозяина (8). Дальнейшее повествование разворачивается на соседней стене, поскольку в углу, на стыке стен, видны ноги приближающихся лошадей (9). Сохранилась еще только одна жанровая сцена, в которой слуга, зажав под левой рукой щетку, что-то объясняет, жестикулируя, сидящему перед ним на невысоком возвышении человеку. Из-за разрушений понять, как в этом помещении была декорирована стена выше, невозможно.

Художественные росписи были настолько популярным декорационным приемом, что ими украшали также полы. В частности, в упомянутом зале с колоннами был удивительной красоты живописный пол, и более того, можно говорить о замечательном синтезе архитектурного и живописного решений. Роспись этого пола (ил. 40) состояла из двух симметричных частей (ил. 40.1) с проходом (А) между ними.

Ил. 40. Живописный пол в помещении с живописной «лентой» на стене

1. Схематический рисунок одной из двух симметричных частей. А — проход между частями с поверженными врагами; Б — пруд; В — «берег» с растительностью, утками и бычками»; Г — орнаментальный фриз с букетами. 2. Фрагменты изображения «берега»

В проходе были изображены связанные и поверженные на пол враги — африканцы и азиаты, которых проходившие всякий раз попирали ногами. В центре каждой из симметричных частей представлен прямоугольный пруд с плавающими в нем рыбами и цветущими лотосами (Б). Пруды обрамлены декоративными рамами — «берегом» с растительностью, утками и бычками (В). Далее — орнаментальный фриз с букетами (Г). Колонны зала стояли в точности по «берегу» пруда, в геометрически очерченной полосе, среди изображенных здесь зарослей и взлетевших над ними уток (ил. 40.2). При этом сами колонны имитировали связки тростника, под их капителями были изображения уток, висящих вниз головой; стволы — желтые, листья у основания стволов и в капителях — коричневато-розовые.

Колонны, служившие опорой для перекрытий, в изобилии представлены во всех обширных египетских сооружениях. Как и в храмах, в жилых интерьерах колонны-опоры являлись объектами особого художественного внимания, но здесь их оформление получает еще большую изобретательность и утонченность. Фрагменты колонн, найденные в сооружениях Большого дворца, поражают разнообразием. Но во всех случаях стволы окрашены в желто-оливковый, а «листья» капителей в коричневатые и ярко-розовые цвета. В некоторых частях дополнительно применяли глазурованные плитки светло-зеленых, коричневых, красновато-коричневых и желтых оттенков. На колоннах встречались (и это тоже уже отмечалось) изображения, например, уток, а также вырезанные в углублениях иероглифы, окрашенные в синий цвет; возможно, в аналогичных углублениях использовалась также бронза и стекло. В пальмовидных колоннах капители вдоль «листьев» нередко инкрустировались цветными глазурованными плитками с изображенными на них растениями и цветами: чаще это чертополох на зеленом фоне, а также маргаритки, папирус; промежутки между плитками были позолочены. В более совершенных подобных капителях вставками служили дорогие камни, которые устанавливались в золотые гнезда (ил. 41).

Ил. 41. Инкрустированная капитель колонны

Своим блеском, сиянием, яркими цветами, ювелирными включениями эти колонны привносили в интерьеры особенный изыск.

В одном из дворов-садов Царского дома уникально оформленные колонны поддерживали навес над колодцем. На поверхности их стволов были представлены фигуры фараона, его супруги и принцесс. Фигуры дополняли орнаментальные узоры: в верхней части — ажурная композиция в диагональную клетку, ниже — гирлянда из цветов лотоса, еще ниже — узор в виде чешуи. В другом месте аналогичный «набор» состоял из спиралей, лотосов и ломаных линий. В окраске использовались желтый, красный и синий цвета. При раскопках обнаружена также колонна, ствол которой обвивала поднимающаяся по нему виноградная лоза, при этом в расположении лозы и листьев не было никакой симметрии, одни листья вырезаны, другие гравированы.

Наряду с колоннами важным декоративным акцентом интерьеров было оформление дверных проемов. Отчасти сохранились обрамления дверных проемов комнат, выходивших в коридоры в Царском доме. Выполненные из известняка косяки и перемычки оформлены фризом и картушем бога Атона и др.

Карту́ш в древнеегипетских иероглифах — продолговатый закругленный овал, в котором написано имя царя; на это указывает горизонтальная линия внизу (при вертикальном расположении картуша) либо вертикальная сбоку (при горизонтальном расположении).

Изображения окрашены в желтый цвет, а выгравированные иероглифы в синий и красный. В других случаях в дверных косяках использовалась инкрустация глазурованными плитками.

В дворцах Ахетатона был применен и абсолютно новый вид декорации — инкрустация в камне. (Аналогичный способ декорирования также использовался в храмах Ахетатона.) В такой технике выполнены картуши, цветные иероглифические надписи и изображения: летящая утка, зеленый тростник и др. Чаще всего основой для инкрустаций служил твердый и гладкий белый известняк, но также кварцит, гранит и др. В инкрустациях — контрастные сочетания камней, например, в белом известняке — черный обсидиан, красный и черный кварцит, красный известняк, черный гранит; в желтом кварците — черный гранит; в красном граните — белый алебастр и др. Тонкие линии в ряде случаев, особенно в инкрустированных иероглифах, выполнялись из цветного стеклянного прута, в других — цветной глазурованной керамикой, а то и живописью.

Удивительны украшенные картушами Атона алебастровые стелы с несколько искривленными вершинами, слегка клонившимися на одну сторону.

Во дворце существовали и дворы-сады. В них деревья и цветы располагались на террасах, углублявшихся к центру. Кроны деревьев, посаженных ближе к середине, защищали от палящих лучей солнца цветы на периферии. По египетским правилам и деревья, и цветы размещались в квадратных огороженных и приподнятых «клумбах». На главной оси был устроен неглубокий (4,5 м) колодец, огороженный низким парапетом, с укрепленным над ним на столбах навесом, а в конце двора — приспособление, с помощью которого добывалась грунтовая вода. Стены двора-сада украшали росписи. На одной из стен нижняя часть живописной композиции (довольно плохо сохранившаяся) представляла озеро с лотосами, надсмотрщика и пастухов со стадом, петлю канала и парусные лодки на нем.

Богатые городские дома

Богатые городские жилые дома периода Нового царства[25] располагались в середине участка, огороженного внешней стеной, и возвышались на слегка приподнятой (на 30–60 см) платформе (считается, что это было необходимо из-за регулярных наводнений). С северной стороны перед домом выкапывались квадратные ямы (4×4×4 м); возможно, эти ямы были необходимы при регулярных разливах Нила, и в садах они использовались как пруды. На участке, помимо садов, существовали колодцы, закрытые дворы и др.

Вход в дом чаще всего находился на северной стороне дома, хотя его могли устроить и на восточной, и на западной, но никогда не делали на южной стороне. Несколько ступеней подводили к комнате, нередко выступавшей из прямоугольного объема сооружения. Планы домов были прямоугольными. Обычно четко прослеживаются входная, общая, жилая и вспомогательная (хозяйственная) части (ил. 42).

Ил. 42. Планы богатых домов в Ахетатоне

Основным помещением входной зоны была открытая к северу лоджия, в отдельных случаях встречались даже две лоджии, по двум сторонам дома. В общей части дома главным был зал, с одной, двумя или четырьмя колоннами, благодаря которым его потолок оказывался приподнятым по сравнению с потолками соседних помещений. Подобная конструкция позволяла разместить вверху стены, под потолком, небольшие окна. Это защищало от яркого и палящего солнца, к тому же поступавший сверху свет оказывался мягко рассеянным. Египетские окна, как уже отмечалось, представляли собой своего рода решетки, декорированные в верхнем регистре, например, двумя иероглифами «жизнь», фланкированными по сторонам двумя сфинксами (см. ил. 30). Примерно в середине зала находился очаг, а у стены, расположенной ближе к нему, невысокое возвышение в виде скамьи. Особенностью зала являлась также ниша, напоминавшая «ложную дверь» заупокойных храмов, окрашенная в красный цвет; ее местоположение не было фиксированным, но ее никогда не делали на северной стене. Жилая часть включала проходные и изолированные помещения. Расположенные в глубине дома, они оказывались хорошо защищенными от зноя. Лестница в середине дома вела на крышу, где можно было наслаждаться прохладными ночами. Помещения под лестницей использовались для хозяйственных нужд.

Рассмотренная планировка была относительно типовой, хотя встречались дома с некоторыми отклонениями от подобной схемы. В частности, таким исключением был один из самых крупных жилых домов (ил. 43) города.

Ил. 43. План большого дома с фресками в Ахетатоне

Именно в нем обнаружена нижняя часть знаменитой стенной росписи с изображением принцесс, фигуры которых сохранились полностью (ил. 44).

Ил. 44. Фрагмент стенной живописи с изображением принцесс

Наряду с локальными цветами, типичными для древнеегипетской росписи, здесь использованы также полутона. В этом же доме были найдены и другие нижние части живописного убранства стен, например, сцена с коленопреклоненными азиатом и африканцем, между которыми находилась чаша на подставке, и др.

Дома горожан

Дома обычных горожан — как правило, 10×8 м, с глухим фасадом и с внутренним двориком. Возведенные из того же сырцового кирпича и перекрытые настилами из пальмовых стволов, дома были недолговечны. Потолочные настилы укладывали прямо на стены, поэтому пролеты между стенами составляли всего 2–3 м, и комнаты оказывались небольшими Помещения располагались с учетом того, чтобы свет в комнаты проникал через дверные проемы со стороны внутреннего двора, хотя встречались также планировки с темным коридором (считается, что такие дома много комфортнее в жару). Стены штукатурили. А затем, по штукатурке их могли покрасить одним цветом (красным, голубым, желтым) или расписать.

Крышу использовали как террасу.

Садов не было, но сад могли заменить одно-два дерева, причем даже выращиваемые в ящиках.

Наполнение жилых интерьеров

Образ интерьеров, наряду с устройством и оформлением поверхностей, во многом определяется присутствием в них различных предметов, необходимых в быту: мебели, осветительных приборов, домашней утвари и т. д. и т. п. Разнообразие, художественные достоинства и качество предметов в интерьерах Древнего Египта были поразительными[26].

Мебель. Предметы древнеегипетской мебели[27] представлены в росписях и рельефах, а также сохранились в гробницах. Почти все они — это первые в истории человечества образцы хорошо известных сегодня типов мебели.

Ил. 45. Древнеегипетская мебель для сидения

1. Скамья. 2. Стул с подлокотниками. 3. Мягкие сидения. 4. Трон с вогнутым сидением из гробницы Тутанхамона

Мебель для сидения (ил. 45). Благодаря жаркому климату древние египтяне могли сидеть прямо на земле, о чем свидетельствуют изображения, в том числе соответствующие скульптурные. Известны также изображения, в которых древние египтяне выполняют какую-либо работу, сидя на корточках. Понятно, что в таком случае удобными оказались низенькие скамеечки. Они-то и стали самыми ранними образцами мебели для сидения. Древнеегипетская мебель демонстрирует все этапы усовершенствования мебели для сидения: скамьи (ил. 45.1), стулья со спинкой, которые считались привилегией богатых домов (см. ил. 17 и 18), устройство подлокотников (ил. 45.2), наконец, появление мягкой мебели — подушку укладывали на поверхность сидения или прикрепляли к раме (ил. 45.3). По росписям в гробницах известны также складные табуреты с Х-образными ножками и вогнутой по форме тела поверхностью сидения (см. ил. 18). Х-образные ножки делали и мягкой мебели (ил. 45.3b); такие ножки и вогнутое сидение стали использовать и в тронах со спинкой (ил. 45.4). Ножки в мебели для сидения могли быть прямые (ил. 45.2), в виде звериных лап (ил. 45.1 и др.), могли сопровождаться различно выполненными «сюжетами» с унижением врагов.

Столы. Обеденный стол бывал небольшим, предназначался для одного-двух человек. Он состоял из центральной опоры-колонны и круглой крышки (см. ил. 18). Такой стол можно было легко переносить. Широко бытовали также различные столы-подставки (ил. 46.1).

Ил. 46. Предметы древнеегипетской мебели

1. Переносной столик. 2. Кровать. 3. Подголовник. 4. Кровать в форме животного. 5. Складная кровать (с поднимающимися ножками)

Кровати. Первыми кроватями человечество тоже обязано Древнему Египту. Они имели форму деревянной рамы на ножках. Ножки-опоры выполнялись обычно в виде звериных лап, направленных вперед, внутри натягивалась плетеная из растений циновка или ремни (ил. 46.2). Кровати могли придать форму животного, на спине которого устраивалось ложе (ил. 46.4). У складной походной кровати ножки можно было подтянуть к раме (ил. 46.5). «Подушка»-подголовник (ил. 46.3) позволяла сохранить прическу. Сеть в виде полога, укрепленная над кроватью, защищала от змей и опасных насекомых, в том числе скорпионов.

Сундуки. Домашние предметы хранили в сундуках (ил. 47).

Ил. 47. Сундук

Их изготавливали из дерева, в форме параллелепипеда на ножках, крышка бывала выпуклая или двускатная. Украшали сундуки яркими сюжетными росписями и орнаментами. Благодаря относительно большим красочным поверхностям они оказывались важным художественным компонентом интерьера.

Творческая фантазия древних египетских мастеров далеко опережала развитие инструментария, с помощью которого изготавливали мебель в Древнем Египте, и подталкивала его развитие. Чтобы скрыть несовершенные конструктивные узлы, изделие покрывали толстым слоем замазки, поверх которой наносили белую или цветную краску, а затем предмет мебели расписывали яркими красками или украшали керамическими вставками, полудрагоценными камнями. Иногда поверхность мебели покрывали листами прочеканенного и украшенного золота (эта техника пришла из Месопотамии); так, в частности, сделан трон с вогнутым сидением Тутанхамона (см. ил. 45.4). Мотивами украшения мебели служили: символические солнечный диск, скарабей, лотос, папирус и т. п., древнеегипетские орнаменты и порой сюжеты (в них использовался канон представления образа людей и животных одновременно с нескольких точек зрения изображения). Цвета были яркими чистыми: красный, желтый, черный и белый, коричневый, голубой, зеленый.

Наряду с мебелью, изготовленной из дерева, в интерьерах присутствовали плетеные предметы: корзины, короба и др.

Мы не знаем, как египтяне расставляли мебель. Не исключено, что их выраженное пристрастие к симметрии проявлялось и в расстановке мебели.

Осветительные приборы. В дневное время, как мы видели, помещения освещались сквозь решетчатые окна под потолком или через дверные проемы. Для освещения помещений в темное время уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте стали использовать масляные лампы, так что египетские масляные лампы являются самыми древними в мире. Это, как правило, глиняный сосуд с маслом, в который опускали плавающий фитиль. На протяжении долгой истории подобные сосуды делали из глины, из камня. Они бывали самых разных видов[28]: ступа, широкая шаро — или овалообразная миска-«соусник», широкая тарелка и др. Но существовали также светильники, известные по изображениям и артефактам, найденным в гробницах (ил. 48), про которые не установлено, относились они к культовым или бытовым.

Ил. 48. Тройной светильник из гробницы Тутанхамона. Алебастр

В Среднем царстве для многих светильников характерна антропоморфная форма, например светильник покоится на голове известняковой статуи карлика Беса или на ладони руки, прикрепленной к стене.

В Новом царстве фигуративными становятся лишь основания светильников, разнообразнее материал и техника исполнения.

Благодаря стабильной температуре и влажности в гробницах сохранилось немало тканей, циновок, ковров, больше, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых.

Текстиль. Еще в додинастическом периоде египтянам были известны шерсть и конопля, но самым востребованным сырьем являлся лен. Из льна изготавливали ткани, и уже в древнейшие времена техника ткачества была достаточно высокой. Например, на фрагменте льняной многоцветной ткани, сохранившейся от додинастического периода, изображены лодки и сцены охоты на гиппопотама.

В интерьерах текстиль использовали в обивке мягкой мебели: обтягивали подушки и тюфяки, которыми устилали сиденье; иногда «обивкой» служил кусок ткани, сложенный в несколько слоев. Ткани использовались как покрывала. Разнообразнейшие одежды египтян (они в обилии представлены на фресках в гробницах, в папирусах) свидетельствуют как о роли текстиля в их жизни, так и о высочайшем уровне древнеегипетского ткачества.

Циновки. Из льна, а также из тростника плели также циновки. Египетские мастера умели выполнять искуснейшие узоры плетения; впоследствии их нередко использовали как декоративный орнаментальный мотив в живописи и рельефах. Простейшими узорами были розетки, пальметты.

Ковры. Стены интерьеров могли украшать коврами. Сохранился ковер времени Нового царства с проложенными по его краю нитями, на которых он висел. На нем в орнаментальной россыпи цветов изображен царский картуш.

Изделия из кожи. Изготавливали предметы для интерьера и из кожи. Дубить и окрашивать кожу (преимущественно в красный или желтый цвета), делать из нее разные предметы египтяне умели еще с додинастических времен. Сохранился, например, кожаный занавес — Траурный полог (ок. 1050 г. до н. э.). Его размеры — 2,45×2,15 м. Основная часть занавеса состоит из трех полос синей кожи: на средней «распростерли крылья» грифы, синие полосы по сторонам усеяны желтыми звездами. Основную часть окаймляет шашечный узор из зеленой и красной кожи, который чередуется с орнаментальными бордюрами. В бордюрах — скарабеи с раскрытыми крыльями, царские картуши, антилопы с подогнутыми ногами, цветы папируса и тексты. Фигуры и иероглифы вырезаны из кожи и пришиты.

Керамика. В египетских жилых интерьерах было немало разнообразных изделий из керамики. Прежде всего это глиняная керамическая утварь, которой здесь пользовались уже в 5-м тысячелетии до н. э. В додинастическом периоде еще ручным способом изготавливали сосуды разнообразной формы, в том числе фигурные (в виде гиппопотама, ежа, птицы или женской фигуры); они бывали расписными, например красные с белым рисунком или желтоватые с фиолетовым. Примерно с начала Древнего царства появился гончарный круг и печи для обжига. Изделия по-прежнему были исключительно разнообразными (ил. 49.1).

Ил. 49.

1. Глиняный горшок с изображением скачущей лошади, XVIII династия. 2. Коробочка и фишки из фаянса для древнеегипетской настольной игры сенет; принадлежала фараону Аменхотепу III (Бруклинский музей). 3. Полихромный стеклянный сосуд в форме рыбы, XVIII династия (Британский музей). 4. Голова царицы из светло-синего стекла с париком из темно-синего стекла (инкрустированные глаза и брови утрачены), XVIII династия

Но со временем глиняную посуду стала вытеснять металлическая. В интерьерах Нового царства, наряду с керамикой собственного производства, была обильно представлена привозная крито-микенская керамика.

Египетский фаянс. Уже со времени Древнего царства египтяне умели создавать цветные и расписные изделия, очень похожие на керамические, которые получили название «египетский фаянс». В их основе плавленый порошок кварца с некоторыми добавками и красителями, изделия покрыты стекловидной глазурью. Таким способом делали сосуды — чаши, блюда, кубки и др., причем на некоторых из них можно видеть картуши с надписями. По этой же технологии изготавливали элементы убранства для интерьера: яркие облицовочные плитки, которыми в ряде случаев украшали стены или колонны (о них говорилось ранее); декоративные архитектурные элементы; различные изделия (ил. 49.2). В частности, со времени Древнего царства в Египте были известны маленькие круглые фаянсовые игорные столики. Обычные цвета египетских изделий из фаянса — синий и зеленый, реже встречаются фиолетовый, коричневый, красный, черный. Достаточно редки белый и желтый; их трудно было получить во все времена.

Изделия из стекла. Свою лепту в образы древнеегипетского интерьера вносили также разнообразные изделия из стекла. С древнейших времен из стекла изготавливали бусы, перстни, амулеты, подвески для ожерелий, трубки, сосуды и т. п. Но в период Нового царства художественное стекло уже использовалось и для убранства интерьера. Известны скульптуры из стекла, порой довольно крупных размеров. Представление о них дает женская голова кон. XVIII династии (ил. 49.4): у нее светло-синее лицо и темно-синий парик (соединенные способом, неизвестным современным стеклоделам), глаза и брови были инкрустированы (ныне утрачены), волосы подхвачены золотой повязкой (утрачена).

Убранство интерьеров Нового царства составляли также изысканные по форме стеклянные цветные чаши, флаконы и флакончики, сосуды, фляги и др., выполненные разными способами. Они могли быть почти однотонными, как например, стеклянная чаша с именем Тутмоса III — синяя, с темно-синим и желтым узором. Но могли быть полихромными, перистыми. В этом случае тесто из стекла окрашивали фриттой в синий цвет.

Фритта — это измельченное или дробленное стекло; синяя или голубая египетская фритта содержит соединения меди, извести, кварца.

Нанеся его на форму, поверх выкладывали узоры из стеклянных разноцветных нитей (синих, зеленых, желтых, красных, белых, черных). Потом изделие катали по отполированной поверхности, так что узоры вдавливались в массу теста. Существовали и другие техники получения перистого стекла, к примеру, у сосуда в форме рыбы (ил. 49.3) из дворца в Ахетатоне синие, белые, желтые чешуйки сделаны выпуклыми. Наконец, изделия из стекла могли быть почти прозрачными аметистового цвета с желтым и белым узором; впрочем, считается, что египтяне не стремились создавать прозрачное стекло.

Изделия из камня. Украшением интерьеров являлись также художественные изделия из камня: шкатулки, светильники, игральные диски, а также блюда, вазы, кувшины, кубки и другие сосуды (ил. 50).

Ил. 50. Древнеегипетские сосуды из камня

Их выполняли из известняка, базальта, алебастра, шифера, потом и из мрамора. В более архаические времена использовали твердые породы камня; в них мастера старались подчеркнуть красоту собственно камня и формы. Позднее стали употреблять более мягкий камень, и на изделиях появился декор (рельефы и др.). Во все времена предметы из камня тщательно шлифовались.

Изделия, выполненные из разных материалов. Существовали также изделия, в которых объединялись детали, выполненные из разных материалов и в разных техниках. Например, дворец Рамсеса III в Мединет-Абу (Новое царство) украшало профильное изображение головы фараона, выполненное из красного стекла с париком из синего фаянса.

Яркие и разнообразные предметы из керамики, фаянса, стекла, камня значительно оживляли жилые интерьеры Древнего Египта, сообщали им человеческий масштаб и жизнерадостную ноту.

Благовония. Наконец, важнейшей особенностью древнеегипетских интерьеров было использование благовоний, которые привносили в помещения тонкие и изысканные ароматы, создавая в них особенную эмоциональную атмосферу.

Подводя итоги, можно сказать, что египетские жилые интерьеры воплощали в себе, во-первых, интересные архитектурные решения, в которых использовались колонны, разноуровневые потолки, дозированное поступление света, и, во-вторых, цельное и изысканное художественное оформление: разнообразные росписи стен, полов, колонн, рельефы, инкрустации камнем и др. Порой в этих интерьерах добивались уникального синтеза архитектурных и живописных решений. Значимую роль играло их наполнение: цветная яркая мебель, изысканные ткани, настенные ковры, циновки на полу, а также художественные предметы, выполненные из керамики, стекла, камня и др. Характерной чертой художественного оформления являлись цветные иероглифические надписи, которые использовались повсюду. Свою особую ноту в древнеегипетские интерьеры привносили благовония.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969. С. 33. Цит. по: Павлов Н.Л. Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта // Художественные модели мироздания. Книга 1. М., 1997. С. 34.

14

[Рассказ Синухе], 300–309 // Проза и поэзия Древнего Востока. М., 1973. С. 49–50.

15

Сфинксов в Древнем Египте было множество. Впоследствии их вывозили в крупные европейские города. В Санкт-Петербурге ими украшена пристань перед Академией художеств.

16

Архитектура пирамид. Всемирное культурное наследие. Учебник. СПб, 2015. С. 96, 100.

17

Цит. по: Виппер Р. Древняя Европа и Восток. М., 1914. С. 45.

18

[Рассказ Синухе], 285–288. Указ. соч. С. 49.

19

[Прославление писцов] // Проза и поэзия Древнего Востока. Указ. соч. С.103.

20

Раскопки проводил в конце XIX в. известный английский археолог Флиндерс Питри. См.: Kathryn, A. Bard: The Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. London and New York, 1999. P. 516–520 (https://www.academia.edu/1924147/Kathryn_A_Bard_The_Encyclopedia_of_of_the_Archaeology_of_Ancient_Egypt).

21

[Рассказ Синухе], 56 // Проза и поэзия Древнего Востока. М., 1973.

22

Карелин Д.А., Куликова И.Б. Сады в Древнем Египте // Сады: символы, метафоры, аллегории. М., 2010.

23

Первые раскопки Ахетатона осуществлялись под руководством английского археолога Ф. Питри. Результаты их опубликованы в кн.: Petrie W.M.F. Tell Tl Amarna. London, 1894. Reedicion Thotweb 2008.

24

Археологи едва успели ее зарисовать, поскольку через несколько часов после очистки живопись стала разрушаться.

25

По материалам раскопок Ахетатона.

26

См.: Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982 и др.

27

Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981; переизд М., 2016 и др.

28

Звонков О.С. Алебастровые лампы из гробницы Тутанхамона в контексте эволюции древнеегипетских светильников (http://jurnal.org/articles/2014/iskus8.html).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я